Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Позитивному вхождению подрастающего поколения России в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детских общественных движений, дающая возможность выбора среды общения, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.
Включение детей и подростков в реальные общественно-значимые отношения спо¬собствует приобщению их к общечеловеческим, гражданским ценностям, развитию ини¬циативы социального, лидерского, творческого потенциала. Общественные объединения самого разного уровня выступают для детей и молодежи прообразом многогранного про¬явления общественной и гражданской позиции.
За последние годы детские общественные объединения в РФ претерпели ряд серь¬езных изменений. Современные детские общественные движения характеризуются демонополизированностью, вариативностью по направлениям деятельности, разнообразием форм и механизмов реализуемых программ и проектов. Детские общественные объедине¬ния стали не только особым социальным институтом общества, но и на деле доказали свою значимость и роль в процессе социализации подрастающего поколения.
На федеральном и региональном уровнях органы исполнительной власти и детские общественные объединения принимают совместные планы деятельности, программы ме¬роприятий по различным направлениям общественно-значимой деятельности. Государст¬венная поддержка общественных инициатив выражается в долевом финансировании про¬грамм и проектов детских общественных объединений, проведением конкурсов социаль¬но-значимых проектов.
Между тем, вопросы организации и социально-педагогического сопровождения де¬ятельности детского общественного движения остаются не до конца решенными. Основными причинами этой ситуации являются глубокие социально-экономические изменения, системный кризис традиционных институтов социализации молодого поколения (в пер¬вую очередь семьи, школы).
Как известно успешность совместной деятельности детей и взрослых связана с обо¬значением категории «поколение». Поколения являются социальными носителями ценно¬стей, определяющие противоречивые отношения в системе «отцы-дети». Именно детские общественные движения своей деятельностью способствуют интеграции усилий поколе¬ний в поддержке социальной активности юных граждан.
Решения этих проблем связано с задачей подготовки кадров организаторов детско¬го общественного движения, разработкой научно-методических рекомендаций для руко¬водящих и педагогических работников общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования.
Детское движение, являясь выражением общественно направленной организованной самодеятельности детей, обладает огромным социальным и воспитательным потенциалом. Детские общественные организации являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания. Исторический опыт мирового и отечественного детского движения представлен в трудах отечественных ученых: Н.Ф. Басова, М.В. Богуславского, И.Г. Гордина, Ф.Ф. Королева, М.В. Крупениной, В.А. Кудинова, Ю.В. Кудряшова, В.В. Лебединского, В.Г. Яковлева и др. Детские общественные объединения способствуют формированию общей культуры растущего человека, адаптации его к жизни в обществе, выявлению и реализации его потенциальных возможностей.
Проблемы детского объединения и детской организации на протяжении всей истории их существования исследовались учеными различных отраслей науки. Пионерское движение достаточно хорошо изучено в педагогической науке. Исследования Г.М. Иващенко, К.Д. Радиной, Г.С. Соколовой, Э.С. Соколовой, З.А. Ходоровской, Б.Е. Ширвиндта, А.П. Шпоны и др. посвящены вопросам связи школы и пионерской организации, изучению психолого-педагогических основ деятельности пионерской организации. Особенности влияния социальной среды на развитие личности рассмотрены в работах В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, Г.М. Иващенко, А.Н. Кирпичник, Р.А. Литвак, С.Н. Щегловой и др. В последние десятилетия явления, происходящие в детском движении на современном этапе, проанализированы в исследованиях Л.В. Алиевой, М.В. Богуславского, А.В. Волохова, А.Г. Кирпичника, Е.Н. Сорочинской, С.В. Тетерского, И.И. Фришман, Т.В. Трухачевой и др. Исследователи обосновывают в своих работах потенциал детских движений и организаций как носителей социальной активности детей и молодежи (А.В. Волохов, М.З. Ильчиков, М.С. Комаров, В.Т. Лисовский, А.А. Реан, Б.А. Смирнов, Д.И. Фельдштейн, И.И. Фришман и др.). Компоненты воспитательного пространства исследуют Л.В. Алиева, И.А. Зимняя, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Е. Чепурных и др.
Однако роль детских общественных организаций исследовалась недостаточно. Существуют проблемы в том, как может быть «вписана» деятельность РДШ в воспитательную систему образовательных учреждений.
Необходимость решения обозначенных задач побудила нас провести исследование возможности Российского движения школьников в формировании личности школьников.
Объект исследования: личность школьников.
Предмет исследования: условия развития личности школьников в деятельности РДШ.
Цель: обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника в деятельности РДШ.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы в исследовании поставлены следующие задачи:
— на основе анализа научной литературы уточнить содержание понятия «личность школьника»;
— выявить возможности РДШ для развития личности школьника;
Основные методы, используемые в ходе написания диссертации:
Теоретические методы:
— анализ литературы;
— теоретическое моделирование.
Практические методы:
— интервью с педагогами и участниками;
На практике значимость исследования связана с возможностью выстроить в школах воспитательную систему, с помощью которой у учащихся будет развиваться личность, самореализация, произойдет включение школьников в различные виды социально-значимой.
Глава 1. Теоретические основы процесса развития личности
1.1 Сущность понятия развития личности и факторы развития личности
XX в. явился тем историческим этапом, не отмеченным научно, с которым связано выделение личности из общности, признание ее самодостаточности. Это выделение логичнее всего связывалось с буржуазным индивидуализмом, который провозгласил и всячески утвердил самоценность личности, ее человеческое достоинство. Ни социология, начиная с О. Конта, ни идеалистическая философия духа, ни философия исторического материализма не отрефлексировали научно идеи личности как самоценного существа, тем более самодостаточной сущности. Социология, по своей сути, должна была изучать различные объединения людей, философия, включая теорию познания – логику и метафизику идей, сознание, исторический материализм классифицировал людей в зависимости от их отношения к средствам производства, прибыли, власти и т.д., лишь допустив определенную роль отдельных личностей в историческом процессе. В России рождение идеи личности тормозилось в силу господства идеи общинности в российском менталитете.
В советский период она выродилась в культ личности вождя советского народа. Поэтому зарубежная психология личности значительно опередила отечественную психологию, в которой рассматривались первоначально проблемы характерологии, явившиеся предпосылкой теорий личности. Эти проблемы почти одновременно разрабатывались А.Ф. Лазурским в России и Э. Шпрангером в Германии. Обращает на себя внимание тот факт, что если А.Ф. Лазурский дал необыкновенно богатую психологически красочную палитру характеров и даже их типологию (пока самую общую), то Э. Шпрангер перенес определение характеров из социальной области, области культуры, религии и т.д. [2, С.45]. Заключение
В деятельности Российского движения школьников присутствует самостоятельная активность и инициатива творческих способностей, а также они выполняют социально-значимую и признаваемую деятельность, что показано в проектах, которые ребята представили на III городском Фестивале социальных проектов и добровольческих инициатив «Люди, меняющие мир». Данные проекты имеют социальную значимость и принесли огромную пользу целевым группам, на которые были рассчитаны. Мы считаем, что идеи представленных проектов можно брать и реализовывать там, где это необходимо. Так же можно смело говорить, что Российское движение школьников, это целое движение, группа, общность, которая при выполнении своих действий постоянно работают в коллективе, где постоянно приобретают коммуникативный навык, учатся взаимодействовать, помогать и выстраивать взаимоотношения с окружающими их людьми.
Благодаря хорошо выстроенной воспитательной системе, участие в Российском движении школьников, дает ряд возможностей, при реализации самостоятельной инициативной деятельности, а также при включении по собственному желанию в многочисленные проекты, конкурсы, что позволяет обогащать содержание работ новыми технологиями и формами работы, а главное социальными партнерами, благодаря чему можно получить финансовую поддержку.
Все это происходит согласно предложенной нами модели, из чего мы делаем вывод, что на их становление гражданской позиции повлияло Российское движение школьников, которое организованно по таким принципам и наша гипотеза подтверждена.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2017. - 416 с.
2. Алиева Л.В. Детское движение - субъект воспитания. Теория, история, практика: монография. - М.: Макс-Пресс, 2002. - 221 с.
3. Байбородова Л. В., Белкина В.В., Харисова И.Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей в системе дополнительного образования: учеб-метод. пособие. - Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2014. - 423 с.
4. Богуславский M.B. Циклы и стадии развития детского движения в XX - первой половине XXI века // Теория, история, методика детского движения. - Кострома, 2002. - Вып. 6. - С. 96-98.
5. Богуславский М. В. Моделирование методических систем // Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2 ч. / сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2000. - Ч. 2. - С. 9-18.
6. В Вологодской области стартовало Российское движение школьников [Электронный ресурс] - URL: upinfo.ru/news/v-vologodskoy-oblasti-startovalo-rossiyskoe- dvizhenie-shkolnikov
7. Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики): монография. - Ярославль: Изд-в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999. - 270 с.
8. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып.3. М., 1995. - С. 58-64.
9. Гольцова Н.В. Диагностика микросреды жизнедеятельности ребенка: учебное пособие. - Череповец, 2009. - 89 с.
10. Горская С. В., Гринина Е. А. Роль детской общественной организации во всестороннем развитии личности школьника // Молодой ученый. — 2015. — № 1. — С. 444-448 [Электронный ресурс]. —URL https://moluch.ru/archive/81/14608/
11. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001. - 128 с.
12. Иваненко М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребёнка в период детства: автореф. дис...кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Ур. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 23 с.
13. Кабуш В.Т. Система гуманистического воспитания школьников. - Минск: Полымя, 2000. - 208 с.
14. Караковский В. А. Воспитай гражданина: записки директора школы № 825 г. Москва. - М.: Моск. рабочий, 1987. - 142 с.
15. Крылова Н.Б. Новые ценности образования. - М.: Триз-педагогика, 2003.-269 с.
16. Кудинов В.А. Детское и молодежное движение в России в XX веке: монография. - Кострома: КГПУ, 2000. - 145 с.
17. Куликовская И.Э. Эволюция мировидения детей дошкольного возраста и её педагогическое сопровождение: дис. ... д-ра пед. наук. - Ростов н/Д., 2002. - 450 с.
18. Лазарев В.А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников: монография. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. - 272 с.
19. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания: учебное пособие / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Академкнига, 2003. - 332 с.
20. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. - М.; Н. Новгород : Ун-т Рос. акад. образования, 2002. - 155 с.
21. Методики диагностики отношений со сверстниками [Электронный ресурс]. - URL: https://lektsii.org/16-21362.html
22. Методические рекомендации по организационно-методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2017 г. № ТС- 512/09. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71664644/ (дата обращения
23. Проблемы пионерского движения с Всесоюзной научно-методической конференции. - М.: Молодая гвардия, 1965. - 235 с. С.33-34.
24. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания. Утв. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630/#ixzz5ZmkNffm0
25. Радина К. Д. Теоретические подходы к методическим системам // Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2 ч. / сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2000. - Ч. 2. - С.4-8.
26. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
27. Рожков М. И. Социально-педагогическое сопровождение детских объединений и организаций [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. - URL: http://vestnik.yspu.org
28. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. - М.: Владос, 2014 - 264 с.
29. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение молодежных организаций и объединений // Педагогика. - 2018. - № 1. - С. 3-5.
30. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. Вариативно-программный подход к социализации ребенка в деятельности детских организаций: методическое пособие для организаторов детского движения. - М.: НПЦ СПО (ФДО), 2016. - 111 с.
31. Сергеев В.М. Педагогически организованная деятельность как психологическое условие развития подростково-юношеской группы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1993. - 22 с.
32. Симонова Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся: монография. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2015. - 318 с.
33. Словарь-справочник по педагогике / авт-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 448 с.
34. Солкин М. С. Особенности педагогического сопровождения деятельности детских общественных объединений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 2. - С. 54-59
35. Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации: научно-методический сборник / Временный творческий коллектив Национального совета молодежных и детских объединений России под руководством А.В. Соколова; научный ред.-сост. С.В. Тетерский.-М.: Логос, 2015. - 248 с.
36. Социокинетика: лидерство в детском движении: время и ценности / сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М.: Сигналъ, 2014. Ч. 2. - 464 с.
37. Северцов, А. Н. Главные направления эволюционного процесса. Морфобиологическая теория эволюции / А.Н. Северцов. - М.: Либроком, 2012. - 138 c.
38. Трухачева Т.В. Методическая система пионерства: сложное образование // Социокинетика: книга о социальном движении в детской среде. В 2 ч. / сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - М., 2000. - Ч. 2, с. 43-63.
39. Уманский А.Л. Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства [Электронный ресурс] - URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/igrovoe-pedagogicheskoe-
40. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: дис. д-ра пед. наук. - Кострома, 2014. - 318 с.
41. Успенская С. В. Подготовка субъектов сопровождения деятельности детских общественных организаций и объединений [Электронный ресурс]. - URL: http://psihdocs.ru/podgotovka-subektov-soprovojdeniya-deyatelenosti-detskih-obshe.html
42. Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе // Зарубежный психоанализ / Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. - 355 с.