Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социально-экономическое развитие регионов России зависит от целого ряда факторов: от
правовой защищенности субъектов социально-экономической политики, от геополитической
ситуации на внешнеэкономической арене, от уровня развития промышленности, сельского
хозяйства [6, c. 59]
Российская Федерация, являясь участницей многих международных организаций (ООН,
Совет Европы, ШОС, ВТО), в настоящее время переживает колоссальное экономическое
давление на международной арене по политическим мотивам. Последствия такого давления
не могут не отразиться на состоянии социально-экономического развития регионов РФ.
Результаты исследования. [13, c. 177]
Особое внимание сейчас уделяется конкурентоспособности фармацевтической и
медицинской промышленности, возможностям удовлетворения потребностей населения в
качественных медицинских препаратах [23, c. 67], а также в высокоэффективном и
доступном медицинском оборудовании, что и актуализирует выбранную нами тему.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в выявлении основ
формирования расходов бюджетов РФ.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, формирующиеся в
процессе применения норм, регулирующих административно-правовые основы
формирования расходов бюджетов РФ.
3
Предмет исследования составляют особенности, присущие административно-правовым
основам формирования расходов бюджетов РФ.
Исходя из этого, целью настоящей работы является выявление содержания формирования
расходов бюджетов РФ.
Поставленная цель исследования вызывает необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы формирования расходов бюджетов РФ;
- проанализировать специфику формирования расходов бюджетов РФ;
- выявить специфику формирования расходов бюджетов РФ;
- исследовать проблемы формирования расходов бюджетов РФ.
Методологическую основу настоящей работы образует совокупность следующих методов:
диалектический подход, метод восхождения от абстрактного к конкретному, логический,
системно-функциональный, а также статистический анализ.
Степень научной разработанности темы исследования. Теоретической базой для написания
работы явились нормативно-правовые акты, касающиеся бюджетной системы РФ, учебники,
статьи и интернет источники.
Отдельные вопросы формирования расходов бюджетов РФ были предметом исследований,
которые проводили такие ученые как В.Бирюков, Ю. Винслав, Н. Газизуллин, И. Герчикова,
А. Зельднер, В. Кошкин, Л. Ходов, Ю. Яковец и др.
С учетом характера и специфики темы, а также степени разработки затрагиваемых в ней
проблем структура настоящей работы включает: введение, 3 основные главы, заключение,
список литературы и приложения.
Первая глава рассматривает теоретические аспекты видов и форм расходов бюджетов всех
уровней.
Во второй главе проводится анализ финансирования расходов бюджетов по уровням.
Третья лава посвящена проблемам формирования и исполнения расходной части бюджетов
РФ и перспективы их решения.
1. Теоретические аспекты видов и форм расходов бюджетов всех уровней
1.1. Сущность категории «бюджет»; уровни бюджетов в бюджетной системе РФ
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от английского слова
budget – кошелек, сумка). Так в Англии в Средние века под словом «бюджет» понимали, как
отчет канцлера Казначейства (министра финансов) в Парламенте счетов. В этом документе
были отражены цифры об истекшем финансовом годе и планы на следующий. На
сегодняшний день в российском законодательстве понятие бюджет определено следующим
образом: «Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». [1]
В зависимости от территориального устройства страны выделяется несколько уровней
бюджета. В унитарных государствах бюджет имеет два уровня:
государственный;
местный.
Примерами таких государств служат Япония, Франция, Украина. В странах с федеративным
устройством выделяется уже три уровня бюджета:
федеральный;
субъектов;
местный.
Такого типа являются страны Россия, Канада, Германия. Также к бюджету относятся
внебюджетные государственные фонды. [6]
Если же рассматривать конфедерации, то бюджет там складывается с общих взносов
государств, который расходуется на цели данного союза. На ряду с этих у стран участников
существуют свои суверенные бюджеты.
4
Государственный бюджет вместе бюджетной системой государства представляют собой
совокупность экономических отношений, которые возникают при распределении
внутреннего валового продукта. Бюджет – это инструмент государства, с помощью которого
мобилизуются денежные средства со всех секторов экономики для проведения внутренней и
внешней политики государства.
При рассмотрении государственного бюджета с точки зрения экономической категории
можно сформулировать следующее определение. Государственный бюджет – это
совокупность отношений, которые складываются между государством и всеми субъектами
различных форм собственности, а также отдельными индивидами (гражданами государства),
в связи с формированием и использованием основного централизованного фонда денежных
средств государства для обеспечения его функционирования. [4]
Отношения, складывающиеся у государства с организациями, учреждениями и населением,
называются бюджетными. Данный отношения характеризуются следующими признаками:
это экономические отношения;
носят денежный характер;
носят распределительный характер;
связаны с формированием и использованием денежных фондов.
Важно, бюджетные отношения имеют объективный характер. Это обусловлено тем, что в
руках государства сосредотачиваются внутренний валовый продукт и часть национального
дохода, необходимые для расширенного воспроизводства в масштабах государства и
удовлетворение экономических, социально-культурных потребностях граждан, поддержание
функционирование государственного аппарата страны. Бюджетные отношение напрямую
связаны с функционированием государства, однако они являются элементом базиса
общества, а не надстройки.
Бюджетные отношение – часть экономической структуры общества. Они обусловлены тем,
что для существования государства и осуществления им своих функций необходима
материально-денежная база. В процессе воспроизводства бюджетные отношения
приобретают материально- вещественную форму и отражаются в государственном бюджете.
[14]
Так как государственный бюджет является основным элементом бюджетных отношений, а,
следовательно, и финансовых (бюджетные отношения входят в финансовые), то он, наделен
характеристиками, как экономическая категория, присущими и финансам в целом. Однако
бюджет имеет свои особенности.
Бюджет представляет собой особую экономическую форму перераспределительных
отношений, связанных с мобилизацией части национального дохода в руках государства и ее
использовании для удовлетворения потребностей общества.
С помощью государственного бюджета происходит перераспределение денежных
средства для финансового регулирования различных секторов экономики. Меняя налоги, их
ставки и изменяя статью расходов государство может влиять на общественные процессы.
Так бюджет выступает в роле инструмента финансовой политики государства.
Для эффективного влияния на экономическую ситуацию в стране в условиях
рыночной экономики государство должно координировать денежно-кредитную, финансовую
и валютную политику.
Распределение бюджета занимает центральное место в составе государственных
финансов, так как оно бюджет занимает ключевое место в сравнении с другими звеньями.
Сущность государственного бюджета как самостоятельной экономической категории
заключается в его функциях:
перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта;
государственное регулирование и стимулирование;
контроль за формированием и использованием центрального фонда денежных
средств;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Нормативно-правовые материалы
1. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в
Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. – 2015. - № 29 (часть I). - Ст. 4350.
2. О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ //
Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 30 (ч. II). - Ст. 3126.
2. Специальная литература
3. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и
практики // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. - № 9. - С. 41-50.
4. Васильева М.Н. Анализ зарубежного опыта реализации форм инфраструктурных
проектов в реализации целей региональной социально-экономической политики //
Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 2. - С. 54.
5. Винокуров М.А. Роль государства в корректировке модели экономического роста
России. – СПб.: Питер, 2016. – С. 142. 192 с.
6. Горчакова Е. В. Особенности теории инфраструктурных проектов в реализации целей
региональной социально-экономической политики // Российское предпринимательство. -
2014. - № 3 (249).
7. Гуслов Е. Обеспечение качества предоставления государственных услуг посредством
прокурорского вмешательства // Законность. - М., 2016, № 4. - С. 33-35
8. Данько К., Сучкова В. Государственно-частное партнерство в коммунальной сфере в
условиях кризиса // Государственно-частное партнерство. Приложение к журналу
«Корпоративный юрист».- 2015. - № 5.- С. 15.
9. Дулатова К.А., Юзефович Ж.Ю. Ответственность сторон за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в сфере закупок товаров, работ и услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Вестник Московского
университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2016, № 1. - С. 70-73
10. Исаев И.А. Государственный интерес и государственное управление // История
государства и права. - М.: Юрист, 2016, № 9. - С. 41-50
11. Калинина Л.Л. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации
национальной экономической стратегии // Вестник Российского государственного
гуманитарного университета. – 2015. - №3. – С. 61.
12. Киселева Н.В. Особенности правового статуса Федерального агентства как органа
исполнительной власти, специализирующегося на оказании государственных услуг //
Российская юстиция. - М.: Юрист, 2016, № 1. - С. 56-58
13. Кнышов А.В., Юсупова С.Я. Организационно-управленческий механизм
предоставления таможенными органами государственной услуги для принятия
предварительных решений по классификации товаров // Вестник Московского университета
МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2016, № 6. - С. 177-182
14. Козлова О. А., Суспицын С. А., Власюк Л. И. и Петровская А. А. Теоретические
основания развития механизма инфраструктурных проектов в реализации целей
региональной социально-экономической политики // Журнал экономической теории. – 2016.
- № 3. - С. 254-258.
15. Корнеева О.И. Персонифицированный учет в Федеральных законах "Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и "Об обязательном медицинском
страховании в Российской Федерации": аналитический обзор // Медицинское право. - М.:
Юрист, 2016, № 2 (66). - С. 50-55
16. Лакеев А.Е. Международно-правовые стандарты в сфере охраны здоровья в правовой
системе Российской Федерации // Медицинское право. - М.: Юрист, 2016, № 3 (67). - С. 28-33
6
17. Нуриахметов Н.М. Субъекты и средства финансово-правового регулирования
государственных (муниципальных) услуг // Финансовое право. - М.: Юрист, 2016, № 4. - С.
16-20
18. Понкин И.В., Понкина А.И. Ответственность за причинение вреда здоровью
спортсменам во время занятия спортом (в том числе при проведении спортивных
мероприятий): опыт Австралии, Великобритании и США // Право и образование. - М.: НОУ
СГА, 2016, № 2. - С. 58-64
19. Прутовых В.В. К необходимости унификации законодательного инструментария для
медико-юридической оценки степени вреда, причиненного здоровью // Медицинское право. -
М.: Юрист, 2016, № 1 (65). - С. 46-50
20. Сазонов В.Е. Административно-правовые вопросы инфраструктурных проектов в
реализации целей региональной социально-экономической политики. – М., 2015. - С. 64.
21. Сазонов В.Е. Государственно-частное партнерство в России и за рубежом:
административно-правовое исследование: автореферат дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.14 /
Сазонов Всеволод Евгеньевич.- Москва, 2013. – С. 16.
22. Сазонов В.Е. О некоторых положениях зарубежного и российского законодательства
о государственно-частном партнерстве: Сравнительно-правовой обзор. – М., 2016. – С. 134.
23. Свининых Е.А. Односторонний отказ государственного заказчика от исполнения
контракта как средство противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства // Право в
вооруженных силах. - М.: За права военнослужащих, 2016, № 1. - С. 67-74
24. Смолякова Ю. В. Проблемы функционирования инфраструктурных проектов в
реализации целей региональной социально-экономической политики в России и пути их
решения // Журнал экономической теории. - 2015. - № 2. -С. 279-282.
25. Сорокин А.М. Особенности оказания государственных услуг по таможенной защите
интеллектуальной собственности в рамках построения единого экономического
пространства ЕАЭС // Право интеллектуальной собственности. - М.: Юрист, 2016, № 2 (44). -
С. 8-13
26. Тимофеев И.В. О проблемах правового регулирования качества медицинской
помощи, снижающих эффективность реализации конституционного права на охрану
здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Медицинское право. - М.:
Юрист, 2016, № 3 (67). - С. 12-17
27. Харинов И.Н. Административно-правовые споры в сфере предоставления
государственных и муниципальных услуг: правовая природа, разновидности, особенности
порядка рассмотрения // Российская юстиция. - М.: Юрист, 2016, № 2. - С. 56-59
28. Хлебников К. В. . Государственно-частное партнерство: экономическое содержание и
институциональные границы // Экономические науки. - 2015. - № 7. - С. 131-135.
29. Шибина А. Обеспечение законности при реализации государственных контрольнонадзорных функций в сфере охраны здоровья // Законность. - М., 2016, № 3. - С. 18-21
3. Электронные средства информации
1. Лихачев В., Илларионов В., Лебедева М. Российские механизмы инфраструктурных
проектов в реализации целей региональной социально-экономической политики
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.c- uncil.g- v.ru/j- urnalsf/cat3/j- urnal12/2015
/number308.html. (дата обращения 12.10.2019)
2. Лихачев В. Практический анализ современных механизмов ГЧП в зарубежных
странах, или как реализовать ГЧП в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.apep.ru/ru /upl- adfiles/PPP.pdf (дата обращения 12.10.2019)