Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
2
Актуальность исследования состоит в том, что сегодня в
государственном и муниципальном управлении существует большая
проблема поиска оптимальных путей управления проектами. Нужно
отметить, что одним из наиболее эффективных методов сегодня можно
назвать проектное управление.
Проектное управление предусматривает выполнение ряда процедур. В
частности нужно сказать, что этот метод предусматривает постановку целей,
задач проекта, а так же мероприятия для реализации проекта. Одним из
важных способов реализации проекта является нормативно-правовой.
Законодатель разрабатывает нормативно-правовой аппарат для того,
что бы описать возможности, права и обязанности, возлагаемые на
чиновников с целью реализации положений той или иной программы. При
этом чиновники получают возможность требовать от соответствующих
органов власти и других структур необходимую для реализации проекта
информацию, информировать местные или федеральные структуры о
возникающих трудностях и т.д.
Так же важно сказать, что данный метод может широко применяться
как на федеральном, так и на местном уровне управления государством. В
частности, местные органы власти для исполнения положений той или иной
федеральной программы могут принимать региональные законы для
исполнения положений программы на уровне субъекта федерации, т.е.
региона.
Региональные власти в своих нормативных актах так же указывают
права и обязанности муниципальных органов власти, которые должны
выполнять положения программы непосредственно в рамках конкретного
муниципального образования.
К сожалению сегодня, существует большая проблема, связанная с
разделением полномочий между региональными властями, отвечающими за
регион в целом и местными властями в лице муниципальных чиновников
работающих на уровне конкретного муниципального образования. Между
3
этими этажами власти существует много разногласий связанных именно с
определением ответственности и финансовых возможностей. Региональные
власти обладают большим объемом финансовых возможностей,
муниципальные органы власти довольствуются тем, что им выделяет регион.
Проблематика исследования состоит в том, что сегодня в системе
государственного и муниципального управления недостаточно специалистов
способных эффективно и грамотно управлять такими открытыми
управленческими проектами. К сожалению, большинство современных
чиновников подготовлено к управлению закрытыми проектами. Другими
словами чиновники не готовы не только делиться данными с обществом об
эффективности своей работы, но и обеспечивать переход к цифровизации
управленческого процесса.
Цель работы – выявить особенности нормативно-правовой основы
реализации проекта.
Объект исследования – нормативно-правовые основы реализации
проекта.
Предмет исследования – особенности нормативно-правовой основы
реализации проекта.
Задачи исследования:
1. Дать определение проектному управлению;
2. Выявить особенности управления проектом;
3. Рассмотреть практические аспекты нормативно-правового
управления проектом;
4. Выявить проблемы нормативно-правового управления проектом;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех
глав разбитых на параграфы исходя из внутренней логики исследования,
заключения и списка литературы.
1. Обзор литературы по теме
4
1.1. Понятие о проектной деятельности
Проектная деятельность предполагает знание и детальную оценку
текущей ситуации, использование актуальных данных и технологий,
возможность получения необходимых экспертных заключений, анализ
достоинств и недостатков реализации схожих проектов. Как отмечает Н.А.
Штурбина, серьёзно сдерживает продвижение проектного метода
«отсутствие профессиональных устойчивых связей между регионами,
муниципалитетами и даже образовательными организациями внутри одного
муниципалитета, погружения в успешную практику других управленцев»
[16, с. 9].
Нужно организовать сбор информации о лучших реализованных
проектах. Источниками информации должны стать специализированные
обзоры, статьи в периодических изданиях, материалы российских и
международных конференций и семинаров, официальные сайты органов
государственного управления и местного самоуправления, собственные базы
знаний вузов и т.д. [15].
На формирование проектных компетенций нынешних и будущих
управленцев должны быть нацелены российские вузы [1]. Уместно говорить
об использовании проектного метода при формировании человеческого
капитала [5].
Развитие кадров – основа деятельности органов государственной
власти и местного самоуправления. Управление человеческими ресурсами
при использовании проектного менеджмента – одна из важнейших задач.
Работа членов проектных команд создаёт возможность для развития, как
отдельного служащего, так и структурного подразделения, да и всей
организации. Для успешной реализации проекта на протяжении его
жизненного цикла к нему подключаются разные специалисты (в том числе
представители бизнеса, некоммерческих организаций, эксперты от
общественных организаций и др.) с различным уровнем квалификации.
5
Состав и количество участников изменяются в процессе осуществления
проекта. Однако все члены проектной команды должны обладать базовыми
компетенциями в области проектной деятельности.
Всё это требует создания единой информационной системы и доступа к
ней участников проектной деятельности. Опыт проектных решений и их
реализации должен аккумулироваться и быть основанием для продвижения
новых проектных идей. Реализация национальных проектов даст новый
импульс развитию информационного пространства (интернет-ресурсы,
средства телекоммуникации) и реализации комплекса мер по поддержке и
популяризации социально значимых для населения проектов. Должна быть в
полной мере обеспечена информационная и консультационная поддержка
проектных команд по действующим нормативно-правовым актам.
Среди проблем, встречающихся в органах власти при использовании
проектного менеджмента, чаще всего экспертами называются следующее:
• значительная часть проектов не реализуется в установленные
сроки;
• реализуются проекты с неочевидной пользой для развития
территорий;
• приоритеты проектов корректируются слишком часто, а
руководители подразделений не участвуют в контроле этого процесса;
• руководителям приходится постоянно прилагать значительные
усилия, чтобы обеспечить выделение ресурсов, часто по причине того, что не
качественно проведено обоснование состава мероприятий, объемов их
финансирования;
• информация о проектах неточна или вообще отсутствует;
• индикаторы лишены управленческого смысла, так как не
предусмотрено ответственности лиц, виновных за то, что не достигнуты
целевые значения и вовремя не осуществлены корректирующие действия;
• выполняются не те проекты, какие следует;
6
• некоторые проекты, на которые затрачены большие средства,
прекращаются до получения нужных результатов или разработанные
проекты «складываются на полку» и не внедряются;
• слишком велик объём переделок проектов;
• проекты не предполагают увязки целевых индикаторов и
выбранных технологий, механизмов и инструментов их достижения;
• низкая окупаемость проектов;
• невысокая степень тиражируемости проектов, а порой отсутствие
необходимой информации об успешно реализованных проектах в соседних
регионах;
• служащие, занятые в проектной деятельности, чрезмерно
загружены.
Всё перечисленное является следствием выхолащивания содержания
проектного менеджмента на местах, низкой компетентности и
недостаточным уровнем мотивации ответственных должностных лиц и
членов проектных команд. Эти проблемы свидетельствуют ещё и о том, что
не вполне эффективно функционируют в большинстве регионов проектные
офисы министерств и ведомств, а на местном уровне они даже не везде
созданы. Тогда как проектные офисы как раз и должны решать обозначенные
проблемы. Кроме того, они позволяют эффективно управлять портфелями
проектов, что, среди прочего, предполагает:
• проведение стратегических сессий по постановке целевых
векторов развития региона (муниципального образования);
• создание портфелей проектов по приоритетным направлениям
развития региона (муниципального образования);
• установление приоритетов;
• согласование и приведение проектов в соответствие со
стратегиями региона (муниципального образования);
• консультационные и др. услуги (спасение срывающихся
проектов, оценка и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2016 года №
306 (ред. от 19.07.2018) «О Совете при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам» – Электронный
ресурс. – Электронная правовая библиотека Консультант Плюс –
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200363/ (Точка доступа
14.03.2020)
2. Указ Президента России от 7 мая 2018 года № 204 (ред. от
19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года» – Электронный ресурс. –
Электронная правовая библиотека Консультант Плюс –
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (Точка доступа
14.03.2020)
3. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 N 1050 (ред. от
03.10.2018) «Об организации проектной деятельности в Правительстве
Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной
деятельности в Правительстве Российской Федерации») – Электронный
ресурс. – Электронная правовая библиотека Консультант Плюс –
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206009/ (Точка доступа
14.03.2020)
4. Абрамкина С. Р., Владыкина Л. Б., Лукин А. Н. Использование
проектного метода в государственном и муниципальном управлении: от
декларирования к результативности // Социум и власть. 2019. № 2 (76). C. 37-
45.
5. Абрамкина С.Р., Домрачев С.С. Проектный подход в обучении
студентов // Подготовка профессиональных управленческих кадров: опыт,
проблемы, инновационные образовательные технологии : сб. науч. тр.
Челябинск : Челяб. филиал РАНХиГС, 2014. С. 14-17.
8
6. Андросова В.Е., Равлюк И.В., Шахворостов Г.И. Специфика
организации эффективной системы административного управления
муниципалитета на основе проектного подхода // Регион: государственное и
муниципальное управление. 2016. № 4 (8). С. 1–30.
7. Багдасарьян И.С. Проектное управление в
социальноэкономическом развитии России. // Экономический рост: факторы
эффективного развития. 2017. С.31-37.
8. Будаева И.О. Применение проектного менеджмента как наиболее
эффективного инструмента управления интеллектуальным потенциалом в
регионе // Вестник Забайкальского государственного университета. 2017. Т.
23. № 9. С. 134-143.
9. Васильев А.И., Прокофьев С.Е. Организация проектного
управления в органах государственной власти // Управленческие науки. 2016.
Т. 6. № 4. С. 44-52.
10. Васильева Е.В., Мирзоян М.В. Проблемы формирования
кадрового потенциала государственной службы в контексте реализации
нового государственного менеджмента // Управленческие науки. 2017. Т. 7.
№ 4. С. 80-89.
11. Владимирова О. Без проблем, но с учетом рисков. Как в
Свердловской области внедряется проектное управление. / Комерсантъ. Урал
Екатеринбург – Электронный ресурс –
https://www.kommersant.ru/doc/3841807 (точка доступа 01.03.2020)
12. Владыкина Л.Б. Проектный подход при формировании
человеческого капитала: постановка задачи // Государственное и
муниципальное управление в XXI веке : материалы междунар. науч.-практ.
конф. Челябинск : Челяб. филиал РАНХиГС, 2015. С. 114—118.
13. Дьячков Т.В., Михайлов А.С. Комплексный подход к
организации обучения руководителей и специалистов проектных офисов в
органах государственного управления // Управленческое консультирование.
2016. № 12 (96). С.37-42.
9
14. Заболотских А.К., Синяева О.Ю. Направления применения
проектного менеджмента в государственной сфере на сегодняшний день в
Российской Федерации // Лидерство и менеджмент. 2015. Т. 2. № 3. С. 209-
222.
15. Зырянов С. Г., Лукин А. Н. Гражданское общество в современной
России: основные сценарии становления и развития // Социум и власть. 2016.
№ 3. С. 7-16.
16. Игнатова А.М. Применение проектного метода в
государственном управлении современной России // Маркетинг МВА.
Маркетинговое управление предприятием. 2016. Т. 7. № 1. С. 176-189.
17. Кузнецова Е.Г., Горин И.А. Практика применения проектного
подхода к реализации государственных программ развития региона //
Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора
экономики. 2017. № 2. С. 31-37.
18. Михайлов О.В., Григорян А.Р. Возможность реализации
проектного управления в регионе: проблемы и перспективы // Актуальные
проблемы развития хозяйствующих субъектов, Территорий и систем
регионального и муниципального управления. 2016. С.98-102.
19. Опочинский Ф.М. Анализ проблем проектного управления, на
решение которых нацелено государственное регулирование – Электронный
научно-практический журнал «ИнноЦентр», выпуск №1 апрель 2018. – С. 44-
49
20. Павкина Ю.В. Применение проектного менеджмента в
государственном секторе Российской Федерации // Научный альманах. 2017.
№ 4-1 (30). С. 209-211.
21. Сабден О. Инновационные проекты ускоренного развития
экономики // Общество и экономика. 2017. № 9. С. 58-66.
22. Сафонова О. Н., Анчихров Е. А. Внедрение проектного
управления в исполнительных органах государственной власти как механизм
10
эффективного управления ресурсами. // Модели, системы, сети в экономике,
технике, природе и обществе. 2015. № 2 (14). С.58-67.
23. Сафонова О.Н., Анчихров Е.А. Внедрение проектного
управления в исполнительных органах государственной власти как механизм
эффективного управления ресурсами // Модели, системы, сети в экономике,
технике, природе и обществе. 2015. № 2 (14). С. 58-67.
24. Селютина Е.Н., Холодов В.А. Проектное управление в
муниципальных образованиях: проблемы нормативно-правовой
регламентации // Вестник Поволжского института управления. 2017. № 3.
С.13-18.
25. Смирнов М.А. Повышение эффективности реализации
государственных программ за счёт проектного подхода // Финансы и кредит.
2016. № 35 (707). С. 37-48.
26. Тлисов А.Б., Киселева Н.Н. Внедрение проектного управления в
деятельность органов власти региона как механизм повышения его
инвестиционной привлекательности // Управленческое консультирование.
2016. № 12 (96). С.49-54.
27. Усик Н.И. Исследование задач управления национальным
хозяйством в России // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и
экологический менеджмент. 2016. № 3. С. 79-84.
28. Филимонова Н.М., Моргунова Н.В. Методические подходы к
оценке лучших практик применения методов проектного управления
органами государственной власти // Российское предпринимательство. 2013.
№ 23 (245). С. 10-19.
29. Чурзина Е.А. Правовое обеспечение проектного офиса // Новое
слово в науке и практике. 2017. С.64-68.
30. Штурбина Н.А. Анализ существующей системы подготовки
управленческих кадров. Перспективные направления её развития в контексте
проектного подхода // Преемственность в образовании. 2016. № 13 (10). С. 4-
16.
11
31. Щеголев А.В. Повышение эффективности государственной
экономической политики на основе внедрения проектного управления //
Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 6. С. 440-445.
32. Юрьева Т.В. Проектное управление: макроэкономический аспект
// Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 8 (26). С. 168-171.