Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Система права разделяется на публичное и частное еще со времен Древнего Рима. Так римский юрист Ульпиан считал - публичное право выражением интересов государства, а частное - интересов частных, отдельных лиц. Деление отраслей права по критерию - чьи интересы охраняет и защищает отрасль права - характерно для государств, принадлежащих романо-германской правовой семье. В англосаксонской правовой семье и семье религиозного права не было разделения отраслей на частную и публичную отрасли права.
Деление на частное и публичное право в различных формах есть во всех развитых современных правовых системах.
Деление на частное и публичное право является разделением на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, то есть интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т. д.).
Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.
Частное право, прежде всего, направлено на потребность частного лица, которое имеет властные полномочия, и выступает как свободный и равноправный собственник. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе.
Теория и практика современной Российской Федерации, которая все активнее внедряет институты рыночной экономики, возрождает идею разделения права на публичное право и частное право. Взаимодействие норм публичного права и частного права, их активное взаимодействие увеличивают творческие возможности права, его действенное воздействие на экономические преобразования, помогают наиболее ускоренному процессу по формированию гражданского общества и правового государства.
Важностью изучения проблематики соотношения частного права и публичного права обуславливается надобностью усовершенствования вопросов по правовому регулированию в современной России. Усовершенствование этой проблемы помогает в обогащении и развитии общей теории права, углублении представления о праве, его внутренней системе, формах, а также методах влияния права на общественные взаимоотношения, усиления его регулирующих способностей в период становления Российской государственности.
Стоит особо отметить, что вплоть до самого последнего времени разработка проблемы соотношения частного и публичного права оставалась практически без внимания со стороны юристов-теоретиков. Все это говорит о необходимости более комплексного исследования проблемы частного права и публичного права специалистами в сфере юридических наук.
Цель курсовой работы изучить частное и публичное право.
Исходя, из цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие, критерии выделения отраслевых общностей.
2. Рассмотреть отрасли публичного права.
3. Изучить отрасли частного права.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников.
1. Отраслевые общности: понятие, критерии выделения
Современное российское право представляет собой систему, которая состоит из отраслей права. В научной литературе нет единой точки зрения на классификацию правовых норм и на формирование новых отраслей в российском законодательстве. В связи с этим постепенно происходило разделение права сначала на публичное и частное, а затем и на отраслевое разделение для более удобного его поиска и использования .
Систему отраслевого деления активно развивал С. С. Алексеев. Отрасль права по его представлениям была призвана объединять нормы, регулирующие однородную группу общественных отношений, т. е. трудовые отношения составляли отрасль трудового права, семейные - семейного и т. д. Но вскоре стали возникать коллизии. Некоторые виды правоотношений, например природоохранных или хозяйственных, затрагивали сферу деятельности сразу нескольких отраслей. Для обозначения таких случаев Алексеевым использовалось понятие комплексной отрасли права, наряду с профилирующей и основной .
Комплексная отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих отношений в какой-либо определенной сфере деятельности и относящихся к разным отраслям права. Проблема состоит в том, что в теории государства и права нет четких критериев разграничения отрасли права. Как отмечает Е. П. Симаева, чаще ими выступают предмет и метод правового регулирования , к использованию которых и склонялся известный ученый и юрист. Но если рассматривать другие критерии компоновки отраслей права, появляются различные точки зрения и на определение отраслей комплексных.
Р. Л. Хачатуров говорит о тенденции использования форм юридической ответственности как критерия определения отрасли права . Иными словами, если существует административная ответственность, а ювенальной не существует, то, соответственно, должна существовать только административная отрасль права, а ювенальное право в нее входить и ничем иным не регламентироваться. Но в таком случае само понятие «комплексная отрасль» ставится под сомнение, иначе государством должны вводиться и комплексные виды юридической ответственности. Ввиду же того, что для формирования новых видов юридической ответственности необходимо, во-первых, изменение всей системы законодательства, а во-вторых, переработка существующих кодексов и законов, такой подход не нашел поддержки ни у нормотворцев, ни у теоретиков.
Несмотря на различие предыдущих точек зрения, у них есть нечто общее: определение комплексной отрасли права там рассматривается как понятие временное, служащее для приведения основных отраслей законодательства в порядок. В идеале такие отрасли должны исчезнуть через неопределенный промежуток времени. В противовес этому выступает К. Б. Толкачев, говоря, что если правоотношения не могут существовать без объединения норм нескольких отраслей права, то необходимо создавать новую правовую общность , где комплексная отрасль после длительного формирования должна занять место в правовой науке наряду с основными. Какая точка зрения имеет больше шансов на существование, пока неизвестно. При этом в настоящий момент наблюдается увеличение численности комплексных отраслей права.
На основании этого отраслевое деление стало все больше и больше подвержено расширению, а значит, вместо первоначальной цели - упрощения ориентирования в законодательстве - управление им затрудняется.
Суть всей системы права была бы неточной без изучения вопросов деления права на частное право и публичное право. Данное разделение определяется тем, что в каждой системе права существуют нормы, которые призваны обеспечивать, в первую очередь, публичные интересы, то есть интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, финансовое, военное), и нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.) .
Четкое и абсолютное разделение между публичным и частным правом практически отсутствует. В отрасли публичного права зачастую проявляются элементы частного права, и наоборот. Например, семейное право, которое традиционно считается отраслью частного права, имеет такие публично-правовые институты, как порядок расторжения брака, лишение родительских прав и другие. Но разделение этих отраслей обязательно и полезно для практики, признавая тот факт, что в юридической деятельности используется два основополагающих метода по правовому регулированию – отношение власти и подчинение, с одной стороны – это публичное право, и равенства, автономного положения субъектов друг к другу – с другой - это частное право.
Рост воздействия современного государства на экономические отношения, и возрастание его социальной активности, которая направлена на удовлетворение материальных и духовных ценностей человека, его прав и законных интересов обусловливает тенденцию к наиболее тесной связи и взаимодействию норм публичного права и частного права. Расширяя сферу административного регулирования предпринимательской и торговой
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Аманчук. - М., 2014. - С. 50.
2. Андриановская И.И. Предмет трудового права // Государство и право. 2017. № 4. С. 102.
3. Ануфриева Л.П. Понятие «система права», «международно-правовая система», «национальная правовая система в науке международного права» // Вопросы правоведения. 2013. № 1 (17). С. 82.
4. Волкова Л.П. Установление предметов ведения и разграничение полномочий в системе исполнительной власти / Л.П. Волкова // Административное право и процесс. - 2013. - № 1. - С. 23.
5. Власенко, Н.А. Теория государства и права / Н.А. Власенко. - М.: Эксмо, 2011. - 579 с.
6. Гражданское право / Под ред. С.С.Алексеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011 - 846 с.
7. Григорьева, И.В. Теория государства и права / И.В.Григорьева. - Тамбов: ТГТУ, 2009. - 572 с.
8. Звоненко Д.П. Административное право / Д.П. Звоненко. - М., 2017. - С. 155.
9. Кайнов В.И., Сафин Ф.Ю. Проблемы злоупотребления правом в правовых системах современности // Научная сессия ГУАП сборник докладов. 2016. С. 201.
10. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд. М., 2013. - 549 с.
11. Кириллова Е.А. Трудовое право РФ. Учебное пособие / под. ред. Р. А. Курбанова. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. – 101 с.
12. Кузьменко А.В. Предмет трудового права в практике арбитражных судов // Российский ежегодник трудового права. 2014. № 9. С. 243.
13. Мелехин, А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. - М.: КонсультантПлюс, 2009. - 488 с.
14. Осинцев Д.В. Понятие и признаки методов административно-правового воздействия / Д.В. Осинцев // Юридический мир. - 2015. - № 3. - С. 11.
15. Попов В.В., Астахова И.А. Система права и система законодательства // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 4 (39). С. 79.
16. Петренко, А.В. Теория государства и права / А.В. Петренко. - М.: Знания, 2010. – 781 с.
17. Пономарева Е.В., Герасимов А.П. К вопросу о предмете трудового права в ТК РФ // Аграрное и земельное право. 2016. № 10 (142). С. 121.
18. Рубанцова Т. А. Теория государства и права: учеб. Пособие. Новосибирск: СГУПС, 2018. С. 203.
19. Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 2 изд. – М.: РИОР, 2012. 379 с.
20. Радько Т.Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. – М., Юрист, 2011. 472 с.
21. Снигирева, И. О. Систематизация норм трудового права. Ее формы и технологии / И. О. Снигирева // Системный характер трудового права и права социального обеспечения (Первые Гусовские чтения): материалы конф. / под общ. ред. Н. Л. Лютова. – М.: Проспект, 2016. – С. 273.
22. Толкачев К. Б. Антикоррупционное право и теоретико-правовые вопросы систематизации антикоррупционного законодательства Российской Федерации // Вестю Нижегор. акад. МВД России. 2017. № 3 (39).С. 10.
23. Хачатуров Р. Л. Становление отраслей права Российской Федерации // Вест. Нижегоро. акад. МВД России. 2018. № 1 (41). С. 9.