Фрагмент для ознакомления
2
Услуги, оказываемые в рамках сопутствующих аудиту услуг Услуги, обеспечивающие ограниченную уверенность в предмете задания заказчика 1) обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность;
2) обзорная проверка части бухгалтерской (финансовой) отчетности, части консолидированной финансовой отчетности (за исключением аудита статьи «расчеты с бюджетом по налогам и сборам»);
3) обзорная проверка отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам;
4) обзорная проверка части отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам (за исключением аудита статьи «расчеты с бюджетом по налогам и сборам»);
5) обзорная проверка иной финансовой информации прошедших периодов;
6) выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам;
7) выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам;
Услуги, не обеспечивающие уверенность в предмете задания заказчика 1) исследование предмета задания заказчика посредством выполнения согласованных с ним и (или) иным лицом процедур;
2) компиляция информации, включая компиляцию в части информации по налогам и сборам. 1) согласованная процедура, связанная с расчетами по налогам и сборам
Услуги, оказываемые в рамках прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью 1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
4) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях.
5) юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления
Важно отметить, что приведенная классификация услуг является сегодня весьма условной. Связано это с осуществляемой корректировкой состава услуг, оказываемых в рамках аудиторской деятельности, наряду с происходящими концептуальными переменами в области аудита. Министерство финансов РФ в декабре прошлого года предложило в качестве проекта документ, уточняющий перечень видов аудиторских услуг.
В зависимости от степени обеспечиваемой уверенности в предмете задания заказчика аудиторские услуги предлагается подразделять на:
услуги, обеспечивающие разумную уверенность в предмете задания заказчика;
услуги, обеспечивающие ограниченную уверенность в предмете задания заказчика;
услуги, не обеспечивающие уверенность в предмете задания заказчика.
2.2.Взаимодействие налогового аудита с другими аудиторскими услугами
В отношении деятельности хозяйствующих субъектов налоговый аудит имеет совершенно иной характер. Хозяйствующие субъекты - организации разной отраслевой направленности, разных организационно-правовых форм деятельности нередко инициируют проведение налогового аудита с целью оценки своей налоговой нагрузки, правильности ведения и оптимизации налоговой политики и других вопросов, связанных с подтверждением достоверности формирования налоговых деклараций и законности произведенных расчетов налогов к уплате в бюджет. Такой аудит попадает в сферу влияния Закона № 307-ФЗ и является значимым для бизнеса. В свете действующего законодательства налоговый аудит является, скорее, «сопутствующей аудиту услугой» и носит характер инициативного аудита, который осуществляется по решению хозяйствующего субъекта на основе договора с аудиторской организацией или аудитором. Характер и масштабы такой проверки определяет заказчик - клиент аудиторской организации.
Аудиторские организации на данный период времени владеют хорошей квалификационной и технической подготовкой, чтобы одновременно со своими прямыми обязанностями приводить в исполнение проверку над налоговыми поступлениями в бюджеты различных уровней и выбора наилучшей налоговой нагрузки налогоплательщика.
Осуществить выбранную задачу можно благодаря предоставлению услуг в сфере налогового аудита. В среде установившейся конкуренции на рынке аудиторских услуг с всяким новым годом возвышаются требования, изъявляемые к качеству общего аудита и сопутствующих услуг.
Налоговый аудит - это задача аудиторской организации по проверке бухгалтерских отчетов, с целью выражения мнения о их достоверности и соответствующий нормам законодательства. Большинство предприятий, для которых общий аудит обязателен, индивидуально обозначают в документах с аудиторскими фирмами объем работ по налоговому аудиту . Общий аудит является частичным, т.е. проверяется не полный информационный объем, а только доля каждого участка учета. Но прежде всего налоговый аудит пользуется спросом у крупных фирм, осуществляющих несколько видов деятельности, в том числе экспортно-импортные операции. Обороты таких фирм большие, поэтому и налоговые обязанности, и даже штрафы и пени, формируют достаточно большую сумму. А чтобы уменьшить до минимума налоговые выплаты, и в свою очередь не натолкнуться на санкции, крупной фирме разумно и экономически выгодно провести налоговый аудит, при помощи которого можно обнаружить и устранить ошибки в ведении налогового учёта и составлении налоговой отчетности.
Заведомо налоговый аудит по методу осуществления схож с выездной налоговой проверкой. В связи с этим перед налоговой проверкой в компании был выполнен налоговый аудит, то значит опасность обнаружения ошибок и начисления пени и привлечения к налоговой ответственности резко уменьшаются.
Выполнение работ по налоговому аудиту состоит из двух пунктов:
а) первоначальная оценка имеющей системы налогообложения экономического субъекта;
б) контроль и заверение правильного вычисления и оплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.
В процессе исполнения задачи аудиторская организация отталкивается из того, что действие экономического субъекта исполняется, в соответствии с уже существующими нормативными актами, пока не заполучит подтверждение противного.
Методика аудиторской деятельности советует проверяемым объяснять по мере необходимости заказчику налогового аудита о своих профессиональных подходах к проведению работ, рассчитанных на уровне существенности и использовании выборочного метода.
Выполнение данных процессов дает увидеть такие важные причины, как особенно главные хозяйственные действия экономического субъекта и имеющиеся предметы налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.
Информация, существующая в налоговой отчетности, проверяется и вычисляется методом соотнесения с данными синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация имеет право делать анализ начальной документации экономического субъекта, принимать разъяснения от начальства о показателях и методах, вошедших в фундамент налогового расчета, и присутствовать при досмотре объектов, применяемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения .
По итогам исследования проверяющая организация дает советы по корректированию сделанных ошибок и занесению изменений в налоговую отчетность. Перечисленные советы в соответствии с требованиями методики аудиторской деятельности оформляются в форме таких актов как:
решение по итогам проведения налогового аудита;
отчета по результатам проведения налогового аудита (если его подготовка предусмотрена условиями договора).
Таким образом, налоговый аудит незаменим для любой организации, так как благодаря его проведению в несколько раз снижаются риски по допущению ошибок.
Следует отметить, что в аудиторской практике аудит и сопутствующие аудиту услуги четко разграничиваются. К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.02 г. № 696, относятся: а) обзорные проверки; б) согласованные процедуры; в) компиляция финансовой информации. Любая из названных форм сопутствующих аудиту услуг может применяться в отношении налоговой информации, которая, в свою очередь, является частью финансовой информации, формируемой в системе управления хозяйствующего субъекта. Проведение обзорных проверок позволяет аудитору обеспечить предполагаемым пользователям информации налогового учета и отчетности «разумный и ограниченный уровни уверенности в достоверности» такой информации. И, напротив, проведение согласованных процедур и компиляции не предусматривает, что аудитор должен будет обеспечить такую уверенность.
Следует отметить, что налоговый аудит может дополняться широким спектром прочих услуг. Например, очень часто налоговый аудит сочетается с налоговым консультированием (налоговым консалтингом) (рис.5).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, с изменениями и дополнениями // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
2. Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности и внесении изменения в федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010) «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 августа 2010 г. №90н» (вместе с «ФСАД 7/2011. Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства», «ФСАД 8/2011. Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам», «ФСАД 9/2011. Федеральный стандарт аудиторской деятельности «Особенности аудита отдельной части отчетности») (Зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2011 № 21986): Приказ Минфина РФ от 16.08.2011 № 99н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
3. О внесении изменения в Правила раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851: Проект постановления Правительства Российской Федерации // Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: Электронный ресурс] / Доступ из http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/legislation/.
4. Перечень видов аудиторских услуг //http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/legislation/.
5. Акулич Е. И. Сущность налогового аудита //Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. М.: РИОР, 2011. С. 177-180.
6. Богатая И.Н. Методические подходы к идентификации видов аудиторско¬консалтинговых услуг, оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами / И.Н. Богатая, А.Н. Кизилов // Аудиторские ведомости. - № 4. - 2015. - С. 11¬-24.
7. Миронова О.А. Налоговый аудит в России: урегулирование налоговых споров // Аудиторские ведомости. № 9. 2012. С.33-49
8. Миронова О.А., Азарская М.А. Аудит: теория и методология: учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2007, 176 с.
9. Морозова Ж. А. Налоговый аудит: практическое руководство. М.: ООО ИИА «Налог Инфо»: ООО «Статус-Кво 97», 2014. 240 с.
10. Панкова, С.В. Международные стандарты аудита: учебник / С.В. Панкова, Н.И. Панкова. -2-е изд., перераб. доп. - М.: Магистр, 2008. - 287 с.
11. Терёшина В.В. Экономическая политика как мера правового регулирования малого и среднего предпринимательства // Инновационное развитие экономики. 2013. № 4-5(16). С. 263-265.
12. Ханафеев А.Ф. Налоговое администрирование малого бизнеса в муниципальных образованиях: монография. - Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 2009. 184 с. ¦
13. Ханафеев А.Ф. О Международной Ассамблее налоговых консультантов // Инновационное развитие экономики. 2013. № 4-5(16). С. 18-19.
14. Хахонова И.И., Хахонова Н.Н., Богатая И.Н. Аудит: учеб. пособие/ под ред. проф. Н.Н. Хахоновой. - 2-е изд., доп. и пе- рераб. - Ростов н/Д: ООО «Мини Тайп», 2014. 442 с.
15. Гурьева, Т. М. Сущность налогового аудита // Налоги . –2007. – № 4. – С. 23–25.
16. Макаренко С.А. Комплексная методика внутреннего аудита дебиторской и кредиторской задолженности в организациях торговли: монография. – Краснодар: КУБГАУ, 2015. – 179 с.
17. Олейник М.А. Налоговый аудит. – Краснодар, ФГБОУ ВПО «КубГАУ», 2015. – 212 с.
18. Савин А.А., Савина А.А. Аудит налогообложения/Учебное пособие. — М.: Вузовский учебник, 2010. — 381 с
19. Сафонова, М.Ф. Сущностные характеристики налоговых издержек как элемента бизнес системы экономического субъекта // Аудит и финансовый анализ. – 2015. - №5. – С.144 – 149.
20. Сафонова М.Ф. Планирование налоговых затрат как элемент учетно-налоговой системы экономического субъекта // Аудиторские ведомости. – 2016. - №7. – С.64-76.
21. Сафонова М.Ф. Управление налоговыми рисками торговых организаций как способ повышения уровня ее налоговой безопасности // Научный журнал «Труды Кубанского государственного аграрного университета». – 2015. – №1(52). – С.70 - 77.
22. Усатова, Л. В. Организация процесса налогового аудита расходов [Электронный ресурс] // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 24. – Режим доступа: http://www.psu.ru