Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы работы определяется необходимостью научного осмысления и законодательного разрешения целого ряда теоретических и практических задач в сфере правового обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации. На сегодняшний день в нашем обществе сложилось единое мнение относительно того, что инновационная деятельность выступает одним из ведущих направлений развития экономики, необходимым условием перехода к новой, постиндустриальной стадии экономического развития и является обязательным атрибутом рыночных отношений. Решение обозначенных российским законодателем задач, связанных с необходимостью формирования в России инновационной модели экономического развития, невозможно без разработки четкого механизма правового регулирования в инновационной сфере и изменения подхода к государственной инновационной политике в целом.
Правовое регулирование инновационной деятельности является очень важным на современном этапе развития российского общества. Данное регулирование осуществляется на различных уровнях и включает в себя нормы различных отраслей права.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере инновационной деятельности, а также вопросы правовой структуризации и систематики.
Предмет исследования – правовые нормы отечественного законодательства в инновационной сфере, теория и практика их применения, проекты федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты инновационных отношений, а также существующие подходы юристов и экономистов к различным проблемам, связанным с правовым регулированием инновационной деятельности в Российской Федерации.
Цель работы обуславливается объектом и предметом исследования и состоит в осмыслении и развитии правового регулирования инновационной деятельности.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:
изучить общую характеристику инновационной деятельности;
раскрыть основы правового регулирования инновационной деятельности;
рассмотреть правовое регулирование инновационной деятельности предприятия ПАО «НК Роснефть»;
выявить проблемы в управлении инновационным развитием предприятия ПАО «НК Роснефть»;
разработать рекомендации по совершенствованию управления инновационным развитием ПАО «НК Роснефть».
Теоретическую основу исследования составляют труды ученых: О. А. Городов, С.В. Романчук, М.А. Костенко, В.В. Яровая, И.В. Ершова, Т.В. Ефимцева, О.М. Олейник, С.А. Зинченко, Г.И. Колесник и другие.
Методологическую основу данной работы составляют научные методы двух групп: частно-научные, характерные для юриспруденции и экономической теории и общенаучные, носящие универсальный характер и применяемые в рамках широкого спектра общественных наук.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Общая характеристика инновационной деятельности
Под «инновацией» подразумевается технологический и в большинстве случаях коммерчески реализованный, состоявшийся продукт либо услуга, который отличается по характеристикам от сделанного ранее.
Исторически впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях XIX века, в то время он сводился к введению некоторых элементов одной системы в другую. Далее подходы к трактовке данного понятия претерпевали различные изменения .
Инновации – это развивающийся, интегрированный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности предприятия. И здесь инновации представлены как процесс.
Инновационное развитие – это наиболее перспективный способ управления в современных условиях, который быстро основан на непрерывном поиске и использовании новых методов и областей реализации потенциала предприятия в изменяющейся среде .
Инновационной деятельностью является деятельность, которая направлена на применение результатов научных разработок и исследований, способствующих обновлению и расширению номенклатуры и улучшению качества производимой продукции или оказываемых услуг, усовершенствованию технологии их производства, чтобы в дальнейшем их внедрить и эффективно реализовывать также на зарубежных рынках .
Таким образом, инновационная деятельность предполагает большой комплекс, научных, организационных, технологических, коммерческих и финансовых мероприятий, и именно вместе они приводят к различным инновациям. Представим в виде схемы инновационную деятельность. Для этой цели обратимся к рис. 1.
Рис. 1. Стадии инновационной деятельности
В результате, можно сделать вывод о том, что инновации, инновационное развитие и инновационная деятельность имеют большое влияние на стратегию развития бизнеса и предприятия в целом.
Таким образом, инновационное развитие имеет важное значение на этапах конкуренции и создает ценность для предприятий, которая заключается в применении конкретной инновации на практике с целью достижения определенного экономического эффекта. Такая деятельность, требуют инвестирования в финансовые, временные, материальные и интеллектуальные ресурсы.
Процесс управления инновационным развитием предприятия является важным элементов в деятельности любой современной компании. Инновационный процесс, а также интеллектуализация факторов производства, которые считаются в классической экономической теории основными, являются в экономике знаний основным компонентом, способным обеспечить конкурентоспособность предприятия как на микро–, так и на макро– уровне. Иными словами, одним из главных факторов успеха конкурентоспособного предприятия в современных рыночных условиях является внедрение инноваций в производственный процесс.
Рассматривая процесс управления инновационным развитием предприятия, необходимо выделить его принципы, элементы, этапы, задачи .
В современных условиях процесс инновационной деятельности предприятия должна соответствовать основным принципам (рис. 2)
Рис. 2. Основные принципы инновационной деятельности предприятия
Данные принципы важно учитывать и выполнять в ходе практической реализации проекта или программы по управлению инновационной деятельности предприятия.
Организацию процесса управления инновациями на предприятии можно представить в виде схемы (рис. 3).
Рис. 3. Организация процесса управления инновациями на предприятии
Итак, организация процесса управления инновациями на предприятии включает как минимум 10 шагов, которые необходимо выполнить для эффективной реализации инновационного проекта или программы.
1.2. Законодательное регулирование инновационной деятельности
Инновационное развитие экономики страны регулируется с точки зрения права, регулирование происходит между взаимоотношениями субъектов инноваций и других участников инновационного процесса. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности предполагает:
установление правовых норм взаимоотношений субъектов;
охрану прав и интересов субъектов, например, авторских прав;
охрану прав владения, пользования и распоряжения результатами научно-технической деятельности инновационного характера;
защиту промышленной и интеллектуальной собственности
заключение договоров в области научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проектов и изысканий, по оказанию услуг для развития инновационной деятельности;
заключение контрактов с инвесторами.
Первые НПА в сфере инноваций относятся к 1990-м годам. Тогда юристы в России имели слабое представление о содержании и формах данного вида деятельности. Плановая экономика имела другие формы организации и внедрения изобретений и новшеств. Научно-исследовательская работа являлась продолжением научно-технической деятельности и являлась функцией государства. Инновационная деятельность является предпринимательской. Поэтому в 1990-е годы применялись нормы, регулирующие науку и научную деятельность, и нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность .
По прошествии времени стало ясно, что инновационная деятельность имеет четко выраженную специфику, поэтому необходимы специальные законы и подзаконные акты.
На сегодняшний день нельзя говорить о сформированной, последовательной нормативно-правовой базе в области инноваций в России.
Поскольку системный подход к формированию нормативно-правовой базы в инновационной деятельности отсутствует, тормозится развитие самой инновационной деятельности. Субъекты РФ пытаются принимать правовые документы на уровне регионов и устранить этот недостаток.
Сложность разработки нормативно-правовой базы зависит от нескольких причин, в том числе и от различной трактовки понятий «инновация», «инновационная деятельность», «государственная инновационная политика».
Правовые исследования в области инноваций не так широки, как экономические. Действительно, инновационная тематика имеет экономические корни, и тема разрабатывалась по большей части экономистами. Но в последнее время ученые пришли к выводу, что изучать инновации необходимо комплексно, в том числе и с правовой точки зрения.
Юристы указывают на то, что необходимо создать четкий механизм правового регулирования инноваций, как одного из главных элементов экономических реформ.
Пока в современной правовой доктрине нет темы инноваций, поэтому право вынуждено решать возникшие ситуации, опираясь на имеющуюся нормативно-правовую базу.
Экономика призвана сформировать систему знаний относительно сущности инновационной деятельности как экономического явления. Юриспруденция должна осмыслить инновационную деятельность с точки зрения правоведения.
В законодательстве РФ имеется большое число разрозненных НПА так или иначе регламентирующих инновационную деятельность. Часто они противоречат друг другу. Нужно упорядочивание НПА, одним из способов является систематизация законодательства. Каждый год в России принимается около 2 тысяч НПА, половина из них имеет инновационную тематику. То есть массив НПА огромен, и найти нужный документ, касающийся той или другой стороны инноваций довольно сложно, а изучить этот документ во взаимосвязи с другими нормами права тем более. Только систематизация законов, подготовленная юристами и правоведами, способна облегчить работу .
Необходимо провести подробный анализ НПА, касающихся инноваций, собрать их воедино и объективно оценить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, определить и устранить проблемные зоны в законодательстве.
Работа по формированию систематизированной нормативно-правовой базы идет, кроме этого, в последние годы принят ряд значимых документов, которые касаются инновационной сферы и регулирования отношений между субъектами в ней. Огромная роль в этом вопросе отводится региональным властям.
Правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и интеллектуальной собственности относится исключительно к ведению РФ, так как это важные общественные отношения и в них заинтересованы все субъекты, поэтому необходимо единое правовое пространство в области гражданско-правового регулирования на всей территории РФ.
В других государствах законодательство об интеллектуальной собственности, патентной службе централизовано, так как единое правовое регулирование служит интересам личности и государства в целом.
Правовое регулирование отношений в сфере ин
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев, А.А. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Алексеев. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 247 c.
2. Алексеев, А.А. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Алексеев. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 247 c.
3. Байтасов, Р.Р. Инновационный менеджмент: курс лекций / Р.Р. Байтасов. – РнД: Феникс, 2015. – 301 c.
4. Бараненко, С.П. Инновационный менеджмент / С.П. Бараненко. – М.: Центрполиграф, 2018. – 320 c.
5. Барышева, А.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.В. Барышева, К.В. Балдин, М.М. Ищенко. – М.: Дашков и К, 2015. – 384 c.
6. Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / Ю.М. Беляев. – М.: Дашков и К, 2016. – 220 c.
7. Василевская, И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / И.В. Василевская. – М.: Риор, 2017. – 480 c.
8. Володина, О.А. Стратегический и инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.А. Володина. – М.: Academia, 2019. – 446 c.
9. Вьюгина, Л.К. Инновационный менеджмент. Структурные схемы и таблицы: Учебное пособие / Л.К. Вьюгина. – М.: Юнити, 2015. – 103 c.
10. Грибов, В.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.Д. Грибов, Л.П. Никитина. – М.: Инфра– М, 2015. – 112 c.
11. Данилина, Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: Учебник для бакалавров / Е.И. Данилина, Д.В. Горелов и др. – М.: Дашков и К, 2016. – 208 c.
12. Дармилова, Ж.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для бакалавров / Ж.Д. Дармилова. – М.: Дашков и К, 2016. – 168 c.
13. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Юнити, 2017. – 496 c.
14. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Юнити, 2016. – 391 c.
15. Жданкин, Н.А. Инновационный менеджмент (для бакалавров) / Н.А. Жданкин. – М.: КноРус, 2017. – 191 c.
16. Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент: Практикум / В.М. Кожухар. – М.: Дашков и К, 2015. – 200 c.
17. Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.М. Кожухар. – М.: Дашков и К, 2016. – 292 c.
18. Козлов, В.В. Инновационный менеджмент в АПК: Учебник / В.В. Козлов, Е.Ю. Козлова. – М.: Инфра– М, 2017. – 272 c.
19. Корчин, О.П. Инновационный менеджмент / О.П. Корчин и др. – М.: Русайнс, 2019. – 144 c.
20. Кузнецов, Б.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов. – М.: Юнити, 2016. – 367 c.
21. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: Уч. / В.Г. Медынский. – М.: Инфра–М, 2018. – 96 c.