Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Развитие демократического государства в современных условиях невозможно
представить без оптимально выстроенной структуры власти и эффективного взаимодействия всех
органов государственного управления. От того, насколько компетентно выстроена политическая
система, в рамках которой функционируют три ветви власти, зависит развитие государства и
общества.
Политические партии призваны играть в демократической политической системе ключевую роль.
Они обеспечивают на практике представительство интересов всех социальных групп общества в
3
политических процессах; имея конечной целью приход к власти, они обеспечивают
формирование конкурентной среды, в которой создаются оптимальные условия для развития.
Роль политических партий имеет значение и в контексте развития баланса сил между
законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Возможности законодательных
органов государственного управления, где присутствие политических партий наиболее ощутимо,
не должны нивелироваться исполнительной ветвью, и при этом балансироваться судебной с
условием сохранения независимости каждой из них.
Для Российской Федерации вопрос эффективности и демократичности власти имеет большое
значение в контексте относительной новизны проекта строительства демократических институтов
страны и тенденции к смещению баланса сил в пользу персонализированной высшей
государственной власти.
Также, на протяжении всего развития современной России вопрос эффективности
государственного управления представляет собой одновременно и проблему дальнейшего
реформирования системы политических партий в пользу ее совершенствования.
В этой связи важным представляется как анализ процессов реформ, так и проблем и путей их
решения. Представляется актуальным рассмотрение вопроса становления многопартийной
системы, совершенствования их деятельности как на федеральном, так и на региональном
уровне.
В современной России эффективная многопартийная система все еще не сформирована.
Процессы развития политических партий и политической системы в целом указывают на то, что
партийное строительство в стране является долгосрочной задачей.
Объектом исследования выступают партийная система России.
Предметом исследования является становление партийной системы постсоветской России.
Целью исследования является анализ становления партийной системы постсоветской России и
проблем ее типологии.
Основными задачами работы являются следующие:
1) рассмотреть понятие и сущность партийной системы;
2) проанализировать формирование многопартийной системы;
3) охарактеризовать специфику развития многопартийной системы Российской Федерации;
4) проанализировать проблемы типологии современной партийной системы России.
Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы и выводы исследования могут
быть использованы в учебном процессе, на лекционных и семинарских занятиях в
соответствующих дисциплинах, в выступлениях на студенческих или иных научно-практических
конференциях, при подготовке научных публикаций. Также, материалы работы могут быть
использованы при дальнейшей работе над данной темой.
4
Методы исследования. В работе использованы комплексный, сравнительный, исторический
методы, метод анализа документов и другие.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами. Она состоит из введения, двух
глав и четырех параграфов, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические и исторические аспекты изучения политических партий
1.1. Понятие и сущность партийной системы
Политические партии являются основой современного демократического общества. Согласно
Федеральному закону от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О политических партиях»,
«политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан
Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения
их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и
референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной
власти и органах местного самоуправления» .
Следует отметить, что российское законодательство не признает за политическими партиями цели
прихода к власти. Между тем, классические политологические определения политических партий
предусматривают приход к власти как естественное стремление. Так, согласно одному из
академических определений, «политическая партия – это стабильная иерархическая политическая
компания, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми,
политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и
идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней» .
Сами партии, независимо от того, являются ли они «консервативными» или «либеральными»,
объединением известных деятелей или массовой организацией, действуют ли они в системе
плюралистической демократии или в условиях тоталитаризма, имеют одну общую функцию: все
они в той или иной степени участвуют в осуществлении политической власти, будь то путем
формирования правительства или осуществления функции оппозиции.
Теоретически возможно отличить «революционные» партии, которые пытаются захватить власть с
помощью насилия, и партии, работающие в правовых рамках всеобщих выборов. Но провести
различие не всегда легко, потому что одни и те же стороны могут иногда использовать обе
процедуры, одновременно или последовательно, в зависимости от обстоятельств. Например, в
1920-х годах коммунистические партии стремились к власти путем выборов, в то же время
развивая подпольную деятельность революционного характера. В 19-м веке либеральные партии
5
находились в той же ситуации, используя в том числе методы заговора, например, в Италии,
Австрии, Германии, Польше и России, а иногда ограничивая свою борьбу участием в голосовании,
как в Великобритании и Франции .
Три фактора относятся к деятельности политических партий: организация пропаганды, отбор
кандидатов на выборы и финансирование кампаний. Первая функция наиболее заметна. Партия
прежде всего дает идентифицирует кандидата, делая его более запоминающейся для масс, чтобы
правильно представить его избирателям и определить его позицию. Из-за этого избиратели могут
лучше различать кандидатов. Обещания и заявления отдельных лиц означает больше, чем
намерение по их выполнению. Они нужны еще и для того, чтобы указать, что один кандидат -
коммунист, другой - социалист, третий - фашист, а четвертый - либерал. Наконец, партия также
снабжает кандидата возможностями для сбора средств, развешивает его плакаты, распространяет
литературу, организует его встречи и агитирует за него.
Функция отбора кандидатов осуществляется посредством определения на местном уровне