Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, за быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Мировой рынок услуг является неотъемлемой частью международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Повышение роли сферы услуг наблюдается и на национальном уровне, примером чего могут быть наиболее развитые страны Северной Америки, Азии и Европы. Это необходимо учитывать в условиях формирования новой модели экономического развития, так как стратегические интересы Российской Федерации связаны с увеличением ее экспортного потенциала и гармонизацией структуры экспорта, в том числе, за счет увеличения доли экспорта услуг.
Развитие международного туризма неразрывно связано с процессами интеграции и глобализации, привносящие явные преимущества, такие как: расширение интернациональных экономических связей в туристическом производстве, формирование единого информационного поля и пр. Однако наблюдается и возникновение разного рода проблем, среди которых: дисбаланс в распределении туристского потока и соответственно, доходов от туризма; высокая степень неопределенности, зависящая от меняющихся экономических условий и пр.
изучить значение туристской деятельности и ее влияние на экономику;
рассмотреть Программы развития туризма;
раскрыть поступление налоговых платежей от туристической отрасли в бюджетную систему РФ;
выявить перспективы поступлений в бюджет от туристической отрасли.
Предмет исследования – туризм как фактор прибыли в бюджет страны.
Объект исследования – развитие туризма Российской Федерации.
Цель настоящей работы – изучить туризм как фактор прибыли в бюджет страны.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
Источниками для исследования послужат как официальные статистические данные.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы сравнения и наблюдения, табличный способ, системный и др.
Структура работы состоит из введения, двух логически взаимосвязанных разделов, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы развития туризма как фактора прибыли в бюджет страны
1.1 Значение туристской деятельности и ее влияние на экономику
Определение «туризм» занял особую роль в жизни любого человека. Ежегодно миллионы людей путешествуют как и внутри страны, так и за ее пределами благодаря развитию туристской индустрии, которая включает в себя миллионы отраслей и факторов, одним из которых является экономическая деятельность в стране. В настоящее время на экономику страны туризм оказывает положительное влияние так как данная индустрия с каждым днем прогрессирует и занимает отличительное место среди других остальных отраслей страны, что дает особое преимущество дальнейшему развитию туристской деятельности и ее особого вклада в экономику. Именно за туризмом, как основой туристской индустрии и туристского бизнеса, будущее .
В законе Российской Федерации «Об основах туристской деятельности» от 4 декабря 1996 года понятие туризм рассматривается как временные выезды граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных или иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте временного пребывания).
На данный момент туризм – это та индустрия, которая включает в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны с экономической отраслью. Положительное влияние туризма на экономику страны происходит только тогда, когда все факторы их связывающие развиваются всесторонне. Экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса. Туристский рынок это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги.
В свою очередь экономика оказывает влияние на туризм в виде притока инфляции, колебания в курсе обмена валют и повышения процентных ставок по кредитам. Развитие индустрии туризма влияет на экономику следующим образом. Во-первых рост ВВП, возрастание денежного потока, выраженных в иностранной валюте. Во-вторых, это создание новых рабочих мест, что снижает уровень безработицы в стране (на 2018 год 5,7%), привлечение иностранного капитала, совершенствования социально-экономической среды, развитие и создание иностранных предприятий в стране .
Большое значение имеет и тот факт, что туризм обеспечивает немалые поступления в государственный и местные бюджеты через налоги от туристских предприятий, курортный, таможенный и другие сборы. Также, на развитие туризма влияют такие экономические факторы как: уровень межнациональных связей, уровень государственного финансирования в области туризма, финансовая доступность, привлечение специалистов необходимого уровня, возможности включения местного туристского рынка в международный и так далее. Исходя из этого, туризм способен оказывать как косвенное, так и прямое воздействие на экономику страны в целом. Прямое воздействие осуществляется как в виде получения результата от денег, истраченных туристами, путем вложения их в развитие туристического бизнеса, поощрения задействованных в нем лиц, создание новых рабочих мест. Косвенное влияние экономического туризма, или эффект мультипликации проявляется в виде круговорота расходов туристов в конкретном регионе, области, государстве.
Как показывает статистика, число выездных туристских поездок из России за 3 месяца 2018 года выросло на 24% до 6.7 млн с 5.4 млн за первые 3 месяца 2017 года по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата). В 2017 году общее число выездных туристских зарубежных поездок из России составило 31,7 млн. Статистика выездного туризма 2018 года показывает, что выезды из России за рубеж выросли почти на треть впервые за четыре года, а выездной туризм в 2018 году растет цифрами на 20%-30% по всем популярным пляжным и экскурсионным направлениям Европы и Юго-Восточной Азии. Поэтому, международный туризм является одним из важнейшим источником валютных поступлений и мощным стимулом развития экономики с диверсификацией многих отраслей. В основе взаимодействия международного туризма и экономики лежат: стимулирование технологического прогресса в области телекоммуникаций, заинтересованность иностранных граждан, интенсификация труда, увеличение числа наемных рабочих и так далее. Организационно-экономические возможности развития туризма в международном масштабе создали благоприятные условия для развития организационно-экономических процессов в отдельных странах .
Основной проблемой для стабилизации экономики и политики в туризме является увеличение объема въездного туризма, одним из решения которых является коренные изменения в оказании сервисных услуг, изменение в сервисном обслуживании, изменение в ценообразовании.
По данным Ростуризма на 2018 год доля туризма в ВВП страны составляет 1,5%, что значительно отличается от средней доли тур индустрии в других странах(10% ВВП). Потенциал дальнейшего роста внутреннего и въездного туризма далеко не исчерпан. Необходимо продвигать и повышать доступность потребительских свойств отечественных турпродуктов, развивать инфраструктуру, повышать информированность туристов, диверсифицировать туристские предложения и многое другое, что позволит дальнейшему развитию туристской индустрии и повышение уровня экономического благосостояния страны.
Тем самым, туризм представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными процессами и отношениями, нежели имманентными (внутренними) причинами. Туризм как экономическое явление, это прежде всего индустриальная форма, создание новых рабочих мест, эффективное средство охраны природы и окружающей среды, совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека, характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью, является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения, выступает в виде туристского продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться .
1.2 Программы развития туризма
Сегодня Россия, несмотря на наличие огромного туристского потенциала, имеет низкий уровень развития внутреннего туризма.
Основными тенденциями туристского спроса на рынке внутреннего туризма является сохранение приоритетов традиционных видов отдыха, среди которых пляжный отдых на юге России, круизный в Поволжье, оздоровительный и горнолыжный. Тенденцией последних лет также является возвращение интереса к культ
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018. - № 31. - ст. 4163.
2. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. – 2016. – № 142.
3. Александрова, А. Ю. География туризма. Учебник / А. Ю. Александрова, Е. В. Аигина, В. Н. Баюра, М. С. Мотовилова. – М.: КноРус, 2018. – 592 с.
4. Арбузов, А.Ф. География туризма. Учебник для студентов среднего профессионального образования / А. Ф. Арбузов. – М.: Академия, 2016. – 160 с.
5. Бадюков, Д.Д. География России: Природа; Охрана окружающей среды; История исследования территории / Д.Д. Бадюков, О.А. Борсук, О.А. Волкова. - М.: Энциклопедия, 2017. - 304 c.
6. Бикташева, Д.Л. Менеджмент в туризме: Учебное пособие / Д.Л. Бикташева, Л.П. Гиевая, Т.С. Жданова. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2017. - 272 c.
7. Боголюбов, В.С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Боголюбов, С.А. Быстров. - М.: ИЦ Академия, 2018. - 400 c.
8. Быстров, С.А. Финансовый менеджмент в туризме / С.А. Быстров. - СПб.: Герда, 2018. - 240 c.
9. Викулова, О.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный) / О.Н. Викулова. – М.: Юстицинформ, 2018. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Система ГАРАНТ.
10. Гладкий, Ю.Н. Экономическая и социальная география России. В 2-х т.Т. 1. Экономическая и социальная география России: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Н. Гладкий. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 368 c.
11. Грязнова, А.Г. Индустрия туризма: менеджмент организации / А.Г. Грязнова. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 200 c.
12. Домогацких, Е.М. География: Население и хозяйство России: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев.. - М.: Рус. слово - учебник, 2016. - 280 c.
13. Дыжина, Н. Н. География туризма. Учебное пособие / Н. Н. Дыжина. – М.: Дашков и К, 2018. – 256 с.
14. Жукова, М.А. Менеджмент в туристском бизнесе / М.А. Жукова. - М.: КНОРУС, 2016. - 192 с.
15. Зайцева, Н.А. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном бизнесе: Учебное пособие / Н.А. Зайцева, А.А. Ларионова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 c.
16. Зайцева, Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: Учебное пособие / Н.А. Зайцева. - М.: Форум, 2016. - 368 c.
17. Здоров, А.Б. Менеджмент туризма: Учебник. (РМАТ; Советский спорт) / А.Б. Здоров. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 228 c.
18. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма / Н.И. Кабушкин. - Минск: Новое знание, 2016. - 408 c.
19. Калуцков, В.Н. География России: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.Н. Калуцков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 347 c.
20. Квартальнов, В.А. Туризм / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 320 с.
21. Киседобрев, В.П. Менеджмент в туризме: Учебник / В.П. Киседобрев, О.Н. Кострюкова, А.В. Киседобрев; Под ред. проф. Е.И. Богданова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 152 c.
22. Когаловский, М.Р. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник / М.Р. Когаловский. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 272 c.
23. Колодий, Н.А. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте: Учебное пособие / Н.А. Колодий. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 326 c.
24. Косолапов, А.Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства: Учебное пособие / А.Б. Косолапов, Т.И. Елисеева. - М.: КноРус, 2018. - 200 c.
25. Кузнецова О.В. Настольная книга туриста. Новое в законодательстве о туризме: порядок оформления документов, защита прав туриста, таможенные правила. Практическое пособие / О.В. Кузнецова. – М.: Деловой двор, 2016.
26. Кусков, А. С. География туризма. Гриф МО РФ. Учебное пособие / А. С. Кусков, О. Н. Козырева, М. В. Асташкина, А. А. Санинская. – М.: Альфа, 2016. – 432 с.
27. Ларкина, Н.Г. Шпаргалки: Менеджмент в туризме / Н.Г. Ларкина. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 94 c.
28. Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт-Издат, 2016. — 464 с.
29. Лойко, О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие / О.Т. Лойко. – Томск: ТПУ, 2018. – 319 с.
30. Лукьянова, Н. С. География туризма. Туристские регионы мира и России. Учебное пособие / Н. С. Лукьянова. – М.: КноРус, 2018. – 168 с.
31. Саак, А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. / А. Саак. - СПб.: Питер, 2018. - 512 c.
32. Скобкин, С.С. Менеджмент в туризме: Учебное пособие / С.С. Скобкин. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 448 c.
33. Туристические ресурсы [электронный ресурс]. – Режим доступа: [http://www.ams-company.net/].