Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данного исследования выражена в том, что современному процессу развития розничной торговли характерны совершенствование организации торгово-технологических процессов, возникновение новых,
эффективных форм и способов продаж, заметное увеличение торговых пространств, что неизбежно ведет к серьезным изменениям в сфере розничной
торговли.
Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и
эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на
уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ и по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет занимает второе место
среди основных отраслей экономики. Именно поэтому исследования в данной
области являются актуальными. Перспективной формой развития торговли в
настоящих условиях является розничная торговля, которая включает в себя
торговлю товарами (оказание услуг) потребителю с целью личного, семейного
или домашнего использования, но не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности.
В настоящее время розничная торговля занимает ведущие позиции
среди всех секторов российской экономики. За последние три года объемы
розничной торговли увеличились на треть.
Развитие российской розничной торговли идет параллельно с процессами смены форматов торговли, наращиванием объемов реализации продукции покупателям именно посредством внедрения мировых современных форматов розничной торговли. В качестве эталона стоит выделить такие страны,
как Германия, США и Франция, в которых уровень объема продаж в розничной торговле через магазины современных форматов равняется 80-90%.
4
В наше время торговля занимает одно из ключевых мест в экономике
страны. Она, в основном, помогает поддерживать равновесие товарного предложения и потребительского спроса, а это, в свою очередь, может помочь избежать недостатка продуктов или же излишек предложений.
На сегодняшний день торговля также считается одним из ключевых источников поступления денежных средств в бюджет государства. Этим подчеркивается актуальность темы курсовой работы.
Цель работы – представить направления улучшения товарооборота
предприятия розничной торговли.
Задачи работы:
- определить понятие и сущность розничного товарооборота;
- раскрыть методику изучения розничного товарооборота;
- представить сравнительную характеристику торговых отечественных
предприятий и за рубежом;
- рассмотреть общую характеристику предприятия;
- проанализировать хозяйственную деятельность предприятия;
- проанализировать розничный товарооборот предприятия;
- раскрыть направления совершенствования розничного товарооборота
на предприятии.
Объект исследования – розничный товарооборот ООО «Пятерочка».
Предмет исследования – развития розничной торговли на предприятии.
Методологическая основа курсовой работы: методы анализа и синтеза,
индукции и дедукции, метод факторного анализа, метод сравнения.
В качестве теоретической базы выполнения курсовой работы выступили
труды отечественных авторов.
Эмпирическая база курсовой работы – финансовая и внутренняя отчетность ООО «Пятерочка» за 2016-2018 гг.
1.Теоретические аспекты розничного товарооборота
5
1.1 Понятие и сущность розничного товарооборота
Современные глобальные процессы, присущие мировому хозяйству,
оказывают непосредственное влияние на развитие национальной экономики.
Среди них расширение границ глобального информационного пространства,
повышение культурного уровня и запросов потребителей, компьютеризация
технологических и управленческих процессов, что и обусловило необходимость усиления требований к деятельности всех хозяйствующих субъектов
рынка, в том числе и розничных торговых организаций. Определяя роль и значимость розничной торговли в национальной экономике, целесообразно исследовать понятие «розничная торговая».
Существующие теоретические подходы определяют розничную торговлю как вид деловой активности, связанный с продажей товаров или услуг
конечному потребителю. Так, Л.А. Брагин трактует розничную торговлю как
предпринимательскую деятельность, связанную с продажей товаров и услуг
конечным потребителям для личного, домашнего и семейного пользования;
завершающую часть канала сбыта .
По мнению Е.Ю. Селезневой, «торговля является важнейшей отраслью
экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой
непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие
производства потребительских товаров» .
Л.Б. Нюренбергер (и др.) дает следующее определение: «Розничная торговля по самой своей сути есть деятельность в сфере обмена, потребитель при
этом обмене стремится получить необходимые товары и услуги, а розничный
торговец – прибыль ».
Можно характеризовать сферу торговли как сложную систему, которая
представляет собой совокупность субъектов торговой деятельности, которые
осуществляют куплю-продажу товаров и оказание иного рода торговых услуг,
регулирование функционирования которых происходит посредством общих и
6
специфического характера мер организационно-экономического и нормативно-правового характера в целях достижения рыночной сбалансированности торгового предложения и покупательского спроса .
В соответствии с определениями понятия «торговля», рассмотренными
выше, необходимо отметить, что розничная торговля также может рассматриваться как сектор (отрасль) экономики, представляющий собой совокупность
операторов, продающих товары и услуги различных видов конечным потребителям для их личного, некоммерческого использования. Торговля является динамично развивающейся и наиболее перспективной отраслью национальной
экономики, оказывает непосредственное влияние на функционирование производственной сферы и потребительского рынка.
Следует разобраться кто занимается розничной торговлей и какую роль
она играет в экономике. Розничный торговец-это компания, которая предоставляет товары и услуги для личного использования конечным потребителям.
Розничный торговец является связывающим звеном производителя и потребителя. Фирмы-производители изготавливают товары и продают их фирмам, занимающимся оптовой торговлей. В свою очередь, оптовые компании перепродают эти товары розничным торговцам, а те - конечным потребителям. Розничная торговля основывается на теории индивидуального выбора, которая заключается в приоритете вкусов и предпочтений потребителя. Поэтому принято считать, что такая торговля является социальным выражением качества
жизни общества. Розничные торговцы выполняют ряд функций, увеличивающих ценность продаваемых ими товаров и услуг :
1. Обеспечение определенного ассортимента товаров и услуг, удовлетворяющих потребности покупателей.
2. Дробление поступающих партий товаров (количественное распределение продуктов, в соответствии с запросами отдельных потребителей).
3. Хранение запасов и поддержание их на необходимом уровне.
7
4. Обеспечение сервиса, улучшение обслуживания клиентов (услуги,
позволяющие облегчить процесс покупки товара, например, возможность
взять товар в кредит).
5. Изучение рынка и формирование баланса между спросом и предложением.
6. Воздействие на производство, совершенствование технологий.
Розничная торговля решает следующие задачи :
1) приобретает товары у оптовика и предлагает их для продажи любому
желающему (магазинная торговля) в неизменном виде или после обычной для
розничной торговли обработки (переработки);
2) формирует ассортимент товаров и перечень услуг для удовлетворения
потребностей покупателей;
3) демонстрирует образцы на открытых торговых стендах в целях получения заказов на товары (пункт по приему заказов);
4) осуществляет рассылку товаров, заказанных по каталогу, образцам,
пробам или на основании других предложений (посылочная торговля);
5) организует торговлю вразнос, когда розничный торговец ходит со своими товарами от дома к дому;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-
ФЗ от 30.11.1994 [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения
08.12.2019).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) № 146-
ФЗ от 31.07.1998 [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.
8
3. Об утверждении методических указаний по определению оборота
розничной и розничной торговли на принципах статистики предприятий: Постановление Госкомстата РФ от 19 августа 1998 г. №89. – Текст: непосредственный // Экспресс-Закон. – июнь 1999. - №28.
4. Алексина, С.Б. Методы стимулирования продаж в торговле: учебник / С.Б. Алексина, Иванов Г.Г., Крышталев В.К., Панкина Т.В. – Москва:
Форум, 2017. – 304 с.
5. Арзуманова, Т.И. Экономика организации: учебник / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. – Москва: Дашков и К, 2016. – 240с.
6. Бершакова, Ж.Г. Современные аспекты анализа товарооборота и
обеспечения повышения его эффективности / Ж.Г. Бершакова – Текст: непосредственный // Экономика и социум. – 2019. - №2. – С.72-77.
7. Брагин, Л.А. Конкурентоспособность организаций малого бизнеса
в сфере торговли / Л.А. Брагин, Т.В. Панкина, А.Ф. Никишин // Российское
предпринимательство. – 2018. – Т. 19. - №11. – С.3493-3502.
8. Ванюшина, А.Ю. Анализ структуры и динамики товарооборота
розничной торговой сети / А.Ю. Ванюшина // XX всероссийская студенческая
науч.-практ. конференция. – Нижневартовск: НГУ, 2018. – С.168-171.
9. Ваулина А.А. Теоретико-методические подходы к развитию товарооборота торговых предприятий / А.А. Ваулина // Дружба народов без границ: экономика, общество, культура: Сборник материалов XII Междун. науч.-
практ. конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, школьников. –
Ставрополь: РИО ИДНК, 2018. – С.18-21.
10. Воронько, О.М. Розничный товарооборот как один из основных
элементов экономической составляющей розничной торговли / О.М. Воронько
// Устойчивое развитие экономики: международные и национальные аспекты:
Электронный сборник статей II Междун. науч.-практ. конференции. – Новополоцк: УО «ПГУ», 2018. – С.783-788.
9
11. Емельянова, Т.В. Совершенствование структуры розничного товарооборота кооперативной организации в условиях конкуренции / Т.В. Емельянова // Эффективность сферы товарного обращения и труда: сборник научных статей V Писаренковских чтений. – Гомель: БТЭУ ПК, 2019. – С.25-30.
12. Иванов, Г.Г. Развитие торговых организация в современной экономике: монография / Г.Г. Иванов, А.О. Зверева. – М.: Дашков и К, 2018. –
160с.
13. Иванова, О.В. Проблемы современной розничной торговли / О.В.
Иванова // Евразийское научное объединение. – 2018. - №1-2. – С.134-137.
14. Канке А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А.А. Канке, И.П. Кошевая. – М.: Инфра-М, 2017. – 288с.
15. Курманова, А.Х. Анализ динамики товарооборота торгового предприятия / А.Х. Курманова, Э.Э. Бакиева // World Science: problems and
innovations: Сборник статей XXXI Междун. науч.-практ. конференции. –
Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С.171-175.
16. Магомедов, А.М. Экономика организаций торговли: учебное пособие / А.М. Магомедов. – Махачкала: ГАОУ ВО «ДГУ НХ», 2019. – 239с.
17. Макаева, К.И. Теоретические аспекты розничного товарооборота
продовольственных товаров / К.И. Макаева, А.А. Аджиумеров, В.В. Очирова,
А.А. Аджиумерова, К.А. Губская, Г.А. Чиданова. // Экономика и предпринимательство. – 2018. - №5. – С.1023-1027.
18. Максимович, Л.В. Методика анализа товарных операций в розничной торговле / Л.В. Максимович, Л.В. Люшакова – Текст: непосредственный
// Современная интеллектуальная трансформация социально-экономических
систем: Материалы II междун. науч.-практ. конференции. – Саратов: Институт
исследований и развития профессиональных компетенций, 2019. – С.90-92.
19. Молдован, А.А. Розничная торговля как вид предпринимательской
деятельности / А.А. Молдован, А.С. Артемьева, А.Е. Бузина // Аллея науки. –
2018. – Т. 6. - №11. – С.377-383.
10
20. Нюренбергер, Л.Б. Современные подходы к размещению предприятий розничной торговли в мегаполисе / Л.Б. Нюренбергер Л.Б., Леушина
О.В., Лучина Н.А. // Экономика и предпринимательство. – 2018. - №9. – С.494-
498.
21. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
22. Пучкова, Л.М. Исследование объема и структуры оборота розничной торговли Чувашпотребсоюза в динамике / Л.М. Пучкова, Е.М. Пучкова //
Вестник Российского университета кооперации. – 2018. - №1. – С.51-54.
23. Селезнева, Е.Ю. Розничная торговля: проблемы, тенденции и перспективы развития / Е.Ю. Селезнева // Вестник Российского государственного
университета. – 2018. - №10. – С.55-57.
24. Сергазиева, К.К. Роль анализа товарооборота в деятельности торгового предприятия / К.К. Сергазиева – Текст: непосредственный // Инновации, логистика, менеджмент в современной бизнес-среде. – Саратов: Амирит,
2018. – С.108-111.
25. Снеткова, В.А. Пути увеличения розничного товарооборота в организациях розничной торговли / В.А. Снеткова, Ю.В. Гнездова // Наука в России. Угрозы и возможности: Статьи и доклады участников IV Междун. науч.-
практ. конференции. – Москва: Научный консультант, 2018. – С.162-169.
26. Соколова, И.Н. Многовариантные подходы прогнозирования оборота розничной торговли / И.Н. Соколова // Наука Удмуртии. – 2018. - №2. –
С.74-76.
27. Степанова, Е.Н. Современное состояние и тенденции развития
рознично торговли в Российской Федерации / Е.Н. Степанова // Велес. – 2018.
- №4-2. – С.62-65.
28. Таюрская, О.В. Анализ розничного товарооборота как фактор финансовой устойчивости / О.В. Таюрская, Хань Хуен Лай // Информатизация и
виртуализация экономической и социальной жизни: материалы IV Межвузовской студенческой науч.-практ. конференции. – Иркутск, 2018. – С.77-80.
11
29. Товкань, Т.И. Аспекты организации экономического анализа и
учета розничного товарооборота / Т.И. Товкань // Современная экономическая
наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник научных трудов по материалам Всероссийской науч.-практ. конференции. – Ставрополь:
СЕКВОЙЯ, 2018. – С.122-128.
30. Учаева, Т.В. Прогнозирование объема продаж продукции торгового предприятия / Т.В. Учаева // Образование и наука в современном мире.
Инновации. – 2018. - №1. – С.138-151.
31. Фридман, А.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности:
учебник / А.М. Фридман. – Москва: Инфра-М, 2019. – 264с.
32. Фролова, О.В. Функционирование розничной торговли: теоретический аспект / О.В. Фролова, М.И. Ливенец // Фундаментальные и прикладные разработки в области технических и физико-математических наук: сборник научных статей по итогам работы седьмого международного круглого
стола. – Москва: КОНВЕРТ, 2018. – С.240-242., с.241.
33. Хазанович, Э.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности:
учебник / Э.С. Хазанович. – Москва: КноРус, 2017. – 272с.
34. Храбскова, Ю.В. Анализ динамики розничного товарооборота и
прогнозные значения на среднесрочную перспективу / Ю.В. Храбскова, С.Н.
Чернышева // Актуальные вопросы современной науки: Сборник статей по материалам XVII междун. науч.-практ. конференции. – Уфа: Дендра, 2018. –
С.12-18.
35. Черкашина, А.В. Значение анализа товарооборота для предприятий розничной торговли / А.В. Черкашина // Вестник науки. – 2019. – Т. 2. -
№5. – С.91-93.
36. Чечевицына, Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л.Н. Чечевицына, К.В. Чечевицын. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2018. – 368с.
12
37. Шишова, Л.И. Общая характеристика и значение товарооборота
экономического субъекта / Л.И. Шишова, Л.Р. Хабибуллина. – Текст: непосредственный // E-Scio. – 2019. - №2. – С.78-83.