Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В качестве необходимой и важной предпосылки прибыльности предприятия является оптимальность объема и структуры его товарооборота. Поскольку предприятие получает определенный объем дохода с каждого рубля проданных товаров, то максимизация прибыли требует постоянного увеличения объема товарооборота как ключевого фактора роста коммерческого дохода и прибыли, а также относительного снижения издержек обращения. Следовательно, товарооборот – это один из важнейших синтетических показателей развития, как на уровне предприятия, так и на уровне региона, страны в целом.
Современная экономическая ситуация, которая характеризуется усилением конкуренции и обострением проблемы выживания, обеспечение динамичного развития предприятий розничной торговли требует осуществления всестороннего и глубокого анализа, в частности анализа товарооборота предприятия.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики предприятия самостоятельно формируют свою товарную политику, то есть решают, какие виды продукции, в количестве и когда производить или реализовывать. Это требует от руководителей предприятий умений осуществлять оптимальную ассортиментную политику, которая бы отвечала рыночной ситуации, сложившейся в стране, тенденциям ее развития и потребительскому спросу. Для этого необходимо иметь информацию о требованиях конечных потребителей, посредников, дистрибьюторов.
Категория «ассортимент» в научных источниках имеет различные интерпретации, однако значение при этом не меняется. Рядом с понятием «ассортимента» широко применяются категории «производственная программа», «продуктовая линия», «товарная линия», «товарный портфель», которые имеют практически идентичную экономическую суть.
Отечественный экономист Савицкая Г.В. приводит следующее видение ассортимента: «Товарный ассортимент – это совокупность всех товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретный продавец».
В общем, ассортиментную политику можно определить как систему мер, по определению перечня товарных групп, которые преобладают в успешной деятельности на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.
Ассортиментная политика является важной составляющей общей стратегии предприятия. От оптимальности структуры ассортимента в дальнейшем будет зависеть размер прибыли предприятия.
Зарубежные экономисты – Гарри Армстронг и Филипп Котлер приводят свое видение сущности ассортимента товара. Они считают, что товарный ассортимент – это группа товаров, тесно связанных между собой по сходству принципов функционирования, продажей одним и тем же группам покупателей, реализацией через аналогичные каналы сбыта или принадлежностью к одному и тому же диапазона цен.
Ж.Ж. Ламбен считал, что ассортимент, предлагаемый производителем, в значительной степени определяется применяемыми сырьевыми материалами, требованиями технической однородности в производстве, технологическими знаниями и другим одновременно как ассортимент интересующей покупателя определяется ситуацией потребления и взаимодополняемостью товаров.
Целью данной работы является выявление особенностей ассортимента спортивных товаров.
Цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач исследования:
• овладеть достаточными теоретическими знаниями в области понятия ассортимента товаров;
• определить особенности качества спортивных товаров;
• проанализировать ассортиментную политику спортивных товаров;
• внести рекомендации по повышению эффективности ассортиментной и маркетинговой политики предприятия.
Объектом данного исследования являются спортивные товары, а предметом – совершенствование ассортиментной политики этих товаров.
В процессе исследования применялись аналитический, программно-целевой, нормативный метод, методы сравнительного анализа, анкетирование.
Перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятие «ассортимент» и «формирование ассортимента»;
2. Выявить особенности формирования ассортимента в современных условиях;
3. Проанализировать методы анализа структуры ассортимента;
4. Проанализировать состав и структуру ассортимента спортивных товаров;
5. Проанализировать отношение покупателей спортивных товаров.
ГЛАВА 1. СПОРТИВНЫЕ ТОВАРЫ
1.1. Определение ассортимента. Ассортиментная политика предприятия на современном этапе
Ассортиментная политика предполагает, что предприятие будет руководствоваться некоторой системой принципов в области создания ассортимента, которые помогут достигать стратегических целей, пояснять механизмы достижения этих целей, оставляя свободу маневра для последовательных действий.
Таким образом, ассортиментная политика предприятия не описывает, какого цвета выпустить новые ботинки или сколько новых видов финансовых услуг вывести на рынок. Она указывает на то, что компания постоянно находится в состоянии поиска и сбора информации для анализа, на основании чего будет приниматься решение об изменении выпускаемой продукции. И вся эта деятельность направлена не только на обеспечение и повышение (о росте часто забывают) финансово-экономической деятельности.
Ассортиментная политика предприятия должна решать следующие задачи [15]:
• удовлетворение спроса конкретных групп потребителей, налаживание тесной связи с ними, привлечение новых покупателей,
• гибкое реагирование на требования рынка,
• обеспечение финансовой устойчивости предприятия, вывод компании из трудного финансового положения.
Значит, компания должна иметь ясную стратегию, отлично понимать рынок и потребности потребителей, четко представлять себе свои возможности, постоянно знать о наличии ресурсов сейчас и в будущем.
Грамотная ассортиментная политика предприятия позволит провести работу по оптимизации товарных групп так, чтобы не было разрывов между ними, и они не конкурировали между собой. При внезапном изменении рыночной конъюнктуры именно ассортиментная политика станет основным документом, который поможет удержать предприятие от краха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ассортиментная политика предполагает, что предприятие будет руководствоваться некоторой системой принципов в области создания ассортимента, которые помогут достигать стратегических целей, пояснять механизмы достижения этих целей, оставляя свободу маневра для последовательных действий.
Качество спортивных товаров должно отвечать требованиям и нормам, которые предусматриваются стандартами и техническими условиями. Различают общие и специфические требования к качеству спортивных товаров. К общим требованиям относятся: соответствие изделий по материалу, конструкции, весу, размеру нормам, установленным техническими условиями, высокое качество материалов, подобранных в соответствии с условиями использования спортивных изделий, рациональность конструкций, хорошая отделка и красивое внешнее оформление.
Оптимально подобранный ассортиментный портфель организации прямо воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет управлять долей маржинального дохода и, следовательно, долей чистой прибыли в выручке компании.
Современная линейка спортивных товаров отличается большим разнообразием. Каждый тип спортивных товаров сегодня представлен 5-10 различными брендами. Особенно это касается товаров для лыжного спорта или для водного спорта.
Покупатели проявляют большой интерес к спортивным товарам. Сегодня это один из самых востребованных видов товаров на рынке непродовольственных товаров. Ассортиментная линейка спортивных товаров остается довольно широкой, но довольно запутанной. В частности, это касается спортивной одежды и аксессуаров.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Brenčič M.M., Pfajfar G., Rašković M. Managing in a time of crisis: marketing, HRM and innovation // Journal of Business and Industrial Marketing, 2012. – № 6.
2. Camp R.C. Best practice benchmarking: the path to excellence. Global Benchmarking Network Review. [Электронный ресурс]. URL: https://www.expertbase.org/a150-bestpractice-benchmarking-the-path-to-excellence (дата обращения: 05.02.2019).
3. Dattakumar R., Rajashekharaiah J. A review of literature on benchmarking // Benchmarking: An International Journal, 2003. – № 10.
4. Kyro P. Revising the concept and forms of benchmarking // Benchmarking: An International Journal, 2003. – № 3.
5. Medrano N., Olarte-Pascual C. The effects of the crisis on marketing innovation: An application for Spain // Journal of Business, 2016. – № 31.
6. Sahin S., Ulubeyli S., Kazaza A. Innovative crisis management in construction: approaches and the process // Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2015. – № 195.
7. Salem M.S.M. A Review of Benchmarking Implementation Problems: The Case of UAE Industrial Companies // Journal of International Management Studies, 2013. – № 2.
8. Агеева Д.Р. Бенчмаркинг как инструмент обеспечения конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство, 2007. – № 10.
9. Акимова Е.А., Акимов А.А. Все лучшее себе. Бенчмаркинг // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2007. – № 7.
10. Зозуля Д.М. Формирование механизма устойчивого развития экономики предприятий на основе инженерного маркетинга. / канд. экон. наук: 08.00.05. – Ростов-наДону, 2010.
11. Зозуля Д.М. Цифровизация российской экономики и Индустрия 4.0: вызовы и перспективы // Вопросы инновационной экономики, 2018. – № 1.
12. Зозуля Д.М., Смоляр Ю.В. Кризисный бенчмаркинг как инновационный инструмент управления организацией в условиях нестабильности внешней среды // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 3. – С. 483-494. – doi: 10.18334/ce.13.3.39943
13. Зозуля Д.М., Фреинт С.А. Analytical study of anti-crisis marketing strategies applied by Russian and foreign companies under conditions of economic instability // Экономика и предпринимательство, 2017. – № 1(78).
14. Любанова Т.П., Зозуля Д.М., Щерба Л.М., Олейникова Ю.А. Проблемы развития рыночной идеологии персонала российских промышленных предприятий в свете формирования цифровой экономики и «умного» общества // Экономика и предпринимательство, 2017. – № 9-1(86).
15. Филюшина А.В. Инновационные инструменты антикризисного регулирования // Инновационный менеджмент, 2015. – № 4.