Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на отсутствие положительной динамики, радийщики не унывают - в отличие от других медиаканалов здесь хотя бы пока всё стабильно. 2019 оказался во многом поворотным, что подтверждается консолидацией крупнейших радиохолдингов в рамках создания единого индустриального радиоплеера.
Кардинальные изменения, произошедшие в России в 90-е гг. прошлого века, способствовали появлению принципиально иного периода в развитии общества, который был ознаменован, в том числе, становлением информационного пространства независимого государства. Именно на этом этапе начала складываться новая структура отечественного радиовещания: стали зарождаться новые электронные массмедиа, в частности возник широкий спектр коммерческих радиостанций. Изменения в организации национальной системы СМИ обусловлены следующей причиной: параллельно с устоявшейся вертикалью радиовещания от федеральных каналов радио до радиостанций регионального уровня стала развиваться горизонтальная система, в основе которой - функционирование самостоятельных, конкурирующих радиостанций.
Современные СМИ под влиянием общих тенденций интеграции медиа претерпевают трансформации в пользу мобильности, мультимедийности, мультиформатности, доступности для потребителей информации и развития интерактивного контакта с аудиторией. Перемены в сфере журналистики привели к конструктивным преобразованиям технологического и экономического рынка, общественного и индивидуального сознания. Человек из потребителя информации стал не только ее создателем, но и создателем новой медиареальности. Одним из активно развивающихся каналов, предоставляющих аудитории площадку, инструментарий для совместного медиагенезиса, является радиовещание. Радио на протяжении всей истории своего существования априори предполагало активное взаимодействие со слушателями. Появление Интернета и его динамичное развитие в качестве нового информационнокоммуникационного поля модифицировало рынок СМИ и технологий. Процесс дигитализации способствовал не только технологической адаптации традиционных медиа (прессы) в Сети, но и появлению новых, которые инкорпорируют традиционные и новаторские формы, способы журналистского творчества. Виртуализация средств массовой информации привела к появлению web или интернет-телевидения, прессы, радиовещания, а также к новым формам интерактивного контакта с аудиторией.
Степень изученности темы. Новые формы интеракций в радиовещании являются еще недостаточно исследованной темой. Тем не менее, изучением специфики радио в целом и интерактивных тенденций в его развитии занимались П.С. Гуревич, В.Н. Ружников, В.Б Дубровин, А.А. Шерель, Л.Д. Болотова, Л.А. Круглова, М.Н. Максимова, И.Н. Тхагушев, Е.А. Баранова, В.А. Сухарев и другими. Е.А.Стрельниковой изучена периодизация отечественного вещания и видов интерактивности. Социально-функциональная значимость обратной связи и взаимодействия редакции радиоканала и аудитории, влияние интеракций на творческий процесс журналиста, на формы и жанры вещания исследованы в публикациях Г.В. Лазутиной, С.С. Распоповой, М.А. Слепцовой, С.В. Титовой, М.Б. Ворошиловой, А.В. Вовкулы, Е.А. Стрельниковой Е.Ю. Агамяна. Основные тенденции радиовещания, различные концепции СМИ представлены в работах философов и социологов М. Маклюена и М. Кастельса.
Объект исследования – деятельность федеральных и региональных радиостанций.
Предмет исследования - отличия в радиовещании Москвы и Санкт-Петербурга от регионов.
Цель исследования – рассмотреть отличия в радиовещании Москвы и Санкт-Петербурга от регионов.
Задачи исследования:
- рассмотреть тенденции развития федерального и регионального радиовещания;
- рассмотреть особенности федерального и регионального радиовещания.
1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАДИОВЕЩАНИЯ
1.1. Тенденции радиовещания
В период формирования нового типа радиостанций произошли существенные перемены в структуре аудитории, изменились ее вкусы и потребности: она стала более избирательной, требовательной и в какой-то мере избалованной. С точки зрения потребностей и обновления аудитории наметилась децентрализация радиовещания, т. е. слушатель в большей степени начал проявлять интерес к событиям и явлениям не глобального, а местного масштаба. Это, в свою очередь, оказало серьезное влияние на информационное вещание, его структуру. Здесь выявлен ряд качественных изменений в содержании и формах, которые определили следующие современные тенденции:
1. Персонификация (усиление роли журналиста и личностного объективного начала);
2. Режим прямого эфира;
3. Развитие диалоговых жанров;
4. Рост объема новостного вещания;
5. Расширение спектра информационных программ (информационно-развлекательных, информационно-рекламных и т. д.);
6. Повышение уровня оперативности информационного вещания [1].
Следует отметить, что особенно ярко в радиоэфире в 90-е гг. XX в. обозначилось такое явление, как персонификация: дикторов с их официальной, стандартной манерой чтения информации заменили журналисты. Появился новый тип ведущего-личности, ведущего-индивидуальности, что позволило достичь большей эмоциональности и живости в эфире. Стала востребованной живая, неподготовленная речь, которая занимала все более значительное место в общем объеме вещания.
В конце прошлого столетия на развитие новых творческих методов, принципов и подходов в работе журналистов повлияла реструктуризация государственного радио: многие передачи были переведены в режим «живого эфира». Прямой эфир, зачастую дополненный элементами интерактивного общения с аудиторией, составил основу радиовещания. Однако в целом объем прямых эфиров, оставался небольшим. Значительная часть радиопередач была представлена в записи, что объясняется спецификой их подготовки, в частности информационно-аналитических, которые преобладали в эфирной сетке в исследуемый период.
Новая эра радио связана с технологиями цифрового вещания, представляющими большие возможности для интерактивных форм, в
развитии которых важную роль играет именно прямой эфир. Очевидное отличие интерактивных программ от остальных - форма непосредственного обращения к аудитории. «Прямой эфир показывает всесторонность интерактивных отношений, незаученность аргументов и выводов, движение мысли (интонации, неожиданные разговорные ситуации, которые возникают в процессе публицистического творчества «здесь» и «сейчас»), он документально объединяет между собой всех участников интерактивной программы. В нем заключены самые разнообразные формы вовлечения людей в круг отношений. Именно такие передачи вызывают массовую реакцию у аудитории» [2, с. 30].
Основы перестройки радиовещания - постепенное утверждение новой идеологии, новых политических, экономических и социальных ориентиров. Это, в свою очередь, повлияло как на объем новостного вещания, так и на типологию информационных программ, а также на существование жанров как форм воплощения конкретного журналистского материала. «Одним из важнейших типообразующих признаков новых программ является их ориентация на определенную группу слушателей. Эти функциональные особенности предопределили появление спектра следующих новостных программ:
1) информационных;
2) информационно-аналитических;
3) информационно-музыкальных;
4) информационно-развлекательных;
5) информационно-рекламных» [1, с. 108]. Информационное вещание многих современных радиостанций, особенно государственной формы собственности, представлено не только выпусками новостей. Это, как правило, и тематические авторские программы, и информационно-аналитические передачи, с включенными в них интервью, комментариями.
К одной из тенденций радиовещания в 90-е гг. ХХ в. следует отнести сокращение текстовых фрагментов во всех видах передач, в том числе в синтетических жанрах: радиорепортаже, радиоочерке. Также необходимо отметить снижение объема многочисленных бесед, лекций, выступлений у микрофона. В группе информационных жанров произошло смещение в сторону динамичности, экспрессивности. В традиционных жанрах (интервью, комментарий, репортаж) возросла роль автора, жанровые границы стали еще более гибкими, подвижными. Потребность в разнообразии информации и вариантов ее подачи приводит также к трансформации как форм вещания, так и классических жанров журналистики. К примеру, документально-художественные жанры теряют интерес среди слушателей и востребованность среди журналистов. На их место приходят более интерактивные, очевидны тенденции к упрощению, смешению. Сегодня в журналистике акценты сместились в сторону информационных и аналитических жанров, часто подаваемых в развлекательной форме. Предпочтение отдается жанрам, с помощью которых можно оперативно и в сжатой форме донести информацию до аудитории - на первое место выходят развернутое и комментированное радиосообщение. Само по себе жанровое определение новостных материалов теряет свою важность. Основное значение для корреспондента службы новостей приобретает то, насколько легко воспринимается на слух его сообщение и насколько оно информативно.
Современное информационное вещание подвержено воздействию процессов глобализации, однако наряду с этим происходит повышение роли регионального вещания. В данном сегменте демассификация оказывает влияние на содержательную часть новостных выпусков, нередко сужающуюся до определенной тематической направленности. Все больший интерес слушатели проявляют к специализированной, узконаправленной информации. Поэтому в эфире много так называемых специальных и тематических выпусков - экономической, финансовой, спортивной, культурологической и другой направленности. В 1990-е гг. на государственном радио, как правило, выпуск новостей состоял из разных по тематике материалов. Следует отметить и тот факт, что, к примеру, БЫ-радиостанции в целях привлечения слушателей разных категорий практиковали следующее: выдавали в эфир информационные сообщения, не разделенные по тематическому признаку и принципу значимости. Касательно тематической направленности информационных выпусков последнего десятилетия XX в. можно отметить, что практически в каждой передаче звучал астропрогноз либо информация занимательного (развлекательного) характера. В информационных передачах активно росло количество рекламных сообщений, представленных в текстовой форме. С точки зрения контента и структуры информационных выпусков здесь применялся классический тематический принцип: политика, экономика, социальная сфера, новости из области культуры и спорта, прогноз погоды, реклама.
Обозначим и другие, наиболее важные, признаки процессов, происходящих в радиоэфире:
- эфир диалогизирован: возросло количество и объем разговорных программ;
- значительно изменилась (усилилась) роль ведущего;
- увеличилось количество авторских программ;
- увеличилось число интерактивных программ, акцент сделан на активное взаимодействие с аудиторией;
- изменилась тональность общения со слушателями, которая открывает новые возможности психологического воздействия на аудиторию;
- расширился диапазон непосредственных форм общения со слушателями;
- повысилась эффективность воздействия передач, идущих в прямом эфире, на разные группы аудитории;
- расширился выбор программ, рассчитанных на разные интересы, вкусы и пристрастия [3].
Что касается информационного вещания:
- то изменился его контент;
- расширилось типологическое поле новостных передач;
- в выпусках новостей стали преобладать короткие сообщения;
- хронометраж новостных выпусков уменьшился. К примеру, в начале 1990-х гг. продолжительность их звучания составляла 1015 мин, в середине десятилетия - не более 57 мин. Сегодня продолжительность выпусков новостей регламентирована 3-5 мин, что продиктовано, в том числе, необходимостью вписаться в систему дробного программирования;
- в эфире стали звучать сообщения, рассказывающие о событии по мере его развития;
- в начале выпуска стало практиковаться анонсирование его основных тем;
- новости стали читать журналисты, а не дикторы, что обусловило появление в радиоэфире ускоренного темпа чтения и стало одним из существенных моментов в подаче новостей;
- новости стали звучать на музыкальном фоне, таким образом, информационные выпуски приобрели дополнительную эмоциональность, стали более динамичными, «живыми».
Информационное вещание - это вотчина специального отдела, именуемого службой информации (службой новостей, отделом информации), формирование которого происходит в зависимости от информационной политики СМИ. Важно отметить, что названные структурные подразделения большинства радиостанций состоят из небольшого штата сотрудников - 35 чел. (ведущих, редакторов и корреспондентов). Тому есть ряд причин. Во-первых, основная часть радиостанций финансируется не из бюджетных средств, а находится на самоокупаемости.
Во-вторых, как правило, их первоочередной задачей является реализация в эфире рекреативной (развлекательной) функции, информационная - на втором месте.
В-третьих, для большинства основными источниками информации служат ленты информационных агентств, интернет (уже готовый контент), а не собственные корреспонденты.
Слабая информационная служба с отсутствием сети собственных корреспондентов -главный отличительный признак радиостанций регионального формата в 1990-е гг. Информационные агентства, пресса, интернет - в такой последовательности можно назвать основные источники информации в конце XX в. Сегодня на первом месте -глобальная сеть, на втором - информационные агентства.
Самая важная характеристика современного радио, позволяющая ему успешно конкурировать с другими СМИ и оставаться рейтинговым, - повышенная оперативность. Его специфика как средства массовой информации позволяет ему максимально быстро реагировать на последние события. Кроме того, на современном этапе оперативность в подаче новостей и постоянное информирование о событиях в стране и мире по мере их развития - один из новых способов привлечения аудитории любой радиостанции в условиях жесткой конкуренции. Практикуются экстренные выходы в эфир (в том числе и вне информационных выпусков) по мере поступления новостей, касающихся важного, значимого события. Отмети
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемьева О. А. Количественные и качественные методы психологического воздействия массовой коммуникации : учеб.пособие – Иркутск : Иркут.гос. ун-т, 2015. – 155 с.
2. Аничкин А. Искусство владеть аудиторией //Журналист. – М.: ООО Вива-экспресс. – 2014. – № 10. – С. 30.
3. Аничкин А. Сила красноречия и красноречие силы // Журналист. – М.: ООО Вива-экспресс. – 2014. – № 2. – С. 26.
4. Антонов А. Как удержаться на радиоволне // Журналист. – М.: ООО Вива-экспресс. – 2014. – № 2. – С. 57-58.
5. Баранова Е.А. Конвергенция СМИ глазами российских журналистов –практиков // Вестник МГУ – Сер. 10. Журналистика: 2015. – №4. – С.91 -98.
6. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста : учеб.пособие / Н.С. Болотнова. — 4-е изд. — М. : Флинта : Наука, 2015. — 520 с.
7. Болотова Е.А. Двадцать лет спустя, или «Слушайте радио, остальное – видимость!» // Вестник МГУ – 2015. - сер. 10 : Журналистика. – № 4. – С.163 –179.
8. Болотова Е.А. Радиовещание в эпоху новейших технологий // Вестник МГУ – 2018. - Сер. 10. Журналистика.–№ 4. – С. 57 – 65.
9. Болотова Е.А. История создания и эволюция программной концепции радиостанции «Эхо Москвы // Вестник Московского университета. – 2015. - Сер. 10. Журналистика.– №3. – С.23-38
10. Болотова Е.А. Радиожурналистика: проблемы, парадоксы и перспективы профессии [материалы круглого стола] // Журналистика и культура русской речи. – 2015. – №1. – С.16-35.
11. Болотова Л. Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: новые реалии и старые проблемы // Вестник МГУ. – 2014. – сер. 10: Журналистика. – №2. – С. 6-20. 97
12. Болотова Л. Д. Радиовещание в период перестройки (1985-1991) // Вестник МГУ – 2014. – Сер. 10. Журналистика - № 3. – С. 10-22.
13. Болотова Л. Д. Радиовещание на фоне времени // Вестник МГУ – 2014. – Сер. 10, Журналистика. - №4. – С. 51-58.
14. Болотова Л.Д. Радиоформаты, форматирование, переформатирование // Вестник Московского университета. – 2015. – Сер. 10. Журналистика.–№6. – С.79-89.
15. БубукинА.В. Эфирные тайны – Новосибирск: Издательство «FMреклама», 2014. – 148 с.
16. Бухтияров В. Интернет-вещание без компьютера // Наша жизнь. – 2018. – № 10. – С.25-33.
17. Вартанова Е.Л. Мультимедийные стратегии московских FMрадиостанций // Вестник МГУ – 2018. - Сер. 10. Журналистика. –№6. – С.6- 32.
18. Гарматин А. А. Интернет-вещание: особенности и принципы функционирования // Вестник Воронежского государственного университета.– 2014. – №2. – С. 121-133.
19. Голышко А. Интернет и телерадиовещание // Радио. – 2012. – № 4. – С. 7-9.
20. Грабельников А.А. Особенности конвергентной журналистики // Вестник Университета академии образования. – 2018. – №3. – С. 79–83
21. Гурко, А. Расширенное коллективное управление авторскими и смежными правами в сети Интернет: вымысел или реальность?// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. – 2014. – №10. – С. 37-42.
22. Жинжина Т. Ю. Конвергенция как тренд развития современного радио // Известия Уральского ун-та. — 2013. —Сер. 1: Журналистика и массовые коммуникации, Проблемы образования, науки и культуры.— № 1 (110). — С. 36-41.
23. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики– М.: Аспект Пресс, 2014. – 345 с.
24. Засурский Я.Н. Журналистика: от Гутенберга до Билла Гейтса // Отечественные записки. – 2014. – №4 (13). – С. 56 – 74.
25. Засурский Я.Н. Медиатекст в контексте ковергенции // Вестник МГУ – 2015. —Сер. 10. Журналистика.– № 2. – С.3-7.
26. Засурский Я.Н. Самый открытый источник информации // Вестник МГУ – 2015. —Сер. 10. Журналистика.– № 2. – С.3-7.
27. Карякина К. Мультимедиа как фактор трансформации современной медиаиндустрии: генезис и развитие новых СМИ // Интернет и интерактивные электронные медиа. Часть I. Трансформация глобального информационно-коммуникационного пространства в Интернете. - М.: Изд-во МГУ, 2018. –260 с.
28. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. - Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2015. – 328 с.
29. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации– М.: КНОРУС, 2014. – 432 с.
30. Колодкин В. А. Основные этапы в истории возникновения и развития интернет-радио // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2014. – № 4. – С. 190-196
31. Колодкин В.А. Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов —Воронеж: Изд-во факультета журналистики ВГУ, 2014. – 25 с.
32. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / С.Г. Корконосенко – М.: Аспект Пресс, 2004. – 287 с.
33. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества– М.: Аспект Пресс, 2015. – 320 с.
34. Лебедева А. Л. Коммуникативные технологии радиовещания в условиях формирования информационного общества // Вести института современных знаний. 2015. № 3. С. 108-112
35. Маклюэн Г.М. «Понимание медиа: Внешние расширения человека» – М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2014. – 464 с.
36. Малов И. Кому достанется место под солнцем / И. Малов // Журналист. – М.: ООО Вива-экспресс. – 2012. - № 7. – С. 37
37. Маргарян С. Как работает интернет-радио // Журнал сетевых решений. – 2014. – № 4. – С. 68-69
38. Мартынов М. Ю. Социология массовой коммуникации: предмет и методы исследования — Сургут: ИЦ СурГУ, 2015. – 159 c.
39. Медиакультура новой России: методология, технологии, практики : [сб. ст.] – Екатеринбург; – М.: Акад. Проект, 2014. – 508 с.
40. Микеев В. Дождевой перевал // Rolling Stone. – 2013. – №11. – С.110-111
41. Миркин В.В. Техника и технологии советского радио в восьмойдевятой пятилетках // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – №370 (май). – С.93-98
42. Мухаметзянов Р. Преимущества мультимедийной мысли. Как помочь аудитории лучше разобраться в материале // Журналист. – М.: ООО Вива-экспресс. – 2013. - № 3. – С. 24–25
43. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований– М.: Эдиториал УРСС, 2014. – 233 c.
44. Ненашев М. Где живет конвергентная журналистика? // Журналистика и медиарынок. – 2013. – №12. – С. 31
45. Новаторова С. Корпоративное радиовещание: старый инструмент коммуникаций в новой медиареальности // Пресс-служба. – 2013. – № 3. – С. 20-22.
46. Новиков А. Интернет в роли радио // Журналист – 2014. - № 6. – С. 43-44
47. Носова О. От мультимедийности не ускользнуть: как старейший советский бренд превратился в лидера российского медийного рынка //Журналист. –2018. – № 11. - С. 26-271
48. Стрельникова Е. А. Интерактивное вещание на региональном радио (на примере Оренбургской области): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2015. 181 с.
49. Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией / пер. со швед. В. Менжун. М.: МедиаМир, 2014. 200 с.
50. Шеин В. Н. Современная радиожурналистика. Теория и практика: учеб. пособие. Минск: БГУ, 2015. 138 с.
51. Шерель А. А. Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. Очерки. М.: Прогресс-Традиция, 2015. 574 с.
52. Шерель A. A. Пересечение параллельных кривых // Журналист. 2015. № 2. С. 25-29.