Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день успех в деятельности любого предприятия не обходится без реализации эффективной инновационной стратегии. Все хозяйствующие субъекты, так или иначе, нуждаются в выборе определенной инновационной стратегии, так как она является одним из основных направлений развития его предприятия в дальнейшем. Для каждого предприятия, как правило, не существует одной единственной стратегии, ведь все субъекты хозяйствования имеют свои отличительные характеристики. В современном мире существует множество подходов к разработке и реализации инновационных стратегий развития предприятия.
Степень изученности и научной разработанности проблемы. Теоретические подходы к разработке и реализации инновационных стратегий развития предприятия исследуются разными авторами, каждый из которых выделял свои этапы и шаги формирования и осуществления инновационной стратегии. Среди таких авторов выделяют: Ансоффа И.Н., Альберта М., Мескона М., Хедоури Ф., Томпсона А.А., Стрикленда А.Д., Вутона С., Хорне Т., Виханскова О.С., Маркову В.Д., Кузнецову С.А., Трифилову А.А.
Цель данного исследования – формирование инновационной стратегии предприятия (на примере ПАО «Аэрофлот»).
Для достижения поставленной цели автор поставил перед собой ряд задач:
рассмотреть экономическое содержание и виды инновационных стратегий;
изучить основные этапы, инструменты и методы формирования и реализации инновационной стратегии;
провести анализ внешней и внутренней среды ПАО «Аэрофлот»;
определить стратегические направления инновационного развития ПАО «Аэрофлот» и оценить их эффективность.
Объект исследования – инновационная стратегия предприятия.
Предметом исследования являются теоретические, методические и практические подходы к формированию и реализации инновационной стратегии предприятия.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ, научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам разработки и реализации инновационной стратегии предприятия.
Настоящая работа выполнена на основе использования общенаучных методов познания: диалектического, функционального, системно-структурного, метода сравнительного исследования.
Информационную основу исследования составили данные управленческий и бухгалтерской отчетности ПАО «Аэрофлот»; методические источники; отечественная и зарубежная литература, в которой рассматриваются вопросы разработки и реализации инновационной стратегии предприятия.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1. Экономическое содержание и виды инновационной стратегии
Понятие инновационной стратегии подразумевает под собой базовый инновационный процесс, основной целью которого является создание системы определенных условий и факторов, обеспечивающих дальнейшее развитие и воплощение инновационного потенциала предприятия.
Инновационная стратегия – это подсистема общего развития компании, которая направлена на формирование долгосрочных целей и задач в сфере инновационной деятельности, выявляет, отбирает и реализует инновации, формирует долгосрочное конкурентное преимущество [29].
Возрастающая сложность производственных процессов, увеличение мощности выпускаемой продукции, изменение факторов внешней среды изменяют требования к разработке и реализации стратегии развития бизнеса. В этой ситуации уровень его фактической и потенциальной инновационности становится важнейшей предпосылкой эффективности любого бизнес-подразделения. Поэтому вполне логично определить инновационную стратегию в качестве ключевого вида функциональных стратегий предприятия.
Инновационная стратегия является неотъемлемой частью общей стратегии компании, которая направлена на выявление и достижение приоритетов будущего развития бизнеса, что приводит к новому качественному скачку производства и управления.
В настоящее время единая классификация инновационных стратегий в научно-методической литературе отсутствует. Альтернативы классификаций инновационных стратегий можно найти в литературе как по стратегическому [12, 31], так и по инновационному развитию предприятий [14, 24]. На практике, решая проблемы разработки инновационного продукта, процесс выбора конкретной инновационной стратегии обычно возможен и, как правило, включает определение приоритетной области, которая будет играть ведущую роль в будущем развитии компании.
На сегодняшний день наиболее известными являются следующие виды инновационных стратегий предприятия [23].
1. Наступательная. Данная стратегия характерна эффективностью и высоким уровнем риска. Она требует разработки самостоятельных инновационных решений, другими словами, реализации новшества, связана с ролью первопроходца. Уместна для крупных предприятий, лидеров на рынке или малых фирм, риск которых невелик.
2. Защитная (оборонительная). Для данной стратегии характерны невысокий уровень риска и достаточно высокий уровень технических разработок. Успешно используется предприятиями, которые концентрируют свои силы и ресурсы только на выпуске перспективного вида продукции.
3. Промежуточная. Разумная конкуренция, характеризуется изучением слабых сторон конкурентов и сильных сторон предприятия. Данную стратегию можно назвать пассивной, она не приводит к изменению технологического процесса производства изделия или оказания услуги.
4. Поглощающая. Предприятие, выбрав данную стратегию инновационного развития, использует как свои разработки, так и чужие, покупая на них права. Характеризуется разнообразностью инноваций и их высокой сложностью, поэтому часто применяют вместе с наступательной стратегией.
5. Имитационная. Характеризуется использованием чужих новшеств с некоторыми изменениями и усовершенствованиями. Случается, что предприятия, выбравшие данную стратегию инновационного развития, обходят лидера-новатора, усовершенствовав его продукт/услугу, и занимают лидирующее положение.
6. Разбойничья. Характеризуется большим выпуском привычного продукта с применением новшества, который, например, продлит срок его службы, повысит его надежность.
На основе анализа литературы [3, 15, 19, 26] составлена классификация инновационных стратегий (табл. 1).
Таблица 1 – Виды инновационных стратегий
Классификационный признак Вид инновационной стратегии Описание стратегических действий
Стадия жизненного цикла предприятия, на которой применяются инновации Стратегия НИОКР Связана с проведением предприятием научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок
Стратегия внедрения и адаптации инноваций Формируется на основе использования конкурентных преимуществ, полученных за счет технологического лидерства
Модель поведения предприятия в новых рыночных условиях Стратегия технологического лидерства Представляет собой разработку мероприятий по достижению технологического лидерства в отрасли.
Стратегия инновационного маркетинга Представляет собой проведение постоянных маркетинговых мероприятий, в том числе включающих и инновационные действия
Реакция на внешнюю или внутреннюю среду предприятия Стратегия лидерства Характеризуется разработкой и внедрением инноваций во все бизнес-процессы предприятия
Стратегия следования за лидером Инновационное развитие возможно как защитная реакция на влияние факторов внешней среды
Характер маркетинговой деятельности Активная маркетинговая стратегия Представляет собой активные, а иногда и агрессивные маркетинговые действия в рамках реализации инновационной стратегии
Пассивная маркетинговая стратегия Реализуется чаще всего в случае, когда предприятие имеет достаточно стабильную конкурентную позицию на рынке и представляет собой программу защитных мероприятий по сохранению конкурентных позиций
Характер реализации инновационной стратегии в условиях цифровой трансформации бизнеса Информационно-ориентированная инновационная стратегия Инновационная стратегия предприятия, концепция построения которой заключается в использовании современных IT-инструментов для построения, реализации и управления всеми бизнес-процессами на предприятии
Технологически-ориентированная инновационная стратегия Инновационная стратегия предприятия, концепция построения которой заключается в достижении технологического лидерства, как при разработке, так и при внедрении, а также управлении всеми бизнес-процессами на предприятии
Стратегия опережающего внедрения инноваций Инновационная стратегия, концепция построения которой заключается в разработке и внедрении нововведений в современный бизнес, эффективность реализации которых носит вероятностный характер и зависит от благоприятного сочетания факторов как внешней, так и внутренней среды
Были выбраны следующие классификационные признаки: стадия жизненного цикла, на которой находится предприятие; модель поведения предприятия в новых рыночных условиях; реакция на внешнюю и внутреннюю среду; характер маркетинговой деятельности и характер реализации инновационной стратегии в условиях цифровой трансформации бизнеса и предложены конкретные виды инновационных стратегий.
Необходимо отметить, что кроме рассмотренных видов стратегии, предприятия используют и другие методы развития предприятия, например, слияние конкурирующих предприятий, привлечение персонала конкурирующих фирм, поглощение. Как правило, предприятия строго не придерживаются только одной стратегии, имеет место их сочетание.
Таким образом, инновации являются не только техническими или технологическими, но и стратегическими, а также организационными. Предприятия, непосредственно участвующие в разработке и внедрении инноваций, играют особую роль в научно-технологическом процессе. Такие предприятия и следует определить как инновационные. Ключевые особенности классификации инноваций предприятия – характер реализации инноваций с учетом воздействия факторов внутренней и внешней среды, а в настоящее время и с учетом цифровой трансформации систем производства и управления предприятиями.
Все представленные виды инновационных стратегий предприятий в той или иной степени отражают степень его инновационной активности, и могут стать ключевым конкурентным преимуществом, грамотное использование которого сможет своевременно защитить бизнес от назревающих угроз со стороны внешней среды.
1.2. Этапы разработки и реализации инновационной стратегии
Рассмотрим этапы и шаги формирования и реализации инновационной стратегии предприятия каждого из представленных выше авторов. Так, И. Ансофф выделял следующие этапы и шаги создания и воплощения инновационной стратегии развития предприятия [2]:
1) внутренний анализ фирмы;
2) анализ внешнего потенциала фирмы;
3) определение целей и отбор конкретных задач;
4) определение портфельной стратегии;
5) определение конкурентной стратегии;
6) создание и исследование альтернативных проектов;
7) отбор среди всех возможных альтернативных проектов самых лучших;
8) воплощение альтернативных проектов.
М. Альберт, М. Мескон и Ф. Хедоури рассматривали следующие этапы и шаги разработки и реализации инновационных стратегий развития предприятия [16]:
1) формирование и воплощение миссии предприятия;
2) разработку и реализацию цели предприятия;
3) анализ внешней среды предприятия;
4) анализ внутренней среды предприятия;
5)выявление и анализ сильных и слабых сторон предприятия;
6)рассмотрение и обсуждение стратегических альтернатив;
7)отбор наилучших стратегических альтернатив;
8)анализ выбранной стратегии;
9)реализацию выбранной стратегии.
А.А. Томпсон и А.Д. Стрикленд выделяли следующие этапы и шаги создания и воплощения инновационной стратегии развития предприятия [27]:
1) отбор и установление сферы деятельности;
2) формирование и определение стратегических установок;
3) организацию стратегических целей;
4) формирование стратегических задач;
5) формирование определенной стратегии, которая предназначена для достижения предполагаемых целей и результатов деятельности предприятия;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анализ и управление рисками при внедрении корпоративной системы управления проектами / Максимов Л.И., Торопчина А.В. // Студенческий. 2019. № 5-1 (49). С. 54-58.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком, 1999. 416 с.
3. Аньшин В.М., Колоколов В.А., Дагаев А.А., Кудинов Л.Г. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. М.: Дело, 2007. 584 с.
4. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
5. Аэрофлот (AFLT). Итоги 9 мес. 2019 года: внедрение новых стандартов учета маскирует истинный результат. URL:https://bf.arsagera.ru/transport/aeroflot/togi_9_mes_2019_goda_vnedrenie_novyh_standartov_ucheta_maskiruet_istinnyj_rezultat/
6. Аэрофлот объявляет финансовые результаты по МСФО за 4 квартал и 12 месяцев 2018 года. URL: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/news/61259
7. Аэрофлот публикует финансовые результаты за 4 квартал и 12 месяцев 2018 года по РСБУ. URL: https://www.aviaport.ru/digest/2019/02/04/574285.html
8. «Аэрофлот» сможет возместить часть топливных расходов. URL: https://www.finam.ru/international/imdaily/aeroflot-smozhet-vozmestit-chast-toplivnyx-rasxodov-20191015-180557/
9. «Аэрофлот» – цель на разворот. Можно заработать до 18% за 12 месяцев. URL: https://invlab.ru/investidei/stoit-li-pokupat-akcii-aeroflot/
10. «Аэрофлот» - цель умеренная. URL: https://www.finam.ru/international/imdaily/aeroflot-cel-umerennaya-20191204-114854/
11. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Гардарика, 1998. 296 с.
12. Гэмбл Дж., Стрикленд III А.Д., Питереф М., Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Создание конкурентного преимущества. Киев: Изд-во: Диалектика. 2018. 800 с.
13. Kotler Ph., Trias de Bes F. Lateral marketing. Search technology revolutionary ideas. Moscow: Alpina Publisher, 2010. 208 p.
14. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. 288 с.
15. Мартиросян А.С., Баранников М.М. Проблемы развития инновационного менеджмента на предприятиях // Молодой ученый. 2016. №20. С. 358- 361.
16. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М.: Инфра – М, 2006. 274 с.
17. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы. М.: Дело, 1998.704 с.
18. ПАО «Аэрофлот». Годовой отчет за 2018 год. URL: https://ir.aeroflot.ru/fileadmin/user_upload/files/rus/reports/annual_reports/aeroflot_ar18_rus.pdf
19. Перспективы «Аэрофлота» выглядят лучше ретроспективы. URL: https://www.finam.ru/international/imdaily/perspektivy-aeroflota-vyglyadyat-luchshe-retrospektivy-20190613-124850/
20. Порецкова К.В. Классификация инновационных стратегий промышленных предприятий // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=9031
21. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 715 с.
22. Прибыль Аэрофлота по РСБУ в 2018 г. снизилась в 10 раз. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/pribyl-aeroflota-po-rsbu-v-2018-g-snizilas-v-10-raz
23. Профиль компании ПАО «Аэрофлот». URL: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/company_profile
24. Ридель А.А. Инновационные стратегии предприятия // Вестник КемРИПК. 2019. № 1. С. 145-147.
25. Ростова О.В., Ильин И.В. Методы информационного обеспечения инновационной деятельности // Наука и бизнес: пути развития. 2017. № 2 (68). С. 30-35.
26. Структура ПАО «Аэрофлот». URL: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/about/structure_of_company/structure
27. Твисс Б. Управление нововведениями. М.: Экономика, 2009. 272 с.
28. Томпсон А.А., Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.
29. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика, 2005. 304 с.
30. Формирование и выбор инновационной стратегии на предприятиях нефтегазовой промышленности / Ильясов К.С., Акулинин Ф.В. // Инновационная экономика и современный менеджмент. 2019. № 2. С. 27-30.
31. «Чистый» рынок – объем перевозок, учитывающий перевозки иностранных компаний, но исключающий международных трансфертных пассажиров, путешествующих со стыковкой в Москве и, соответственно, не относящихся к локальному рынку страны.
32. WoottonS., Home T. Strategic Planning: The Nine StepProgramme.Kogan Page, 1997. 159 p