Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы определяется тем, что на сегодняшний день существуют различные приемы и методы, позволяющие объективно оценить привлекательность того или иного инвестиционного проекта, которые могут применяться как изолированно друг от друга, так и в различных комбинациях. Однако с учетом неопределенности воздействия внешней среды, затруднений, возникающих у российских корпораций при выходе на международные рынки, не все из методов применимы для оценки эффективности инвестиционных проектов, а некоторые из них могут дать в итоге неверную оценку, что впоследствии приведет к убыточности вложений инвестора.
Следовательно, проблема оценки эффективности инвестиционных проектов продолжает оставаться актуальной, несмотря на достаточно высокую степень разработанности метода оценки инвестиций с использованием дисконтированных потоков и такого показателя, как чистый дисконтированный доход. В научных статьях Доценко О.С., Ефимовой Ю.В., Квон Г.М., Кириченко А.О., Кузнецовой Е.А. и Винниковой И.С., Подкопаева О.А., Полтевой Т.В. и Колачевой Н.В., Риполь-Сарагоси Ф.Б. и Михайлюк Е.В., Сергеевой Д.П., Сутягина В.Ю. рассматриваются проблемы применения дисконтирования к российским инвестиционным проектам, а также приводятся разные подходы к оценке инвестиционных рисков.
Цель выполнения работы – оценить экономическую эффективность предложенного инвестиционного проекта.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть исходную информацию об инвестиционном проекте;
определить объем инвестиций для реализации инвестиционного проекта;
выполнить расчет эксплуатационных расходов;
выполнить оценку доходов от реализации проекта;
рассмотреть налоговое окружение проекта;
определить денежные потоки по проекту;
выполнить расчет показателей эффективности инвестиционного проекта;
выполнить анализ чувствительности проекта.
Практическая направленность изучаемого вопроса заключается в широком использовании рассматриваемых методов в практике инвестиционной деятельности российских корпораций, в том числе – методов оценки инвестиционных рисков.
Объект исследования – инвестиционный проект.
Предмет исследования – показатели эффективности инвестиционного проекта: чистая дисконтированная стоимость, срок окупаемости, индекс доходности, внутренняя норма доходности.
Методы, применяемые в работы для исследования проблем, связанных с оценкой эффективности инвестиционных проектов: анализ научных источников, обобщение и систематизация полученной информации, рассмотрение описываемых методов на примере конкретных числовых значений, расчет дисконтированных потоков, расчет инвестиционного риска с применением анализа чувствительности.
Методологической базой исследования послужили современные научные издания и публикации в сфере оценки эффективности инвестиционной деятельности корпорации.
1. ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Компания-оператор подвижного состава планирует приобретение новых платформ для пе¬ревозки 20-футовых и 40-футовых контейнеров для удовлетворения постоянного спроса на кон¬тейнерные перевозки. На основе исходных данных, приведенных в табл. 1-4 оценить эффек¬тивность приобретения новых длиннобазных платформ для удовлетворения платежеспо¬собного спроса.
В настоящее время перевозка 20-футовых контейнеров производится на платформах моде¬лей 13-470 и 13-9004 длиной 18,4 м (60 футов). Перевозка 40-футовых контейнеров произво¬дится на дооборудованных универсальных платформах модели 13-401 с длиной по раме 13,3 м. При этом длина и грузоподъемность платформы недоиспользуется.
В условиях значительного роста объемов контейнерных перевозок (по прогнозу к 2030 году в 6 раз) предусматривается создание новых длиннобазных платформ повышенной грузоподъ¬емности. При этом одним из факторов, обеспечивающих повышение их эффективности, явля¬ется применение тележек улучшенной конструкции с усовершенствованными системами рес¬сорного подвешивания, тормозной системы, безремонтными конструкциями пар трения в тече¬ние пробега до капитального ремонта, снижением динамических нагрузок в трущихся узлах ва¬гона. Это позволит уменьшить расходы на содержание вагонов за счет увеличения межремонт¬ных пробегов, увеличения скорости доставки грузов. При этом расчетная грузоподъемность платформы составляет 72т, что позволяет перевозить по два 40- и 30-ти футовых контейнера типа КТК-43 и КТК-34 с весом брутто до 36 т.
В 90-е годы основной объем контейнерных перевозок составляли 20-футовые контейнеры. В настоящее время структура контейнерных перевозок существенно изменилась и более 60% перевозимых контейнеров составляют 40-футовые. На них приходится 90% российского им¬порта и 20-25% - экспорта.
Существующая вагоноремонтная база не в полной мере способна удовлетворить спрос на ремонты платформ нового типа. Потребность парка в капитальных ремонтах составляет свыше 40 тыс. ед. без учета КРП. Производственные мощности вагоноремонтных заводов позволяют освоить только 25 тыс. ед. (с учетом лимитов финансирования).
Это приводит к необходимости загружать вагоноремонтные депо несвойственной для них производственной деятельностью – ремонтом платформ нового типа. В связи с этим возникает необходимость обеспечения увеличения ремонтных мощностей и повышения качества ремонта путем организации специализированных ремонтных депо для нового подвижного состава, что требует увеличения объемов финансирования капитальных вложений в ремонтную базу.
Основные технические параметры сравниваемых платформ - базовой модели 13-470 и но¬вой длиннобазной с нагрузкой на ось 25 тс, приведены в табл.1.
Таблица 1
Основные технические параметры платформ
Показатели Еди¬ница измере-ния Значение показателей по платформам
базовой модели 13-470 новой длиннобазной с нагрузкой 25 тс
Ширина колеи мм 1520 1520
Модель тележки 18-100 18-9800
Грузоподъемность т 60,0 72,0
Тара т 22,0 28,0
Нагрузка от колесной пары на рельсы кН 205 245
Длина платформы по осям сцепления автосцепок, не более мм 19620 25780
Длина рамы платформы по концевым балкам, не бо-лее мм 18400 24560
База платформы мм 14720 19360
Конструкционная скорость км/ч 120 120
Габарит по ГОСТ 9238-83 О-ВМ 1-ВМ
Основные эксплуатационные характеристики использования платформ базового и нового типа приведены в табл. 2.
Таблица 2
Основные эксплуатационные характеристики использования платформ базового и нового типа
Показатели Значение показателей по платформам
базовой новой
Срок службы, лет 32 32
Срок полезного использования ремонтного обору¬дования, лет 16 16
Межремонтный период до капитального ремонта, лет 17 16
Межремонтный период до деповского ремонта, лет 2г. после ДР, 4
3г. после по-стройки и КР
Частота поступлений платформ в текущий отцепочный ремонт, ед. в год 4 0,5
Норма погрузки контейнеров на платформу, ед./платформу
20-футовых контейнеров 2 3
40-футовых контейнеров 1 2
Экономические показатели и показатели окружения проекта по приобретению платформ приведены в табл. 3.
Таблица 3
Основные экономические показатели
Показатели Значение показателей по платформам
базовой новой
(3) Стоимость капитального ремонта, тыс. руб. 300 240
(2) Стоимость деповского ремонта, тыс. руб. 120 85
(1) Стоимость текущего отцепочного ремонта, тыс. руб./ед. 10 8
(3) Стоимость платформы, тыс. руб. 800 1445
(2) Дополнительно учитываемые за¬траты на вагон
Прямые переменные затраты на ва¬гон, руб./день 200 290
Прямые постоянные затраты на ва¬гон, руб./день 50 45
Косвенные затраты на вагон, руб./день 90 85
Доходная ставка за перевозку контей¬нера
20-футовых , тыс. руб./конт. 11 11
40-футовых, тыс. руб./конт. 21 21
(1) Прочие доходы, % от общей вели¬чины доходов 1,0 1,0
Ставка налога на прибыль, % 20 20
Ставка налога на имущество, % 2,2 2,2
(3) Норма дисконта, % - 9,6
(2) Процент увеличения инвестиций для развития ремонтной базы, % 5 11
Суточное количество контейнеров, подлежащих перевозке для удовлетворения постоян¬ного спроса и оборот платформ, приведено в табл. 4.
Таблица 4 — Суточное количество контейнеров, подлежащих перевозке и оборот платформ
Показатель Значение
(1) 20-футовых контейнеров 28
(2) 40-футовых контейнеров 14
(3) Оборот платформ 22
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В соответствии с Федеральным законом № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в рос¬сийской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г., инве¬стиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [2].
Общая величина инвестиций по реализации проекта по приобретению платформ для удо¬влетворения платежеспособного спроса определяется по формуле:
К = Кконт + Крем.базы
где К - инвестиционные вложения;
Кконт - инвестиционные вложения в парк контейнеров;
Крем.базы - инвестиционные вложения в развитие ремонтной базы.
Крем.базы = Кконт * lинв
где lинв - процент увеличения инвестиций для развития ремонтной базы платформ (табл. 3).
Потребный объем инвестиций по пополнению парка платформ определяется по формуле:
Кконт = пинв * Цинв
где пинв - потребное количество платформ для удовлетворения дополнительного спроса на контейнерные перевозки, ед.;
Цинв - цена платформы, руб. (табл. 3).
Потребное количество платформ определяется по формуле:
где γpeм - доля платформ в ремонте, доли ед. (γрем =0,1);
Ncym - суточное количество контейнеров, подлежащих перевозке, ед. (табл. 4);
нконт - норма погрузки контейнеров на платформу, ед./платформу (табл. 2);
Опл - время оборота платформы, сут. (табл. 4).
Базовая платформа позволяет перевозить один стандартный 40-футовый и два 20-футовых контейнера. Новая платформа позволит перевозить два стандартных 40-футовых или три 20-футовых контейнера, что обеспечит снижение потребного количества платформ для перевозки одного и того же количества контейнеров.
Потребность в платформах базового типа:
Потребность в платформах нового типа:
Оценка инвестиционной потребности приводится в табл. 5.
Таблица 5
Оценка инвестиционной потребности
Показатели Значение показателей для платформ
базового типа нового типа
Суточное количество контейнеров, подлежащих перевозке, ед.:
20-футовых контейнеров 28 28
40-футовых контейнеров 14 14
Потребное количество платформ эксплуатируемого парка, ед/сут., всего
в т.ч. для 20-футовых контейнеров 28/2 28/3
40-футовых контейнеров 14/1 14/2
Доля платформ в ремонте 0,1 0,1
Потребное количество платформ инвентарного парка, ед/сут., всего
в т.ч. для 20-футовых контейнеров 28/2*(1+0,1) 28/3*(1+0,1)
40-футовых контейнеров 14/1*(1+0,1) 14/2*(1+0,1)
Время оборота платформы, сут. 22 22
Потребный парк платформ, ед. 339+339 226+170
Стоимость платформы, тыс. руб. 800 1445
Потребные инвестиции, тыс. руб. 542400 572220
Инвестиции в развитие ремонтной базы, тыс. руб. 27120 62944,2
Итого потребные инвестиции, тыс. руб. 569520 635164,2
Потребные инвестиции для покупки и ремонта платформ базового типа:
Сделаем вывод о величине инвестиций для реализации проекта по приобретению платформ. Приобретение платформ базового типа потребует инвестиции в размере 569520 тыс. руб., а приобретение платформ нового типа потребует инвестиции в размере 635164,2 тыс. руб.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ
Для нормального функционирования компании-оператору необходимо осуществлять такие виды затрат; как:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс РФ (II часть): Федеральный закон от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ (ред. от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ).
2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
3. Доценко О.С. К вопросу о совершенствовании способов оценки эффективности реальных инвестиционных проектов // Символ науки. – 2017. – № 6. – С. 113-114.
4. Ефимова Ю.В. Выбор ставки дисконтирования при оценке эффективности инвестиционных проектов промышленных предприятий // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2016. – № 1. – С. 161-165.
5. Квон Г.М. Экономическая экспертиза реальных инвестиционных проектов // Вестник экономики, права и социологии. – 2017. – № 1. – С. 25-28.
6. Кириченко А.О. Управление инвестициями корпорации и оценка эффективности риска инвестиционных проектов // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 5-3. – С. 584-588.
7. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Корпоративные финансы и учет: понятия, показатели. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 992 с.
8. Кузнецова Е.А., Винникова И.С. Оценка эффективности инвестиционных проектов предприятий промышленного сектора // Концепт. – 2017. – № 7. [Электронный ресурс] – URL: http://cyberleninka.ru/
9. Никитина Н.В., Янов В.В. Корпоративные финансы: Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2018. – 512 с.
10. Подкопаев О.А. К вопросу о недостатках динамических методов оценки инвестиционных проектов // Успехи современного естествознания. – 2018. – № 7. – С. 144-147.
11. Полтева Т.В., Колачева Н.В. Методы определения ставки дисконтирования при оценке эффективности инвестиционных проектов // Вестник НГИЭИ. – 2017. – № 3(46). – С. 82-85.
12. Риполь-Сарагоси Ф.Б., Михайлюк Е.В. Основные инструментарии оценки инвестиционных проектов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2017. – № 1. – С. 313-319.
13. Романовский М.В., Вострокнутова А.И. Корпоративные финансы: Учебник для вузов.– СПб.: Питер, 2018. – 362 с.
14. Сергеева Д.П. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом рекомендация Минэкономики // Инновационная наука. – 2017. – № 9. – С. 201-203.
15. Сергеева Д.П. Российские и зарубежные методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов // Инновационная наука. – 2017. – № 9. – С. 197-201.
16. Сутягин В.Ю. Нюансы оценки инвестиционных проектов // Социально-экономические явления и процессы. – 2018. – № 10 / том 9. – С. 87-101.
17. Устюжанина Е.В., Петров А.Г., Садовничая А.В., Евсюков С.Г. Корпоративные финансы / Под ред. Ю.В. Луизо. – М.: Дело, 2018. – 672 с.
18. Филатова Т.В., Брусов П.Н., Орехова Н.П. Современные корпоративные финансы. Учебное пособие для бакалавров. – М.: Кнорус, 2016. – 338 с.
19. Шохин Е.И., Гермогентова М.Н., Хотинская Г.И. Корпоративные финансы (для бакалавров). Учебник. ФГОС. – М.: Кнорус, 2016. – 318 с.
20. Эскиндаров М.А. Корпоративные финансы. Учебник / Под ред. М.А. Эскиндаров, М.А. Федотова. – М.: Кнорус, 2016. – 480 с.