Фрагмент для ознакомления
2
рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг.
В.А. Галанов рассматривает государственный долг как систему про-водимых государством финансовых мероприятий, направленных на пога-шение займов, а также выплату доходов по этим займам, изменение сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств [8, c. 61].
Ведущей целью управления государственным долгом является до-стижение баланса между минимизацией бюджетного риска и стоимости об-служивания долгов. При этом в качестве основной задачи такого управле-ния выступает оптимизация затрат, связанных с финансированием возни-кающего дефицита бюджета, т.е. нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресур-сах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Следо-вательно, определение источников покрытия бюджетного дефицита долж-но основываться на результатах анализа и оценки размера бюджетного дефицита.
Система управления государственным долгом формируется посред-ством реализации комплекса мероприятий в рамках финансовой государ-ственной политики, среди которых Н.А. Лупей выделяет следующие:
1. Формирование политики в отношении государственного долга;
2. Установление границ государственной задолженности (в том чис-ле в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);
3. Определение основных направлений и целей воздействия на мик-ро– и макроэкономические показатели;
4. Установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ [11, c. 57].
Для достижения целей функционирования системы управления дол-говыми обязательствами на уровне государства необходимо решить сле-дующие задачи:
обеспечение своевременности и полноты формирования источни-ков финансирования дефицита бюджета;
осуществление проверки эффективности и целевого использова-ния привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;
осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;
осуществление контроля за ходом исполнения долговых обяза-тельств Правительства РФ за предшествующий период;
осуществление контроля за эмиссией ценных бумаг и их разме-щением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в налич-ном обороте и на депозитах;
проведение экспертизы проекта государственного бюджета и кон-троль за его исполнением, осуществление контроля за изменением струк-туры и объема государственного долга;
проведение экспертизы проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формиро-вание, обслуживание и погашение государственного долга [1, c. 50-51].
В современных условиях для многих государств наиболее остро сто-ит проблема увеличения темпов роста государственного долга, для со-кращения которого государством реализуются такие меры как:
– сохранение размера госдолга на предыдущем уровне, замедление его роста, за счет развития экономики страны;
– пересмотр структуры государственных займов с учетом влияния дефицита бюджета на безопасность страны;
– уменьшение стоимости госдолга за счет увеличения срока заим-ствования;
– - погашение текущий размер госдолга перед заемщиком во избе-жание штрафных санкций и сохранения положительной кредитной исто-рии;
– направление заемных средств на развитие отечественной эконо-мики;
– улучшение систем контроля за расходом заемных средств, с це-лью оптимизации расходов в целом и поиска дополнительных способов экономии;
– координация долговой политики государства с финансовой и экономической политикой;
– организация совместных саммитов с другими государствами в целях поиска оптимальных мер для сокращения госдолга;
– разработка и применение различных методов управления гос-долгом [12, c. 24].
Анализ мирового опыта управления государственным долгом поз-воляет выделить две группы методов управления государственным долгом – финансовые и административные.
Финансовые методы заключаются в выборе форм и способов, кото-рыми государство будет погашать госдолг с учетом финансовых показате-лей и реализуются с целью достижения предельной эффективности от при-влечения займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погаше-нием, к минимуму. Административные методы основаны на быстром вы-полнении распоряжений государственных органов власти и не предпола-гают проведение последующей оценки эффективности и результативности действий, связанных с управлением государственным долгом.
Как указывает Ю.К. Цареградская, существующие методы управле-ния государственным долгом представлены в стандартных и нестандарт-ных схемах управления государственным долгом. Для стандартных схем управления характерны погашение долга по графикам, предусмотренным соглашениями изначально; погашение долга по графикам, предусмотрен-ным в рамках соглашений о реструктуризации; погашение наличными платежами по номиналу срочных к платежу требований. Для нестандарт-ных схем управления свойственно наличие элемента списания части долга; неденежная форма расчетов [19, c. 232].
Конкретизируя основные методы управления государственным дол-гом, можно выделить такие методы как:
1) рефинансирование — погашение основного долга и процентов за счет размещения новых займов и получения кредитов;
2) унификация — объединение нескольких ранее выпущенных зай-мов, а также обмен ранее выпущенных облигаций и сертификатов на обли-гации и сертификаты новых займов;
3) конверсия — изменение доходности по займам, полученным гос-ударством в качестве заемщика;
4) консолидация, подразумевающая изменение условий заимствова-ний в части увеличения сроков долговых обязательств, т.е. предполагает перенос погашения на более поздний срок;
5) аннулирование государственного долга, т.е. отказ государства от всех ранее взятых на себя долговых обязательств;
6) реструктуризация, предполагающая подписание соглашения о прекращении долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой их на иные долговые обязательства с дру-гими условиями обслуживания и погашения и другие [6, c. 7].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что управление госу-дарственным долгом является объективной необходимостью и рассматри-вается как часть финансовой (бюджетной) государственной политики, реа-лизуемой с целью достижения сбалансированности минимизации бюджет-ного риска и стоимости обслуживания долгов. Система методов управле-ния государственным долгом представлена совокупностью финансовых и административных методов. Наиболее распространенными методами управления государственным долгом выступают рефинансирование, уни-фикация, конверсия, консолидация, аннулирование и реструктуризация долга.
2 Состояние государственного долга и его влияние на российскую
экономику
2.1 Состояние государственного долга РФ
Ст. 97 Бюджетного кодекса РФ определяет состав государственного долга РФ, к которому относятся долговые обязательства РФ перед физиче-скими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными об-разованиями, иностранными государствами, международными финансо-выми организациями, иными субъектами международного права, ино-странными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ [1].
Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ, предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешне-го долга [1].
Законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований, со-держащая перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований, в которой оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквива-лентную 10 млн. долл.
Согласно Федеральному закону №415-ФЗ от 19.12.2016 г. «О феде-ральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2018 г. установлен в сумме 53,6 млрд. долл. США, или 48,7 млрд. евро, на января 2019 г. – в сумме 52,8 млрд. долл. США, или 48,0 млрд. евро, на января 2020 г. – в сумме 53,6 млрд. долл. США, или 48,7 млрд. евро. Верхний предел государственного внутреннего долга на 1 ян-варя 2018 г. – в сумме 10 351 623 798,0 тыс. руб., на 1 января 2019 г. – 11 580 940 617,2 тыс.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016). – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201073&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.6519749388308014#0
2. Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». – [Элек-тронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209150/
3. Арчинов, А.О. Теоретические основы управления государствен-ным долгом / А.О. Арчинов // Научные исследования: от теории к практи-ке. – 2015. – №5. – С. 334-336
4. Берзон, Н.И. Финансы / Н.И. Берзон. – М.: Юрайт, 2016. – 498 с.
5. Бжихатлов, С.Х. Особенности управления государственным дол-гом / С.Х. Бжихатлов, А.А. Нагаев // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. – №52. – С. 11-16
6. Борщ, Л.М. Государственный долг Российской Федерации и его влияние на состояние государственных финансов / Л.М. Борщ, М.Е. Чер-ная // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2015. – №4. – С. 5-9
7. Вавилов, А.П. Принципы государственной долговой политики / А.П. Вавилов // Вопросы экономики. – 2001. – №8. – С. 46-63
8. Галанов, В.А. Финансы, денежное обращение и кредит / В.А. Галанов. – М.: Форум, 2016. – 416 с.
9. Инкина, Е.С. Управление государственным долгом Российской Федерации в системе управления государственными финансами / Е.С. Инкина // Научные записки ОрелГИЭТ. – 2014. – №2. – С. 57-63
10. Клейменов, Д.С. Проблемы управления государственным долгом Российской Федерации и пути их решения / Д.С. Клейменов, В.Э. Косякова // Финансовый вестник. – 2015. – №2. – С. 72-74
11. Лупей, Н.А. Финансы / Н.А. Лупей, В.И. Соболев. – М.: Инфра-М, 2014. – 400 с.
12. Мохнаткина, Л.Б. Государственный и муниципальный долг / Л.Б. Мохнаткина. – М.: Инфра-М, 2016. – 151 с.
13. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы / И.Н. Мысляева. – М.: Инфра-М, 2016. – 393 с.
14. Пакова, О.Н. Государственный кредит и государственный долг России / О.Н. Пакова, Т.К. Лыкова // Инновационная наука. – 2017. – №1-1. – С. 87-89
15. Полтерович, В.М. О формировании системы национального пла-нирования в России / В.М. Полтерович // Государственный аудит. Право. Экономика. – 2016. – №4. – С. 8-14
16. Поляк, Г.Б. Финансы / Г.Б. Поляк. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 735 с.
17. Рябинина Е.Ю. Влияние государственного долга на экономику России / Е.Ю. Рябинина // В сборнике материалов XII международной научно-практической конференции «Социально-экономическая роль денег в обществе. – СПб, 2015. – С. 115-118
18. Солдаткин, С.Н. Государственный и муниципальный долг. Тео-рия, методология, практика / С.Н. Солдаткин. – М.: Кнорус, 2016. – 256 с.
19. Цареградская, Ю.К. Финансово-правовое регулирование управ-ления государственным долгом: стандартные и нестандартные методы / Ю.К. Цареградская // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. – №15. – С. 230-232
20. Цвирко, С.Э. Актуальные проблемы управления государствен-ным долгом / С.Э. Цвирко // Актуальные вопросы современной науки. – 2016. – №45. – С. 200-218
21. Шимширт, М.Д. Управление государственными и муниципаль-ными финансами / М.Д. Шимширт, Н.В. Крашенникова. – М.: Инфра-М, 2017. – 352 с.
22. Шубина, А.В. Влияние государственного долга на формирование бюджета страны / А.В. Шубина, К.В. Оцебрик // В сборнике научных ста-тей IV международной молодежной научной конференции «Поколение бу-дущего: взгляд молодых ученых». – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2016. – С. 436-440
23. Щербакова, М.А. Методические подходы прогнозирования и управления государственным внешним долгом / М.А. Щербакова // Эко-номика, предпринимательство, право. – 2015. – Т.1 №1. – С. 51-58
24. Внешние долги стран мира. – [Электронный ресурс]. – URL: http://svspb.net/danmark/vneshnij-dolg-stran.php
25. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федера-ции. – [Электронный ресурс]. – URL: http://minfin.ru/ru/statistics/fedbud/gov_debt/
26. Официальный сайт ЦБ РФ. Статистика внешнего сектора. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs