Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность исследования. В последние годы значительно усиливается роль
регионального управления в общей системе государственного управления,
поскольку именно через регионы осуществляется руководство государством в
целом. В современной России наиболее общим видом деятельности по
развитию территорий является «стратегическое планирование», которое
последовательно детализируется в виде комплексных программ социальноэкономического развития всей страны, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, а также отраслевых стратегий (программ),
преимущественно в области социальной и инженерно-транспортной
инфраструктуры.
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том
числе для установления функциональных зон, определения планируемого
размещения объектов федерального значения, объектов регионального
значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах
регионального планирования назначения территорий исходя из совокупности
социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях
обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной,
транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов
граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований.
Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.
Объект исследования – Республика Карелия.
Предмет исследования – региональное управление Республики Карелия.
Цель работы – рассмотреть методологические основы регионального
управления.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность регионального управления;
исследовать методы и модели регионального управления;
охарактеризовать общую характеристику регионального управления в
Республике Карелия;
исследовать создание региональной системы управления в Республике
Карелия.
В процессе написания работы использовались такие методы исследования, как:
анализ литературных источников, обобщения, описания, системный анализ и
т.д. Информационной базой работы послужили современная научная
литература по вопросам моделирования процессов в управлении.
4
Методологической базой исследования послужили работы С.В. Дохолян, М.А.
Мирзаева, И.В. Михеевой, Попова Р.А. и др., а также материалы с
официальных сайтов сети Интернет.
Информационной базой исследования являются учебники и монографии
отечественных и зарубежных специалистов в области менеджмента, материалы
периодической печати.
Структура работы определяется поставленной целью и задачами, в
соответствии с этим работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические основы методологических основ регионального
управления
1.1 Сущность регионального управления
В наши дни региональное управление реализуется чаще всего в рамках
стратегического подхода. Особенности стратегического управления ареалом
обоснованы его сущностными чертами, предназначением, миссией в составе
страны, определяемыми потребностью выполнения общественной функции в
широком значении сего текста как организации социума, жизни общества
людей на конкретной части страны, земли. Социально-экономическое
управление развитием региональных общностей исполняется при помощи
разработки региональной политические деятели .
Региональное управление – неотъемлемая часть деятельности государства,
представляющая собой регулирующее и организующее воздействие на
территории, входящие в состав государства, и их жизнедеятельность.
Территории объединяются в регионы по принципам общности интересов
проживающих там людей. Управление регионами призвано способствовать
упорядочиванию жизни местного населения, повышения качества жизни,
воспроизводства, развития социальной инфраструктуры и экономики. Деление
государства на регионы актуально для почти всех стран мира в связи с их
масштабами, разницей в природных условиях и многонациональным
населением.
В частности, в Казахстане беспристрастными посылами региональной
политические деятели выступает структурная разнородность места государства
в природно-географическом, ресурсном, финансовом,
5
общественномсоциальном и народном качествах. Аналогичная разнородность
заставляет каждое событие брать на себя с учетом интересов и
индивидуальностей ареалов.
По воззрению С. Смирнова, толковая региональная политического деятеля со
стороны страны обязана предугадывать меры по сохранению единства,
преодолению центробежных веяний, помощи отстающих (в мощь каких-то
аномалий) земель. Во множества государствах эти ареалы именуют
подавленными. Являясь проблемными ареалами, в этап непостоянности
(например, в реформируемых экономиках) эти районы и области готовы
вызвать распад цельных муниципальных образований, как случилось, к
примеру, в Югославии.
Задачи региональной политики во многом определяются размещением
производительных сил:
специализацией регионов, основанной на природно-экономическом
потенциале;
эффективностью региональных воспроизводственных процессов;
комплексностью сочетания уровней развития хозяйства и социальной
сферы; рационализацией природопользования и т.п.
Анализ мировой практики, а также отечественного опыта регионального
управления показывает, что его эффективность во многом зависит от
следования вполне определенным принципам, обусловленным законами
рыночной экономики .
К главным основам регионального управления, как правило, относят:
децентрализацию, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а
еще принцип выделенной зонам ответственности. Принцип децентрализации
содействует приведению в воздействие сильных устройств самоорганизации,
стойкости отдельных подструктур и их координированному взаимодействию.
Принцип партнерства подразумевает отход от твердой иерархической
соподчиненности по вертикали. Он устанавливает критерии поведения
объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия
как юридически равных партнеров. Принцип субсидиарности заключается в
выделении денежных ресурсов под заблаговременно конкретные цели. Он
реализуется в региональном менеджменте сквозь составление устройств
перераспределения денежных ресурсов в целях обеспечивания наименьших
муниципальных общественных стереотипов для всего населения ареала, а
ещетакже малой экономной состоятельности. Принцип мобильности и
адаптивности имеет место быть в возможности системы регионального
управления чутко откликаться на конфигурации наружной среды. Данный
принцип имеет место быть сквозь долговременную модификацию активной и
6
организационной структур регионального менеджмента, позволяющую
субъектам управления приспосабливаться к проворно меняющимся рыночным
условиям функционирования. Принцип выделенной зонам ответственности
произведено в дифференциации функций не меж сферами регионального
управления, а изнутри них, в частности, меж государством и ареалами. Но есть
и иные расклады к определению основ. С точки зрения В.А. Долятовского, к
примеру, совместными принципами региональной политические деятели
возможно считать: сбережение стойкости развития; обеспечивание
нескончаемого финансового роста; выравнивание значений и свойства жизни
на различных территориях; действенное внедрение ресурсов ареала и ряд
других .
Наиболее перспективным в региональном управлении является системный
подход, рассматривающий регион как структуру взаимосвязанных
функциональных блоков, между которыми циркулируют потоки денег,
ресурсов, информации, а задача управления состоит в поддержании равновесия
потоков.
Э.А. Уткин и А.Ф. Денисов считают, что эффективная региональная
политика осуществляется на основе таких принципов, как:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным
голосованием 12.12.1993 : с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,
от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст.
4398.
2. О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации :
федеральный закон от 09.07.1999 № 159-ФЗ в ред. федер. закона от 26.04.2007
№ 63-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. - №28. – Ст. 2357.
3. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки
эффективности государственных программ Республики Карелия (с
изменениями на 18 февраля 2019 года): постановление правительства
Республики Карелия от 28 декабря 2012 года № 416-П // Российская газета. –
2013. – 3 января.
4. Дохолян С. В. Социально-экономическая политика региона: теоретикометодологический подход / С. В. Дохолян // Апробация. – 2016. – № 9. – С. 24-
36.
5. Запорожан А. Я. Проблемы и тенденции развития межбюджетных
отношений в России / А. Я. Запорожан // Управленческое консультирование. –
2016. - № 4. – C. 70–79.
7
6. Иванов П. В. Региональное управление и территориальное планирование.
Учебник и практикум / П. В. Иванов. – М.: Машиностроение, 2019. - 504 c.
7. Мирзаев М. А. Реформа местного самоуправления на современном этапе
развития российской государственности / М. А. Мирзаев // Юридический
вестник Дагестанского государственного университета. – 2016. – № 4. – С. 15-
17.
8. Михеева И. В. Местное самоуправление в России: проблемы и
перспективы правовой регламентации / И. В. Михеева, Л. А. Невельская //
Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 3. – С. 9-12.
9. Осавелюк А. М. К вопросу о форме наделения отдельными
государственными полномочиями органов местного самоуправления / А. М.
Осавелюк // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 7. –
С. 14-18.
10. Попов Р. А. Региональное управление и территориальное планирование /
Р. А. Попов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
11. Попов Р. А. Региональное управление и территориальное планирование /
Р. А. Попов. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 288 c.
12. Разумовская Е. А. Подходы к оценке влияния финансовой политики
России на эффективность социально - экономических преобразований в
обществе / Е. А. Разумовская // Фундаментальные исследования. – 2016. – №11–
1. – С. 228–232.
13. Римашевская Н. М. Старшее поколение как ресурс социальноэкономической модернизации России / Н. М. Римашевская // Монография
коллективная. - М.: Экономическое образование, 2016. – 212 c.
14. Рудаков М. Н. Направления трансформации внешнеэкономической
деятельности Республики Карелия / М. Н. Рудаков, И. Р. Шегельман //
Глобальный научный потенциал. – 2016. – №4 (25). – С. 55–57.
15. Савеникова И. К. Конституционное разделение власти: сущность,
структура, правовое значение / И. К. Савеникова // Вестник науки и
образования. – 2016. – № 1. – С. 20-27.
16. Седова Н. В. Государственное регулирование энергетической
безопасности (региональный аспект) / Н. В. Седова // Вестник Томского
государственного университета. – 2016. – №3 (31). – С. 42-44.
17. Сенчагов В. К. Структура механизма мониторинга экономической
безопасности России: монография / В. К. Сенчагов. – М.: Институт экономики
РАН, 2016. – 46 с.
18. Шедько Ю. Н. Региональное управление и территориальное
планирование. Учебник и практикум / Ю. Н. Шедько. - М.: Юрайт, 2016. - 503
c.
8
19. Щербакова Ю. В. Актуальные проблемы региональной экономики / Ю. В.
Щербакова // Молодой ученый. – 2016. – №14. – С. 306-309.
20. Щербакова Ю. В. Актуальные проблемы региональной экономики / Ю. В.
Щербакова // Молодой ученый. – 2016. – №14. – С. 306-309.
21. Щербина Е. В. Муниципальное управление и территориальное
планирование. Учебное пособие / Е. В. Щербина. – М.: Высшая школа, 2018. -
160 c.
22. Якунина М.В. Экономическая безопасность региона: учебнометодическое пособие / М. В. Якунина, В. К. Крутиков, О. С. Посыпанова. –
Калуга: ИП Якунина А.В., 2016. – 104 с.
23. Официальный интернет-портал Республики Карелия [Электронный
ресурс]. - URL: http://www.gov.karelia.ru/. – (дата обращения: 20.08.2019).
24. Официальный сайт Министерства Финансов Республики Карелия
[Электронный ресурс]. - URL:
http://minfin.karelia.ru/ispolneniekonsolidirovannogo-bjudzheta-za-2015-god//. –
(дата обращения: 20.08.2019).
25. Официальный сайт Министерства экономического развития и
промышленности Республика Карелия [Электронный ресурс]. - URL:
http://economy.karelia.ru/ru/news/9771.html/. – (дата обращения: 20.08.2019).
26. Официальный сайт Росстата Республики Карелия [Электронный ресурс].
- URL: http://krl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_t
s/krl/ru/statistics/enterprises/production//. – (дата обращения: 20.08.2019).
27. Правительство Мурманской области: электронный документ
[Электронный ресурс]. - URL: http://№ew.govmurma№.ru/about/ombudsma№/docume№ts/818? sphrase_ id=60996/. – (дата
обращения: 20.08.2019).
28. Прогноз долгосрочного социально – экономического развития
Российской Федерации на период до 2030 года. Минэкономразвития России.
[Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/media/files/
41d457592e04b76338b7.pdf/. – (дата обращения: 20.08.2019).
29. Прогноз социально-экономического развития Республики Карелия на
2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Материалы по подготовке
законопроекта о бюджете Республики Карелия на 2017 - 2019 годы.
Министерство финансов Республики Карелия [Электронный ресурс]. - URL:
http://minfin.karelia.ru/dopolnitel-nye-svedenija-k-proektu-bjudzheta//. – (дата
обращения: 20.08.2019).
30. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на
2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. В рамках законопроекта
закона о бюджете 2017 – 2019 годы. Государственная Дума Российской
9
Федерации [Электронный ресурс]. - URL:
http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/6E4CC4CF25C632074325805A0064C
0D7/$File/прогноз2017-2019.pdf?OpenElement/. – (дата обращения: 20.08.2019).