Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Охрана государственной границы российской федерации 5
1.1 Система элементов охраны государственной границы Российской федерации в соответствии с
Федеральным Законом «О государственной границе Российской Федерации» 5
1.2 Административно-правовое регулирование в области охраны государственной границы
Российский Федерации 9
3. Правововые проблемы защиты государственной границы Российской Федерации 11
3.1 Правовые проблемы охраны государственной границы Российский Федерации 11
3.2 Пути решения правовых проблем охраны государственной границы Российский Федерации 18
Заключение 22
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность и степень разработанности (изученности) темы. Проблемы обеспечения охраны и
безопасности Государственной границы РФ занимают значи¬тельное место в общей системе
правового обеспечения национальной безопасности нашей страны. Данный факт объясняется тем,
что именно на границе государства имеется большое количество угроз и опасностей, которые
способны нанести значительный урон государству, личности и обществу, в ре¬зультате деятельности,
которая осуществляется через границу страны.
Охрана, а также надежная защита Государственной границы России является одним из условий,
которое обеспечивает территориальную безопасность страны.
Угрозы, которые направлены на причинение ущерба государству, имеют очень обширный
диапа¬зон, по которому их можно сгруппировать: от внешней экономики и политики нашего
государства до вопросов, связанных с экологией и преступностью в субъектах, располагающихся
недалеко от погра¬ничной зоны страны. Примером этого служит особенно актуальная проблема
территориальных притязаний к Российской Федерации со стороны ряда иностранных государств и
незаконное перемещение через границу сырьевых ресурсов, товаров и денежной массы, наносящее
значительный ущерб экономической системе государства.
В силу вышеизложенного изучение вопросов правового регулирова¬ния общественных отношений,
связанных охраной и зашитой государствен¬ной границы Российской Федерации, представляется
весьма актуальной задачей юридической науки.
Теоретическая часть работы сложилась за счет учебных пособий, комментариев законодательства
РФ, монографий, публикаций в периодической печати таких авторов как: и дру¬гих.
Цель и задачи. Цель работы - проведение комплексного анализа правового режима защиты
государственной границы Российской Федерации.
Опираясь на указанную выше цель, можно сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть систему элементов охраны государственной границы Российской федерации в
соответствии с Федеральным Законом «О государственной границе Российской Федерации».
2. Раскрыть административно-правовое регулирование в области охраны государственной
границы Российский Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового
регулирования режима государственной границы Российской Федерации.
Объект и предмет. Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты в сфере
правового режима государственной границы Российской Федерации, а также иные научные статьи и
исследования, касающиеся рассматриваемой проблемы.
4
Методология и (или) методы исследования. Методологическую основу настоящего исследо¬вания
составил диалектический метод познания. При написании настоящей работы были использованы
также такие методы, как: диалектический, логический, формаль¬но-юридический и так далее.
1. Охрана государственной границы Российской Федерации
1.1 Система элементов охраны государственной границы Российской федерации в соответствии с
Федеральным Законом «О государствен¬ной границе Российской Федерации»
Правовую основу обеспечения охраны Государственной границы РФ составляют: Консти¬туция
Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права,
междуна¬родные договоры Российской Федерации, а также другие федеральные законы и иные
норматив¬ные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их
компетенции в области охраны Государственной Границы РФ.
Согласно ст. 67 Конституции РФ, территория Российской Федерации включает в себя территории ее
субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ни¬ми.
Российская Федерация обладает независимыми правами и осуществляет юрисдикцию на
конти¬нентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в
порядке, опре¬деляемом федеральным законом и нормами международного права. Границы между
субъектами Рос¬сийской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
В соответствии с Федеральным зако¬ном от 1 апреля 1997 года № 4730-I г. «О Государственной
границе Российской Федерации» «государственная граница, есть линия и проходящая по этой линии
вертикальная поверхность, определяющая пределы государствен¬ной территории Российской
Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской
Федерации» .
Государственная граница РФ охраняется пограничными войсками, существует специальный порядок
пропуска через Государственную границу. «Пересечение Государственной границы РФ без
раз¬решения является правонарушением, которое может повлечь применение к нарушителю
5
(человеку, кораблю, самолету) вооруженной силы. Однако самовольное пересечение границы не
рассматривает¬ся как нарушение в случаях чрезвычайных ситуаций, таких как аварии, шторма,
доставки людей для их спасения и т.д.» .
Как отмечает Ю.М. Козлов «охрана государственной границы заключается во взаимосвязанной
дея¬тельности федеральных органов государственной власти, органов государ¬ственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного са¬моуправления. Российская Федерация
сотрудничает с иностранными госу¬дарствам в сфере защиты государственной границы на основе
выше пере¬численных принципов, норм международного права и международных до¬говоров.
Охрана государственной границы осуществляется пограничными органами, входящими в состав
Федеральной службы безопасности, в преде¬лах пограничной территории; Вооруженными силами
Российской Федера¬ции в воздушном пространстве и в подводной среде; и другими органами
обеспечения безопасности Российской Федерации в случае и порядке уста-новленном
законодательством» .
Охрана государственной границы состоит из 3 следующих элементов:
1. «Режим государственной границы, который включает правила:
- Содержания государственной границы.
- Пересечение государственной границы лицами и транспортным средствами.
- Перемещение через государственную границу грузов, товаров и животных.
- Разрешение с иностранными государствами инцидентов, вязан¬ных с нарушением указанных
правил.
2. Пограничный режим служит исключительно интересам создания
необходимых условий охраны государственной границы.
3. Режим в пунктах пропуска через государственную границу вклю-чает правила:
- Въезд в данные пункты.
- Ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных.
- Пребывания и выезда из них лиц и транспортных средств» .
Исходя из выше сказанного, следует отметить, что охрана государствен¬ной границы в первую
очередь осуществляется в целях недопущения про¬тивоправного изменения прохождения
государственной границы, обеспече¬ния соблюдения физическими и юридическими лицами режима
государст¬венной границы.
Также пересечение государственной границы часто связанно с соверше-нием других тяжких
преступлений, например, терроризм, диверсия, шпио-наж, контрабанда наркотиков и оружия. По
этому, предусматривается уголов¬ная ответственность за незаконное пересечение государственной
границы.
Уголовно-правовую основу незаконного пересечения государственной границы РФ составляет статья
322 УК РФ, которая предусматривает ответственность за неза¬конное пересечение государственной
6
границы РФ без действительных документов. Как отмечает Н.В. Макарейко «при рассмотрении
данного преступления об¬щественная опасность состоит в том, что оно посягает на
неприкосновен¬ность государственной границы Российской Федерации» .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //
Рос. газ. – 1993.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30
дек. 2001 № 195-ФЗ [ред. от 27.12.2018] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 1 [ч.
I]. – Ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ [ред. от
18.02.2020] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
4. Уголовно–процессуальный кодекс РФ : федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ [ред. от
18.02.2020] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 52 [часть I]. – Ст. 4921.
5. О Государственной границе Российской Федерации: закон от 01 апр.1993 № 4730-I (ред. от
27.12.2019) // Рос. газ. – № 84. – 04.05.1993.
6. О федеральной службе безопасности: федер. закон 03 апр. 1995 № 40–ФЗ (ред. от 02.12.2019)
// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 15. – Ст. 1269.
7. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон
15 авг. 1996 № 114-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – №
34. – Ст. 4029.
8. Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации : указ
Президента РФ от 25 апр. 2018 г. № 174 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2018. – № 18. –
Ст. 2614.
9. О Порядке привлечения граждан к защите Государственной границы Российской Федерации :
постановление Правительства РФ от 15 апр.1995 г. № 339 (ред. от 05.12.2008) // Собр.
законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 17. – Ст. 1545 ; 2008. – № 50. – Ст. 5938.
10. Об организации работы пограничных органов с добровольными народными дружинами по
защите Государственной границы Российской Федерации (вместе с «Инструкцией по организации
работы пограничных органов с добровольными народными дружинами по защите Государственной
границы Российской Федерации», «Рекомендациями по определению условий приема в члены
добровольной народной дружины по защите Государственной границы Российской Федерации,
7
формированию структуры и организации ее работы, порядку реорганизации или упразднения») :
приказ ФСБ РФ от 17.11.2010 г. № 566 // Рос. газ. – 2011. – 12 янв.
Судебная практика
11. По делу о проверке принятия решения о нежелательности пребывания иностранного
гражданина или лица без гражданства в РФ и перечня федеральных органов исполнительной власти,
уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина или
лица без гражданства в РФ: Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 №6-П
[Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.–правовой системы
«КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения:
06.03.2019).
12. Постановление Верховного Суда РФ от 13.12. 2005 по делу №32АД05-3 [Электронный ресурс].
– Документ опубликован не был. – Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим
доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 06.03.2019).
13. Постановление Верховного Суда РФ от 01.11.2010 по делу №53–АД–10–5 [Электронный
ресурс]. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс».
– Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 06.03.2019).
14. Решение Санкт-Петербургского городского суда от 07.03.2017 N 12-210 / 2017 по делу N 5-149
/ 2017 [Электронный ресурс]. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.–правовой системы
«КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения:
06.03.2019).
литература
15. Аглямов, Т.А. Проблемы правового регулирования при охране государственной границы и
основа системы обеспечения охраны государственной границы Российской Федерации / Т.А. Аглямов
// Вып. 9. – Чита: Поиск. – 2012. – 144 с.
16. Административное право / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – 3-е изд., пересмотр.
и доп. – М.: Норма, 2008. – 816 с.
17. Административное право Российской Федерации / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М.
Козлов. – М.: Зерцало-М, 2017. – 655 с.
18. Административное право. Конспект лекций / Н.В. Макарейко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:
Высшее образование, 2009. – 118 с.
19. Алимов, А. А. История и развитие международного гуманитар-ного права : учеб. пособие /
А.А. Алимов, А.Д. Магденко. – Челябинск, 2017. – Часть II. – 146 с.
8
20. Андрейцо, С. Ю. Актуальные проблемы реализации миграционной политики в СанктПетербурге / С.Ю. Андрейцо // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2018. – №
1 (77). – С. 47–50.
21. Бажукова, Ю.В. Особенности административного выдворения за пределы Российской
Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства / Ю.В. Бажукова // Актуальные проблемы
борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. — 2016. —№14. —С. 218–219.
22. Бахрах, Д.Н. Административное право: Учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов.
– М.: Норма, 2013. – 299 с.
23. Бондарь, Е. О. О некоторых проблемных аспектах применения санкций в отно¬шении
иностранных граждан в виде депортации или административного выдворе¬ния за пределы
Российской Федерации / Е.О. Бондарь // Вестник Барнаульского юридического ин¬ститута МВД
России. – 2016. – № 1 (30). – С. 58-59.
24. Военкова, Е.А. Деятельность управления по вопросам миграции ГУ МВД России по
Нижегородской области по контролю миграционной ситуации / Е.А. Военкова // Международ¬ный
научно-исследовательский журнал. – № 05 (59), Часть 1, Май. – 2017. – С. 53-54.
25. Гапон, Ю.П. О некоторых проблемах реализации мер обеспечения производства по делам об
административных правонарушениях в подразделениях пограничного контроля / Ю. П. Гапон //
Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 7. – С. 49-53.
26. Гулина, О.Р. Высылка и выдворение иностранцев: анализ национального законодательства
России и Германии в свете решений Европейского суда по правам человека / О.Р. Гулина // Вестник
ВГУ. – 2012. – №2. – С. 221-222.
27. Еговкина, Л.В. Проблемы административного выдворения иностранных граждан с территории
РФ / Л.В. Еговкина // Инновационные тенденции развития российской науки материалы IX
Международной научно-практической конференции молодых ученых. Ответственный за выпуск: В.Л.
Бопп. —2016. —С. 124-128.
28. Ефименко, Е.А. Административное выдворение: законодательные нормы и реалии
правоприменения (на основе практики Конституционного суда Российской Федерации и судов общей
юрисдикции) / Е.А. Ефименко // Журнал Конституционного правосудия. – 2015. – №4(46). – С. 14-21.
29. Зубова, Е.Г. Нормативное основание производства по применению мер административного
принуждения к иностранным гражданам и лицам без гражданства/ Е.Г.Зубова // Ленинградский
юридический журнал. – 2015. – С. 186-194.
30. Ивашин, А.Б. Международно-правовые и конституционно-правовые основы содержания
административно – выдворяемых лиц / А.Б. Ивашин // Вестник Тамбовского университета. – 2009. –
№ 8. – С. 392-396.
31. Ивашин, А.Б. Направления оптимизации законодательства по исполнению постановления об
административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства / А.Б. Ивашин
// Вестник Тамбовского университета. – 2009. – № 7. – С. 426–430.
9
32. Катаева, О.В. Административная ответственность за нарушения в области обеспечения
режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской
Федерации: автореф. дисс. ...к.ю.н. – Воронеж, 2007. – С. 10-11.
33. Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше¬ниях. Главы 11–18.
Постатейный научно–практический комментарий / под общ. ред. д-ра юрид. наук, профессора Б.В.
Россинского. – М., 2014. – 761 с.
34. Костюков, А. А. О некоторых проблемах интегрирования ми-грантов в правовое и культурное
пространство Западной Сибири / А.А. Костюков, Н.Е. Анохина // Вестник Сибир¬ского
государственного индустриального университета. – 2016. – № 4 (18). – С. 58-61.
35. Ласточкин, В.В. Административно–правовые режимы и охрана Государственной границы /
В.В. Ласточкин. – М., 2013. – 244 с.
36. Лобода, В. В. Совершенствование нормативно-правового регулирования организации
пропуска через Государственную границу Российской Федерации / В. В. Лобода // Юридический мир.
– 2011. – № 8. – С. 38-39.
37. Ляхов, Е.Г. Безопасность государства и Мирового со¬общества: теоретико-правовая формула
обеспечения в XXI веке : монография (с учебного пособия) / Е.Г. Ляхов, Д.Е. Ляхов, А.А. Алимов. –
Челябинск, 2015. – 302 с.
38. Морозов, Ю.В. Правовой режим въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской
Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: проблемы правоприменения / Ю.В.
Морозов // Академический юридический журнал. – 2017. – № 4 (70). – С. 30-38.
39. Степенко, В. Е. Актуальные вопросы применения мер ответственности за правонарушения в
области охраны Государственной границы Российской Федерации. / В. Е. Степенко, М. Д. Лебедев //
Проблемы качества российского законодательства : сб. материалов III Всерс. Науч.-практ. конф. –
Чебоксары, 2018. – С. 109-117.
40. Степенко, В. Е. Ответственность за административные правонарушения в сфере охраны
Государственной границы : дис. ... канд.юрид. наук: 12.00.14 / В. Е. Степенко. – Хабаровск, 2001. – 234
с.
41. Степенко, В.Е. Государственное управление в сфере охраны государственной границы
Российской Федерации / В.Е. Степенко, А.Р. Хадыкина // Студенческие научные достижения: сборник
статей II Международного научно–исследовательского конкурса. – Пенза, 2019. – С. 225-228.
42. Степенко, В.Е. Режим функционирования Государственной границы Российской Федерации
как организационно-правовая основа защиты общественных отношений в пограничной сфере / В.Е.
Степенко // Таможенное дело. – 2014. – 197 с.
43. Фиалковская, И.Д. Ответственность за совершение административных правонарушений
иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ / И.Д. Фиалковская, Е.Г.
Софронова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2015. – № 1. – С. 201-
208.
44. Чебаев, В.Н. Конституционные основы защиты Государственной границы Российской
Федерации / В.Н. Чебаев // Волгоград. – 2012. – С.49-52.
10
45. Четвериков, А.О. Правовой режим пересечения людьми внутренних и внешних границ
государств – членов Европейского Союз / О.А. Четвериков // М.: Волтерс Клувер. – 2013. – С.117-119.