Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы.
В современных условиях неблагоприятные факторы, влияющие на служебную деятельность сотрудников - множатся в геометрической прогрессии. Возникает острая потребность в поиске путей решения возникающих вопросов.
Повышение мотивации отношения к службе, к своим обязанностям – одно из важнейших условий качественной деятельности того или иного государственного органа. Эффективная работа силового ведомства – основа государственной политики по поддержанию законности и правопорядка страны.
Применение мер по стимулированию сотрудников, в свою очередь, является примером позитивного воздействия на их служебную деятельность. Сотрудник, «заряженный» на качественное выполнение служебных задач является примером не только внутри самого ведомства, при этом он еще и формирует общественное мнение граждан о правоохранительных органах в целом.
В успешном решении этих проблем наиважнейшую роль играет совершенствование системы управления персоналом, поиск эффективных форм и методов управления, обеспечивающих повышение эффективности функционирования правоохранительных органов государства, за счет всестороннего развития и применения творческого потенциала каждого сотрудника, повышения уровня его квалификации, компетентности, ответственности и инициативы.
Актуальность данной темы заключается в том, что именно стимулирование заинтересованности сотрудников в своей службе – является гарантом правильного функционирования государственной службы.
Объект исследования – служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов.
Предмет работы – поиск способов повышения у сотрудников интереса к служебной деятельности.
Цель и задачи исследования.
Данная работа предназначена помочь разобраться в тонкостях современной психологии служебной деятельности, а также поисках путей развития стимулирования деятельности сотрудников в современных условиях существования государства и общества.
Задачами исследования являются: анализ сложившейся ситуации, выявление проблем на пути качественного стимулирования сотрудников и поиск способов их решения.
Методы исследования. В своей работе мы будем использовать теоретический метод исследования: проведем анализ имеющихся материалов по общей психологии и психологии служебной деятельности, в том числе ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих служебную деятельность.
Практическая значимость. Полученный опыт позволит определить основные направления деятельности, направленные на повышение мотивации сотрудников к служебной деятельности и формирование позитивного отношения граждан к государственной службе.
Глава I. Основы служебной деятельности
1.1. Цели, задачи и функции службы.
Основная проблема госслужбы - определение ее целей и задач. Суть проблемы заключена в том, что если ее понятие и принципы официально закреплены в действующем законодательстве, то цели и задачи – нет. Поэтому это направление до сих пор подвержено дискуссии.
Если ссылаться на «уровневую систему», цели госслужбы можно градировать на стратегические, оперативные и текущие. Приоритетная стратегическая цель — служба государственным интересам, т.е. обществу и народу.
Если же рассматривать «отраслевую точку зрения, то они делятся на политико-административные, социальные, экономические, правовые, организационные (Рис 1).
Рис. 1
Каковы же, в принципе, задачи государственной службы?
Они формируются исходя из ее целей и затрагивают, пожалую, все сферы жизни и деятельности граждан, принятых на службу, а также непосредственно их интересы, как политические, так и производственные (Рис. 2).
Любая госслужба основывает свою деятельность опираясь на государственные нормативно – правовые акты.
На основе наших исследований, можно предположить, что главная цель ее - осуществление функций государства на практике, решение его первостепенных задач, обеспечение достойной жизни общества, удовлетворение его потребностей в основу заложив принципы и положения, предопределенные действующими законами.
Исследование функций госслужбы способствует раскрытию не только её общего назначения, но способствует выявлению нерешенных проблем, имеющих под собой цель ликвидировать недостатки в правовом регулировании, а также разработке направлений и определения средств улучшения государственной службы и способов её реформирования.
В зависимости от критериев, положенных в основу анализа структуры и содержания этого явления существует множество вариантов классификации функции государственной службы, которые, пожалуй - тема отдельного научного исследования.
Следовательно, можно сделать вывод, что разнообразие функций госслужбы достаточно широко и имеет очень важное значение для существования государства и общества.
1.2. Требования, предъявляемые к государственным служащим.
В основу требований, предъявляемых к государственным служащим, ложатся именно нравственные требования, которые принято объединять в 4 группы:
1) Первая, характеризуется наличием у чиновников властных и распорядительных полномочий, т.е. к тем, кто находится на уровне, связанных с принятием определенного вида решений, которые предусматривают развитие определенных управленческих качеств (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);
2) Вторая, основывается на исполнительской дисциплине, в основу которой заложен тот факт, что от госслужащего часто зависит жизнь человека, тогда она предусматривает наличие качеств исполнительской дисциплины (дисциплинированность, внимательность, исполнительность, пунктуальность, педантичность, законопослушность и т.д.);
3) Третья, объединяет в себе качества, которые определяются профессиональной деятельностью сотрудников (объем общения, разнообразность, разнохарактерность, коммуникативность, открытость, умение слушать и слышать, сдержанность, воспитанность и др.);
4) Четвертая, качества, объясняемые «Эффектом аквариума», т.е. подразумевают особый статус госслужащего в обществе, а именно большой интерес к служащему, к его жизни, со стороны простых людей, которые делают выводы о государстве на основе наблюдений за деятельностью сотрудников (аскетизм, сдержанность, осознание свое ответственности за нарушение установленных норм и правил, личное поведение).
При применении на практике, понятия и принципов профессиональной этики госслужбы приобретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий (Рис. 3).
Кроме того, сотрудник должен избегать совершение проступков, которые позорят честь и достоинство государственного служащего, таковое может признаваться как действие, так и бездействие, не смотря на отсутствие преступного умысла, по своему характеру нельзя соотнести по своему значению с высоким званием госслужащего, что в свою очередь делает невозможной дальнейшее прохождение им службы. К этому можно отнести: грубое нарушение установленных норм и правил служебного поведения, которые негативно сказываются на авторитете государственной службы; умышленное нарушение действующего законодательства; недобросовестное выполнение своих служебных обязанностей, вызвавшее существенные негативные последствия; постоянно повторяющиеся действия или бездействие, которые свидетельствуют о преднамеренном нарушении им присяги.
Немаловажную роль в формировании представления о том, каким же должен быть моральный облик государственного служащего играют и этические требования.
Один из главных критериев, определяющих критическое отношение населения к руководству и аппарату управления всех ветвей и уровней власти - отсутствие в деятельности властных структур истинного внимания к человеку, уважения его личности, понимания, лояльности, профессиональной этики служебного поведения.
Уважительное отношение госслужащего к достоинству человека – вот истинная черта профессионализма, при этом он абсолютно не должен учитывать социальное положение последнего. Приравнять его права к своим, как достойным на существование, способность понять и прочувствовать, что все мы люди равны перед друг - другом, что именно человек является главной ценностью социальной жизни.
Одно из противоречий, возникающих вследствие расположения госслужащих между управленческими кадрами и народом, заключается в специфической его принадлежности к духовному
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993. - 64 с.
2. О ежемесячном денежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания: Указ Президента РФ от 18 февраля 2005 г. № 177 // Собрание законодательства РФ. - 2005. -№8.-Ст. 631.
3. О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне: Постановление Правительства РФ от 14 октября 1994 г. № 1161 (с изм. от 28 марта, 28 мая 2001 г., 2 апреля 2002 г.) //Собрание законодательства РФ. - 1994. -№ 25. - Ст. 2718
4. Положение о ведомственных наградах Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Минюста России от 29 апреля 2002 г. № 120.
5. Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2008
6. Инструкция о порядке присвоения квалификационных категорий
сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции
Российской Федерации: Приказ Минюста России от 9 апреля 2002 г. № 95.
7. Инструкция о дополнительных выплатах сотрудникам уголовно-исполнительной системы Минюста России: Приказ Минюста России от 24 марта 2003 г. № 66
8.Акимова М.Л. Методы управления персоналом, используемые в работе руководителя в органах внутренних дел: Лекция. -- Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. - 34 с.
9. Богут П.К, Котлярова А.Г. Управленческая деятельность руководителя подразделения по работе с персоналом: пути решения проблем: Учеб.
пособие. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. - 23 с.
10. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990. 218 с.
11. Волков В.М., Никитин М.Н., Сипков КВ., Хорькин ЮЛ. Совершенствование деятельности руководителя органа внутренних дел: Учеб.-метод, пособие. - Домодедово: ОИПТС МВД России, 2003. - 49 с.
12. Годфруа Ж. Что такое психология. - М. 1992. 297 с.
13. Джидарьян И.А. Влияние нравственной мотивации на развитие и формирование потребностей личности // Мотивационная регуляция деятельногсти и поведения личности. Тематический сборник научных работ. - М., 1988. 461 с.
14. Иванов Л.В., Костылев В.И., Перельман А.Э., Феиева М.А. Управление персоналом. - М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2003.-256
15. Макарова И.К. Управление персоналом: Учеб. по специальности
«Менеджмент организации». -М.: Юриспруденция, 2002. - 294 с.
16. Маслоу А.Г. Материальные и моральные стимулы к труду: Пер. с англ. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.
17. Омаров A.M. Социальное управление: некоторые вопросы теории и
практики. - М.: Мысль, 1980.-269 с.
18. Омаров А.М. Управление человеком. - М.: Политиздат, 1989.-80 с.
19. Основы социального управления: Учеб. пособие / А.Г. Гладышев,
В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др.; Под ред. В.Н. Иванова. -М.: Высш. шк.,
2001. - 271 с.
20. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации:
Учеб.-практ. пособие. - М, 1997. - 328 с.
21. Щербак Ф.Н. Стимулы трудовой деятельности (методологический
аспект). - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. - 280 с.
22. Шкатуляа В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: Издат. группа «Норма -ИНФРА-М», 1998. - 592 с.