Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Идея свободной торговли начинается с важности ликвидации таможенных и других барьеров на пути движения товаров между странами. Доводы в пользу свободной торговли основаны на анализе экономике, который показывает выгоды от либерализации торговли как для отдельных стран, так и для всего мирового хозяйства. Но страны редко придерживаются таких рекомендаций сторонников неоклассических теорий. Многочисленные барьеры являются нормой регулирования внешней торговли и представляют собой политику государства. Ограничения поддерживаются теми группами производителей или населения, которые имеют выигрыш от их введения.
Способы регулирования внешней торговли могут принимать разные формы, включая как непосредственно влияющие на цену товара (тарифы, налоги, прочие сборы). Они могут ограничивать стоимостные объекты или число поступающего товара (ограничения в количестве, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и др). Наиболее распространены таможенные тарифы. Цель их применения – получение дополнительных средств финансов (развивающиеся государства), регулирование потоков внешней торговли (характерно для развитых государств) или защита своих производителей (трудоемкие отрасли). Для экспертов в экономической отрасли важно оценивать эффективность таможенного налогообложения, дать общую характеристику таможенных пошлин.
Целью данной работы является рассмотрение экономической роли тарифов и парадокса Мецлера. Задачи:
1) Рассмотрение сущности таможенных тарифов,
2) Анализ таможенных пошлин при помощи неоклассической теории.
3) Описание таможенного обложения.
4) Изучение парадокса Мецлера.
Объектом изучения является изучение таможенных тарифов. Предметом изучения является специфика функционирования таможенных тарифов.
Глава 1 Сущность таможенных тарифов
1.1 Таможенные пошлины: общая характеристика
Таможенные пошлины относятся к наиболее традиционным и применяемым мерам государственного регулирования экспортно-импортных операций. Такое их положение определяет разные формы, в которых они выступают, и объем задач, которые выполняются таможенными пошлинами для государственного регулирования внешней торговли. В зависимости от того, относятся они к импортируемому или экспортируемому товару, они называются импортными, экспортными или транзитными.
Импортные пошлины, которые характеризуют ввозимые в страну товары, встречаются часто.
На начальном этапе развития капитализма при помощи импортных пошлин обеспечивались поступления налогов. В настоящее время значимость импортных пошлин резко уменьшилась, а фискальные функции теперь возложены на поступления налогов (например, налог на прибыль). Если в Америке еще в конце позапрошлого столетия при помощи импортных пошлин покрывалось до 50 процентов всех поступлений в бюджет, то сегодня эта доля не выше 1,5 %. Не выше нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджет подавляющего числа промышленно развитых стран .
Значит, если в начале своего существования импортные пошлины давали получение денег, то есть выполняли фискальную роль, то на сегодня их функции связаны с обеспечением проведения конкретной торгово-экономической политики.
В развивающихся государствах импортные пошлины применяются как способ поступлений финансов. Это аргументируется большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, которые пересекают таможенную границу.
Относительно нашей страны последние трансформации таможенного законодательства говорят о том, что важность импортных пошлин России как фискального способа растет.
Реже применяются экспортные пошлины, имеющие цель получения дополнительного числа валюты для пополнения казны в государстве. Экспортные пошлины делают дороже стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция является незначительным моментом. Экспортные пошлины применимы для сырьевых товаров, по которым государство обладает монополией, или тогда, когда государство нацелено на ограничение вывоза данного товара .
В других случаях задачей экспортных пошлин, которые взимаются государствами, которые обладают монопольными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, рост цен и увеличение доходов казны и производителей. Данная задача ставится при налогообложении экспорта риса Таиландом и Мьянмой, какао-бобов Ганой и кофе Бразилией.
В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США запрещает их применение.
Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки, рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей и сейчас практически не применяются.
В связи с применение адвалорных пошлин создается вопрос относительно того, какие издержки, связанные с поставкой товаров, следует включать в стоимость, которая подлежи налогообложению. Государство может применять цену сиф (включающую стоимость страхования и фрахта) или цену фоб. Вариантом цены фоб может быть цена фас, которая меньше цены фоб на стоимость погрузочных работ. Цена сиф совпадает со стоимостью товара в порту прибытия судна и выше цены фоб на стоимость транспортных расходов и страхования товара в пути.
Страны могут находиться в разных договорных и политических отношениях, то есть являться членами таможенного или экономического союза, обладать подписанным договором о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или не иметь никаких специальных соглашений в области торговли.
В зависимости от режима устанавливаются пошлины, которые взимаются с поставляемого товара. Они бывают преференциальными (особо льготными), договорными (минимальными) и генеральными (автономными), т.е. максимальными.
Особо следует выделить преференциальные таможенные пошлины. Ставки данных пошлин ниже минимальных и часто равны нулю, поскольку товар ввозится без пошлин. Право использования данных пошлин получают государства, которые входят в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и др.
Например, страны «Общего рынка» дают друг другу преференциальные пошлины по импорту товаров (равные нулю), которые не распространяются на другие развитые страны, такие, как США или Япония.
Договор, в котором принимается решение о предоставлении договорных или минимальных пошлин, называется договором о «режиме наибольшего благоприятствования» (РНБ) и формулирует обязательство подписавших его стран не взимать с импортируемых товаров пошлины, превышающие по размерам величину пошлин, взимаемых с товаров любых третьих стран. Такое положение называется режимом не дискриминации. Государства, подписавшие подобные договоры, берут на себя обязательство облагать одинаковыми пошлинами товары всех стран-контрагентов.
Начало режима наибольшего благоприятствования связано в развитием капитализма, периодом свободной конкуренции конца XVIII века. Сначала договора о предоставлении «режима наибольшего благоприятствования» подписывались на двусторонней основе, но в конце 40-х годов они заменяются многосторонним Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ).
Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше остальных и ее реализация фактически дискриминирует товары, которые ввозятся из определенного государства.
Примером применения генеральных (автономных) пошлин является взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.
В конце 1993 г. ряд стран СНГ (Россия, Беларусь) предприняли попытку создания интеграционного союза в рамках СНГ, предусматривающего ликвидацию таможенных пошлин.
В 60-е годы право на получение односторонних преференциальных пошлин получили развивающиеся страны, поставляющие свои товары в развитые страны с рыночной экономикой.
Применение карательных и антидемпинговых пошлин нацелено на то, чтобы не допускать на национальный рынок товары, которые не желательны по политическим и экономическим причинам. Проблема при введении карательных или антидемпинговых пошлин состоит в нахождении аргументации наличия демпинга или субсидирования экспорта. Демпинг – это продажа товара по ценам ниже производственных издержек. Но компании неохотно предоставляют документы относительно производственных издержек. Поэтому на практике применяются косвенные доказательства демпинга. Например, международные компании определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже цены на мировом или внутреннем рынке.
В 30-е годы прошлого столетия обвинения в демпинге сельскохозяйственных товаров производителями в Восточной Европе вынудили ряд государств ввести количественные лимиты на импорт.
В 70-е годы США обвинили западногерманскую компанию «Фольсваген» в заниженных ценах на поставляемую модель малолитражного автомобиля.
Чтобы принять решение о введении антидемпинговых пошлин, важно определиться с целями и характером демпинга, который может быть дифференцирован на постоянный и разовый .
Обстоятельство «жизни» постоянного демпинга – рыночная сегментация, то есть разделение рынка на несколько частей. Дифференцируя один внутренний рыночный сегмент (при помощи расходов транспорта, таможенных тарифов), монополии часто увеличивают на нем цены, получая прибыли. Это дает возможность продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связывается с политикой вытеснения конкурента при помощи низких цен. Впоследствии компания обычно увеличивает цены, доводя их до уровня, который выше первоначальной цены разоренных конкурентов. Разовый демпинг формируется в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара при помощи его распродажи на внешнем рынке по низким ценам.
Для национальной экономики самым опасным является постоянный демпинг, так как он ведет к разорению национальных производителей с «перекачкой» монопольной прибыли иностранным производителям.
На практике сложно разделить виды демпинга, так как нельзя конкретизировать окончательные цели компании, которая продает по завышенной цене.
1.2 Анализ пошлин при помощи неоклассической теории
При анализе пошлин при помощи неоклассической теории мы будем основываться на таких положениях:
1) Налог взимается с товара, который пересекает национальную
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Буваева, Н. Э. Международное таможенное право : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общ. ред. А. В. Зубача. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с.
2) Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. Учеб. Пособие. – Финансы и статистика, 2016. – 204 с.
3) Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела : учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук ; под ред. Г. П. Геращенко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с.
4) Кадочников П., Кнобель А., Ченцов А. Оценка масштабов импортозамещения в России в 2014–2016 гг. // Экономическая политика. 2019. Т. 14. № 1. С. 8–33.
5) Кондратьев В. Б. Новый этап глобализации: особенности и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 6. С. 5–17.
6) Королева А. Российское зерно завоевывает мир, имея проблемы в тылу // Эксперт онлайн. 2018. URL http://expert.ru/2018/01/23/rossiya-vzyala-vtoroe-mesto-v-mirovom-zernovom-eksporte/
7) Кузнецова О., Мельгуй А., Дворецкая Ю. Стимулирование социально-экономического развития сельского хозяйства России // Аграрная политика: проблемы и решения. 2018. № 8. С. 19–26.
8) Новикова, С. А. Таможенное дело : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 302 с.
9) Основы таможенного дела : учебник для вузов / А. П. Джабиев [и др.] ; под общ. ред. А. П. Джабиева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 392 с.
10) Подоба З. С., Титова А. М. Чеболь как основа экспортно ориентированной экономики Республики Корея //Азия и Африка сегодня. 2018. № 3. C. 33–40.
11) Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под ред. Е. Ф. Прокушева. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 450 с.
12) Удовенко С.П. Таможенный тариф в регулировании внешней торговли: зарубежный опыт и российская практика. 2016.