Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Начиная с древних времен, восточные славяне начали свое восхождение по культурной цепи.
Несомненно, они имели определенное отставание по сравнению с главными светилами того
времени - Римом, Грецией, Византией, однако называть славянскую культуру малозначимой или
даже несуществующей однозначно неправильно.
До наших времен сохранилось крайне малое количество сведений о религиозных воззрениях и
культурной составляющей восточнославянского общества, большая часть информации была
получена не из прямых исторических летописей, которых на то время практически не было, а из
средств языковой коммуникации общества. Изучив их, филологи пришли к выводу о том, что в то
время славяне не были склонны к сильному разделению, русский язык практически не отличался
от белорусского, что делает разделение этих и многих других славянских языков бессмысленным
для того времени.
Среди артефактов тех времен можно заметить многочисленность фигурок, отражающих
самобытность славян. Такие вещи изображали как и остающихся в моде даже сейчас коней, так и
более архаичных серебряных мужчин в традиционной одежде.
Спустя некоторое время общество достигло нового предела развития. Люди зашли в тупик, так как
общение производилось исключительно при помощи речи. Мудрые князья вовремя обратились
за помощью к византийцам, которые поделились с нами своей культурой, определив не только
нашу письменность, но и нашу будущую религию. И хотя очень малая часть славян начала тесно
контактировать с Византией, этого было долгое время слишком мало для того, чтобы начать
заменять язычество традицией христианства. В те далекие времена славяне полностью доверяли
духам природы, совершенно нормальным было почитание рек, лесов и гор как святых мест,
данных человеку языческими богами.
Цель работы: охарактеризовать особенности религии и культуры древних славян.
Объект исследования: религия и культура древних славян.
Предмет исследования: особенности и развитие религии и культуры древних славян.
Задачи:
1. Провести обзор верований древних славян
2. Дать характеристику древнеславянских божествам
3. Охарактеризовать особенности духовной культуры древних славян
4. Провести обзор объектов древнеславянского искусства
Методы исследования: анализ научной литературы и интернет-ресурсов.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части,
заключение. список используемых источников.
3
Глава 1. Религия древних славян
1.1. Верования древних славян
Религия древних славян до появления христианства предполагала обожествление природных сил
(анимизм), а также веру в многобожие. Боги у славян были связаны с силами природы, считалось,
что каждый славянин изначально имел божественное происхождение. Нужно было всячески чтить
своих великих предков.
Основная часть сведений о религии славян сохраняется устно и передается из поколения в
поколение. Есть также несколько письменных источников, например, «Велесова книга» [3, c. 82].
Согласно представлениям наших предков, существует особая сверхчеловеческая сила,
животворящая энергия, которая присутствует во всем и везде. Славяне использовали целую
систему понятий для обозначения этой сверхъестественной силы.
4
На самом высоком уровне иерархии находились божества. Само слово «Бог» - означало человека,
который дает долю, выгоды, богатство. В то же время языческие боги, по аналогии с древними,
могли быть небесными, подземными и земными.
Кроме того, наши предки считали, что душа человека вечна и бессмертна. В процессе погребения
соблюдались особые тонкости и ритуалы, чтобы обеспечить вечный покой для души. Считалось,
что, если все сделать правильно – дух отправится в мир Нави, где ему помогут потомки.
Существовало несколько вариантов захоронения, одним из которых была кремация. Также
особое внимание в язычестве уделялось водной стихии. Они верили, что вода является
связующим звеном между живыми и другими мирами.
Существовали особые ритуальные действия, которые сопровождали умершего во время перехода
в другое измерение. Но важно было соблюдать ритуалы после похорон. Например, Тризна,
которая представляла собой сочетание состязаний и пиршеств. Тризна была выполнена для того,
чтобы активизировать поток жизненной силы, чтобы жизнь в конечном счете восторжествовала
над смертью [10, c. 73].
Обряд погребения принадлежал к обрядам перехода. К этой же категории относились свадьба и
рождение ребенка. Даже наши предки прибегали к календарным обрядам: существовали
определенные по этому плану праздники вроде Йоля и Масленицы. Во время ритуальных
действий полагалось приносить жертвы, чтобы умилостивить богов. Обычно жертвами
становились еда и другие подарки.
Часто жертвенные яства съедались прямо на пиру. В народном фольклоре хранятся различные
сведения о жертвенных праздниках. У славян считалось, что боги сами спускаются на такие
праздники в качестве гостей, но в то же время и в качестве хозяев.
Славянские верования, в отличие от христианских, не запрещали получать информацию о
будущем. Поэтому были популярны различные виды гадания. А так как вода у славян -
мистическая субстанция, то ее использовали во многих предсказаниях.
Семья была основной ячейкой религиозной жизни. Роды создавались из совокупности семейств.
Глава семьи отвечал за выполнение священных обрядов. У славян существовала категория
знающих людей (иначе волхвов), которые обладали тайными знаниями, могли помочь в трудных
ситуациях.
Кроме того, восточные славяне верили в сверхъестественных существ – духов природы. Каждый
дух был связан с определенной стихией – например, Леший был духом леса, кикимора - духом
воды и т.п. [8, c. 72]
1.2. Божества древних славян
Рассмотрим особенности языческой мифологии. Высшими мужскими божествами для восточных
славян были: Перун, Сварог, Даждьбог, Велес (Волос), Хорса, Стрибог, Ярило. Давайте подробнее
рассмотрим, за что отвечал каждый из богов.
5
Перун - бог бурь, молний и грома. В язычестве существовал культ бога-громовержца, в его честь
создавались храмы, воздвигались храмы и идолы. Некоторые из них можно встретить и в наши
дни – они расположены на территории России и Украины.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, С.В. Откуда мы знаем о язычестве древних славян? Реальность и фантазии
писателей // Проблемы национальной стратегии. 2015. № 4 (31). С. 201-214.
2. Бараев, З.К. Вероисповедания древних славян // Гуманитарные науки в современном вузе:
вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции. под ред. С. И.
Бугашева, А. С. Минина. 2019. С. 696-699.
3. Борисова, В.В. Бдевние славянские языческие концепты опоясывания и оползания в
русской православной культуре // Open innovation. Сборник статей II Международной научнопрактической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 325-327.
4. Бессарабова, Н.В. История России Средних веков: домонгольская Русь. – М., 2010. – 218 с.
5. Бессарабова, Н.В. Формирование и особенности древнерусской культуры // Коммуникатор
– ХХI. Избранные лекции для студентов факультета журналистики и рекламного дела по
дисциплинам специальности и специализации. Москва, 2010. С. 5-16.
6. Долгушина, Л.А. Религия древних славян: особенности, традиции и обычаи //
Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 11-3. С. 126-128.
7. Киреева, О.В. До города, до государства: культура восточнославянской общины //
Управленческое консультирование. 2016. № 4 (88). С. 263-273.
8. Кравченко, И.Н. Культура древних славян: исторический аспект // НаукаПарк. 2016. № 6
(47). С. 52-57.
9. Любимова, Е.В. Язычество древних славян как духовный феномен в современной культуре
// Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации.
Социальный инженер-2017. Сборник материалов Всероссийской конференция молодых
исследователей. 2017. С. 105-109.
10. Мизун, Ю.В. Русь ведическая. Юлия и Юрий Мизун. Москва, 2003. Сер. Россия в прошлом,
настоящем, будущем
11. Петрухин, В.Я. Праславянская культура и древние славяне // История культур славянских
народов. Ответственный редактор Г.П. Мельников; Министерство образования Российской
Федерации, Государственная академия славянской культуры. Москва, 2003. С. 16-58.
12. Редчун, В.М. Отражение древней славянской культуры в орнаменте славян-переселенцев
дальнего востока России // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2018. Т. 15. №
3. С. 89-97.
6
13. Старкова, Ю.Ю. Летописные и фольклорные боги в пантеноне Древней Руси. Автореферат
дис. ... кандидата исторических наук / Рос. ун-т дружбы народов. Москва, 2000
14. Тарасенко, Ю.М. Происхождение и основы культуры древних славян // NovaUm.Ru. 2017.
№ 7. С. 319-320.
15. Толстой, Н.И. Заметки по славянскому язычеству // Русский фольклор: материалы и
исследования. 1981. Т. 21. С. 87-98.
16. Щербатых, О.М. Языческие традиции древних славян в культуре современности //
Современная культурология: проблемы и перспективы. Сборник статей молодых ученых.
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.
Чернышевского. Саратов, 2019. С. 143-147.
17. Элли, Е.А. Язычество восточных славян и его отражение в быте и нравах народа // В мире
научных открытий. Материалы международной студенческой научной конференции . 2017. С. 158-
161.