Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность разработки стратегических решений предприятия связана с тем, что она позволяет формировать механизмы долговременного устойчивого развития, которые позволяют создать возможность своевременной ответной реакции организации на те изменения, которые происходят в ее внешней среде: на рынках товаров и технологий, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах.
Проблемы принятия стратегических решений в современных условиях особенно актуальны для развивающихся рынков, характеризующихся высоким уровнем инфляции, значительными колебаниями темпов роста валового внутреннего продукта, процентных ставок и курсов валют, несовершенством законодательной базы, коррупцией и как следствие неэффективностью и низкой инвестиционной привлекательностью многих отраслей.
Каждое предприятие, работая в условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации, должно не только концентрировать внимание на своей внутренней среде, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволит ему успевать за изменениями, происходящими в его внешнем окружении. Так как количество и сложность ситуаций во внешней среде постоянно растут, стратегический менеджмент предприятия должен постоянно приспосабливаться к ним, приобретая новые и трансформируя имеющиеся качества, наращивая свои возможности по выработке и реализации адекватных ситуационных решений.
Важной проблемой при выборе стратегий развития компании является координация функциональных и иных стратегий, их направленность на достижение общей цели. Переменные, которые определяют выбор стратегии, на практике с трудом поддаются количественному выражению, их взаимосвязи плохо прослеживаются, а оценка неопределенности и риска затруднительна. У каждого предприятия существует множество стратегических альтернатив, и выбор стратегии является нелегкой задачей.
Выбор конкретного стратегического решения может привести к реализации любых сценариев из множества сформулированных, а также повлиять на снижение конкурентоспособности, стратегического потенциала и благосостояния собственников. Вследствие этого возрастают требования к менеджменту предприятия общественного питания, к его способности интегрировать новые знания, использовать широкий круг управленческих инструментов при принятии стратегических решений.
Цель работы – разработать стратегические решения в организации на примере ООО «Унитех».
Для реализации данной цели выдвинуты и решены следующие задачи: рассмотреть алгоритм выбора и реализации стратегии развития предприятия; охарактеризовать основы разработки и методы, используемые при выборе стратегических решений предприятия; провести стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО «Унитех»; разработать стратегию развития предприятия.
Объектом исследования является ООО «Унитех».
Предмет исследования – процесс принятия стратегических решений в организации.
Теоретическую и методологическую основу работы составили законодательные и нормативные акты в области развития малого предпринимательства, работы отечественных и зарубежных ученых в области рыночной экономики, стратегического менеджмента, разработки управленческих решений. В настоящей работе применялись такие методы, как описание, группировка, анализ и синтез теоретического и практического материала, структурно-динамический анализ, индексный метод и ряд других.
Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней рекомендации создают системную основу формирования эффективных стратегических решений для развития предприятия.
Структурно данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Алгоритм выбора и реализации стратегии развития предприятия
Ключевой этап процесса стратегического управления организации – выбор стратегии ее развития. Можно выделить следующие компоненты стратегического выбора: выработка вариантов стратегии, оценка вариантов стратегии, выбор стратегии, стратегические линии поведения и планы, реализация стратегии .
1. Выработка вариантов стратегии.
Стратегический выбор включает выработку серии стратегических альтернатив, исходя из целей компании, ее преимуществ и недостатков, а также внешних возможностей и угроз. Каждая стратегическая альтернатива может представлять возможные направления действий.
На рисунке 1 показано позиционирование этапа изучения стратегических альтернатив в цикле стратегического планирования. Согласно модели цикла стратегического планирования изучение стратегических альтернатив проводится после проведения этапа управленческого обследования внутренних сильных и слабых сторон организации .
Изучение основных стратегических альтернатив необходимо для принятия решения по выбору главной линии поведения. Однако на выбор стратегии могут повлиять ранее использованная стратегия, а также личность руководителей, их предпочтения и другие, ранее рассмотренные факторы.
При разработке стратегий важно учесть наибольшее возможное количество вариантов, так как существует тенденция учитывать только наиболее очевидно приемлемые варианты и уже на ранних этапах выдвижения альтернатив отбрасывать остальные. Однако такая оценка всегда субъективна. Очевидные варианты не обязательно являются лучшими. И это обстоятельство может лишить вариантов, которые при более детальной проработке на этапе оценки вариантов обнаружили бы свои преимущества.
Рис. 1. Позиционирование этапа изучения стратегических альтернатив в цикле стратегического планирования
2. Анализ различных вариантов стратегии компании.
При проведении стратегической диагностики следует исследовать все имеющиеся альтернативные стратегии компании. При этом стратегии подлежат тщательному анализу, сравниваются по различным параметрам, оценивается, какая стратеги позволит лучше и быстрее достичь поставленных компанией целей. В итоге выбирается стратегия, в которой максимально сбалансированные имеющиеся у компании сильные и слабые стороны деятельности.
3. Осуществление выбора стратегии, формирование стратегических планов.
Следует выбрать ту стратегию, которая была признана лучшей по результатам проведенного сравнительного анализа. Также на окончательный выбор стратегии влияет мнение руководителя организации, а также от мнений наиболее опытных руководителей структурных подразделений компании.
После выбора стратегии развития компании следует принимать и другие управленческие решения. Так, необходимо определиться с производственными помещениями, определить потребность в кадрах, исчислить необходимую сумму финансовых ресурсов и т.д.
Стратегический план компании включает в себя следующие подразделы:
- определение потребности в кадрах :
- исчисление потребности в объеме финансовых ресурсов компании;
- определение потребностей в научных исследованиях и разработках.
4. Этап реализации стратегии компании.
Наиболее значимыми мероприятиями при реализации стратегии компании выступают следующие.
А) Формирование плана действий в случае наступления рисковых ситуаций.
Стоит отметить, что стратегия формируется с учетом того, что развитие бизнеса будет осуществляться в идеальных условиях. Однако на самом деле на деятельность компании могут влиять различные положительные и отрицательные факторы. В связи с этим предприятиям желательно формировать стратегию развития и в условиях неблагоприятной внешней среды. Эти стратегии необходимо планировать в расчете на год. Также следует проводить регулярный анализ показателей компании в реальных условий хозяйствования и показатели из различных стратегических вариантов.
Б) Формирование организационной структуры компании.
Организационная структура компании – это упорядоченная определенным образом совокупность взаимосвязанных элементов, которые находятся между собой в устойчивых взаимоотношениях, обеспечивающих их успешное функционирование и развитие.
В организационной структуре компании выделяют такие элементы, как отдельные сотрудники, отделы, службы и прочие структурные подразделения.
В рамках организационной структуры непосредственно и происходит управленческий процесс, между участниками которого распределены задачи и функции управления, а значит права с ответственностью за принятые управленческие решения.
Отличительной особенностью современного этапа развития экономических отношений для любой формы предпринимательства является построение эффективной организационной структуры управления, направленной на адаптацию всех экономических субъектов к рыночным условиям хозяйствования.
Разработка, анализ и применение новых эффективных методов управления играют решающую роль в достижении целей экономического развития предприятий. В условиях современного рынка преимущество остается за предприятиями, открытыми для структурных изменений, которые позволяют им существенно повысить эффективность управления. Одной из управленческих инноваций, обеспечивающих конкурентное преимущество, является процесс формирования и развития организационных структур управления. В основе его реализации находится изменение структуры и функций управления деятельностью предприятий, а также их внешних и внутриорганизационных хозяйственных связей.
Влияние организационной структуры на развитие предприятий проявляется в следующем. Организационная структура предприятия позволяет ему достигнуть поставленных целей. В связи с этим, проектирование структуры компании всегда начинается с постановки целей деятельности и определения стратегических направлений деятельности. Структура и стратегия предприятия должны быть взаимосвязаны. Если подвергается изменениям организационная структура, то в таком случае изменится и стратегия деятельности компании.
При разработке и создании организационной структуры управления главное – добиться, чтобы при минимальном количестве уровней управления цепь команд была как можно более короткой.
Если организационная структура построена не оптимально, то в организации могут возникать следующие проблемы, препятствующие развитию предприятия: низкая мотивация; запоздалые и неправильные решения; конфликты и слабая координация; рост расходов; неадекватная реакция на изменение обстоятельств.
Проблемы структурного характера могут особенно явно проявиться в периоды изменений. Они часто возникают, когда преобразование организационной структуры происходит неразумно. Также они появляются, когда организация не в состоянии изменить структуру, когда изменения запаздывают. Нет такой структуры, которая была бы всегда эффективной. Организационные принципы распределения сфер ответственности и обеспечения сотрудничества необходимо изменять по мере появления новых обстоятельств и целей организации. В противном случае структура будет становиться все менее и менее подходящей, и число проблем будет увеличиваться.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова М. С., Барышева В. А. Разработка и реализация управленческих решений на предприятии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 857–861.
2. Александрова А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 c.
3. Бережная Е.В. Методы и модели принятия управленческих решений: Учебное пособие / Е.В. Бережная, В.И. Бережной. - М.: Инфра-М, 2016. - 384 c.
4. Волкогонова О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 256 c.
5. Голубков Е.П. Стратегический менеджмент: Учебник / Е.П. Голубков. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 290 c.
6. Горьков М. В. Формирование стратегии развития организаций // Молодой ученый. - 2019. - №20. - С. 209-211.
7. Гришков А. В. Разработка стратегий развития бизнеса / А.В. Гришков // Молодой ученый. - 2017. - №38. - С. 53-55.
8. Гуськов Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.В. Гуськов. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2018. - 192 c.
9. Доброва К.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / К.Б. Доброва. - М.: Элит, 2013. - 368 c.
10. Заляев Р. Ф. Стратегия устойчивого развития предприятия / Р.Ф. Заляев // Молодой ученый. - 2017. - №12. - С. 286-290.
11. Золотова Т.В. Методы принятия управленческих решений (для бакалавров) / Т.В. Золотова. - М.: КноРус, 2018. - 381 c.
12. Иванов П.В. Методы принятия управленческих решений: Учебное пособие / П.В. Иванов. - РнД: Феникс, 2019. - 413 c.
13. Комаров Е.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Е.И. Комаров. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2018. - 233 c.
14. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 623 c.
15. Кузнецова Н.В. Методы принятия управленческих решений: Учебное пособие / Н.В.Кузнецова. - М.: Инфра-М, 2018. - 349 c.
16. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Б.Г. Литвак. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 507 c.
17. Логинов В.Н. Методы принятия управленческих решений: Учебное пособие / В.Н. Логинов. - М.: КноРус, 2018. - 309 c.
18. Методы принятия управленческих решений: количественный подход (для бакалавров) / Под ред. Кочкарова А. А.. - М.: КноРус, 2017. - 368 c.
19. Орлов А.И. Методы принятия управленческих решений (для бакалавров) / А.И. Орлов. - М.: КноРус, 2018. - 317 c.
20. Романов Е.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Е.В. Романов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 160 c.