Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития эффективная система таможенных платежей считается важным условием экономического становления и необходимым условием существования сильного государства. Таможенными платежами является совокупность различных видов платежей, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Сегодня роль таможенных платежей в экономике существенно модифицировалась. Фискальный приоритет таможенных платежей сменяется акцентом на регулирующую и защитную функции.
Однако несовершенный механизм системы уплаты и исчисления таможенных платежей наносит дополнительный ущерб отечественным производителям. Поэтому с целью совершенствования механизма уплаты таможенных платежей необходимо предпринять определенные меры, такие как: улучшение нормативно-правовой основы контроля за исчислением и уплатой таможенных платежей, методологической основы, а также информационной инфраструктуры. Так, 1 января 2018 г. вступил в действие Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Новый кодекс направлен на усиление согласованности таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе. Определенные преобразования затронули институт таможенных платежей, в частности, внесены изменения в порядок уплаты таможенных платежей, уточнены вопросы исчисления таможенных платежей таможенным органом, определены вопросы, связанные с контролем и корректировкой таможенной стоимости товаров. Эти и другие изменения определили назревшую потребность изучения проблем уплаты таможенных платежей.
Актуальность темы исследования определяется тем, что таможенные платежи считаются значимым регулятором в концепции внешнеэкономических связей. Таможенные платежи во многом характеризуют роль государства в международном разделении труда и обеспечивают существенную долю прибыли государства.
Целью исследования является изучение особенностей декларирования товаров стоимостью до 200 евро.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить порядок платежей при перемещении товаров физическими лицами;
2. Рассмотреть практику уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу.
Объектом исследования являются таможенные платежи.
Предметом исследования является особенность декларирования товаров стоимостью до 200 евро.
Методологической основой исследования послужила совокупность общенаучных и специальных методов познания: исторического, системно-структурного, аналитического, логического, сравнительного.
Нормативно-правовую основу исследования составляли нормы отечественного законодательства, в частности, нормы Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также иных федеральных законов и подзаконных нормативных актов.
Теоретической основой исследования выступили учебные пособия таких авторов, как: О.Ю. Бакаевой, Ю.Г. Кисловского, А.Н. Козырина, К. Лодыженского, И.М. Моисеевой, А.А. Соклакова, В.В. Стрельникова, М.М. Шумилова и многих других.
В соответствии с целью, задачами, а также имеющейся научной литературой построена структура работы, которая состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОРЯДОК ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
1.1 Характеристика и классификация таможенных платежей
Таможенные платежи играют важную роль в формировании федерального бюджета страны. Таможенные платежи - это совокупность всех видов платежей, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Назначением таможенных платежей является формирование доходов федерального бюджета, а также регулирование ввоза и вывоза товаров через таможенную границу. Объем взимания таможенных платежей зависит от объемов внешнеторговой деятельности и от уровня эффективности применяемых правовых средств, которые способны гарантировать своевременное и полное их поступление в бюджет государства. В настоящее время Таможенный кодекс Евразийского экономического союза посвящает институту таможенных платежей раздел II и в статье 46 закрепляет их виды, которые наглядно представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Система таможенных платежей в РФ
Таким образом, в соответствии со статьей 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся:
- ввозная таможенная пошлина;
- вывозная таможенная пошлина;
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
- акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
- таможенные сборы.
Таможенные платежи разграничиваются по юридической природе и экономическому содержанию. Среди таможенных платежей необходимо выделить платежи, имеющие налоговую природу формирования, - налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз, а также неналоговую - таможенные сборы и таможенную пошлину. Далее рассмотрим данные виды таможенных платежей более подробно.
Основную долю взимаемых таможенных платежей составляют ввозные и вывозные пошлины. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона «О таможенном тарифе» таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров или их физическая характеристика в натуральном выражении. Что касается правовой природы таможенной пошлины, то вопрос является дискуссионным. Одни авторы полагают, что таможенная пошлина является разновидностью налога, другие относят ее к сборам. В литературе отмечается, что таможенная пошлина, несомненно, относится к разряду косвенных налогов, поскольку она включается в цену товара, и после того, как товар будет реализован, сумма пошлины, первоначально уплаченная декларантом, будет возмещена ему покупателем в составе выручки. В свою очередь, иные авторы считают, что таможенная пошлина является своего рода платой за получение права на ввоз и вывоз товара, перемещением их через таможенную границу, то есть имеет индивидуально возмездный характер. Следует отметить, что при уплате таможенной пошлины прослеживается государственное принуждение и, как следствие, отсутствие добровольности у плательщика.
Необходимо отметить, что в главе 12 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза указаны особые виды пошлин, применяемые в целях защиты внутреннего рынка в отношении товаров из третьих стран, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС: специальные, антидемпинговые, компенсационные и иные пошлины. Эти пошлины, как правило, исчисляются по адвалорным ставкам и применяются в качестве мер нетарифного регулирования, которые относятся к запретам и ограничениям. В таблице 1 рассмотрим сущность особых видов пошлин и практику их применения.
Таблица 1 - Сущность специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и практика их применения
Вид особой пошлины Назначение Применение
Специальная пошлина - применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины Меры, применяемые в связи с резким ростом импорта, если он наносит ущерб отечественным производителям, посредством введения импортной квоты или специальной пошлины Применяются к конкретным товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС из всех государств, то есть на недискриминационной основе независимо от страны происхождения товара
Антидемпинговая пошлина - применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины Меры, направленные на противодействие импорту по демпинговым ценам,
посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером Применяются в отношении конкретного товара из определенной страны, если демпинговые поставки этого товара наносят ущерб внутреннему производству
Компенсационная пошлина - применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины Меры по противодействию субсидируемому импорту, посредством введения компенсационной пошлины
Применяются в отношении конкретного товара, если доказано, что для продвижения этого товара на таможенную территорию ЕАЭС в стране-экспортере использовались определенные субсидии
В общем виде, защитные инструменты таможенной политики, ограничивая импорт и оказывая тем самым временную поддержку внутреннему производству, создают благоприятные условия для структурных изменений в отечественной экономике, увеличивают конкурентоспособность тех отраслей производства, в отношении которых такие инструменты используются. Следовательно, такие меры могут способствовать формированию передовой структуры национальной экономики при условии согласованной внутренней и внешнеэкономической политики.
В настоящее время наиболее популярными и широко применяемыми являются антидемпинговые пошлины. Данная тенденция объясняется их выборочной направленностью и досконально проработанным механизмом расследований. Специальные и компенсационные пошлины взимаются крайне редко. Специальные пошлины чаще всего вводятся на такие товары как: черные и цветные металлы и изделия из них, продукция химической и смежных отраслей промышленности. Что касается компенсационных пошлин, то в основном государства осторожно относятся даже к инициированию расследований, что обусловлено сложностью их проведения. Для проведения компенсационного расследования относительно наличия субсидий в стране экспорта, в отличие от других мер защиты внутреннего рынка, необходимо доскональное изучение множества государственных программ, применяемых в этой стране для поддержки. Данные действия предполагают наличие высококвалифицированных кадров в различных сферах, а также вовлечения огромного количества финансовых ресурсов. Для применения компенсационной пошлины важно доказать, что субсидия связана именно с фактом экспорта продукции, а не просто поддержкой производства внутри страны. Косвенным субсидированием может считаться применение налоговых или кредитных льгот в отношении продукции, поставляемой на экспорт. Компенсационная пошлина в России взималась только один раз в 2005 году в отношении товара из Украины, представленному прутками для армирования железобетонных конструкций.
Следует отметить, что меры защиты внутреннего рынка, действующие в ЕАЭС в 2018 году на 100% состоят из антидемпинговых, которые применяются главным образом в отношении товаров из КНР и Украины. Более частое применение антидемпинговых мер объясняется тем, что ущерб, причиненный импортными поставками по демпинговым ценам относительно проще доказать. Таким образом, угроза применения особых пошлин еще на стадии расследования, приводит к изменению ситуации в пользу национальных производителей. Это объясняется тем, что во избежание введения той или иной меры защиты, экспортеры в ходе проведения расследования, могут изменить характер своей деятельности на рынке импортера.
В отдельную группу таможенных платежей можно выделить платежи, имеющие налоговую природу формирования, к ним относятся: налог на добавленную стоимость и акциз. Налог на добавленную стоимость - это косвенный вид налогов, поэтому он устанавливается как прибавка к стоимости. НДС называют универсальным налогом в силу обширного охвата налогообложением потребительских продуктов, работ, услуг, поэтому на нем лежит основная нагрузка по реализации фискальной функции косвенного налогообложения. Уплату НДС на таможне производят лица, перемещающие товары через таможенную границу. В соответствии со ст. 164 НК РФ и Приказом № 131 в настоящее время действуют две ставки налога на добавленную стоимость - 10% и 20%. Так, ставка 10% действует в отношении продовольственной продукции, товаров для детей, периодических печатных изданий, книжной продукции, связанной с образованием, а также медицинских товаров отечественного и зарубежного производства. В отношении иных товаров в настоящее время применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 20%.
Акцизы являются федеральным косвенным налогом и обязательны к применению на всей территории Российской Федерации. По сравнению с НДС акцизы имеют ограниченную область применения. Они распространяются на весьма узкий перечень товаров отечественного и импортного производства, не затрагивая сферу работ и услуг. В отличие от НДС, который взимается абсолютно на всех стадиях изготовления и распределения, взимание акциза в отношении конкретного товара производится только один раз на одной из стадий его продвижения. Взимание акциза по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Евразийского экономического союза осуществляется налоговыми органами. Оба налога уплачиваются в согласовании с Налоговым кодексом РФ.
Также к числу таможенных платежей относятся различные таможенные сборы. В соответствии со ст. 47 ТК ЕАЭС, таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций. Размеры таможенных сборов не могут превышать примерной стоимости затрат таможенных органов на совершение действий, в связи с которыми установлены таможенные сборы. Так, к таможенным сборам относятся платежи, взимаемые за оказание таможенных услуг по оформлению, хранению, а также сопровождению товаров. Сборы за таможенное оформление товаров подлежат уплате при их декларировании и оплачиваются одновременно с подачей таможенной декларации. Необходимо отметить, что при подаче декларации на товары в электронной форме, применяются ставки за таможенные операции в размере 75% от ставок таможенных сборов. Ставки за таможенные операции указаны в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» и подробно представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Ставки сбора за таможенное оформление товаров
Таможенная стоимость товаров Ставка сбора за таможенные операции по оформлению товаров, руб.
Не более 200 тыс. руб. включительно 500
200 тыс. руб. 01 коп. - 450 тыс. руб. включительно 1 000
450 тыс. руб. 01 коп. - 1 200 тыс. руб. включительно 2 000
1 200 тыс. руб. 01 коп. - 2 500 тыс. руб. включительно 5 500
2 500 тыс. руб. 01 коп. - 5 000 тыс. руб. включительно 7 500
5 000 тыс. руб. 01 коп. - 10 000 тыс. руб. включительно 20 000
10 000 тыс. руб. 01 коп. и более 30 000
Сбор за таможенное сопровождение взимается за сопровождение таможенными органами автотранспортных средств, железнодорожного транспорта, воздушных и водных судов в размерах, обозначенных в Постановлении Правительства РФ от 11 сентября 2018 № 1082 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение». Таможенные сборы уплачиваются за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:
- до 50 километров включительно - 2 000 рублей;
- от 51 до 100 километров включительно - 3 000 рублей;
- от 101 до 200 километров включительно - 4 000 рублей;
- свыше 200 километров - 1 000 рублей за каждые 100 километров пути, но не менее 6 000 рублей;
- за осуществление таможенного сопровождения каждого водного или воздушного судна - 20 000 рублей независимо от расстояния перемещения.
В случае хранения товаров на складах таможенного органа декларант обязан оплатить услугу в размере 1 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров за каждый день хранения, а в специально приспособленных для хранения помещениях - 2 рубля за каждый день хранения.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время каждый шаг субъекта внешнеэкономической деятельности регламентирован путем применения мер таможенно-тарифного регулирования, а именно, связан с уплатой тех или иных таможенных платежей. Таможенные платежи представляет собой важную составляющую, обеспечивающую поступление доходов в федеральный бюджет Российской Федерации. Таможенными платежами при ввозе товаров являются: ввозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз и таможенный сбор; при вывозе товаров: вывозная таможенная пошлина и таможенный сбор. Эффективная система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования экономически развитого государства.
1.2 Порядок совершения контроля товаров через таможенную границу ТС
В условиях интеграции международной экономики и присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации возросла роль и значение таможенного регулирования как основного элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности, от работы которого зависят развитие и направление национальной экономики страны. Об этом говорилось уже неоднократно, однако довольно остро стоит вопрос развития транзитного потенциала и роль таможенных органов в этом развитии неслучайна.
Одной из основных составляющих в обеспечении благоприятных условий развития экономического потенциала страны является таможенный контроль, осуществляемый, в том числе, таможенными органами при помещении товаров под таможенные процедуры.
Следует отметить общую направленность ТК ЕАЭС на упрощение и ускорение таможенных процедур, а также мер таможенного контроля, что в целом должно обеспечивать содействие внешней торговле. Заложенный в новом Таможенном кодексе комплекс мер призван создать более тонкие механизмы применения системы управления рисками и вообще таможенного контроля. Таможенный контроль становится более гибким, не таким массовым, сокращается время его проведения. Отмечается, что кодекс не даст прямых и резких импульсов, но будет помогать диалогу и поиску платформы для сближения позиций участников ВЭД и таможенных органов.
В соответствии с ТК ЕАЭС таможенный контроль представляет собой совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о регулировании (пп. 41 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС)
Согласно ТК ТС существуют следующие формы таможенного контроля:
проверка документов и сведений;
устный опрос;
получение объяснений;
таможенное наблюдение;
таможенный осмотр;
таможенный досмотр;
личный таможенный досмотр;
проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
таможенный осмотр помещений и территорий;
учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
проверка системы учета товаров и отчетности;
таможенная проверка.
Однако не все из этих форм могут быть применены к физическому лицу. Поэтому рассмотрим только те из них, которые таможенные органы могут использовать при проведении таможенного контроля в отношении физических лиц.
Проверка документов и сведений – форма таможенного контроля, применяемая с целью установления подлинности документов и проверки достоверности указанных в них сведениях. Данная форма может быть использована в отношении физических лиц, поскольку при пересечении таможенной границы, они должны представить в таможенные органы определенные документы (например, ПТД).
Устный опрос так же может быть применен в отношении физических лиц, что и указано в статье 112 ТК ТС, согласно которой должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц без оформления объяснений в письменной форме.
Получение объяснений применяется в отношении лиц, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. Следовательно, данная форма контроля может быть применена в отношении физических лиц, перемещающих товары.
Таможенный осмотр используется по отношению к физическим лицам при осмотре их транспортных средств и багажа, а таможенный досмотр может быть применен к ним в случае необходимости вскрытия багажа.
Также применяется личный таможенный досмотр – форма таможенного контроля, применяемая исключительно к физическим лицам.
Таким образом, в отношении физических лиц применяется половина существующих в ТК ТС форм таможенного контроля, и они довольно разнообразны.
Однако в ТК ЕАЭС останутся только следующие формы таможенного контроля:
получение объяснений;
проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;
таможенный осмотр;
таможенный досмотр;
личный таможенный досмотр;
таможенный осмотр помещений и территорий;
таможенная проверка.
Следовательно, со вступления в силу ТК ЕАЭС число форм таможенного контроля, используемых в отношении физических лиц, сократится до 5, так как устный опрос станет методом таможенного контроля.
Таким образом, в настоящий момент по отношению к физическим лицам могут быть использованы 6 форм таможенного контроля: проверка документов и сведений, устный опрос, получение объяснений, таможенный осмотр, таможенный досмотр, личный таможенный досмотр. Однако в ТК ЕАЭС количество форм таможенного контроля значительно сократится, вследствие чего число форм контроля в отношении физических лиц уменьшится до 5.