Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Понятие симметрии и асимметрии традиционно рассматривались как эффективные средства композиционной организации формы в костюме и ее композиционных элементах.
В широком смысле понятие симметрии тесно смыкается с понятием закономерности как таковой, так как характеризует сохранение, постоянство определенных свойств объекта или явления относительно каких-либо изменений.
Симметрия есть закономерное расположение равных частей объемно-пространственной формы относительно друг друга; при этом под равными подразумеваются как совместимо, так и зеркально равные части. Асимметрия как модный тренд сейчас очень актуальна. Асимметрия – это отсутствие или нарушение симметрии, когда равенство частей и одинаковость их расположения заменяется зрительным равновесием непохожих друг на друга частей. И если на симметричном образе наш глаз отдыхает и здесь все понятно и привычно, то асимметрия всегда привлекает внимание, создает динамику, даёт образу драматичность и остроту.
Асимметрия может найти выражение в различных проявлениях. Перекрывающиеся на груди застежки, вырезы и юбки с запахом, двубортные жакеты и пальто или симметричные предметы одежды, выкроенные из ткани разных цветов или фактур, частично заправленная рубашка или свитер - все это проявления асимметрии в моде. Симметричная модель с вышивкой с одной стороны, один карман на жакете или на груди рубашки - все это примеры легкой неровности, которая смещает визуальный баланс и делает образ более интересным. Лиф с одним плечом или одним рукавом, неровный край рукава или юбки - это более явно выраженная асимметрия. Модели, которые приталены только с одной стороны или с одной стороны короче, чем с другой, случайные драпировки, швы, идущие по диагонали, делают эффект асимметрии более явным и заметным.
Актуальность исследования. Сделать композицию симметричного наряда более активной и динамичной легко удается при помощи использования аксессуаров. Асимметрично завязанный платок или шарф, сумка, надетая через голову, - все эти детали благодаря манере их ношения нарушают однообразие и упорядоченность симметричного костюма и становятся акцентами в образе.
У асимметрии помимо всего неплохие корректирующие свойства. Она может отвлечь внимание и направить туда, где оно необходимо. Например, юбка с асимметричным подолом будет привлекать взгляды, делать акцент на ноги и уводить их от верхней части.
Ещё один бонус асимметрии в одежде - она стройнит. При этом может быть достаточно одной детали, чтобы «вытянуть» силуэт. Так работает, например, яркая крупная брошь на плече, диагональный рисунок на джемпере или юбке, запах на платье или пальто.
Цель исследования является рассмотрение основных видов симметрии и асимметрии в современном костюме и возможности их использования для расширения модельного ряда в коллекции.
Задачи исследования:
- рассмотреть историю развития симметрии и асимметрии;
- рассмотреть понятие симметрии и асимметрии;
- рассмотреть проявления симметрии и асимметрии в современном дизайне.
Объект исследования – симметрия и асимметрия в костюме.
Предмет исследования – проектирование дизайна костюма.
Основными методами научного исследования теоретические, эмпирические.
Использована специальная литература для выполнения проектной части работы: Н. А. Савостицкий, Э. К. Амирова «Материаловедение швейного производства»; Л. Ф. Першина, С. В. Петрова «Технология швейного производства»; С. Г. Бабаджанов, Ю. А. Доможиров «Экономика предприятий швейной промышленности», а также ОСТы, нормативные акты, учебные пособия, методические указания, периодическая литература, интернет-источники и сайты дизайнеров.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИММЕТРИИ И АСИММЕТРИИ
1.1 Понятие симметрии и асимметрии
Понятия симметрии и асимметрии традиционно рассматривались как эф¬фективные средства композиционной организации формы в костюме и ее композиционных элементах. Под симметрией в этом смысле понима¬лось равенство правой и левой частей формы относительно центральной вертикали, разделяющей фигуру человека на две равные части. Асим-метрия — понятие противоположное, снимающее условие равенства двух частей формы между собой.
Эти понятия предусматривают наличие простейших элементов, назы-ваемых осями и плоскостями симметрии, которые способствуют объединению композиции вокруг себя, обеспечивая цельность решения и восприятия форм костюма. Наряду с основной осью симметрии в костюме возможны дополнительные оси, которые характеризуют расположение отдельных элементов.
Преобладание симметрии или асимметрии в решении костюма свя-зано прежде всего с назначением костюма. Так, в повседневной одежде, особенно в верхней, наиболее приемлемо решение на основе симметричного расположения деталей и частей формы, тогда как в нарядной одежде, наоборот, асимметрия дает более динамичные, напряженные в художественном отношении формы.
Сочетание симметричных и асимметричных форм в одном костюме повышает динамику асимметрии.
В современной научной и художе¬ственной практике симметрию и асимметрию рассматривают не только как средства внешней организации формы, но и как метод или принцип морфологического строения отдель-ных явлений, форм и даже процессов.
В искусстве понятия симметрии и асимметрии связываются прежде все¬го с пространственным аспектом художественной формы, поэтому наибольшее распространение понятий и принципов известно в области архи¬тектуры, дизайна, орнамента. Многие виды симметрии привлекались А. Цейзингом, Л. Месселем. М. Гиком, Ле Корбюзье для объяснения пропорциональности форм в архитектуре. В современной практике строительства закономерности групп сим¬метрии используют для получения трансформирующихся конструкций в новых формах зданий, для планирования городских застроек и ком¬муникаций. В теории орнамента наи¬более полно описаны кристаллогра¬фические группы симметрии.
Форма костюма в плане этой теории предстает не как застывшее явление правого и левого, а как процесс пространственного перемещения ее элементов в заданном направлении, как свойство определенных законов движения. В процессе такого движе¬ния элементы формы располагаются как в отношениях равенства, тож¬дества, так и в отношениях разли¬чия. Движение, в результате кото¬рого элементы располагаются в отно¬шении тождества, порождают Симмет¬ричные образования; движения, в ре-зультате которых элементы формы располагаются в отношениях разли-чия, порождают асимметричную орга¬низацию.
Центр тяжести переносится с плоскостной трактовки формы на ее объем, на выявление характера геометрических движений, переме¬щений, в результате которых изме¬няются сама форма и ее пласти¬ческие характеристики.
Элементы симметрии. Если пред¬ставить форму костюма как обо-лочку фигуры человека, то элементы симметрии необходимо рассматри-вать в системе фигура-форма. Про¬стейшими элементами в этом слу¬чае будет плоскость симмет¬рии, проходящая по центру фрон¬тального силуэта и разделяющая его на две морфологически равные части.
Посредством зеркального отражения в плоскости симметрии равные части системы фигура—форма поменяются местами, а сама система придет в са¬мосовмещение. Эта операция — логический прием, помогающий воссоз¬дать пластический образ проектной идеи формы.
Осью симметрии называет¬ся вертикальная линия, расположен¬ная в плоскости симметрии и пер¬пендикулярная плоскости основания. Система совмещается сама с собой при условии поворота ее относитель¬но оси на некоторый угол; порядком оси называется число, показывающее, сколько раз фигура совместится сама с собой в результате произведенных поворотов.
Это же число показывает, на сколько геометрически равных час¬тей может быть разделена форма, имеющая ось симметрии.
1.2 История появления асимметричного кроя и современные тенденции
Асимметрия в одежде– это композиционный прием, при котором различные детали, швы и отделка располагаются несимметрично друг другу. Отсутствие симметрии может подчеркиваться сочетанием разных фактур и цветов. Создать асимметрию можно и с помощью неравномерно распределенных складок и сборок, запаха на одно плечо, двубортной застежки.
Такой подход к крою выглядит ярко и свежо, при этом идея стара как мир. Асимметричную одежду начали носить еще в Древней Греции.
Когда драпировался хитон, один из основных видов греческой одежды, его скалывали на п
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вейль Герман Симметрия / Герман Вейль [Перевод с английского Б.В.Бирюкова и Ю.А.Данилова]; под редакцией Б.А. Розенфельда. — М.: Издательство "Наука", 1968. - 192с.
2. Генисаретский, О. И. Теория дизайна. Теоретические и методологические исследования в дизайне / О. И. Генисаретский, Е. М. Бизунова. – М. : Школа культурной политики, 2004. – 371 с.
3. Горина Г.С. Моделирование формы одежды. М., 2006
4. Дизайн-проектирование. Термины и определения [Электронный ресурс]: терминологический словарь / [сост. М. В. Дараган и др.] – М. : Московский городской педагогический университет, 2011. – 212 c.
5. Парман Ф.М. Композиция костюма. М., 2006
6. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: Учебник для высш. учеб. заведений / Галина Ивановна Петушкова. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 416 с.
7. Розенсон, И. А. Основы теории дизайна : учеб. для вузов / И. А. Розенсон. – СПб. : Питер, 2010. – 219 с.
8. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре / Надежда Ивановна Смолина. - М.: Стройиздат, 1990. - 344 с.
9. Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии: Философские и естественнонаучные аспекты / Ю.А Юрманцев. — М.: КомКнига, 2006. – 232 с.
10. Шубников А.В. Симметрия в науке и искусстве [Издание 2-е, переработанное и дополненное] / А.В. Шубников, В.А. Копцик. — М.: Издательство "Наука", 1972. - 340 с.