Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность курсовой работы. На современном этапе общественных отношений гармоничное
развитие правовой, экономической и социальной системы представляется невозможным без
эффективного государственного и муниципального управления. Согласно определению,
приведенному в Национальной юридической энциклопедии, под государственным управлением
понимается организованное воздействие государства на развитие процессов и отношений в
обществе властно-правовыми методами . Субъектами государственного управления являются органы
государственной власти, а объектом управления выступает общество в целом. Правовой статус
федеральных органов исполнительной власти отличают принцип непосредственной подчиненности и
то, что порядок утверждения положений о данных органах, взаимодействии друг с другом,
назначении их руководителей осуществляется либо Президентом РФ, либо Правительством РФ .
Процесс государственного управления невозможно представить без издания и реализации актов
государственного управления, ведь данные акты занимают особое место в системе средств
3
реализации компетенции органа государственного управления. Именно с помощью их принятия и
осуществляются государственно-властные полномочия органов государственной власти,
конкретизируется их властное волеизъявление относительно регулирования общественных
отношений.
В указанных актах наиболее явно проявляется властный характер государственной деятельности.
Тогда как законы содержат лишь общие нормы, правовые акты управления конкретизируют и
дополняют их, обеспечивая наиболее полное регулирование всех сфер общественной жизни. Это
обусловливает особый интерес к исследованию сущности и свойств правовых актов управления.
В научной литературе нет единой точки зрения по поводу определения понятия «акт
государственного управления». Проанализировав позиции различных авторов, можно говорить о
наличии трех наиболее распространенных подходов к этому вопросу.
В теории административного права институт правового акта управления представляет собой один из
центральных, потому что в его пределах происходит осуществление всех главнейших функций
государственного управления. Актами государственного управления представлена важнейшая
правовая форма реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач
публичного управления.
В Российской Федерации реализуются различные направления реформирования исполнительной
власти, каждое из которых содержит мероприятия, связанные как с совершенствованием
традиционной организации публичного управления, так и с внедрением новых инструментов
управления. Наиболее актуальными из направлений административной реформы являются
внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам, а
также разработка и внедрение регламентов публичных функций и услуг. Регламент определяется как
«правило» или «порядок» какой-либо службы, изложенный в письменном виде.
В современных условиях развитие административной регламентации публичного управления во
многом определяет экономическое и социальное благополучие регионов и страны в целом. По этой
причине изучение данного процесса является важной социально-экономической и актуальной в
научно- практическом плане задачей.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые актами
государственного управления и административными регламентами.
Предметом исследования является система и классификация актов государственного управления,
административных регламентов.
Целью работы является характеристика актов государственного управления и административных
регламентов.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
- дать понятие и классификацию актов государственного управления
- изучить виды правовых актов, регулирующих государственное управление;
- изучить требования, предъявляемые к актам государственного управления;
- рассмотреть понятие и признаки административного регламента;
4
- охарактеризовать структуру административного регламента;
- выявить роль и особенности актов государственного управления и административных регламентов
в государственном управлении.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы государственного управления в
современной России подробно рассматривали Авакьян С.А., Арзамасов Ю. Г., Алехин А.П., Бахрах
Д.Н., Бырдин Е.А., Братановский С.Н., Гвоздева А.Н., Жеребцов А.Н., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.,
Ломакина В. Ф., Россинский Б.В., Соколов И.А. и многие другие.
Методологическую основу исследования составляет совокупность методов и приемов научного
познания. Были использованы также отдельные научные методы познания: формально-логический,
историко-правовой, системно- функциональный.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и основные
положения работы могут быть использованы при дальнейшем исследовании актов государственной
власти в Российской Федерации.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных
источников и литературы.
1 Характеристика актов государственного управления
1.1 Понятие и классификация актов государственного управления
Согласно толкового словаря Ожегова С.И., государство это - основная политическая организация
общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.1
Государственное управление, являющееся объектом изучения административного права,
реализуется посредством актов управления. Акты управления необходимо исследовать с разных
сторон: они принимаются государственными органами исполнительной власти для обеспечения
развития различных процессов в обществе в рамках компетенции того органа, который их издает.
Акты управления необходимо исследовать с разных сторон: они принимаются государственными
органами исполнительной власти для обеспечения развития различных процессов в обществе в
рамках компетенции того органа, который их издает .
Каждый вид государственной деятельности предусматривает те или иные организационно-правовые
формы: установление норм, применение норм, выполнение материально-технический действий. На
каждом этапе процессу управления сопутствуют издание различных актов управления, в результате
их принятия происходит установление и реализация норм права. Роль и значение актов управления
разнится в зависимости от системы права, в которой они используются, например, в правовой
системе континентального права и роль всегда значительна, посредством из принятия и издания
происходит реализация положений закона.
Само понятие «акт» уходит корнями в римское право и означает поступок или действие, на
сегодняшний день под актом понимается определенное постановление. В узком смысле акты
управления могут быть рассмотрена как акты, принимаемые властными органами, а в широком
смысле, под ними понимаются управленческие действия.
5
Акт государственного управления - это юридическая форма управленческого решения, посредством
которой реализуются задачи и функции государственного управления. Акт государственного
управления издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственноуправленческой деятельности в пределах его компетенции, определенной действующим
законодательством, либо административно- правовыми нормами .
Конкретные требования об издании акта государственного управления полномочным органом в
пределах его компетенции означают, что акт государственного управления может быть издан лишь
по вопросу, который относится к ведению данного органа, иными словами, необходимо соблюдать
компетенцию по предмету регулирования. Говоря о соблюдении компетенции по предмету
регулирования, надо иметь в виду не только недопустимость вторжения в сферу деятельности
вышестоящих органов, но и недопустимость вторжения в сферу деятельности нижестоящих органов,
в том числе в деятельность органов местного самоуправления и общественных объединений.
Акт государственного управления - юридически властное волеизъявление соответствующего
субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение природа государственноуправленческой деятельности . Посредством принятия акта управления происходит реализация норм
закона. В науке предусмотрена такая форма реализации права как право применение, связанное с
реализацией норм закона с помощью издания подзаконных актов органами исполнительной власти.
Акты управления являются формой административной деятельности и политики
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от
30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрании законодательства
РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст.
5005
3. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.
5. Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 (ред. от 18.11.2019) «О Типовом
регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005.№ 4. Ст.
305.
6. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 (ред. от 18.11.2019) «О Типовом
регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»// СЗ РФ. 2005.
№ 31. Ст. 3233
6
7. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373 (ред. от 03.11.2018) О разработке и
утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и
административных регламентов предоставления государственных услуг: // СЗ РФ. 2011. № 22. Ст.
3169
8. Аврутин Ю.Е. Преодолимы ли парадоксы парадигм публичного управления в теории
государственного управления и в административном праве? // Административное право и процесс.
2016. N 8.
9. Арзамасов Ю. Г. Теория и практика ведомственного нормотворчества в России: монография /
Ю. Г. Арзамасов. - Москва : Юрлитинформ, 2013. - 477 с.
10. Административное право : учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А. В.
Зубач [и др.] ; под общей редакцией А. В. Зубача. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 530 с.
11. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской
Федерации Учебник. М. ИКД Зерцало-М., 2003. С. 217.
12. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской
Федерации: Учебник. — М.: ИКД "Зерцало-М". 2009. — 608 с.
13. Борисова Е.К. Требования, предъявляемые к актам управления. Последствия их
несоблюдения // Наука и образование сегодня. 2019. № 12 (47). С. 55-56.
14. Бырдин Е.А. Акты государственного управления // Научный электронный журнал Меридиан.
2019. № 15 (33). С. 48-50.
15. Братановский С.Н. Административное право [Текст] : Учебник. Особенная часть / С. Н.
Братановский. - Москва : Директ-Медиа, 2013. - 502 с.
16. Бахрах Д.Н.,. Административное право: учебник для вузов / Бахрах Д.Н., Россинский Б.В.,
Старилов Ю.Н. 3-е изд., пересмотр, и доп. - М.: Норма, 2007. – 375-426 с.
17. Буряга В.О. Административный регламент в сфере реализации исполнительной власти в
Российской Федерации// Юридический мир. 2014. № 10. С. 36-48
18. Гвоздева А.Н. Индивидуальные административно-правовые акты : диссертация ... кандидата
юридических наук : 12.00.14 / Гвоздева Анастасия Николаевна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы
народов]. - Киров, 2009. - 216 с.
19. Гаврилов А.М. О назначении и некоторых особенностях административных регламентов как
правовых актов управления // Марийский юридический вестник. 2015. № 1. С.39-43.
20. Дарбинян А.А. Понятие правовых актов органов государственного управления //
Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 16 - 17.
21. Ермолаева А.В. Видовой состав нормативно-правовой документации Российской Федерации
// ФГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина». 2011. № 18. С.
239-256
7
22. Жукова, С.М. Система и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации:
Учебное пособие / С.М. Жукова.– Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Университета имени
О.Е. Кутафина (МГЮА), 2018. – 106 с. С.27
23. Жеребцов А.Н., Павлов Н.В. Административная правоприменительная практика:
теоретические и практические аспекты: Монография. М.: Юстицинформ, 2018. С.12
24. Жеребцов А.Н., Павлов Н.В. Вопросы сущности и правоприменительного значения
административной практики // Lex russica. 2019. N 3. С. 34 - 44.
25. Зугумова З.М. Государственное управление // Научно-практические исследования. 2019. № 8-
1 (23). С. 55-58.Национальная юридическая энциклопедия. – URL: http://determiner.ru/ (дата
обращения: 22.01.2020)
26. Козлов Ю.М. Административное право: учебник / Ю.М.Козлов - М.: Юристъ, 1999. - 150 с.
27. Катаева О.В. Административные регламенты в системе государственного управления //
Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. С.52-55.
28. Клименко К.В. Административные регламенты в аспекте нормотворческих функций
исполнительной власти // Власть и управление. 2016. №1. С.163-166.
29. Лещина Э.Л., Магденко А.Д. Административно-процессуальное право: курс лекций. М.:
Российский государственный университет правосудия, 2015. 310 с.
30. Лич В.В. Административный регламент оказания государственных услуг в системе правовых
актов// Вопросы государственного управления. 2014. № 15. С.65-71.
31. Муленко Н.В. Феномен «административный регламент» в государственном управлении
России// Отрасли права. 2016. № 10. С. 25-30.
32. Маскаева И.И. Административные и должностные регламенты как элемент
административной реформы // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014.
№ 9. С. 91-97
33. Национальная юридическая энциклопедия. – URL: http://determiner.ru/ (дата обращения:
22.01.2020)
34. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов Н.Ю. Шведова Мир и Образование, Оникс,
2011. - 325 с.
35. Раздъяконова Е.В. Должностной регламент как фактор повышения качества государственных
услуг // Вестник НГУ. 2014. № 8. С.67-75.
36. Соколов А.Н. Муниципальное право и государственное управление в России: монография / А.
Н. Соколов. - Москва : ЮРКОМПАНИ, 2016. - 186 с.
37. Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие / И.А. Соколов
- М.:МГИУ, 2010. – 184-190 с.
38. Стахов А.И. Административные процедуры и административные регламенты в деятельности
органов исполнительной власти// Законодательство и экономика. 2013. № 8. С. 5-15.
8
39. Федосеева Н.Н. Административные регламенты как инструмент современного
государственного управления // Информационное право. 2016. № 4. С. 11-16
40. Филенко Е.Н. Электронные административные регламенты: проблемы реализации в
документационном обеспечении государственного управления // Делопроизводство. 2013. № 4. С.
36-45
41. Хашаева А.Б. Роль административного регламента в процессе реализации административной
реформы РФ // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология,
практика. 2016. № 24. С. 27-32.