Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время предпринимательская деятельность в экономике Российской Федерации играет достаточно заметную роль. Например, малый и средний бизнес создает примерно пятую часть добавленной стоимости, формируют рабочие места для более 18 млн. российских граждан, имеют существенный удельный вес в таких секторах российской экономики как торговля, сфера услуг населению, сельское хозяйство, строительство, инновации.
Важным фактором стимулирование инновационной активности малого бизнеса является финансирование их деятельности.
В Российской Федерации, с учетом специфики финансовой системы в широком понимании этого термина, основные функции финансового посредничества выполняют банки, банковский кредит выступает в качестве одного из основных источников внешнего финансирования для реального сектора экономики.
Особое значение кредит имеет для предприятий в условиях экономических санкций, введение которых перекрыло с 2014 года доступ для российских банков и предприятий к любому финансированию на зарубежных финансовых рынках, кроме краткосрочного.
Начиная с 2015 года, в российской экономике происходит замедление макроэкономической динамики и рост макроэкономической нестабильности, которые характеризуются падением темпов роста внешней торговли, ВВП и инвестиций в основной капитал, повышением инфляции, ухудшением ситуации в реальном секторе.
Цель – выявить особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности. Задачи:
исследовать теоретические аспекты государственного регулирование предпринимательской деятельности;
выявить проблемы и перспективы государственного регулирование и поддержки предпринимательской деятельности.
Объект – предпринимательская деятельность. Предмет государственное регулирование предпринимательской деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В учебной литературе по предпринимательскому праву к отраслевым принципам предпринимательского права относят в том числе принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Отдельными авторами данный принцип расширяется, и он звучит уже как «государственное регулирование предпринимательской деятельности и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела».
В литературе данный принцип предпринимательского права раскрывается весьма лаконично, указывается лишь, что государство использует различные формы и средства государственно-правового воздействия на экономические отношения, что переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены прямых административных мер воздействия на косвенные экономические [17].
В основе данного принципа заложен критерий - применение различных форм и средств государственного регулирования (воздействия) на экономику. Однако, как представляется, этого недостаточно, чтобы развеять указанные сомнения. Для того чтобы их снять, в первую очередь необходимо определиться, что вообще понимается под категорией «государственное регулирование предпринимательской деятельности».
В российском законодательстве отсутствует единое легальное определение этой категории.
В то же время оно приводится в ряде правовых актов, посвященных отдельным сферам экономки. В данных актах в него вкладываются совершенно разные смыслы.
В условиях отсутствия единого понятия государственного регулирования предпринимательской деятельности в науке предложены самые разные варианты этого понятия.
Так, например, Д.В. Погорелов под ним понимает совокупность основанных на действующем законодательстве форм направлений государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, задачей которого является реализация поставленных экономических целей для достижения положительных показателей экономико-социального развития.
С.Н. Шишкин приходит к выводу, что государственное регулирование экономики представляет собой совокупность закрепленных в законодательстве мер (форм) экономического, правового и организационного воздействия на экономику, в том числе путем государственной поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности, а также государственного контроля за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности.
М.А. Егорова полагает, что «государственное регулирование предпринимательской деятельности следует расценивать в качестве нормотворчества, направленного на формирование правового режима ограничений свободной частноправовой инициативы в сфере профессиональной предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов».
Более предпочтительным, на наш взгляд, представляется определение, предложенное Г.Д. Отнюковой: «Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований».
Таким образом, государство должно быть регулятором экономической деятельности, а рынок - регулируемым рынком. Экономику такого государства принято называть смешанной экономикой.
1.2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика.
С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.
Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам.
С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов. Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий [13].
Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия.
Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния.
Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.
В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям.
Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки.
Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.
Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики.
К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Методы государственного регулирование предпринимательской деятельности
Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах. Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы.
Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных ― правил игры в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.
Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее.
Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.
Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один – покупку или продажу государственных ценных бумаг. При этом жесткое разграничение экономических и административных методов является условным, так как и административных методов является условным, так как и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого.
Определим понятие государственного регулирования внешней торговли. ВЭД представляет собой часть международных экономичес
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абралиев Ж. Государственное регулирование предпринимательской (хозяйственной) деятельности в кыргызской республике // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. 2018. № 5. С. 244-248.
2. Алексеев В.Н., Шарков Н.Н. Формирование инвестиционного проекта и оценка его эффективности: Учебно-практическое пособие / Российская академия естественных наук. Москва, 2017.
3. Алексеева П.В., Быстрова Д.А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере жилищного строительства // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. 2018. № 1 (4). С. 73-77.
4. Алтуфьева Н.В. Безопасность инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в республике Башкортостан // Вопросы безопасности. 2017. № 1. С. 55-65.
5. Аммосова А.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Молодой ученый. 2018. № 43 (229). С. 99-101.
6. Аслаханова С.А. Классификация проблем развития малого бизнеса в России // International Scientific Review. 2016. № 18 (28). С. 66-68.
7. Аюрзанайн А.Б., Таракановский М.А. Государственное регулирование экономики и поддержка предпринимательской деятельности // Экономический вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2018. № 5. С. 18-22.
8. Баладыга Э.Г., Комиссаров А.А. Совершенствование организации государственной поддержки развития малого предпринимательства в регионе // Сфера услуг: инновации и качество. 2017. № 27. С. 1.
9. Баринов А.Э. Снижение рисков при кредитовании и инвестировании проектов в России / А. Э. Баринов // Банковское дело. - 2015.- № 6. - С. 64-72.
10. Буркальцева Д.Д. Точки экономического и инновационного роста: модель организации эффективного функционирования региона // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 1 (29). С. 8-30.
11. Волчкова В.В. Совершенствование методов государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере услуг // В сборнике: совершенствование методологии познания в целях развития науки сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 82-87.
12. Государственная поддержка и регулирование предпринимательской деятельности / Шагирова Г.К., Избасарова Л.Б., Имашова Ж.О. // Экономика и эффективность организации производства. 2018. № 28. С. 24-27.
13. Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности в российской федерации / Лазаренко А.Л., Думнова Н.А., Паршутина И.Г., Шапорова О.А. // Вестник ОрелГИЭТ. 2018. № 3 (45). С. 121-124.
14. Добролюбова Е.И. Перспективы использования альтернативных государственному контролю экономических механизмов // Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 4. С. 60-8.
15. Дышлюк В.В., Чельдиева З.К. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в республике северная осетия-алания // В сборнике: Научный форум: Экономика и менеджмент Сборник статей по материалам XVII международной научно-практической конференции. 2018. С. 134-138.
16. Дышлюк В.В., Чельдиева З.К. Состояние системы государственного регулирования предпринимательской деятельности на примере республики северная осетия-алания // Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 591-593.
17. Жерноклеева А. Решение проблем урбанистики путем формирования среды для развития инновационного и малого бизнеса // Траектория науки. 2017. Т. 3. № 7 (24). С. 11-19.
18. Жуковская А.Ю., Толстых Е.С. Инновационное развитие предпринимательских сетей в строительстве // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 11. С. 165-179.
19. Илларионова Е.В. Основные задачи и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы публичного и частного права в контексте современных процессов реформирования законодательства Сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференции. 2018. С. 70-74.
20. Инвестиционные проекты в малом бизнесе в Краснодарском крае и инвестиционные вложения в них / Михайлова Л.С., Касаткина А.В., Шубин К.Н. // В сборнике: Новые информационные технологии в науке нового времени. 2017. С. 39-42.
21. Индустрия спорта: государственное регулирование, предпринимательская деятельность или государственно-частное партнерство / Орлова Л.Н., Ильин А.Б., Остроухов С.А. // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 2-3 (68-69). С. 115-125.
22. Карпова К.А., Якупов В.Р. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Вестник современных исследований. 2018. № 10.6 (25). С. 26-28.
23. Касымовская П.П. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: правовые и онтологические аспекты // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2018. № 1 (13). С. 15-17.
24. Кдлян Е.Л., Магдесян Г.А. Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности // В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 280-281
25. Кирильчук С.П., Бондаренко Е.В. Методы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности за рубежом, в россии и в крыму // Экономика строительства и природопользования. 2018. № 1 (66). С. 110-117.