Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Местная администрация (исполнительно-распорядительный
орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования
полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления
отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Обращение к местной власти – это наиболее короткий и прямой путь к решению актуальных,
острых, жизненно значимых для нынешнего населения проблем. Администрацию общество
оценивает по тому как она решает ли вопросы: по электро- и газификации населенных пунктов,
освещенности улиц, качеству дорог, транспортному обеспечению и т.п. Данные задачи
3
эффективнее решать в местах непосредственного проживания (в городах, в селах, в деревнях) в
зависимости от позиции жителей. Поэтому развитие местного самоуправления, организация
постоянного и всестороннего взаимодействия муниципалитета и населения считается одним из
значимых течений государственной политики России.
Степень разработанности проблематики. Проблемами муниципального управления занимается
ряд отечественных ученых, среди которых Ерыгина В.И., Нудненко Л.А., Ильин И.М., Харитонов
И.К., Фадеев В.И., Кеня И.А. и др.
Объект исследования – государственные и муниципальные служащие.
Предмет исследования – деятельность местной администрации.
Цель исследования – анализ деятельности местной администрации и выявление проблем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучение теоретических основ местного управления в сельских муниципальных образованиях;
– анализ роли местной администрации в решении вопросов местного значения;
– определение общих проблем местной администрации.
Методологию исследования составляют общенаучный метод диалектики научного познания
действительности, а также основанные на нем частно-научные методы, такие как
социологический, статистический, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, структурнофункциональный, формально-юридический. При этом применялись анализ, синтез, индукция и
дедукция для системного изучения объекта исследования в его внутренних и внешних
взаимосвязях.
Нормативную основу исследования составляют следующие нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации 1993 года, Европейская Хартия местного самоуправления,
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 2 марта 2007 года №
25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Уставы муниципальных образований.
Эмпирическую основу исследования составили данные официального сайта Ивановского
сельсовета Оренбургской области, статьи ведущих экономических журналов и газет;
информационные ресурсы сети Интернет.
Структура курсовой работы обусловлена последовательностью поставленных задач. Курсовая
работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка,
включающего 18 наименований.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Сущность местного самоуправления
4
Состояние экономических, политических, социальных, культурных, национальных и т.д.
общественных подсистем из двух ветвей политической власти существенным образом влияет в
первую очередь на местное самоуправление. Именно в связи с укреплением позиций местного
самоуправления, повышением его статуса и социальной ценности изменилось определение
местного самоуправления в муниципальном законодательстве.
Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» (утратил силу) в ч. 1 ст. 2 определял местное
самоуправление следующим образом: «Местное самоуправление в Российской Федерации -
признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою
ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы
местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его
исторических и иных местных традиций».
Пришедший ему на смену Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» утвердил за местным
самоуправлением достойное его место, закрепив в ч. 1 ст. 1, что «местное самоуправление в
Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в
пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в
случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации,
самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через
органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с
учетом исторических и иных местных традиций». Таким образом, из вида деятельности, которых в
праве немало (правоохранительная, предпринимательская, образовательная и т.д.), местное
самоуправление по праву стало формой народовластия, второй из двух - государство и местное
самоуправление.
Законодательное закрепление определения местного самоуправления имеет важное значение.
Во-первых, конституционная модель местного самоуправления имеет некоторый выбор
вариантов толкования, поэтому именно в определении содержится указание на то, какой вариант
используется законодателем в настоящее время; во-вторых, дефиниция формальна, перечисляет
все признаки местного самоуправления как правового явления, разграничивая, таким образом,
его с другими явлениями; в-третьих, наличие определения исключает в процессе научного
анализа и правоприменения использование различных понятий и, как следствие, непонимание
между оппонентами. С учетом сказанного охарактеризуем признаки местного самоуправления:
– форма осуществления народом своей власти;
– самостоятельное, под свою ответственность, решение населением вопросов местного значения;
– решение вопросов местного значения исходя из интересов населения и с учетом исторических и
иных местных традиций.
Местное самоуправление как форма народовластия представляет собой устойчивую организацию
реализации политической власти в Российской Федерации, действующую в правовом поле, в
настоящее время и рассчитанную на длительное функционирование, не ограниченное во
времени. Теория права и государства, описывая форму народовластия, отмечает наличие у нее
следующих признаков: территория, население, власть, наличие или отсутствие суверенитета,
5
функции (основные направления деятельности, компетенция), система органов, финансовые и
иные материальные ресурсы, правотворчество и право-применение. Если оценивать местное
самоуправление в Российской Федерации как форму народовластия с точки зрения проявления
указанных признаков, то можно прийти к следующим выводам.
Местное самоуправление в Российской Федерации носит локально территориальный характер, в
основе его организации лежит административно-территориальное устройство субъектов
Федерации. На основе федеральных норм субъекты определяют статус муниципальных
образований и устанавливают их границы. Статус и границы муниципальных образований
определяются исходя из интересов местного населения, с учетом его мнения, и в целях наиболее
эффективного решения вопросов местного значения. Несмотря на то, что определенная часть
территории России не населена, на нее распространяется муниципальная власть, поскольку
местное самоуправление - основа конституционного строя.
В связке с термином «местное самоуправление» используется термин «местное население», а не
«народ». Местное самоуправление как форма народовластия является политической
организацией местного сообщества. Местное сообщество - это население населенных пунктов,
расположенных в границах муниципального образования, члены которого объединены
совместным использованием муниципальной собственности, пользованием услугами жилищнокоммунального хозяйства, муниципальных учреждений и т.д. Принадлежность личности к
местному сообществу и, соответственно, связь с местной властью определяется местом
постоянного жительства лица, т.е. его административными отношениями, регистрацией по месту
постоянного жительства. Каждый гражданин и население в целом вправе осуществлять местное
самоуправление в формах непосредственной, представительной и митинговой демократии.
Местное самоуправление - это форма политической власти. Осуществление его властных
полномочий гарантируется государством, которое, в отличие от местного самоуправления,
суверенно и обладает всей полнотой власти, в т.ч. и силами принуждения. За нарушение властных
распоряжений местного самоуправления ответственность наступает в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации:
федер. закон [принят 06 октября 2003 г.] // Собрание Законодательства РФ. - 2007. - № 20. - Ст.
1247.
2. О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон: [принят 2 марта 2007 г.]
// Собрание Законодательства РФ. - 2007. - № 10. - Ст. 1152.
3. Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях РФ» //
Со¬брание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 3. - Ст. 173.
4. Бабкин Н.К., Агафонов К.С. Общие принципы организации местного самоуправления в РФ
// Российская юстиция. - 2015. - № 6. - С. 22-27.
5. Воронин П.С. Юридическое положение руководителей органов местного самоуправления
в РФ. В сборнике «Потенциал вуза в кадровом и экспертном сопровождении органов
6
государствен¬ного и муниципального управления» / под общ. ред. Голышева И.Г. - 2015. - С. 72-
78.
6. Колесова Т. С. Правовое регулирование статуса распорядительных органов
муниципальных образований в РФ // Научный вестник Волгоградской академии государственной
службы. Серия: Юриспруденция. - 2012. - № 1. - С. 44-49.
7. Логунов К.Н. Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления //
Муни¬ципальное имущество: экономика, право, управление. - 2015. - № 3. - С. 38-41.
8. Митячкина Е.С., Михнева С.В. Правовое регулирование положения главы местной
сельсовета и муниципального служащего в Российской Федерации // Гуманитарные
исследования. - 2016. - № 2 (58). - С. 157-162.
9. Михнев И.П., Михнева С.В., Айвазян А.Г., Серкина Е.П. Правовое регулирование
деятельно¬сти в сфере информационной безопасности в Российской Федерации: достижения,
проблемы и пер¬спективы развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2018. -
№ 6. - С. 227-233.
10. Михнева А.И. Формирование местного самоуправления в Российской Федерации:
организа¬ционно-правовые аспекты // Аллея науки. - 2018. - Т. 5. - № 4 (20). - С. 813-817.
11. Михнева С.В. Проблемы определения правового положения органов местного
самоуправ¬ления как юридических лиц // Вестник Волгоградского филиала МФЮА. - 2015. - № 1. -
С. 71-79.
12. Михнева С.В. Современная реформа местного самоуправления в Российской Федерации:
итоги и перспективы // Вестник Волгоградского филиала МФЮА. - 2015. - № 1. - С. 63-70.
13. Михнева С.В., Митячкина Е.С. Ценностные характеристики местного самоуправления //
Гу¬манитарные исследования. - 2017. - № 4 (64). - С. 248-253.
14. Михнева С.В., Михнев И.П., Чернова А.П. Правовые основы определения юридического
положения должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих в Российской
Федерации. В сборнике «Социально-экономические и правовые основы инновационного
развития»: сборник научных статей. - Пенза, 2018. - С. 104-111.
15. Михнева С.В., Сорокина Н.В. Образование и профессиональная подготовка муниципальных
служащих как факторы демократического развития Российской Федерации // Профессиональные
инновации. - 2019. - № 4. - С. 97.
16. Сальникова Н.А., Михнев И.П. Проведение аттестации знаний студентов с помощью
компью¬терного тестирования // Известия Волгоградского государственного технического
университета. Серия: Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. - 2017. - Т. 4.
- № 7 (33). - С. 182-184.
17. Тадыкова А.П. Правовой статус исполнительно-распорядительного органа местного
само¬управления // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия:
Юри¬спруденция. - 2019. - Т. 2. - № 6. - С. 97-104.
7
18. Шумилов Г.С. Муниципальные служащие и должностные лица в системе местного
самоу¬правления // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2016. - № 2. - С. 13-17.