Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что в современных условиях работы компаний, самоорганизации и развитию креативности персонала не уделяется должного внимания, и порой в штате отсутствуют психологи, занимающиеся этой острой проблемой. Здоровье лично-сти, ее трудоспособность, внутреннее эмоциональное состояние во многом определяется сово-купностью социально-психологических факторов, обуславливающих особенности протекания всех аспектов жизнедеятельности индивидуума, социальной группы, общества.
Актуальность проблемы исследования усиливает наличие основного противоречия современной жизни — между конкретной реальностью и специфическими требованиями к фактору креативно-сти, влияющему на эффективность деятельности персонала.
Объектом исследования выступает ООО «Агро».
Предмет исследования - социально-психологические факторы профессиональной деятельности специалистов.
Целью работы является исследование экономического эффекта социально-психологических факто-ров профессиональной деятельности специалистов ООО «Агро».
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить влияние социально-психологических факторов развития трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий в России.
2. Провести исследование развития трудовых коллективов сельскохозяйственных предприя-тий в современной России.
3. На основании сделанных выводов разработать рекомендации.
Теоретическая значимость исследования заключается в проработке вопросов влияния социально-психологических факторов успешности профессиональной деятельности специалистов сельскохо-зяйственных предприятий.
1 Влияние социально-психологических факторов развития трудовых коллективов сельскохозяй-ственных предприятий в России
1.1 Социально-психологические факторы, их значение в развитии малых групп
Особое место в изучении профессиональной деятельности занимает исследование её психологи-ческих особенностей. Это обусловлено тем, что при равных внешних условиях люди с разной успешностью овладевают профессией и справляются со своими профессиональными задачами. Рас-смотрение психологических факторов профессиональной успешности можно начать со способно-стей .
Рассмотрим основные факторы эффективности групповой деятельности как социально-психологического процесса.
Первичные факторы (контролируются легче всего, прямое варьирование ими может привести к повышению эффективности деятельности без дополнительных специальных социально-психологических нововведений):
количество членов в группе;
длительность существования группы ;
композиция (социально-демографический, индивидуально-личностный состав) группы;
особенности групповой организации, определяющей соподчиненность работников органи-зации, иерархия ролевых статусов;
обеспечение группы материально-техническими ресурсами;
состояние каналов коммуникации, особенности информационно-коммуникативных процес-сов и структуры коммуникаций;
окружающая обстановка, физическая, климатическая, эргономическая среда.
Вторичные факторы (выступают как промежуточные переменные, контролируются с помощью со-циально-психологических диагностических средств и изменяются, формируются с помощью специ-альных нововведений в структуре деятельности, общения и воздействия на личность):
стиль руководства (типичные способы управления и общения официального руководителя);
индивидуально-групповой уровень профессиональной подготовленности и опыта;
стиль неофициального (позитивного и негативного) лидерства;
индивидуальная и групповая доминирующая мотивация (трудовая, профессиональная, учебная);
структура социально-психологических ролей (внутригрупповых, межличностных, индиви-дуальных) .
Вся совокупность социально-психологических факторов представлена несколькими группами усло-вий, включая следующие:
1. Внешние факторы – формируют социальную ситуацию в конкретной организации.
2. Внутренние, личностные факторы. К данной группе относят особенности личности, характер ее взаимодействия с окружающей социально-природной средой, особенности поведения, эмоцио-нально-волевой, мотивационной сфер и пр.
Рассматривая социально-психологические аспекты успешной профессиональной деятельности специалистов предприятия необходимо обратить особое внимание на роль самоорганизации и креативности сотрудников в данном процессе.
1.2 Коллектив предприятия как симбиоз малых групп.
Начиная с Древних времён, когда существовали племена и первобытные общины и, заканчивая со-временностью, наблюдается определённая закономерность, а именно, что всегда существовали группы людей, которые были объединены общей трудовой деятельностью ради достижения ка-ких-либо целей. В первобытном обществе это были охотники, в Средневековье – крестьяне и зем-левладельцы, в индустриальном обществе – только формирующийся рабочий класс, а сейчас – это целые компании и предприятия малого, среднего и, конечно же, крупного бизнеса, в которых тру-дится население, как нашей страны, так и других государств .
И с введением такого понятия как «труд» или, если быть точнее, «трудовая деятельность», т.е. це-ленаправленная деятельность человека по созданию или производству общественно полезных ценностей, а именно товаров и услуг, которые удовлетворяют различные потребности человека, впоследствии появилось такое понятие как «трудовой коллектив» или профессиональная группа.
Профессиональная группа представляет собой общество людей, которых объединяет совместная деятельность, общие профессиональные цели.
Профессиональная группа, с одной стороны, является носителем наиболее существенных призна-ков социальных классов, страт, слоев, в состав которых она входит, а с другой - обладает рядом спе-цифических признаков, отражающих главным образом вид ее профессиональной деятельности.
Выполнение представителями определенной профессиональной группы качественно однородных либо близких по содержанию функций в ходе практической деятельности в значительной степени определяет однотипность их профессиональной культуры.
Классификация профессиональных коллективов довольно обширна: по составу, структуре, статусу, внутренним связям, размерам, длительности существования и т.д. И абсолютно для любого вида деятельности могут сочетаться от одного до нескольких видов коллективов, из чего и происходит их многообразие. Соответственно, увеличивается количество факторов, на которые нужно обра-щать внимание в процессе управления.
Однако не только на эти факторы необходимо делать акцент. Каждый человек в трудовом коллек-тиве представляет собой уникальную личность со своим потребностями, предпочтениями, установ-ками, ценностями, мотивациями, целями, психологическим портретом и т.д. [4, с. 36]. Вследствие чего, поддержание благоприятного морально-психологического климата становится трудной зада-чей для руководящего персонала, так как морально-психологический климат является одним из важных факторов, влияющих на производительность труда персонала, или другими словами на ка-чество выполнения обязанностей трудового коллектива вместе с такими факторами как мотивация, условия труда, отношение человека к труду, которое обусловлено социально-экономической сре-дой, в которой происходит трудовой процесс, и т.д. В связи с этим очень важно поддерживать пра-вильную рабочую атмосферу в профессиональной группе.
Сплоченность – одна из самых важных характеристик профессиональной группы. От сплоченности профессиональной группы зависит результативность и качество его работы.
Проблемой сплоченности занимались такие ученые как Л. Фестингер, Д. Картрайт, П. Олместед, С. Кратохвил. Одним из основных определений сплоченности считается определение Л. Фестингера: «Сплоченность – сумма всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы они остались в ней» .
Проанализировав исследования данных ученых, можно выделить некоторые критерии сплоченно-сти. Ими выступают не только внешние определения
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учё-том поправок от 30.12.2016). – М.: Эксмо, 2017.
2. Трудовой кодекс от 30.12.2001 197- ФЗ // Российская газета. – 2019. - № 33.
3. Антонова Т.П. Мотивы выбора профессии [Текст] / Т.П. Антонова, А.В. Михайлова // Педаго-гический опыт: теория, методика, практика: Материалы II Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2015. – С. 104–105.
4. Зуб А.Т. Психология управления [Текст] / А.Т. Зуб. Учебник. – М.: Юрайт, 2020. – 566с.
5. Иванова А.В. Мотивация персонала [Текст] / А.В. Иванова, А.В. Михайлова // Научное сооб-щество студентов: Материалы IV Международной студенческой научно-практической конферен-ции. – Чебоксары, 2015. – С. 120–121.
6. Кривогорницына В.К. Разработка профессиональных методов обучения персонала [Текст] / В.К. Кривогорницына, А.В. Михайлова // Образование и наука в современных условиях. – 2020. – №1 (1). – С. 205–210.
7. Козлов В.В. Психология управления [Текст]. Учебник для студентов высшего учебного заве-дения / В.В. Козлова. – М.: Академия (Academia), 2018. – 648с.
8. Коноваленко В.А., Коноваленко М.Ю., Соломатин А.А. Психология управления персоналом [Текст]. Учебник / В.А. Коваленко. – М.: Юрайт, 2020. – 691с.
9. Лукичёва Л.И. Управление персоналом [Текст]. Учебное пособие / Л.И. Лукичева. – М.: Оме-га-Л, 2020. – 560с.
10. Михайлова А.В. К вопросу об аудите персонала [Текст] // Экономика и социум / А.В. Михай-лова. – 2020. – №1–2 (10). – С. 320–323.
11. Михайлова А.В. Кадровый контроллинг как объект научно-теоретического исследования [Текст] // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехническо-го университета. Экономические науки / А.В. Михайлова.. – 2017. – №2–1 (75). – С. 148–154.
12. Михайлова А.В. Особенности подбора и расстановки кадров на муниципальной службе [Текст] // Экономика и социум / А.В. Михайлова. – 2020. – №4–3 (13). – С. 1446–1452.
13. Михайлова А.В. Анализ методов противодействия коррупции в отечественных и зарубеж-ных системах [Текст] / А.В. Михайлова, А.Е. Голикова // Экономика и социум. – 2020. – №4–3 (13). – С. 1455–1461.
14. Михайлова А.В. Стратегическое планирование как инструмент стратегического управления организацией (на примере малого предприятия [Текст] / А.В. Михайлова, Г.И. Михайлов // Управ-ление экономическими системами: Электронный научный журнал. – 2018. – №10 (58). – С. 25–127.
15. Свенцицкий А.Л. Социальная психология [Текст] / А.Л. Свенцицкий. – М.: Юрайт, 2020. – 566с.
16. Смирнов В.Н. Психология управления персоналом в экстремальных условиях [Текст] / В.Н. Смирнов. – М.: Академия, 2018. – 171с.
17. Федосеев В.Н. Методы управления персоналом [Текст] / В.Н. Федосеев, С.Н. Капустин [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/people/hrm_methods.shtml (дата обращения: 18.02.2020).