Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретическая часть
1.1. Направления и организация работы финансовых служб предприятия
Финансово-экономическая служба (ФЭС) является важнейшим подразделением любого
предприятия. Основная цель ее деятельности — эффективное управление финансовым циклом,
который включает в себя все основные бизнес-процессы организации. Данная служба принимает
непосредственное участие во всех этапах управления деятельностью компании: целеполагание,
планирование, контроль реализации планов, анализ достигнутых результатов, корректировка целей.
На рисунке 1 отражены функции финансово-экономической службы.
Рисунок 1. Функции финансово-экономической службы
На рисунке 2 отражены основные критерии влияния особенностей деятельности предприятия на
деятельность финансово-экономической службы этого предприятия при формировании отдела.
Рисунок 2. Оценка влияния особенностей деятельности предприятия на деятельность финансовоэкономической службы
Задачи финансово-экономической службы:
- организовать учет хозяйственных операций (на его основе формируется отчетность и принимаются
управленческие решения);
- обеспечить управление денежными потоками и взаиморасчетами с внутренними и внешними
контрагентами компании;
- контролировать сохранность и эффективность использования материальных ресурсов организации.
Из перечисленного понятно, что от качества организации работы ФЭС во многом зависят важнейшие
показатели коммерческого предприятия:
- рентабельность бизнеса,
- платежеспособность и финансовая устойчивость,
- конкурентоспособность на рынке сбыта,
- привлекательность для кредиторов и инвесторов.
Финансовый отдел подчиняется в своем развитии росту предприятия и может состоять как из одного
специалиста – универсала, так и быть «организацией внутри организации», со своей разветвленной
3
оргструктурой и сложным подчинением. Главное, чтобы состав финансового отдела позволял ему
выполнять возложенные на него функции, и оставалось еще немного свободного рабочего времени
на «финансовое творчество» – деятельность, направленную на создание и совершенствование
бизнес-процессов в области управления финансами предприятия.
Финансовый отдел должен выявлять неэффективность процессов на предприятии и предлагать идеи
по повышению прибыли в будущем.
Квалификация специалистов финансового отдела должна позволять им вести диалог со всеми
подразделениями предприятия. Другими словами, финансист должен быть способен перевести
бизнес-процессы любого подразделения на язык денег, оптимизировать их, и сделать обратный
перевод.
Определиться с тем, сколько специалистов должно работать в финансовом отделе предприятия, и
какие это должны быть специалисты, поможет схема функций и объектов финансового отдела.
Таблица 1
Функции финансового отдела в зависимости от объектов планирования
Функции /Объекты ПланированиеОперативная деятельность Анализ Создание / разработка
Доходы и расходы Бюджет доходов и расходов Бизнес-планирование Согласование
заявок на расходы, ежедневная, еженедельная и ежемесячная отчетность План-фактный анализ,
выявление неэффективности Положения, процедуры, формы, программное обеспечение
Расчет цены на продукцию от себестоимостиЕжедневная, еженедельная и ежемесячная
отчетность План-фактный анализ, выявление неэффективности Положения, процедуры,
формы, программное обеспечение Отчетность (локальная, МСФО) Плановый пакет отчетности для
внутренних и внешних пользователей Выполнение трансляции РСБУ-МСФО Внутренний аудит,
анализ ключевых финансовых коэффициентов Положения, процедуры, формы, программное
обеспечение Управленческая отчетность Плановый пакет отчетности для внутренних и внешних
пользователей Ведение отчетности, прохождение аудиторских проверок Анализ ключевых
финансовых коэффициентов Положения, процедуры, формы, программное обеспечение
Денежные средства Бюджет движения денежных средствПлатежный календарь
Согласование заявок на выплаты, Реестры платежей, Привлечение финансирования
План-фактный анализ, выявление неэффективности Положения, процедуры, формы,
программное обеспечение
Оборотный капитал Платежный календарь, План по оборотному капиталу Контроль ДЗ и КЗ
по срокам долга, Срочные депозиты Структура оборотного капитала, ликвидность
Положения, процедуры, формы, программное обеспечение
Налоги Налоговый бюджет Схемы оптимизации
Договоры Ведение портфеля договоров Согласование Финансовые главы договоров
Капитальные вложения Инвестиционный план Согласование заявок на капиталовложения
Анализ основных фондов, амортизации
Финансовые вложения Поиск и планирование лучших форм инвестирования
Управление инвестициями Анализ инвест-проектов Инвестиционный портфель,
регламенты, программное обеспечение
4
Бизнес-процессы Расчет стоимости бизнес-процессов Контроль и оптимизация процессов в
финансах Финансовые бизнес-процессы KPI Расчет плановых KPI Ежедневная,
еженедельная и ежемесячная отчетность
Расчет фактических KPI, выплат Система KPI
Список функций и объектов настолько обширен, что на первый взгляд, кажется, треть штатного
расписания нужно отдать под финансовую службу. Но это не так. Рассмотрим последовательно
каждый объект и функции по нему и определимся, какой сотрудник должен их выполнять.
Первый блок финансов компании «Доходы и расходы». Финансовый контролер. Человек, с которого
начинается финансовый отдел. Тот, кого первым нанимают в финансовую службу, а с ростом ее он
часто становится финансовым директором. Финансовый контролер умеет посчитать доходы и
расходы в любом разрезе – будь то продукт, регион, или сектор бизнеса. Делает он это как по
фактическим данным, так и в планах, формируя бюджет доходов и расходов.
В небольших компаниях финансовый контролер часто создает управленческий учет с нуля,
разрабатывает документы, аналитики и процессы, по которым должен вестись учет.
В средних компаниях финансовые контролеры активно принимают участие в дальнейшем
совершенствовании управленческого учета, а ежедневные рутинные задачи выполняют
подчиненные им финансовые аналитики.
В крупных компаниях финансовые контролеры и финансовые аналитики работают в выделенных
подразделениях – отделах финансового контроля по направлениям деятельности (по продуктам,
регионам, видам расходов и т.д.), где занимаются планированием, учетом и анализом в рамках
своего направления. Иногда возникает необходимость планирование вывести в отдельную функцию
и создать плановый отдел, или отдел бюджетирования.
Блок «Цена». Функции по ценообразованию не слишком сильно отличаются от расчета доходов и
расходов. Поэтому их выполняют либо все те же финансовые контролеры, если предприятие
невелико, либо Отделы ценообразования. Вся деятельность по ценообразованию и ведению
ценовой политики проводится совместно с Коммерческим департаментом, потому что финансисты
могут дать только одно из слагаемых цены – себестоимость и прибыль, второе слагаемое, – рынок,
не в их компетенции.
Ведение локальной отчетности, конечно же, находится в зоне ответственности бухгалтерии. Тогда
как ведением отчетности по МСФО часто занимается финансовый контролер, специалист по МСФО,
или же целые отделы МСФО. Если предприятию по той или иной причине нужен плановый пакет
отчетности, то его тоже могут сделать специалисты отдела финансового контроля на основе БДР,
БДДС и инвестиционного бюджета. Внутренним аудитом локальной бухгалтерской отчетности
можно озадачить финансового контролера. Или же создать отдел внутреннего аудита. Все зависит от
масштабов, конечно. Внешние аудиторские проверки обычно проходятся крепким союзом главного
бухгалтера и отдела финансового контроля. Анализ ключевых финансовых показателей и написание
аналитических записок обычно производят все те же финансовые контролеры.
Ведение управленческой отчетности – это полностью зона ответственности финансового отдела.
Соответственно полный цикл от планирования до анализа полученных результатов лежит на
финансовых контролерах. Или, при наличии выделенного подразделения, на сотрудниках Отдела
управленческой отчетности.
5
Второй блок финансов компании «Денежные средства». Если в расчете доходов и расходов главным
был финансовый контролер, то в управлении денежными средствами ключевая фигура – казначей.
Инструменты краткосрочного планирования ДС – платежный календарь, и среднесрочного – бюджет
движения денежных средств находятся в зоне его ответственности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е.
Басовский и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 352 c.
2. Борисова, О.В. Бизнес-планирование деятельности предприятий торговли / О.В. Борисова. -
М.: Academia, 2016. - 640 c.
3. Вылкова, Е.С. Налоговое планирование в 2 т. Том 2: Учебник для вузов / Е.С. Вылкова. -
Люберцы: Юрайт, 2016. - 440 c.
4. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник / И.А. Дубровин. - М.: Дашков
и К, 2016. - 432 c.
5. Екимова, К.В. Финансы организаций (предприятий): Уч. / К.В. Екимова, Т.В. Шубина. - М.:
Инфра-М, 2019. - 16 c.
6. Литвинова, Т.Н. Планирование на предприятии (в орг.): Учебное пособие / Т.Н. Литвинова,
И.А. Морозова, Е.Г. Попкова. - М.: Инфра-М, 2018. - 64 c.
7. Новицкий, Н.И. Внутризаводское планирование и менеджмент предприятия / Н.И. Новицкий
и др. - М.: Русайнс, 2017. - 480 c.
8. Романова, М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: Форум, 2018. -
288 c.
9. Руденко, Л.Г. Планирование и проектирование организаций: Учебник для бакалавров / Л.Г.
Руденко. - М.: Дашков и К, 2016. - 240 c.
10. Скоморощенко, А.А. Планирование на предприятии: Учебное пособие / А.А. Скоморощенко,
Е.Н. Белкина и др. - СПб.: Лань, 2018. - 280 c.