Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы в современном глобализирующемся мире не вызывает никакого сомнения. Являясь многомерным и неоднозначным понятием, физическая культура и спорт в то же время однозначно рассматривается как специфическая социальная реальность, которая отличается от природной, естественной, биологически заданной реальности.
Именно отношение человека к окружающей и своей собственной природе, проявляющиеся в осознании необходимости физического самовоспроизводства и самосовершенствования посредством физических упражнений и физкультурной деятельности образуют общественный, собственно социальный ее феномен.
В этом плане физическая культура и спорт возникает и функционирует как «окультуривание» природной (телесной) сущности, деятельности организма человека с целью оптимизации в нем физического и психического, природного и социального.
Физическая культура и спорт– это социальная система, следовательно, для анализа структуры важно рассмотреть категорию «социальная структура». В общем виде она представляет собой совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающую ее существенные характеристики, фиксирующую присущие данному обществу способ разделения и кооперации труда, уровень развития производительных сил, производственных и межличностных отношений.
При рассмотрении структурности физической культуры и спорт необходимо иметь в виду, что они возникают и развиваются в уже сложившейся социальной структуре конкретного общества.
Потребность физического и духовного совершенствования людей имеет естественный (биологических) и социальный (культурный) аспекты. Естественный аспект раскрывается в необходимости для человека как биологического существа удовлетворения двигательных потребностей, обеспечивающих жизненные функции различных систем его организма.
Следовательно, физическая культура и спорт как социальное явление предстают, прежде всего, как специфическая форма отношения социального субъекта (личности, социальной группы, общества в целом) к окружающей и своей собственной природе, проявляющегося в осознании необходимости сохранения, развития и совершенствования своего физического состояния в особом, организованном, социокультурном способе его воспроизводства для оптимальной жизнедеятельности, выполнения общественно значимых функций.
Объект – физическая культура и спорт в современном обществе.
Предмет – особенности физической культуры и спорта.
Цель курсовой работы– раскрыть физическую культуру и спорт.
Задачи:
1. Рассмотреть физическую культуру как часть общечеловеческой культуры.
2. Проанализировать физическую культуру в режиме дня трудящихся.
3. Раскрыть прикладные виды спорта.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре _____________ факультета, состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка использованных источников.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Глава 1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры
1.1. Понятия «культура», «физическая культура»
Сама дефиниция «культура» многомерно, как и подходы к ее анализу.
Среди них предметный, ценностный, соционормативный, символический, текстовой, деятельностный, гносеологический, гуманистический, социологический, технологический, игровой, коммуникативный, социально-генетический, системно-функциональный подходы, которые позволяют комплексно понять сущность культуры и глубоко рассматриваются в культурологии [4,6].
Во всем разнообразии подходов подчеркиваются следующие общие характеристики культуры: это только миру людей присущий способ (практика) овладения и преобразования реальной действительности, который проявляется, закрепляется и развивается в многообразии форм самоутверждения человека над окружающей и своей собственной природой, имеет деятельный и технологический характер [11].
В этой связи наиболее полно культуру представляют в виде общественно выработанного способа человеческой деятельности, направленного на преобразование природы, человека, социума и закрепленного в соответствующих материально-вещественных, логико-понятийных, знаково-символических, ценностно-ориентационных средствах.
При сходстве взглядов ученых на культурологическую методологию понимания физической культуры, в ее определение вкладывают самый разный смысл. Первая группа авторов рассматривает ее в качестве деятельности по созданию совокупности специфических результатов физического и духовного преобразования человека. Вторая их группа представляет физическую культуру как вид культуры и специфический результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих обязанностей в обществе
Третья группа авторов рассматривает ее как определенное отношение к собственному телу, сознательную и активную заботу о своем развитии, ловкости и здоровье, умение организовать и провести свободное время с максимальной пользой для физического и психического здоровья; – как комплекс форм общественного сознания, которые делают возможной и укрепляют интеграцию знаний, поведения и его результатов, образующих базис для гармонического развития личности на основе психического и физического здоровья [17].
Впервые термин «физическая культура» появился в конце ХIХ века в работах английских философов I. Preece (1890),
J. Mabel (1891), C. Emtrson (1981). В России это понятие используется с начала ХХ века и определяется как «процесс занятий «телесными упражнениями» (К.Л. Минженс, 1912) [6].
После Октябрьской революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон.
В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время – журнал «Теория и практика физической культуры». Постепенно термин «физическая культура» получил распространение и в странах бывшего социалистического лагеря и в некоторых странах «третьего мира». С этого времени расширяются и уточняются ее понятие, сущностные, структурные, функциональные и др. характеристики [3].
В настоящее время термин «физическая культура» подавляющим числом авторов дается через родовое понятие «культура». Само определение «культура» многомерно, как и подходы к ее анализу. Среди них предметный, ценностный, соционормативный, символический, текстовой, деятельностный, гносеологический, гуманистический, социологический, технологический, игровой, коммуникативный, социально-генетический, системно-функциональный подходы, которые позволяют комплексно понять сущность культуры и глубоко рассматриваются в культурологии [10].
Во всем разнообразии подходов подчеркиваются следующие общие характеристики культуры: это только миру людей присущий способ (практика) овладения и преобразования реальной действительности, который проявляется, закрепляется и развивается в многообразии форм самоутверждения человека над окружающей и своей собственной природой, имеет деятельный и технологический характер.
В этой связи наиболее полно культуру представляют в виде «… общественно выработанного способа человеческой деятельности, направленного на преобразование природы, человека, социума и закрепленного в соответствующих материально-вещественных, логико-понятийных, знаково-символических, ценностно-ориентационных средствах» [3,4].
В многообразии подходов к пониманию физической культуры неизменно выделяются следующие ее характеристики: она представляет собой социальное явление и сложную организованную социальную систему, а отправным моментом ее понимания как социального явления выступает генетическая связь с культурой общества [5].
Основой ее возникновения и развития выступают три взаимосвязанных социальных фактора: - осознание людьми необходимости (потребности) в развитии и совершенствовании своих физических сил и способностей;
- осознание полезности двигательной деятельности для обеспечения этой потребности;
- осознание необходимости ее применения для достижения социально важных результатов.
Эта основа физической культуры обусловлена историческим ходом развития общества, поскольку находящемуся во взаимодействии с окружающей природной и социальной действительностью человеку требовались общие и специальные физические качества, которые способствовали бы более продуктивному выполнению жизненно важных функций.
Необходимость более успешного выполнения работы, военных обязанностей, а, следовательно, и самоутверждение на этой основе в социальной среде отдельной личности или социальной группы требовала многократного выполнения движений двигательного, физического характера. Они и становятся специализированными видами двигательной деятельности, т.е. физическими упражнениями исходя из того, для решения какой задачи, использования в какой практической деятельности человека они должны были быть полезными. Они могут быть направлены либо на человека, занимающегося физическими упражнениями, либо на людей, наблюдающих за ней (зрителей). Наиболее выраженное воздействие обеспечивает та двигательная деятельность, которая используется для воздействия на человека, непосредственно включенного в эту деятельность [1,21].
Такое воздействие может преследовать разные цели и задачи, что и вызывает возникновение различных видов специализированной двигательной деятельности – физических упражнений, тесно связанных с основными видами жизнедеятельности людей, которые выделились в особый вид человеческой деятельности – физически культурную, или физкультурную деятельность.
Физическую культуру как социальную систему можно рассматривать на следующих уровнях:
1) как взаимодействие индивидов на основе разнообразных мотивов своего физического и духовного совершенствования;
2) как групповое взаимодействие на основе сходных потребностей и интересов физического и духовного развития, достижения необходимого личностного и группового результата такого развития и совершенствования;
3) как иерархия социальных позиций (статусов) и социальных функций (ролей), которые занимают и выполняют личности в образованной ими совокупности организаций и учреждений, созданных
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Войтик, Е.А. Формирование первых спортивных обществ в России и освещение их деятельности в прессе первой половины XIX века /Е.А. Войтик //Теория и практика физической культуры.-2016.-№8.-С.47-49.
2. Кириллова, Е. С. Влияние физической культуры и спорта на гармоничное развитие личности // В сборнике: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования Электронный сборник статей по материалам XXIV студенческой международной научно-практической конференции. 2017. С. 269-272.
3. Лисицын, Ю.П. «Образ жизни и здоровья населения» Москва, 2012.- 254 с.
4. Лобанова, И.Н. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни /И.Н. Лобанова //Начальная школа плюс До и После.-2007.-№4.-с.20-24.
5. Нахаева, Е.М. История физической культуры и спорта: Курс лекций/Е.М. Нахаева. – Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П.М. Машерова", 2019. - 77 с.
6. Пискайкина, М. Н., Смирнова У. В. Роль спорта в развитии общества и социализации личности // Известия Института систем управления СГЭУ. -2015. № 2 (12).- С. 36-40.
7. Правила служебно-прикладного вида спорта «пожарно-прикладной спорт» Утверждены приказом Министерства спорта и туризма России от 21 января 2011 г. № 32
8. Прикладные виды спорта и их составные компоненты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://3604860/page:40//. Дата доступа: 16.12.2019.
9. Прикладные виды спорта [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://world-sport.org/applied/. Дата доступа: 16.12.2019.
10. Спортивное ориентирование. Историческая справка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/4f77ef54-4603-4a9b-8537-f3c86adb5820. Дата доступа: 06.12.2019.
11. Сычева, А.В., Шлемова М.В., Чернышева И.В., Егорычева Е.В. Физическая культура в процессе адаптации человека к условиям жизни в обществе // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4.
12. Саноян, Г.Г. Физическая культура для трудящихся. Учебное пособие /Г.Г.Саноян. – М.: Физическая культура,2008. – 288 с.
13. Тычинин, Н.В. Элективные курсы по физической культуре и спорту. Учебное пособие /Н.В. Тычинин.- Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2017.-158 с.
14. Теория оздоровительной физической культуры: курс лекций / авт.-сост.: В.П. Кривцун, Л.Н. Кривцун-Левшина. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2018. – 178 с.
15. Теория физической культуры и спорта: Учеб. пособие / Сиб. федер. ун-т; сост. В.М. Гелецкий. – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 342 с.
16. Тыкул, В. И. Спортивное ориентирование на местности: Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений /В.И. Тыкул Москва. Просвещение, 1990, - 256 с.
17. Физическая культура и спорт в российской федерации: нормативно-правовые, организационно-управленческое, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение. Документы и материалы (2002-2008 годы)/авт.-сост.: В.А. Фетисов, И.А. Виноградов. – М.: Советский спорт, 2018. – 1104с.
18. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: /А.ГФурманов, М.Б. Юспа.– Мн: Тесей, 2019. – 528 с.
19. Храмов, В.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.grsu.by/library/data/resour. Дата доступа:16.12.2019.
20. Черникова, О. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена / О. Черникова //Физкультура и спорт.- 2009. №2, - С.46
21. Шабельникова, Г.С. Здоровье в иерархии потребностей культурного человека / Г.С. Шабельникова // Олимпийская идея сегодня: Материалы 4 междунар. науч.-практ. конф. – 2014. – С. 367–372.