Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обращаясь к краткому обзору основных исторических этапов развития судебной системы Рос-сии, можно проследить непростой путь становления судебной власти от одного из рядовых ин-струментов борьбы с преступностью, функционирующего под непосредственным руководством партийных структур и органов исполнительной власти, до независимого, демократически орга-низованного и действенного органа правосудия.
История специализированных судебных органов, действовавших в России и предназначавшихся для разрешения экономических споров, уходит также в глубину веков. Институт третейского разбирательства был известен еще в Древней Руси и имел много схожего с аналогичным инсти-тутом Римского права.
Можно назвать такие правовые памятники того времени, как Рядные, Договорные грамоты кня-зей XI - XII веков, которые содержали упоминания о третейском мирном разбирательстве хозяй-ственных споров. Истоки коммерческого суда восходят к Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича от 1135 года - в ней упоминались особые суды для торгового сословия. Кроме того, о торговых судах говорилось и в Уставной Белозерской грамоте 1488 г., псковской грамоте 1397-1467 гг. и т.д.
Новгородская республика имела разветвленные коммерческие связи, и некоторые иностранные купцы имели в Новгороде свои представительства, а то и жили постоянно. В настоящее время многими исследователями отмечены параллели между современной реформой судебной си-стемы и либеральными земскими реформами судебной системы в 60-х гг. 18 века. Возможно, обращение к накопленному историческому опыту по реализации судебной власти может ока-заться весьма полезным для современных реалий. Мы имеем ввиду, в первую очередь, исполь-зовать в ходе современной системы реформирования положительный опыт земских реформ.
Судебная защита, по мнению исследователей, являясь одновременно и государственной, и пра-вовой защитой, выступает наиболее эффективным и цивилизованным из всех имеющихся в ми-ровой практике способом охраны прав личности.
Судебная защита в ряде случаев является единственным средством правовой защиты человека, как, например, при реабилитации незаконно осужденного, привлеченного к уголовной ответ-ственности лица, объявление умершим, признание без вести пропавшим, установление отцов-ства. Следовательно, уровень судебной защиты в государстве – это показатель правового его характера и демократичности общества.
В этой связи особую актуальность представляет собой проблема становления и развития в Рос-сии института судебной защиты.
Россия по созданию эффективной независимой судебной системы прошла серьезный путь, одна-ко ее реформирование продолжается и по сегодняшний день.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования, целью которого являет-ся изучение судебной системы России XIII в.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности судебной системы в начале XIII в.;
- изучить реформирование судебной системы во времена правления Екатерины II;
- исследовать систему правосудия России XIII в.
Объектом исследования является система правосудия, предметом - система правосудия России XIII в.
В ходе подготовки работы использовались методы сравнительно-правовой, логический, сравни-тельно-исторический, формально-юридический, системного анализа и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Полицейская служба и судебная система в России в начале XVIII века
Реформы Петра I впервые в истории России выделили в государственной системе органы охраны общественного порядка. Полицейские функции по отношению к населению возлагались на ад-министрацию всех рангов, обязанную контролировать не только общественную, ной частную жизнь подданных.
В 1718 г. в Петербурге учреждена должность генерал-полицмейстера, которому подчинялись старосты улиц и десятские, обеспечивавшие «благочиние» каждых десяти дворов. В Москве бы-ла введена должность обер-полицмейстера. В 1733 г. уже после кончины Петра I в дополнение к этим органам в губернских городах вводятся должности полицмейстеров и при них создаются полицмейстерские конторы.
Наряду с обособлением общей полиции в самостоятельный орган оформляется политическая полиция. При Петре I розыск и судебное преследование преступлений политического характера осуществлял Преображенский приказ, а с 1718 г. - Тайная канцелярия. После смерти Петра I в 1726 г. Тайная канцелярия была упразднена. В 1729 г. был упразднен и Преображенский приказ. В 1731 г. политические преступления были переданы Тайной розыскной канцелярии, а с 1762 г. они стали рассматриваться в Тайной экспедиции Сената .
Судебная реформа 1719 г. впервые в истории России сделала шаг в направлении отделения суда от администрации, однако эта попытка сколько-нибудь ощутимых результатов не дала.
Созданные реформой суды либо сами по себе стали административными органами, либо были поставлены в прямое подчинение местной администрации.
Петр I попытался изъять судебные функции у многочисленных государственных органов, колле-гий, полиции, губернаторов и сосредоточить их в руках специальных судебных органов.
Первоначально были учреждены ландрихтеры, осуществлявшие суд единолично. Позднее ука-зом от 8 января 1718 г. были образованы коллегиальные нижние суды в провинциях и городах в качестве судов первой инстанции и надворные суды в губернских центрах как суды второй ин-станции.
В состав надворного суда входили президент, вице-президент и несколько членов. Высшей су-дебной инстанцией стала Юстиц-коллегия, рассматривавшая в апелляционном и надзорном по-рядке дела надворных судов. Губернаторам было запрещено вмешиваться в судебные дела и «судьям в расправе помешательство чинить».
На практике же высшие административные чины не только осуществляли общий надзор за дея-тельностью этих судов, но и вмешивались в их дела, рассматривали жалобы от населения и при-нимали решения. Указ 1722 г. утвердил губернаторов председателями надворных судов. Нижние суды были упразднены, правосудие осуществлял воевода с одним или несколькими асессорами.
При Петре I в несколько раз выросло число косвенных налогов и разного рода чрезвычайных сборов и повинностей. Косвенными налогами, в изобретении которых изощрялись специальные люди - прибыльщики, облагалось практически все: бани, гробы, причалы и перевозы, гербовая бумага и одежда, бороды.
Право носить бороду стоило 1 копейку для крестьян, 60 рублей для дворян, 100 рублей для купе-чества и 30 рублей для прочих граждан.
С ликвидацией нижних расправ дела государственных крестьян стали рассматриваться в судах для дворян. Палаты уголовного суда и палаты гражданского суда были слиты в единую палату уголовного и гражданского суда.
Создание и содержание армии и бюрократического аппарата потребовали огромных финансо-вых затрат.
Появилась государственная роспись доходов и расходов. С 1718 г. в России стали проводиться ре-гулярные переписи населения, на основе которых вводилась подушная подать. В 1718-1722 гг. были проведены перепись податного населения и ее проверка.
Эта перепись получила официальное название «ревизия», списки лиц- ревизские сказки.
Все необходимые для содержания армии средства были поделены на число ревизских душ (т.е. учтенных переписью лиц мужского пола) к включая холопов, и установлена 74-копеечная по-дать, которая, увеличившись в размере, дожила до времени Александра III. За больных, умер-ших, выбывших и вплоть до следующей ревизии (они проводились через 20-25 лет) платили об-щины. Подушная подать увеличила бюджет России почти на 50%.
Тяжесть налогового гнета вызвала бурный рост недоимок и бегство крестьян и посадских людей на окраины. В целях противодействия побегам была введена паспортная система. Паспорта вы-давались на срок до 3 лет с указанием всех основных характеристик личности: рост, лицо, осо-бые приметы .
2. Судебные реформы Екатерины II
Имя Екатерины II, помимо прочих великих свершений, в истории государства и права России ча-сто связывают с административно-судебной реформой 1775 г.
Значительным шагом вперед в развитии судебной системы была реорганизация органов право-судия в ходе губернской реформы Екатерины II. В ходе судебной реформы Екатерина II пред-приняла попытку отделить судебные органы от административных, был введен в действие со-словный принцип судоустройства, судебные органы стали формироваться на сочетании принци-пов назначения и выборов.
Судебные органы делились на две инстанции: первую - на уровне уездов, которая осуществляла основные судебные дела, и вторую - на уровне губернии, которая действовала как апелляцион-ная и ревизионная инстанция.
По Учреждению о губерниях 1775 г. были организованы следующие судебные органы: для дво-рян уездный суд (низшая инстанция), состоявший из уездного судьи и двух заседателей, избран-ных дворянством уезда и утвержденных губернатором; верхний земский суд (один на губер-нию), являвшийся апелляционной и ревизионной инстанцией для уездного суда. Он делился на департаменты уголовных и гражданских дел, каждый из которых состоял из председателя, назначавшегося императрицей по представлению Сената, и пяти заседателей, избиравшихся дворянством .
Низшей инстанцией сословного суда городских жителей стал городовой магистрат, состоявший из двух бургомистров и четырех ратманов, избираемых купцами и мещанами уездного города сроком на три года.
Губернский магистрат (один на губернию) был апелляционной и ревизионной инстанцией для городовых магистратов. Как и верхний земский суд, он состоял из уголовного и гражданского де-партаментов, во главе которых стояли назначенные Сенатом председатели. Они решали дела коллегиально вместе с тремя заседателями, избиравшимися купцами и мещанами губернского города.
Государственные крестьяне судились в нижней расправе (суд низшей инстанции). В ее состав входили судья, назначенный губернским правлением из чиновников, и восемь заседателей, из-бранных крестьянами. Верхняя расправа служила апелляционной и ревизионной инстанцией для нижних расправ. Она состояла из уголовного и гражданского департаментов. В состав каждо-го департамента входил председатель, назначаемый Сенатом, и пять заседателей, избранных самими крестьянами.
Кроме того, в каждой губернии учреждались совестные суды, состоявшие из назначенного со-вестного судьи и шести заседателей, которые избирались по два от каждого сословия. Их веде-нию подлежали гражданские дела, рассматриваемые в примирительном порядке, и некоторые уголовные дела (по преступлениям малолетних, безумных, о колдовстве и пр.), выносить ре-шения, по которым можно было не только на основании законов, но и «естественной справед-ливости».
В Петербурге и Москве были организованы Нижний и Верхний надворные суды, которые разби-рали дела лиц, приезжавших в столицы по делам службы и прочим своим занятиям .
Высшим судебным органом империи был Сенат, которому принадлежали апелляционные и ре-визионные функции.
Новая судебная система на уровне высших инстанций отделила уголовный суд от гражданского. Этого же стремились достичь при создании двух высших апелляционных и ревизионных инстан-ций - палат уголовного и гражданского суда, поставленных над всеми судебными местами гу-бернии.
Однако отделение суда от администрации не было полным, поскольку губернаторы сохраняли право общего надзора за судебными местами губернии. Они могли приостанавливать исполне-ние судебных решений, если признавали их несправедливыми, без санкции губернатора не могли исполняться приговоры о смертной казни.
Была подвергнута реорганизации и прокуратура, которая стала действовать при губернском правлении. Ей подчинялись прокуроры при высших сословных судах: верхнем земском, губерн-ском магистрате и верхней расправе. Екатерина II надеялась, что прокуратура будет «споспеше-ствовать» правосудию и сохранять «добрый законами установленный порядок».
Прокуроры в судах следили за тем, как рассматриваются дела, и при обнаружении злоупотреб-лений ставили в известность губернского прокурора. Надзор за судами помогали осуществлять стряпчие уголовных дел. Уездный стряпчий надзирал за судами первой инстанции. Возглавлял институт прокуратуры генерал-прокурор.
Следственные функции с 1782 г. осуществляла Управа благочиния.
В конце XVIII в. были отменены совестные суды, роль которых взяли на себя губернские палаты, возрожден созданный Петром I, но затем пришедший в упадок военный суд («кригсрехт»).
Продолжал действовать учрежденный Петром I духовный суд, в котором судились духовные ли-ца и миряне, совершившие преступления против религии и церкви. Органами духовного суда были «духовных дел управители» (первая инстанция), епархиальный архиерей, консистория, Синод.
При Павле I в 1797 г. структура сословных с