Фрагмент для ознакомления
2
Нами была разработана экспериментальная методика по использованию подвижных игр разного направления в ходе учебно-тренировочных занятий с детьми (далее – ЭГ).
Подвижные игры, которые мы использовали на учебно-тренировочных занятиях в ЭГ были подобраны, учитывая психофизиологические возможности детей, развития физических качеств и физической подготовленности. Экспериментальную методику включали в учебно-тренировочные занятия один раз в неделю.
В начале и конце педагогического исследования участником ЭГ были предложены контрольные испытания, которые смогли определить уровень физической подготовленности и функциональное состояние детей. Нами был проведен полнейший анализ и обобщения результатов исследовательской части работы.
Подбор подвижных игр и упражнений игровой направленности к ним, в целях применения их для развития основных физических качеств, мы исходили из того, что главный компонент действий был рассмотрен с точки зрения двигательных установок, где качество выбранных подвижных игр будет находиться в изолированном соответствии с характером двигательных качеств.
В связи с вышесказанным мы избрали специфику качественного направления игр в виде некоторых правил, позволившее наиболее точно определять соответствия игр, которые направлены на развитие физических основных качеств.
Общее число учебно-тренировочных занятий с использованием разработанных игр составило 20 (Таблица 2.1.).
Таблица 2.1.
План-график проведения экспериментальных подвижных игр
Номер игры Номер учебно-тренировочного занятия
Игра 1 1 11
Игра 2 2 12
Игра 3 3 13
Игра 4 4 14
Игра 5 5 15
Игра 6 6 16
Игра 7 7 17
Игра 8 8 18
Игра 9 9 19
Игра 10 10 20
Педагогические наблюдения позволили нам отобрать и сгруппировать подвижные игры, которые могли бы преимущественно максимально воздействовать на основные физические качества дошкольников.
Выбирая игры, мы стремились не применять модель игр, которые описаны в различных научных источниках, а творчески их переработать согласно поставленным в работе задачам.
Исходный уровень физической подготовленности детей на начало эксперимента определялся по результатам контрольных испытаний, которые подробно описаны во второй главе.
Оценивая полученные данные ЭГ и КГ (Табл. 3.2, Рис. 3.1 таб.3.3., Рис.3.1.) и сравнивая показатели в начале и в конце проведенного эксперимента, следует отметить, что мы наблюдаем повышения показателей по всем контрольным данным тестирования.
Нетрадиционные формы (игровой сюжет, комплекс подвижных игр или музыкально-ритмических упраж¬нений, работа на тренажёрах, утренняя пробежка и др.) предполагают новые подходы к организации и проведению утренней гигиенической гимнастики с детьми дошкольного возраста, которые доступны, интересны, способствуют разностороннему развитию личности дошкольника, сохранению и стимулированию здоровья детей.
Нетрадиционные формы утренней гигиенической гимнастики способствуют развитию физических качеств и познавательных способностей детей, повышают их интерес к выполнению общеразвивающих упражнений, влияют на эффективность физического воспитания дошкольников.
Нетрадиционные формы утренней гигиенической гимнастики:
1. Игрового характера - могут быть включены 2-3 подвижных игры разной степени интенсивности или 5-7 общеразвивающих упражнений имитационного характера типа «кошечка», «птички летают»; можно создать целый сюжет из имитационных движений.
2. С использованием полосы препятствий - использование полосы препятст¬вий позволяет предлагать упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать различные виды движений с увели¬чением числа повторов и темпа выполнения, чередовать физкультурные посо¬бия; можно создавать различные полосы препятствий с использованием раз¬личных модулей ( на основе материала тематического блока - Гимнастика).
3. С включением оздоровительных пробежек - проводится обязательно на воздухе, во время приёма детей (подгруппами по 5-7 человек). Вначале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений общеразвиваю¬щего характера. Затем делается пробежка со средней скоростью на 100-200-300 метров (один - два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивиду¬альных возможностей детей и времени года ( на основе материала тематическо¬го блока - легкая атлетика). В конце предлагаются дыхательные упражнения.
4. С использованием простейших тренажёров - включены упражнения об¬щеразвивающего воздействия с использованием простейших тренажёров (дет¬ский эспандер, гимнастический ролик и др.) и тренажёров сложного устройства («велосипед», «гребля» и др.).
5. Типа ритмической гимнастики. Ритмическая гимнастика - одна из разно¬видностей образовательно-развивающих видов гимнастики, содержанием ее являются разнообразные, простые по технике использования физические уп¬ражнения (общеразвивающие, танцевальные и другие). Упражнения ритмиче¬ской гимнастики являются эффективным средством развития ловкости, быстро¬ты, специальной выносливости. «Делай как я, делай со мной, делай лучше меня»
6. Утренняя гимнастика, как самостоятельная деятельность, где вместо инструк¬тора физической культуры выступает хорошо подготовленный ребенок подго¬товительной к школе группы. Самостоятельная зарядка для детей занимающихся в секции «Школа мяча».
7. Утренняя гимнастика-мини тренировка в основных видах движений (на основе материала тематического блока «баскетбол»).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авченко, Н.А. Игры с элементами спорта для дошкольников / Н.А. Авченко // Инструктор по физкультуре. – 2015. – № 6. – С. 15–23.
2. Авченко, Н.А. Обучение подвижным играм с элементами спортивных игр в соответствии с ФГОС ДО (в подготовительной к школе группе) / Н.А. Авченко // Инструктор по физкультуре. – 2015. – № 3. – С. 17–23.
3. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: монография / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 1992. – 158 с.
4. Антонов, А.А. Методика применения элементов подвижных игр для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. / А.А. Антонов. – СПб: СПБГУ, 1997. – 23с.
5. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физкультуры / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 442 с.
6. Баландин, В.А., Чернышенко, К.Ю., Эфендиев, Т.А. Инновационные программы физического воспитания детей дошкольного возраста / В.А. Баландин, К.Ю. Чернышенко, Т.А. Эфендиев // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2009. – № 3. – С. 37–40.
7. Барабаш, В.Г. Имитационно-игровые упражнения как средство развития двигательной деятельности дошкольников: автореф. дис. канд. пед. наук. / В.Г. Барабаш. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1999. – 17 с.
8. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2008. – 416 с.
9. Белоусова, Ю.И. Повышение уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ / Ю.И. Белоусова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – М.: РАНХиГС, 2014. – С. 55–58.
10. Бесшапошникова С.Ю. Развитие двигательной координации у детей 5-7 лет с использованием гимнастических упражнений на уменьшенной опоре: автореф. дис. … канд. пед. наук. / С.Ю. Бесшапошникова. – Ярославль: ЯРГУ, 2006. – 23 с.
11. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям: монография / М.М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 192 с.
12. Бойко, В.В. Дифференцированный подход в системе физического воспитания дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук. / В.В. Бойко. –Ярославль: ЯРГУ, 2008. – 23 с.
13. Вакулина, Т.А. Гигиенические аспекты физического воспитание детей дошкольного возраста / Т.А. Вакулина // Сб. науч. труд. – Волгоград: ВГИФК, 2003. – С. 52–60.
14. Вершинин, М.А. Физическое воспитание старших дошкольников на основе использования средств спортивных игр / М.А. Вершинин, Н.В. Финогенова, О.А. Сабуркина // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 6. – С. 57–58.
15. Власенко, Н.Э. Учебная программа повышения квалификации: методические основы обучения детей дошкольного возраста элементам спортивных упражнений и спортивных игр / Н.Э. Власенко, М.В. Чечета. – Минск: БГУФК, 2015. – 12 с.
16. Волков, В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей / В.М. Волков // Теория и практика физической культуры. – 1993. – №5–6. – С. 21–25.
17. Воронина, Л.В., Утюмова, Е.А. Формирование у детей дошкольного возраста алгоритмических умений / Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. – С. 487–490.
18. Воронов, A.B. Имитационное биомеханическое моделирование как метод изучения двигательных действий человека / A.B. Воронов // Теория и практика физ. культуры, 2004. – № 2. – С. 22-26, 39-40.
19. Выготский, Л. С. Психология развития: монография / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2003. – 1136 с.
20. Гладских, Л.А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, как одно из приоритетных направлений в системе современного дошкольного образования / Л.А. Гладских // Научный журнал. – 2016. – №7 (8). – С. 90–93.
21. Глазырина, Л.Д. Занятия по физической культуре в старшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания: монография / Л.Д. Глазырина. – Минск: НМ Центр, 1995. – 240 с.
22. Глазырина, Л.Д. Научно методические основы реализации оздоровительного, воспитательного и образовательного направлений программы физического воспитания дошкольников: автореф. дис. … док. пед. наук / Л.Д. Глазырина. – Минск: БГУ им. Танка, 1992. – 10 с.
23. Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольников: программа и программные требования: монография / Л.Д. Глазырина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 144 с.
24. Голубева, Г.Н. Формирование активного двигательного режима ребенка до 6 лет / Г.Н. Голубева // Теория и практика физической культуры. –2008. – № 2. – С. 83–86.
25. Губа, В.П. Эффективность метода освоения основных спортивных умений: автореф. дис. … кан. пед. наук / В.П. Губа. – М.: МГУ, 1985. – 21 с.
26. Губа, В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией на различные виды спорта: автореф. дис. … док. пед. наук / В.П. Губа. – М.: МГУ, 1997. – 7 с.
27. Дедулевич, М.Н. Методика физического воспитания детей: учебное пособие / М.Н. Дедулевич, В.А. Шишкина. – Минск: РИПО, 2016. – 234 с.
28. Донской, Д.Д. Теория строения действия / Д.Д. Донской // Теория и практика физической культуры. – 1991. – №3. – С.10–11.
29. Донской, Д.Д. Психомоторное единство управления физическими упражнениями как двигательными действиями (от «механики живого» к «психобиомеханике действий») / Д.Д. Донской // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 5,6. – С.23–37.
30. Егоров, Б.Б. Основные принципы оздоровительно-воспитательной работы в детском саду (по системе Ю.Ф. Змановского) / Б.Б. Егоров // Материалы междисциплинарной научной конференции ассистентов и соискателей АПН и ПРО. – М., 1999. – С. 16–17.
31. Ермакова, Ю.Н. Влияние элементов игры в футбол на развитие детей 5-7 лет / Ю.Н. Ермакова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2009. – №4. – С. 150 –154.
32. Ефименко, Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Н. Ефименко // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2009. – №4. – С. 60 –69.
33. Жаворонков, С.В. Возможности применения мини-лапты для обучения младших школьников элементам базовых игровых видов спорта [Электронный ресурс] / С.В. Жаворонков, И.Н. Никулин. – Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта: материалы Всерос. заоч. науч.-прак. конф. с междунар. участием, посвящ. 60-летию Белгор. обл., Белгород, 10 апр. 2014 г. – Белгород, 2014. – С. 143–146. – URL: http://ffk.bsu.edu.ru/docs (дата обращения 02.12.2020).
34. Зайцева, М.А. Структура и основное содержание методики формирования личностной физической культуры воспитанников ДОУ 5-6 лет с преимущественным использованием средств хип-хоп-аэробики / М.А. Зайцева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – №10 (116). – с. 63–68.
35. Иванова, Л.А., Казакова, О.А. Формирование двигательной активности у детей дошкольного возраста через новые здоровьеформирующие технологии / Л.А. Иванова, О.А. Казакова // Концепт. – 2014. – №12. – с. 151–155.
36. Карпеев, А.Г. Направление и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений / А.Г. Карпеев // Теория и практика физического воспитания. – 1995. – № 9. – С. 5–7.
37. Кожухова, Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжикова, М.М. Борисова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 312 с.
38. Коломийцева, Н.С., Кагазежева, Н.Х. К вопросу об использовании элементов спортивных игр при организации занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста / Н.С. Коломийцева, Н.Х. Кагазежева // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. –2014. – №1. – с. 270–271.
39. Колидзей, Э.А. Личностно-ориентированное физическое развитие ребенка: учебное пособие / Э.А. Колидзей. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 464 с.
40. Комарова, Т.Д. Увидел, выполнил, закрепил. Обучение элементам спортивных игр / Т.Д. Комарова, С.Б. Легоньков // Спорт в школе. – 2013. – № 3. – С. 28–30.
41. Лапина, Т.Л. Из опыта работы детского сада «Фея» по приобщению детей к миру физической культуры / Т.Л. Лапина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2008. – №1(6). – С. 123–129.
42. Левина, Т.А. Организация двигательной активности старших дошкольников в течение дня / Т.А. Левина / Специальное образование. – 2015. – №11. – С. 179–183.
43. Леонтьев, А Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Психологическая наука и о6разование. – 1996. – №3. – С.19–31.
44. Лобачевская, М.А. Путешествие по спортивным площадкам города Минска. Физкультурный досуг с элементами спортивных игр в старшей группе (от 5 до 6 лет) / М. Лобачевская // Здаровы лад жыцця. – 2016. – № 6. – С. 42–45.
45. Лызарь, О.Г. Особенности физического воспитания детей 5-7 лет с отклонениями в состоянии здоровья: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.Г. Лызарь. – Краснодар, 1998. – 15 с.
46. Михайлова, С.Н. Развитие координации движений у детей 6-7 лет, как основа повышения их физической подготовленности: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.Н. Михайлова. – СПб, 1990. – 25 с.
47. Михайлович, Г.Н. Двигательное развитие детей 5-6 лет в связи с ориентацией к сложно координационной спортивной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.Н. Михайлович. – М.: МГУ, 1991. – 24 с.
48. Немеровский, В.М. Игры и психогимнастика в развитии двигательно-познавательной сферы детей 5-6 лет в условиях ДОУ и семьи / В.М. Немеровский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2007. – №12. – С.81–85.
49. Ольха, В.И. Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста / В. И. Ольха, В. Н. Барановский, В. К. Федорович // Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и туризма: материалы V Междунар. науч.-практ. конференции. – Мозырь, 2014. – С. 114–115.
50. Панкратович, Т.М., Купцова, В.Г. Создание физкультурно-игровой среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения как условие эффективного воспитания координационных способностей детей 5–6 лет / Т.М. Панкратович, В.Г. Купцова // Концепт. – 2013. – №10(26). – С. 106–110.
51. Пасмурова, Л.Э. Активизация двигательной деятельности детей дошкольного возраста посредством игр с элементами спорта / Л.Э. Пасмурова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2008. – №4(9). – С. 98–104.
52. Правдов, М.А., Ермакова, Ю.Н. Влияние занятий на основе использования элементов игры в футбол на развитие координационных способностей у детей 5-7 лет / М.А. Правдов, ЮН. Ермакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – №5(63). – С. 83–87.
53. Сегал, И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к развитию двигательных способностей детей 3 4 лет средствами подвижной игры / И.В. Сегал // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – №4. – С. 71–75.
54. Симошина, JI.E. Методика и организация физкультурно- оздоровительной работы в дошкольном учреждении: Проблемы оптимизации физического состояния детей 6-7 лет / Л.Е. Симошина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1997. – № 1. – С. 15–30.
55. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 520 с.
56. Сычевская, О.Н. Внедрение норм ГТО в ДОУ. Работа с дошкольниками, вовлечение детей и педагогов в деятельность по развитию физкультуры и спорта / О.Н. Сычевская // Педагогическое искусство. – 2018. – №2. – С. 107–113.
57. Теория и методика спортивных игр: учебное пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Д. И. Нестеровский; под ред. Ю. Д. Железняка. – М.: Академия, 2013. – 464 с.
58. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом: учебник / под ред. Т. Ю. Торочковой. – М.: Академия, 2015. – 271 с.
59. Тычинин, Н.В. Подвижная игра как метод ранней физической подготовки дошкольников для занятий спортивной борьбой / Н.В. Тычинин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – №1 (59). – С. 117–120.
60. Угарова, О.В., Беккер, И.Л. Программно-методическое обеспечение физического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике / О.В. Угарова, И.Л. Беккер // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2011. – №24. – с. 831–837.
61. Усаков, В.И. Феномен спорта в социокультурном пространстве детства / В.И. Усаков // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2012. – №4. – С. 195–200.
62. Хурамшин, И.Г., Чапурин, М.Н. Методика развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста с применением подвижных игр / И.Г. Хурамшин, М.Н. Чапурин // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №60. – С. 372–376.
63. Чепик, В.Д., Черничкина, Ю.М. Предметно-развивающая среда в формировании готовности дошкольников к занятиям спортом / В.Д. Чепик, Ю.М. Черничкина // Вестник спортивной науки. – 2014. – №4. – С. 33–37.
64. Черкашин, В.П., Финогенова Н.В. Особенности проведения занятий по физической культуре в период подготовки к обучению в школе / В.П. Черкашин, Н.В. Финогенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – №5. – С. 103–108.
65. Чернышенко, Ю.К., Ползикова, Е.В. Формирование физкультурной предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях / Ю.К. Чернышенко, Е.В. Ползикова // Физическая культура, спорт - наука и практика. – 2014. - №1. – С. 12–15.
66. Чугайнова, О. Г. Теория и технология физического воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О. Г. Чугайнова, М. Ю. Парамонова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Моск. пед. гос. ун-т. – М.: МГПУ, 2016. – 112 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=471791 (дата обращения 01.03.2020).
67. Шабанова, О. В. Доступный спорт для старших дошкольников / О. В. Шабанова // Инструктор по физкультуре. – 2013. – № 3. – С. 53–55.
68. Шебеко, В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов вузой / В. Н. Шебеко. – 3-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 287 с.
69. Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? Монография / В.А. Шишкина, М.В. Мащенко. – Мозырь: «Белый ветер», 2005. –137 с.
70. Шмакова, Г. Г. Направленное развитие физических качеств у детей 6–7 лет в процессе занятий бадминтоном / Г. Г. Шмакова, В. В. Шмаков, Д. Г. Мацулевич // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму: материалы XV Междунар. науч. сес. по итогам НИР за 2016 год в 4 ч. – Минск, 2017. – Ч. 2. – С. 145–148.
71. Белоусова Ю.И. Повышение уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2.
72. Гладских Л. А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, как одно из приоритетных направлений в системе современного дошкольного образования // Научный журнал. 2016. №7 (8).
73. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. Мн.: Ураждай, 2008. 156 с.
74. Немеровский В. М. Игро и психогимнастика в развитии двигательно-познавательной сферы детей 5-6 лет в условиях ДОУ и семьи // Ученые записки университета Лесгафта. 2007. №12.
75. Панкратович Т. М., Купцова В. Г. Создание физкультурно-игровой среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения как условие эффективного воспитания координационных способностей детей 5–6 лет // Концепт. 2013. №10 (26).
76. Пасмурова Л.Э. Активизация двигательной деятельности детей дошкольного возраста посредством игр с элементами спорта // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2008. №4 (9).
77. Сайфиева С. С. Здоровье дошкольника и здоровьесберегающие технологии // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5.
78. Тарасова И. В. Применение спортивных игр в развитии двигательных качеств у детей дошкольного возраста // Наука-2020. 2019. №5 (30).
79. Широкова Г.А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. // Ростов н/Д: Феникс, 2009. 222с.