Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы в том, что туризм - это активный образ жизни, повышающий культурный уровень людей, обучает молодёжь самостоятельно принимать жизненно важные решения. В связи с тем, что сфера путешествий все больше охватывает наш мир, тема туризма становится все более актуальной.
Кроме того, туризм выполняет также социально-политическую функцию, т.е. способствует получению знаний об этносах мира с различных сторон, национальному самоопределению человека и проявлению в нём лучших национальных черт характера и налаживанию контакта с другими, родственными или соседними нациями и улучшению взаимоотношений между ними. В современном мире, значение терминов сервис, сфера обслуживания, постоянно возрастает, что и влияет на социально-экономическую отрасль и развитию отдельной страны. Также, у большинства людей ответ на вопрос о том, что такое сервис, ассоциируется со сферой услуг или каким-либо обслуживанием. Не так часто, но довольно широко ответ на вопрос о том, что такое сервис, можно применить и к специализированным техническим службам, осуществляющим обслуживание какой-либо техники после ее продажи клиенту. Вместе с ростом занятости в сфере сервиса растет, развивается и туризм в отдельной стране, что в свою очередь влияет на доходы населения и повышает уровень благосостояния нации. Одним из примеров такой страны является Франция.
Франция – самая посещаемая страна в мире. Это вполне оправдано, так как страна богата разнообразными памятниками и достопримечательностями, ценимыми туристами и зачастую уникальными.
Представление о богатстве культурно-исторического потенциала страны дает перечень объектов, занесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но наличие в стране ресурсного потенциала, даже самого богатого, недостаточно для развития туризма. Мы провели исследование в данной стране по развитию туризма и сервиса, так как это очень актуальная тема на сегодняшний день. Целью данной курсовой работы является изучение и анализ региональных и этнокультурных предпосылок развития сферы сервиса во Франции.
Объектом исследования данной курсовой работы является страна Франция.
Предметом исследования данной курсовой работы является туризм во Франции.
Цель исследования – статистика туризма во Франции.
Задачи предоставленной работы имеют все шансы быть сформулированы последующим образом:
рассмотреть общую характеристику отрасли туризма во Франции;
изучить нормативно-правовое регулирование отрасли туризма;
определить органы, осуществляющие статистическую деятельность в сфере туризма во Франции;
вывить динамику развития туризма во Франции;
определить инструментарий для проведения статистического развития туризма во Франции;
рассмотреть главные проблемы развития статистики развития туризма во Франции;
изучить перспективы развития направлений туризма во Франции;
определить интегрирование в статистическую отчетность новых перспективных направлений туризма.
В ходе данного исследования были изучены исследования авторов по данной проблеме: Б.А. Аникин, Н.В. Бекетов, Д.В. Боровинский, С.Н. Виноградова, М.Т. Гуляева, Т.Н. Жукова, С.А. Каплина и др.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Организация статистики туризма во Франции
1.1 Общая характеристика отрасли туризма во Франции
Франция сегодня является одной из наиболее развитых и привлекательных стран для туризма. Туристов привлекает высокий уровень жизни страны, культурные особенности, обычаи и нравы, множество достопримечательностей и развитая инфраструктура. Туризм является важной отраслью экономики Франции. Это катализатор развития страны, являющийся важной статьей дохода Франции. Доля туризма в валовом внутреннем продукте страны велика – около 8 % ежегодно. Туристическая отрасль традиционно характеризуется положительным сальдо.
Франция является самой популярной страной в мире, она лидирует по числу туристов уже много лет. Ее посещает более 85 млн человек ежегодно, что является рекордным показателем. Из-за такого высокого числа туристов во Франции в 2018 г. активно заговорили о сюртуризме (surtourisme или overtourism). Впервые термин overtourism был использован в 2016 г. американским исследовательским агентством Skift .
Но наиболее значимым событием стало то, когда о сюртуризме заговорила Всемирная туристская организация (далее – ЮНВТО) в 2018 г. для обозначения чрезмерного количества туристов в стране. ЮНВТО посвятила международную конференцию обсуждению surtourisme. Согласно этой организации, surtourisme – чрезмерный туризм, оказывающий влияние на качество жизни граждан и на качество впечатлений посетителей страны. По данным ЮНВТО, опубликованным в ноябре 2018 г., ежегодно количество туристических поездок по миру увеличивается в среднем на 5 %. Хотя это явление характерно для всех регионов (+7 % в Азиатско-Тихоокеанском регионе, +6 % на Ближнем Востоке и в Европе, +5 % в Африке, +3 % в Северной и Южной Америке). Особенно ярко сюртуризм проявился во Франции.
Граждане Франции весьма обеспокоены массовым наплывом туристов, что проявляется в негативных публикациях в прессе. По всей стране очень часто можно услышать такие лозунги, как: «Les touristes tuent notre ville» («Туристы убивают наш город»). Многие городские жители говорят, что массы туристов на улицах затрудняют их жизнь. Негодование французов совершенно оправданно: туристы врываются в некогда аутентичные места, меняя привычный уклад жизни местных жителей и создавая нездоровую атмосферу. Иногда в наиболее популярных туристических местах закрываются магазины и аптеки, а на их местах открываются сувенирные лавки и гостиницы, что также вызывает недовольство местных жителей. В связи с этим сегодня становится распространенной туризмофобия. Французы считают, что вклад туристов в экономику страны не может стоять выше их собственного благополучия. По словам многих французов, они уже давно отказались от посещения излюбленных туристами мест, например, Монмартр в Париже. Кроме того, приезжие зачастую подвергают угрозе сохранность исторических памятников культуры. Хотя по данным ЮНВТО отрасль туризма сегодня является одной из наиболее высокодоходных (доходы от нее сопоставимы с доходами от автомобильной, нефтяной промышленности), прибыль от туризма в таких условиях отходит на второй план .
Однако французы пока еще не слишком негативно настроены против туризма. Для сравнения, в некоторых других городах европейских стран местные жители подписывают петиции против бесконтрольных потоков туризма (Венеция, Амстердам), а где-то устраивают неорганизованные акции протеста против туристов (Барселона). Поэтому отрасль туризма во Франции еще можно стабилизировать.
1.2 Нормативно-правовое регулирование отрасли туризма
В России регулирование туристской индустрии начинается с закрепления целей развития, приоритетных направлений, принципов и способов. Они прописаны в Федеральном законе №132-ФЗ от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». К целям, прописанным в данном нормативно-правовом акте, относится обеспечение прав граждан на свободу передвижения и отдых; увеличение доходов государства, повышение благосостояния населения и создание рабочих мест благодаря развитию туризму; расширение международных контактов; охрана памятников природы и культуры; защита окружающей среды.
Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации предусматривает определение приоритетных направлений: внутренний и въездной, детский, социальный и самодеятельный туризм. Оно осуществляется различными способами .
К ним относится принятие нормативно-правовых актов и стандартов в сфере туризма; разработка и реализация федеральных и отраслевых целевых программ развития; продвижение туристского продукта на внутреннем и международном рынках; защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности; подготовка кадров; стимулирование научных разработок в туристической сфере; взаимодействие с другими странами и международными организациями. Государственное регулирование туристской деятельности в России осуществляется Правительством РФ, которое ответственно за правовое регулирование в сфере туризма, регулирование деятельности туроператоров и коллективных средств размещения, защиту интересов туристов, развитие туристской инфраструктуры, а также за вопросы безопасности путешественников.
По данным Объединения предприятий туриндустрии (Seto – Syndicat des Entreprises du Tour Operating, www.seto.to), французские туроператоры потеряли в 2016 г. около 10,1 % клиентов, что соответствует более чем 608 тыс. человек. За период с начала ноября 2015 г. по конец октября 2016 г. члены Seto обслужили 5,4 млн клиентов против 6 млн за аналогичный предыдущий период. Доля деловых поездок сократилась на 5,8 % и в стоимостном выражении составила 4,3 млн евро. Продажи турпутевок (авиаперелет + отель), объём которых оценивается в 3,75 млн евро, снизились на 4 %.
Нормативное правовое регулирование отношений в области туризма во Французской Республике осуществляется в соответствии с нормами Кодекса туризма Торгпредство во Франции 29 (Code du tourisme) (далее – Кодекс). Функции по выработке государственной политики в сфере туризма осуществляет Генеральная дирекция по предпринимательству (Direction générale des entreprises, DGE), которая находится в ведении Министерства экономики. Социальная политика в сфере туризма осуществляется при участии Национального агентства отпускных чеков (L'Agence nationale pour les chèques-vacances), созданного в 1982 году. Основными функциями Агентства является разработка программ социального назначения, в частности, для пожилых людей, инвалидов, неполных семей, а также выпуск и продажа отпускных чеков (chèques-vacances).
Законом от 22 июля 2009 г. № 2009-888 о развитии и модернизации туристских услуг образовано Агентство по туристскому развитию Франции (l'Agence de développement touristique de la France, Atout France), основной деятельностью которого является продвижение политики конкурентоспособности и качества в туристском секторе. Коллегиальным консультативным органом государства и заинтересованных сторон в сфере туризма выступает Национальный совет по туризму (Le conseil national du tourisme), осуществляющий свою деятельность в соответствии со статьями D122-5 – D122- 17 Кодекса. Общие для всей туристической деятельности полномочия государственных региональных и местных органов власти в области ее организации и развития определены Книгой I Кодекса.
Во Франции государственное регулирование туристической индустрии отличается от управления другими сферами экономики. Современные туристические компании должны быть в единой системе управления из-за разнообразных взаимосвязей между составными элементами и мультипликативным эффектом туризма. Это позволяет достичь конкурентоспособности и эффективности предприятий.
Главным законом в сфере регулирования туризма во Франции является Кодекс по туризму, принятый в 2006 г. Структура государственного регулирования туризма во Франции является довольно сложно организационной. Во главе этой системы стоит Министерство экономики и финансов Франции. К областям его деятельности относится подготовка и осуществление политики в области финансов, бюджета и налогообложения, экономики, промышленности, торговли, коммуникации, мониторинга и поддержки туристической деятельности, цифровой экономики и инноваций.
Следующим в структуре управления является Национальный совет по туризму, учрежденный в 1986 году и являющийся консультативным органом. Он ежегодно составляет программу работы, направленную на развитие туризма и создание дополнительных рабочих мест в туристской индустрии, участвует в принятии нормативно-правовых актов и обсуждении проектов, относящихся к туризму. Министр туризма, возглавляющий Национальный совет, имеет контрольные и аудиторские полномочия. Продвижением туристского продукта за рубежом занимается Ату Франс .
Компания рекламирует дестинацию через многочисленные мероприятия, организуемые ежегодно: туристические выставки, маркетинговые кампании, пресс-туры. Также она содействует продвижению технологий и повышению качества сервиса, занимается анализом спроса на туристические услуги. С 2010 года Ату Франс ведет государственный реестр туроператоров и арендодателей автомобилей, также она ответственна за подготовку кадров в соответствии с современными требованиями туризма.
Национальное агентство по чекам отпускников является общественным учреждением, выпускающим отпускные чеки, являющиеся платежно-расчётным средством. Они оказывают адресную помощь туристам и обеспечивают доступный отдых всем гражданам. Чек позволяет оплатить услуги туристических компаний, сотрудничающих с данной организацией, к которым относятся средства размещения, транспортные компании, музеи, театры. На сегодняшний день их насчитывается около 70 тысяч.
Национальный совет цветущих городов и посёлков проводит ежегодный конкурс «Города и поселки в цвету», что представляет собой реальный инструмент для продвижения туристского продукта Франции. Организация стремится к улучшению условий жизни, развитию местной экономики, туристической привлекательности региона, озеленению и сохранению окружающей среды, и развитию ландшафтов регионов. Ее возглавляет совет директоров, состоящий из представителей государственных и местных органов власти, деятелей в области туризма, ландшафта и садоводства .
Туристическая деятельность является важным объектом государственной политики Франции. Управление туристической индустрии построено на основе объединения всех заинтересованных сторон в разных формах, с разными условиями и целями. Регулирование данной индустрии является важным аспектом государственной политики, так как развитие туризма способствует сглаживанию региональных диспропорций, тем самым укрепляя целостность страны. Государство стимулирует развитие региональных и местных проектов и инициатив в туризме, которые приведут к увеличению числа внутренних и въезжающих туристов.
Таким образом, государство играет большую роль в регулировании индустрии туризма. Россия, обладая высоким туристско-рекреационным потенциалом, недостаточно его развивает и неэффективно использует. Однако прямое заимствование передового опыта других стран без адаптации этих инструментов к российским условиям невозможно. Для этого необходимо:
поддерживать научные разработки в сфере туризма;
разработать на уровне государства туристическую «имиджевую» стратегию;
развивать организацию «Visit Russia» с целью продвижения российского туристского продукта.
1.3 Органы, осуществляющие статистическую деятельность в сфере туризма во Франции
Система государственного регулирования туристской деятельности во Франции имеет сложную организационную структуру. Ее возглавляет министр туризма, наделенный аудиторскими и контрольными полномочиями. Ему подчиняется Генеральная инспекция по туриз
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газ. - 1993. - 25 декабря.
2. Беднова, М.А., Ратникова Т.А. Эконометрический анализ спроса на въездной туризм в России / М.А. Беднова // Прикладная эконометрика. – 2011. – № 1. – С. 97-113.
3. Внутренний и въездной туризм – [Электронный ресурс] – офиц. сайт. – Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/500/events/
4. Государственное и муниципальное управление в сфере туризма: учебник / коллектив авторов; под общ. ред. Е. Л. Писаревского. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 192 с.
5. Гурьева, М.В. Мировой рынок туристских услуг: тенденции и перспективы / М. В. Гурьева // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 2. №1. – С. 18-24.
6. Дусенко, С.В. О влиянии российско-турецких отношений на развитие туризма в России / С.В. Дусенко // Человеческий капитал. – 2016. – 2 (86). – С. 57.
7. Еременко, И.А. Современные тенденции развития международного туризма и место России на мировом рынке туристических услуг / И.А. Еременко // Молодой ученый. – 2016. – № 2. – С. 490-493.
8. Зобова, Е.В., Яковлева Л.А., Косенкова Ю.Ю. Государственно-частное партнерство в туризме / Е.В. Зобова // В книге: Непроизводственная сфера России в условиях экономических санкций. Коллективная монография. – Тамбов, 2018. – С. 126-136.
9. Зубенко, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 409 c.
10. Ивасенко, А.Г. Мировая экономика: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2013. - 640 c.
11. Казыбайкызы, А. Особенности и перспективы развития туризма в мире / А. Казыбайкызы // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-2. – С. 265-269.
12. Кульгачев, И.П. Россия в мировом рейтинге по индексу конкурентоспособности путешествий и туризма / И.П. Кульгачев// Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 477-483.
13. Куклина, Е.А. О государственной политике в сфере туризма и рекреации (в контексте лучших мировых практик) / Е.А. Куклина // Управленческое консультирование. 2017. № 10 (106). – С. 15-30.
14. Комиссарова, Ж. Н. Внешнеэкономические связи Франции: эволюция, современное состояние и перспективы / Франция на пороге перемен: экономика и политика в начале XXI века / Отв. ред.: А. В. Кузнецов, М. В. Клинова, А. К. Кудрявцев, П. П. Тимофеев. – М.: ИМЭМО РАН, 2016. – 285 с.
15. Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник. / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 671 c.
16. Маленцова, П. С., Тишкина, А. Г. Условия и организация гастрономического туризма во Франции / П.С. Маленцова // Парадигма: философско-культурологический альманах. – 2018. – № 28. – С. 147.
17. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / Под ред. В.Б. Мантусова. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 447 c.
18. Мировой атлас Франции – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0% BD%D1%86%D0%B8%D1%8F
19. Количество иностранных туристов Франция – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://take-profit.org/index.php/statistics/tourist-arrivals/france/
20. Основы туризма: учебник/коллектив авторов; под редакцией Е.А. Писаревского. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 384 с.
21. Пономарева, Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 287 c.
22. Сайт Федерального агентства по туризму – [Электронный ресурс] – офиц. сайт. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/
23. Смирнов, Е.Н. Противоречия глобального экономического роста, или: еще раз об эффективности моделей социально-экономического развития // ЭКО. – 2015. – № 4. – С. 93-104.
24. Чеботарев, Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2016. - 352 c.
25. Artus P., Garcia-Peñalosa C., Mohnen P. Redresser la croissance potentielle de la France//Les notes du conseil d’analyse économique. – 2014. – I. 16, Septembre – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cae-eco.fr/IMG/pdf/caenote016v3.pdf