Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящий момент на предпочтения современного общества все большее влияние оказывает визуализация, предполагающая создание и воспроизведение различных образов. По экспертным оценкам, глобальная индустрия визуальных искусств является одним из самых крупных креативных направлений по объему индустрии и абсолютным лидером по количеству созданных рабочих мест. Так, по оценкам международной аналитической компании Ernst&Young, объем мировой индустрии визуальных искусств составил 391 млрд долл. в 2013 г.
Важной частью визуальной культуры являются традиционные и цифровые изобразительные искусства: живопись, графика, скульптура, фотография. Рынок продуктов индустрии изобразительных искусств или арт-рынок - один из наиболее специфичных в мире и существенно отличается от отраслевых секторов. В частности, это касается практически постоянного роста цен на созданные предметы искусства, а также невозможности установления контроля над ценами. Это делает вложения в искусство альтернативой традиционному инвестированию. Среди ключевых тенденций развития арт-рынка стоит отметить постепенную глобализацию сектора, рост онлайн продаж предметов искусства и развитие полноценных электронных площадок по торговле предметами
2
искусства, развитие сегмента демократичного искусства, а также появление новой движущей рыночной силы - современных художников.
Глава 1. Об арт-рынке в РФ
1.1 Примеры выявленных подделок на рынке
русского искусства
Российский рынок предметов искусства, по мнению ряда экспертов, находится на стадии формирования. Негативным фактором, тормозящим его развитие, является низкая прозрачность рынка, что отпугивает потенциальных инвесторов, в том числе зарубежных. Также сказывается слаборазвитая система экспертизы, которая способствует росту подделок на рынке. Нехватка «качественного» товара сказывается на уровне проводимых торгов. Полностью раскрыть финансовый потенциал работ не позволяют существующие механизмы продвижения художников и их работ. Кроме того, рынок достаточно чувствителен к внутренним и внешним политическим событиям.
Среди стимулирующих рынок факторов стоит отдельно отметить наличие на рынке художников- брендов, имеющих международную значимость (например, Илья и Эмилия Кабаковы, ГРУППА AES+F и др.). Кроме того, сами игроки теперь заинтересованы в повышении прозрачности рынка, что способствует развитию отечественных инструментов для оценки сектора. Активно развивается арт-инфраструктура, включая проекты коммерческого и интеллектуального потребления. Возможность совершения онлайн покупок постепенно вовлекает в арт-рынок и регионы, которые пока в него практически не интегрированы.
По данным Artinvestment.com, в 2017 г. совокупный объем продаж на внутреннем аукционном российском рынке составил почти 9 млн долл. (+24% к уровню 2016 г.). Однако, если сравнивать с докризисным периодом - показателем 2013 г. (21 млн долл.), то арт-рынок так и не восстановился после падения в 2014 г.
В ассортиментном разрезе, в 2017 г. на российском арт-рынке по информации Artinvestment.com популярностью пользовались работы шестидесятников и семидесятников, которые перешли в категорию антиквариата. Однако сейчас, по мнению галеристов, самое подходящее время приобретать произведения современных русских художников, спрос на него в ближайшие пять лет только вырастет.
К сожалению, полная официальная статистика о количестве ввозимых и вывозимых арт- предметах на данный момент отсутствует. По экспертным оценкам в настоящее время 80% арт- предметов ввозится и вывозится нелегально, а годовой оборот предметов культурного наследия составляет более 200 млн долл. По официальным данным этот показатель за восемь месяцев 2018 г. составил почти 27 млн долл. Причем объем импорта явно превалирует над экспортом.
Ключевыми игроками на российском арт-рынке, как и во всем мире, являются аукционные дома (более 20 организаций) и арт-дилеры (около 100 значимых галерей и около 5 тыс. частных арт-дилеров). Что касается географии, то большинство арт-компаний находится в Москве и Санкт- Петербурге. Ведущими аукционными домами в РФ, согласно рэнкингу Artinvestment.ru, являются
3
VLADEY, AI Аукцион, СОВКОМ, и Кабинетъ др. Самыми известными галереями сегодня являются московско-лондонская Ovcharenko (бывшая «Риджина») и московская XL.
В РФ, по информации аналитических компаний, проживает девять крупных частных коллекционеров. Средних и мелких коллекционеров насчитывается несколько сотен. Что касается корпоративных коллекционеров, то они сейчас все больше рассматривают коллекционирование не как альтернативное инвестирование, а больше как социальный проект, направленный преимущественно на сохранение культурного наследия. Среди них - Газпромбанк, СДМ-банк, ЮниКредитБанк и др.
1.2 Обоснование стоимости российского
современного искусства
Директор Veresov Gallery В. Кузнецов считает, что художник для галереи — это коммерческий проект. Чтобы успешно продать его произведения, нужно несколько лет целенаправленно вкладывать средства в их продвижение. Например, проведение выставки стоит около 3-4 млн руб., а печать каталога художника — примерно 1 млн руб. Для сравнения среднегодовой оборот галереи - в среднем 2 млн долл. При этом, художник живет и творит на деньги, выделяемые ему непосредственно галереей, которая также может подсказывать ему направление работы. По мнению галериста, если продвигать качественную работу современного художника несколько лет, то ее можно будет продать за 100-200 тыс. долл. Самые дорогие работы, по мнению галериста, — это холст маслом и с размер от метра.
По оценкам совладельца галереи «Триумф» Д. Ханкина сегодня средняя стоимость работ Марии Сафроновой (р. 1979 г.) - 10 тыс. евро за холст маслом размером 97х142 см. Сложная техника (работа с темперой) и высокое мастерство М. Сафроновой, по мнению критиков, позволяют устанавливать относительно высокую цену. При этом галерист отмечает, что произведения автора пользуются большим спросом, что положительно влияет на рост стоимости. Также благодаря персональным выставкам («Общее частное», 2017 г.; «Игра общего вида», 2015 г.) росли не только цены, но продажи, в том числе зарубежным коллекционерам.
1.3 Экспорт и импорт предметов искусства в РФ и его динамика
Изначально стоит учесть, что полная официальная статистика о количестве ввозимых и вывозимых арт-предметах на данный момент отсутствует. По оценкам специалистов, в настоящее время 80% арт-предметов ввозится и вывозится нелегально, а годовой оборот предметов культурного наследия составляет более 200 млн долл.
Ежегодно из РФ за рубеж вывозится большое количество уникальных произведений, включая работы старых и современных авторов из разных стран. Так, по официальным данным в 2017 г. из страны было вывезено предметов искусства на сумму 6,2 млн долл., что на 2 млн долл. меньше по сравнению с показателем 2016 г. За восемь месяцев 2018 г. объем экспорта культурных ценностей составил 6,9 млн долл.
1.4 Динамика арт-импорта в 2017-2018 гг.
4
По официальным данным, РФ также является и импортером предметов искусства. Причем объем импорта явно превалирует над экспортом. В 2017 г. в страну, согласно статистике ФТС, было ввезено предметов искусства на сумму 20,8 млн долл. Стоит отметить, что произошел значительный рост: по итогам 2016 г. показатель был равен 6,5 млн долл. Основная причина роста – ввоз дорогостоящих предметов искусства на фоне постепенного восстановления финансовых возможностей российских покупателей. За восемь месяцев 2018 г. объем арт-импорта составил 6,4 млн долл., что на почти 2 млн долл. меньше показателя за период с января по август 2017 г. На рис. 3 отображена помесячная динамика импорта предметов искусства.
Рис. 3. Импорт предметов искусства из РФ в 2017-2018 гг., млн долл.
Источник: на основе данных ФТС и RU-Stat.
При этом, по статистике ФТС, страной, откуда поступал наибольший объем импорта культурных ценностей в 2017 г., является США. Также в тройку лидеров входят Италия и Люксембург (см. табл. 10). По мнению экспертов, арт-товары приобретались через два ключевых канала - арт-дилеров и аукционы, однако приватные продажи также имели место.
1.5 Ключевые игроки российского арт-рынка аукционные дома
По экспертным оценкам, в РФ действует более 20 аукционных домов, причем большинство из них специализируется на антиквариате, букинистке и нумизматике. Всего несколько аукционных домов ориентированы на продажу современного искусства (например, VLADEY, Литфонд). Также специалистами отмечается отсутствие крупных локальных аукционных домов сопоставимых по масштабу торгов и/или уровню лотов с Sotheby's или Christies. Хотя, как уже говорилось, на локальном аукционном рынке стали появляться предметы искусства, вполне конкурирующие с лотами, выставляемыми на международных площадках. Теперь принадлежащий российской группе Mercury, международный аукционный дом Philips торгов в РФ также не проводил по причине законодательных барьеров. В табл. 12 представлены ведущие российских игроки на аукционном рынке.
Таблица 12. Ключевые российские аукционные дома в сегменте ИЗО по величине
оборота,млн долл.
№ 2015 г. 2016 г.
1 VLADEY СОВКОМ
2 AI Аукцион VLADEY
3 СОВКОМ AI Аукцион
4 Кабинетъ Литфонд
5 Три века Русская эмаль
6 В Никитском В Никитском
5
7 Русская эмаль Три века
8 Литфонд Антиквариум
9 Антиквариум Кабинетъ
ИТОГО 4,6 млн долл. 7,0 млн долл.
Источник: на основе данных Министерства Культуры РФ и Artinvestment.ru
Арт-дилеры.
Художественные галереи. По экспертным оценкам в РФ насчитывается около 100 значимых галерей. Многие из них регулярно принимают участие в арт-мероприятиях. Что касается географии, то большинство игроков находятся, что вполне ожидаемо, в Москве и Санкт- Петербурге. Среди регионов можно выделить Екатеринбург. При этом, галереи могут быть иметь разный профиль: старые мастера, советское искусство, современное искусство.
Глава 2. Инвестиции в искусство в РФ.
Роль профессиональных участников
2.1 Отношение к инвестированию в искусство
профучастников финансового сектора
Сегодня альтернативные инвестиции в искусство являются одним из распространенных способов вложений капитала для его сохранения и роста. Однако несмотря на то, что арт-продукция - уникальный товар, чья стоимость с течением времени должна только возрастать, при инвестировании в искусство необходимо учитывать сопряженные с этой уникальностью риски. Как уже говорилось, в РФ слабо развит институт оценки предметов искусства и подтверждения их подлинности.
По мнению специалистов, сомнения в аутентичности произведения могут существенно снизить цену. Также к рискам можно отнести относительно низкую ликвидность арт- товара, резкие колебания цен и сложную ситуацию с трансграничной транспортировкой предметов искусства.
■ Руководитель направления арт-банкинга Газпромбанка Марина Ситнина отмечает, что 76% респондентов профессиональных опросов покупают искусство, «обращая внимание на его инвестиционную привлекательность». Но только 3% покупателей приобретают его «в инвестиционных целях», а все остальные клиенты - «имея в виду» финансовые соображения.
■ Портфельный менеджер «Сбербанк управление активами» Юрий Морогов считает, что сегодня с точки зрения емкости рынка, доступности, информационной прозрачности, логики ценообразования, инфраструктуры и ликвидности инвестиции в искусство не могут сравниться с рынком ценных бумаг. По его словам, искусство - это нишевый продукт, доступный только ряду инвесторам.
■ Зампред правления Абсолют банка Наталья Капинос полагает, что по причине неликвидности предметов искусства и возможных высоких расходов, связанных с хранением и уходом, доля альтернативных инвестиций в искусство в инвестиционном портфеле должна составлять 20¬30%. Консервативный портфель должен на состоять из ценных бумаг высокой надежности (70¬80%).
6
2.2 Регулирование института экспертизы:
стандартизация деятельности экспертов
Проблема прозрачности института экспертизы предметов искусства (установление подлинности предметов искусства) в РФ назрела давно. В ходе круглого стола в Центральных научно-реставрационных мастерских в 2015 г. было принято решение о создании стандартизирующего инструмента. В этом же году была сформирована экспертная группа, действующая под эгидой Технического комитета № 082 (Культурное наследие) при Росстандарте. Среди разработчиков были специалисты ведущих экспертных организаций, искусствоведы, аналитики по арт-рынку и др. А в марте 2017 г. уже был утвержден Национальный стандарт «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования» (ГОСТ Р 57424-2017).
Несмотря на то, что стандарт носит рекомендательный характер и не обязателен к применению, Национальный стандарт экспертизы, по мнению разработчиков, сможет существенно упростить процедуру оценки предметов искусства. Так, стандарт устанавливает общие требования к услугам по экспертизе произведений живописи и графики в РФ: от перечня информации, которая должна содержаться в документе (указание даты выдачи, контактов для проверки подлинности, возможных формулировок выводов экспертов, описания истории бытования объекта и др.) до правил перевозки объектов экспертизы и их хранения.
Помимо этого, разработчиками была проведена систематизация терминов, характерных для рынка предметов искусства, которые ранее отсутствовали в действующей правовой базе. Так, новый стандарт, например, разъясняет различия между живописью и графикой, а также описывает методы проведения соответствующих исследований.
2.3 Принятие закона о гонораре для автора при каждой
продаже произведения
В конце 2017 г. был принят новый федеральный закон, согласно которому автор произведения изобразительного искусства имеет право получать вознаграждение (примерно 5% от стоимости перепроданного предмета сегмента ИЗО) при каждой перепродаже его произведения (право следования). Речь идет о случаях, когда аукционный дом или арт-дилер являются посредником, а также когда они выступают в роли продавца/покупателя. Теперь продавцы будут обязаны сообщать автору о перепродаже, в том числе по запросу автора или организации, представляющей его интересы. Закон вступил в силу в июне 2018 г.
Заключение
К сожалению, на данный момент, официальный мониторинг сферы изобразительных искусств не осуществляется. Исследования, инициированные участниками рынка и аналитическими компаниями, только начинают проводиться. Вследствие чего количественные оценки перспектив российского арт-рынка сильно затруднены. Поэтому просто перечислим основные направления развития отечественного рынка предметов искусства в ближайшей перспективе.
Что касается российского арт-рынка, то мощных драйверов для роста пока нет. Однако это не означает просадки. Скорее всего, по мнению участников рынка, будет наблюдаться медленная позитивная динамика.
7
В мире российское искусство продолжает пользоваться спросом. Об этом свидетельствуют «русские» торги в Лондоне. Появился интерес к работам периода социалистического реализма, который продержится, скорее всего, в течение ближайших нескольких лет.
Постепенно будет расширятся предложение качественного искусства во всех рыночных сегментах, в том числе в нижнем и среднем ценовом. Этому будет способствовать как изменение законодательства, касающегося ввоза-вывоза культурных ценностей, так и развитие электронных площадок, ориентированных на работы молодых художников.