Фрагмент для ознакомления
2
конъюнктуры, ограничивая колебания реального валютного курса и, следовательно, его влияние на конкурентоспособность российских производителей.
С учетом сдержанной динамики бюджетных расходов, необходимой для сокращения дефицита, стимулирующее влияние бюджетной политики на экономику в этот период будет ограниченным. Вклад потребления государственного сектора в динамику ВВП будет близким к нулю или слабо отрицательным. В этих условиях важную роль сыграют меры по оптимизации структуры бюджетных расходов, а также дополнительные меры государственной политики, направленные на повышение долгосрочного потенциала устойчивого экономического роста.
На трехлетнем горизонте потоки средств, связанные с финансированием бюджета из средств суверенных фондов, будут оказывать воздействие на формирование ликвидности банковского сектора. Вместе с тем их итоговое влияние на кредитные условия в экономике, по оценкам Банка России, будет весьма ограниченным, в первую очередь в силу эффективного использования системы инструментов Банка России для достижения операционной цели денежно-кредитной политики – поддержания краткосрочных ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки.
Во-вторых, значимой предпосылкой для среднесрочного прогноза инфляции также является предположение об умеренных темпах повышения административно регулируемых цен и тарифов в соответствии с планами, сформированными к настоящему времени Правительством Российской Федерации. Сохранение подхода к индексации тарифов, подразумевающего их увеличение темпами, не выше уровня инфляции, будет важным условием отсутствия дополнительного инфляционного давления со стороны этого фактора на прогнозном горизонте.
В-третьих, Банк России исходит из предположения о сохранении в прогнозный период действия структурных ограничений для роста экономики, связанных с демографической ситуацией, а также инфраструктурными и институциональными характеристиками экономики. Действие указанных ограничений проявляется в сохранении несбалансированной структуры российской экономики, ее недостаточной диверсификации и преобладающей сырьевой направленности. Структура экспорта России остается смещенной в пользу товаров нефтегазовой отрасли и других продуктов добывающего сектора, тогда как доля отечественной продукции с более высокой степенью переработки, поставляемой на внешние рынки, остается небольшой. Это увеличивает чувствительность экономики к изменению внешних условий, в частности к изменению цен на нефть, а также влияет на формирование доходов и цен. Недостаточная развитость отдельных сегментов производства инвестиционных и потребительских товаров определяет низкий уровень конкуренции как на внутреннем уровне, так и с импортными аналогами. В свою очередь, это может увеличивать волатильность цен, затруднять снижение инфляции в целом и при прочих равных условиях требовать усиления реакции со стороны денежно-кредитной политики для уменьшения инфляционных рисков.
Другой особенностью экономической системы, которая также может осложнить замедление инфляции мерами денежно- кредитной политики, является степень неравенства доходов. По-прежнему высока доля домохозяйств с низкими доходами, структура потребления которых смещена в пользу товаров первой необходимости. Чувствительность спроса на такие товары к изменению цен может быть более низкой, чем по другим товарам, что может сокращать стимулы к ценовой конкуренции среди производителей и поставщиков отдельных товаров этой категории. Кроме того, при относительно низком уровне доходов в составе потребительской корзины остается повышенной доля продовольствия, цены на которое отличаются высокой волатильностью и чувствительностью к действию разовых факторов со стороны предложения (например, зависимость от сельскохозяйственного урожая).
Для преодоления отмеченных ограничений, как показывает опыт России и других стран, как правило, требуется достаточно длительный период, превышающий прогнозный трехлетний горизонт. Вместе с тем по мере развития ситуации и появления большей определенности относительно возможностей повышения потенциала роста российской экономики, в том числе за счет реализации мер государственной политики, Банк России будет уточнять свои среднесрочные прогнозы и набор сценариев. По мере разработки и законодательного утверждения конкретных мер государственной политики, направленных на преодоление структурных проблем и смену модели экономического развития, станет возможной подготовка Банком России соответствующего сценария с расчетом всех его параметров. Банк России учитывает, что при смягчении структурных ограничений российской экономики может происходить ускорение ее роста, определяемое факторами со стороны предложения и не сопровождающееся усилением инфляционного давления со стороны спроса, а также ростом рисков в финансовой сфере. В таком случае повышение темпов роста внутреннего спроса (относительно прогнозов в соответствующих сценариях) не потребует дополнительного изменения ключевой ставки, так как этот рост будет сопровождаться повышением производительности труда и увеличением эффективности производства.
В части внутренних финансовых условий во всех сценариях предполагается, что они будут оставаться умеренно жесткими достаточно длительное время и потенциал снижения номинальных процентных ставок в экономике будет ограничен с учетом проводимой Банком России денежно-кредитной политики. Затем, по мере закрепления инфляции вблизи 4%, денежно-кредитные условия будут постепенно смягчаться, поддерживая восстановление роста экономической активности. Сохранение умеренной жесткости денежно-кредитных условий в экономике в первой части прогнозного периода будет определяться двумя основными факторами. С одной стороны, денежно-кредитная политика Банка России будет поддерживать положительные реальные процентные ставки. На среднесрочном горизонте их равновесный уровень для экономики оценивается в 2,5–3%, в переходный период для снижения инфляционных ожиданий и инфляции они должны быть несколько выше. Это будет формировать условия для сохранения привлекательности рублевых сбережений и умеренной склонности к заимствованию внутри экономики, что, в свою очередь, будет отражаться на динамике цен как через сдержанную динамику внутреннего потребительского спроса, так и через формирование транс- граничных потоков капитала и, соответственно, валютного курса.
С другой стороны, одним из результатов реализации ряда внешних рисков и замедления экономического роста в предыдущие периоды являлось повышение уровня долговой нагрузки в экономике. В текущих условиях обслуживание задолженности по кредитам, сформированной в период более быстрого экономического роста, остается источником рисков для финансовой устойчивости многих заемщиков, прежде всего корпоративного сектора. Как ожидается, это обстоятельство будет являться дополнительным фактором, ограничивающим возможности смягчения кредитных условий в первой половине трехлетнего прогнозного периода, определяя более консервативное поведение как банков-кредиторов (в части формирования ценовых и неценовых условий кредитования), так и самих заемщиков. Корректировка отдельными категориями заемщиков долговой нагрузки для приведения ее в соответствие с объективно изменившимися условиями формирования их доходов будет в том числе поддерживаться осуществлением умеренно жесткой денежно-кредитной поли тики. Этот процесс является необходимым условием сохранения стабильности финансового сектора и запуска устойчивого роста экономики в дальнейшем.
Меры Банка России, направленные на развитие и повышение эффективности банковского сектора, финансовых рынков, оптимизацию подходов к их регулированию, повышение доступности и степени проникновения финансовых услуг, уровня финансовой грамотности населения и бизнеса, будут способствовать сбалансированному развитию финансовой системы в целом и улучшению условий реализации денежно- кредитной политики, повышая действенность трансмиссионного механизма.
2.3 Политика валютного курса на 2017 год
Главная интрига состоит в том, какую политику будет проводить ЦБ РФ в отношении курса рубля. Большинство аналитиков склоняется к мысли, что сегодня для российской экономики предпочтительнее слабый рубль – его ослабление увеличивает выручку от продажи углеводородов и, как следствие, ведет к поступлению дополнительных доходов в бюджет. К тому же бюджет-2017 сверстан исходя из среднегодового курса 67.5 рубля за доллар, тогда как сегодняшний рыночный курс ниже. Поэтому решение Минфина и ЦБ РФ в рамках временного бюджетного правила конвертировать дополнительные нефтяные доходы на открытом валютном рынке воспринимается как мягкое давление на рубль с целью вернуть валютный курс к расчетным значениям.
На плавающий курс рубля также влияет ключевая ставка. Предполагалось, что в начале февраля она будет снижена, однако совет директоров ЦБ РФ оставил ее на прежнем уровне – 10 процентов – до следующего заседания по вопросам денежно-кредитной политики, которое состоится 24 марта. Формальной причиной стали текущие оценки инфляции и тенденции в экономике. За этими формулировками скрывается уже упомянутый выход Минфина на валютный рынок. Между тем, ЦБ РФ допускает после снижения ключевой ставки ниже сегодняшних 10 процентов ее дальнейшее снижение с более мелким шагом – 0.25 процентного пункта.
Не стоит забывать, что у высокого валютного курса есть оборотная сторона. Для модернизации производственных процессов (в чем заинтересованы все, в том числе и сырьевые экспортеры) необходимо закупать за границей технологии и оборудование, аналога которых нет в России, а также сырье. В этом случае выигрыш будет от крепкого рубля. Поэтому политика ЦБ РФ в отношении плавающего курса в 2017 году будет строиться на