Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день рынок реализации товаров и услуг очень обширен. Большая часть
продукции, прежде чем попасть до конечно потребителя проходит определенное количество
этапов перепродажи. В конечном итоге возникает вопрос, на сколько правильно выбран
3
рыночный сегмент компании, в соответствии со своей направленностью, ведь от этого будет
зависеть успех деятельности компании в целом. Для этого компании необходимо регулярно
проводить исследования рынка, для обоснованности их ассортиментной политики.
Торговые компании в процессе своей деятельности должны иметь всю необходимую
информацию, параметры, потребительские свойства реализуемого товара. Они должны знать все
о запросах и предпочтениях своих покупателей, и о возможностях применения на целевых
сегментах тех или иных реализуемых товарах. При этом, самым важным является таким образом
определить свой ассортимент товаров, чтоб при его реализации компания получала не только
наибольший эффект от осуществляемой деятельности, но и максимально удовлетворяла
потребности своих клиентов.
Из перечисленных необходимых условий для успешной деятельности компании первые два
относятся к области маркетинга и маркетинговых исследований. Третье же условие, в полной
мере имеет отношение к теории оптимизации управленческих решений. Для того чтоб
реализовать этот процесс выделяют ряд действий, лавными из которых являются сложность
процесса и большой объем вычислений.
Следовательно, можно сделать вывод, о необходимости разработки метода его применения для
решения задач по оптимизации ассортиментной и ценовой политике торговой компании.
Целью работы является изучить планирование ассортимента хозяйственной деятельности
коммерческих структур.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и классификацию ассортимента;
раскрыть факторы, влияющие на формирование ассортимента.
Объектом исследования является ассортиментная политика.
Предметом исследования является процесс формирования ассортимента компании.
Теоретические исследования выполнены с использованием научной, учебной и
специализированной литературы по данной теме, а также с использованием интернет
источников.
Для решения поставленных в работе задач использовались методы сравнительного, логического и
системного анализа, экономико–математического и организационного моделирования.
В процессе работы над исследованием были использованы материалы, опубликованные в
зарубежной и отечественной печати, методические разработки, законодательные акты и
нормативные документы Российской Федерации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Роль планирования ассортимента деятельности коммерческих структур
4
1.1 Понятие и классификация ассортимента
Ассортимент - это соотношение различных видов продукции, услуг и товаров на коммерческих и
производственных предприятиях, а также перечень разновидностей продукции и товаров,
отличающихся определенными характеристиками. Ассортимент отражает принципиальные
различия между продуктами и представляет собой логическое распределение любого набора,
сформированного по наиболее общим признакам, на отдельные категории или звенья разного
уровня. .
Ассортимент продукции - это набор продуктов, которые объединены в соответствии с одним
конкретным признаком или набором признаков. Для изучения и упорядочения формирования
ассортимента принято классифицировать его по следующим признакам. В зависимости от
местонахождения товаров существует различие между производством, торговлей и спектром
услуг. Производственный ассортимент - это ассортимент продукции, выпускаемой
непосредственно производителем, исходя из его производственных возможностей.
Как правило, это продукция, производимая на промышленных и сельскохозяйственных
предприятиях. Предприятия, производящие сами товары, в большинстве своем имеют
ограниченную ассортиментную матрицу товарных единиц, поэтому данный фактор дает им
возможность совершенствовать технологию своего производства, повышать качество
выпускаемой продукции, а также совершенствовать ассортимент выпускаемой продукции.
Поэтому продукты, которые они производят, должны быть дополнительно отсортированы в
соответствии с требованиями торговли. Такая сортировка чаще всего применяется на оптовых
предприятиях, так как там производится основная часть товаров широкого ассортимента.
Торговый ассортимент относится к группе товаров, реализуемых в розничной и оптовой сети. По
сравнению с производственным ассортиментом, торговый ассортимент состоит из продукции
разных производителей, за исключением магазинов, реализующих продукцию только одного
производителя. Формирование торгового ассортимента осуществляется с учетом спроса и
назначения, целевого рынка товаров. .
Торговый ассортимент делится на две товарные отрасли: производственную и
непроизводственную. Каждая группа подразделяется на продуктовые группы, в которые входят
продукты, сгруппированные по ряду признаков (однородность сырья, потребительское
назначение, уровень сложности ассортимента). Товарные группы подразделяются на товарные
подгруппы, к которым относятся продукты, однородные по признаку единства происхождения
продукции. Каждая из подгрупп формируется из различных видов продукции. Внутри каждого
типа продукта могут быть различия в определенных характеристиках, то есть они могут быть
разделены на разновидности.
По широте охвата продукции различают простой, сложный, расширенный и смешанный
ассортимент. Простой ассортимент-это ассортимент продукции, представленный небольшим
количеством групп, наименований и типов, удовлетворяющих ограниченному числу
потребностей. Например, ассортимент молочного магазина, ассортимент алкогольного магазина
и т. д.
5
Комплексный ассортимент - это ассортимент продукции, представленный значительным
количеством групп, разновидностей, наименований и видов, отличающихся по исходным
материалам, конструкционным и другим характеристикам, а также удовлетворяющих различные
потребности человека. Например, ассортимент современных супермаркетов и универмагов, таких
как Лента, Метро и др.
Детализированный ассортимент - это ассортимент продукции, включающий значительное
количество подгрупп, наименований, видов и разновидностей, принадлежащих к однородной
группе, которые в свою очередь отличаются индивидуальными особенностями. Сюда входит
ассортимент специализированных магазинов. Смешанный ассортимент - это ассортимент товаров
различных групп, наименований и видов, которые отличаются большим разнообразием
функционального назначения. Это ассортимент продовольственных и непродовольственных
товаров .
По степени удовлетворения потребностей существует рациональный и оптимальный диапазон.
Рациональный ассортимент - это набор продуктов, наиболее полно удовлетворяющий
потребности, обеспечивающие максимальное качество жизни, при определенном уровне
развития техники, техники и науки. Оптимальный ассортимент - это набор товаров, отвечающих
реальным потребностям с наибольшим полезным эффектом для покупателя при минимальных
затратах на проектирование, освоение производства и доведение его до потребителя.
По состоянию на определенное время диапазон делится на реальный и прогнозируемый.
Реальный ассортимент - это действительный набор продуктов, который находится в конкретной
компании производителя или продавца. Прогнозируемый ассортимент продукции - это набор
продуктов, которые должны будут удовлетворять ожидаемым потребностям. По характеру
потребностей, которые должны быть удовлетворены, ассортимент может быть основным и
сопутствующим.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексунин, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник для вузов [Текст] /
В.А. Алексунин, Е.Н. Балыко, Г.А. Бунич. – М.: Дашков и К, 2018. – 614 с.
2. Алексунин, В.А. Маркетинг: учебник [Текст] / В.А. Алексунин. – М.: Дашков и К, 2017. – 216
с.
3. Бакаев, В.В. Кластерный подход в решении проблем маркетинга и управления на
предприятии [Текст] / В.В. Бакаев // Вопросы экономических наук. – 2019 – №2. – С. 17–18.
4. Басовский, Л.Е. Маркетинг. Курс лекций [Текст] / Л.Е. Басовский. – М.: Инфра–М, 2017. –
224 с.
5. Белецкая, Ю.А. Маркетинговые исследования: изучаем конъюнктуру рынка [Текст] / Ю.А.
Белецкая // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. – 2017. – № 3. – С. 10.
6. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики [Текст] / В.И. Беляев. – М.: Кнорус, 2017.
– 672 с.
6
7. Березин, И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Агентство. Товар. Продвижение [Текст] / И.С.
Березин. – М.: Вершина, 2017. – 369 с.
8. Богатова, Е.Р. Маркетинг и мерчандайзинг [Текст] / Е.Р. Богатова // В курсе правового дела.
– 2017. – № 7. – С. 10.
9. Галицкая, Е.Г. Маркетинговые исследования. Учебник для магистров [Текст] / Е.Г. Галицкая,
Е.Б. Галицкий. – М.: Юрайт, 2017. – 540 с.
10. Годин, А.М. Маркетинг: учебник для вузов [Текст] / А.М. Годин. – М.: Дашков и К, 2018. –
756 с.
11. Дохолян, С.Б. Основы маркетинга: учебный курс [Текст] / С.Б. Дохолян, Т.С. Овсянникова. –
М.: МИЭМП, 2017. – 512 с.
12. Егорова, М.М. Маркетинг. Конспект лекций [Текст] / М.М. Егорова, Е.Ю. Логинова, И.Г.
Швайко. – М.: Эксмо, 2017. – 160 с.
13. Захаров, С.В. Маркетинг [Текст] / С.В. Захаров, Б.Ю. Сербиновский, В.И. Павленко. – Ростов
н/Д: Феникс, 2017. – 361 с.
14. Михалева, Е.П. Маркетинг. Конспект лекций [Текст] / Е.П. Михалева. – М.: Юрайт–Издат,
2018. – 224 с.
15. Попова, Г.В. Маркетинг: учебное пособие. Стандарт третьего поколения [Текст] / Г.В.
Попова. – СПб.: Питер, 2017. – 192 с.
16. Разуваев, С.А. Маркетинг за МКАДом, или Исповедь маркетолога [Текст] / С.А. Разуваев. –
М.: Фербер, 2019. – 168 с.
17. Симонян, Т.В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации [Текст] / Т.В. Симонян. – М.:
Феникс, 2019. – 212 с.
18. Феррис, П. Маркетинговые показатели [Текст] / П. Фэррис, Н. Бендл, Ф. Пфайфер. –
Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2017. – 480 с.
19. Чуева, С. Затраты на маркетинговые исследования [Текст] / С. Чуева // Финансовая газета. –
2017. – № 3. – С. 8.