Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обосновывается тем, что в настоящее время наше общество находится на стадии структурных преобразований и изменений общесистемного характера.
Одной из основных задач при построении правового государства в современной России является укрепление и упрочение законности. Стабильный режим законности в условиях формирующегося правового государства может основываться лишь на прочном идеологическом фундаменте, предполагающем приоритет общечеловеческих ценностей как важнейший результат общедемократических завоеваний, как важнейший результат прогрессивного человечества, верховенство права в общественной жизни.
Формирование новых конституционных и, соответственно, иных правовых стандартов права справедливости станет одним из действенных механизмов ликвидации высокого уровня неравенства, соблюдения принципов ограничения богатства и недопустимости бедности. В будущих конституционных стандартах качества жизни должна быть полноценно заложена фундаментальная идея экологии человека.
В контексте развития отношений между государством, с одной стороны, и обществом, социальными группами и человеком - с другой, ключевое значение имеет, как представляется, повышение ответственности государственной и других видов публичной власти за решение задач в интересах людей, населения и народов.
Современные режимы демократии, недостаточно наполненные механизмами защиты от злоупотребления властью и правом, не могут в ожидаемой мере справиться с коррупцией и иными пороками власти. Наконец, конституционное регулирование будущего - это правовая база, обеспечивающая эффективное противодействие глобализации и диверсификации угроз и вызовов человечеству, эффективный ответ на системные проблемы цивилизационного развития.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с формированием правового государства.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие правовое государтво, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью данной работы ставится комплексное изучение предпосылок формирования правового государства и принципы его функционирования.
Задачами работы является:
• рассмотреть сущность правового государства;
• исследовать формирование правового государства;
• проанализировать реализацию и функционирование принципов правового государства на примере социальной сферы;
• определить роль суда в формировании правового государства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Сущность и формирование правового государства
1.1. Сущность правового государства
Правовые функции государства образуют систему, которая характеризуется определенной структурой, включающей два основных уровня. Первый уровень представлен тремя системообразующими функциями, содержание которых полностью исчерпывает все иные правовые измерения деятельности государства. Второй уровень представлен конкретизирующими, производными правовыми функциями государства.
Для системы правовых функций государства системообразующими являются правоустанавливающая, правовоспроизводящая и правообеспечительная функции. Производными правовыми функциями государства выступают правозащитная, правоохранительная, правосудная, законотворческая, регламентирующая функции, а также функция самоограничения. Все эти функции образуют некую связь, и эта связь, в принципе, может быть раскрыта через три системообразующие функции. Все остальные правовые функции государства могут быть представлены как формы реализации трех системообразующих функций.
Рассмотрим системообразующие функции более подробно.
Правоустанавливающая функция предполагает действия государства, связанные с официальным признанием тех или иных нормативных установлений, принципов и индивидуальных прав как общеобязательных.
Правовоспроизводящая функция предполагает действия государственного аппарата по воспроизводству признанных в качестве правовых норм принципов и индивидуальных прав. Она также допускает возможность изменения нормативных установлений, их корректировку, разрешение существующих коллизий.
Правообеспечительная функция также представляется важной для государства. Обеспечить правом означает придать деятельности государства некие правовые формы и использовать правовые механизмы. Правообеспечение есть способность решить с помощью права стоящие перед государством задачи. Так, задача суда, если она решается через право, выражается в правосудной функции, а задача защиты, обеспечиваемая правом, превращается в правозащиту. Вышеназванные функции реализуются через формы, которые выступают в качестве системы производных правовых функций. Рассмотрим эти формы подробнее.
1) Правозащитная функция направлена на обеспечение безопасности и ведет к достижению состояния безопасности через устранение реальной или возможной опасности. Правоустанавливающая функция реализуется через правозащиту в том случае, если речь идет об индивидуальных правах или правовых принципах.
Правовоспроизводство реализуется через тиражирование правозащиты в конкретных ситуациях. В любых жизненных обстоятельствах права человека должны быть защищены. Создавая условия для того, чтобы человек мог реализовать свои права, не опасаясь их лишиться, государство стимулирует социально полезную активность индивида.
Таким образом, правозащита гарантирует защищенность людей от произвола, в том числе государственного произвола, и в этом аспекте данная функция связана с самоограничением государства.
2) Правоохранительная функция отлична от правозащитной прежде всего по результату. В качестве результата ее реализации предстает общественный (в широком смысле) порядок, а не безопасность, как в случае с правозащитной функцией. Через правоохранительную функцию государство обеспечивает порядок, понимаемый как некое устойчивое состояние политически организованного общества.
Правовоспроизводящая функция также реализуется путем правоохраны. Для воспроизводства права в каждой ситуации необходимо предупреждать и ограничивать произвол различных субъектов права, интересам которых не всегда соответствуют правов
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948. Российская газета, N 67, 05.04.1995.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Бердникова Е.В. Правовые подходы к определению общественного контроля // Современное право. 2016. N 3. С. 29.
5. Воржецов А.Г., Ханнанова И.Ю. Взаимодействие институтов гражданского общества и государства в современной России. Казань: Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 2008. С. 58.
6. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. М.: Тесей, 2011. С. 98.
7. Гиляров Е.М. Теория государства и права: Учеб. пособие. М.: МИФИ, 2008. С. 14.
8. Егорова Т.И. Некоторые вопросы ограничения правового статуса личности в современном обществе // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 9. С. 20.
9. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004. С. 201
10. Жувенель Б. де. Власть: естественная история ее возрастания. М., 2011. С. 415.
11. Курицын В.М., Шалягин Д.Д. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. М., 2004. С. 33 - 69.
12. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2005. С. 145.
13. Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. М., 2011. С. 310.
14. Матвеева Е.В., Левин А.А. Неправительственные организации в современной России: к вопросу о политико-правовой трансформации // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 9. С. 38 - 42.
15. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учеб. М.: Маркет ДС, 2009. С. 77 - 92.
16. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: Проспект, 2014. С. 162.
17. Мухаев Р.Т. Политология: Учеб. для вузов. 2-е изд. М.: Приор-издат, 2005. С. 418.
18. Нарыкова С.П. Правовое государство и гражданское общество: мифы и проблемы (к вопросу о гражданском обществе) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. N 6. С. 94.
19. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. М.: Юнити-Дана, 2013. С. 172.
20. Титова Е.В. К вопросу о конституционно-правовой концепции взаимодействия государства и человека // Lex russica. 2018. N 11. С. 69 - 82.
21. Хайек Ф.А. фон. Право, законодательство и свобода: современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. М., 2006. С. 163.
22. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 78.
23. Шатковская Т.В. Традиционное право в контексте цивилизационного подхода // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 9. С. 23.