Фрагмент для ознакомления
2
Специфика правового статуса кредитных организаций обуславливается их сущностным предназначением в российской финансовой системе, которое главным образом связывается с осуществлением особого вида деятельности – производством банковских операций. Можно утверждать, что данная деятельность носит публичный характер или, по меньшей мере, имеет существенные отличия от ординарной деятельности иных юридических лиц. На данный вопрос уже обращалось внимание в науке в контексте относимости кредитных организаций к юридическим лицам публичного права .
Данный вопрос является сопровождением общей дискуссии о существовании юридических лиц частного и публичного права. Так, цивилисты отстаивают мнение о том, что правовая категория «юридическое лицо» является достоянием исключительно гражданского права и служит только ему, поэтому наличие юридических лиц публичного права ставится под сомнение . Другие исследователи, отмечая, что действующее правовое регулирование наделяет статусом юридического лица множество иных субъектов (например, органы государства и иные органы публичной власти) констатируют факт, что цивилистическая стройность понятия «юридическое лицо» была нарушена руками законодателя .
Данное обстоятельство сделало возможным рассмотрение вопроса о принадлежности кредитных организаций к юридическим лицам публичного права. С.В. Рыбакова обосновывает вывод о наличии у кредитных организаций признаков юридических лиц публичного права в случае наделения их на основе государственных и муниципальных контрактов обязанностями (компетенцией) по осуществлению отдельных публичных функций. Автор также не исключает публичный характер деятельности кредитных организаций и при отсутствии переданных властных полномочий .
Вместе с тем, необходимо отметить, что в науке широко распространена и активно поддерживается точка зрения о том, что кредитные организации не являются юридическими лицами публичного права. В частности, применение подхода профессора В.Е. Чиркина к определению существенных признаков юридических лиц публичного порядка позволяет прийти к выводу об отсутствии системы таких свойств у кредитных организаций .
Не декларируя в качестве цели настоящей работы разрешение представленной проблемы юридической теории, следует заключить, что наличествующая в научном сообществе полемика уже является достаточным основанием для выстраивания тезиса об особом (по крайней мере, отличном от ординарного) правовом положении кредитной организации, предопределяющем специфические черты ее правового статуса. Осуществление кредитными организациями банковских операций, а также публичных функций (данный аспект раскрывается в дальнейшем) предопределяет их характеристику как экстраординарного субъекта в общей системе юридических лиц. Специальное положение кредитных организаций позволяет рассмотреть в их деятельности публичный характер.
Кредитные организации встроены в финансовую систему государства. Их деятельность направлена на формирование устойчивого финансово-экономического развития страны, представляет собой общественно-значимую функцию и имеет целью удовлетворение частных и общественных потребностей в финансах. Именно финансовая деятельность предопределяет специфику правового статуса кредитных организаций, как субъекта финансового права.
Описанные выше умозаключения подтверждают особый социальный характер деятельности кредитных организаций.
Кредитная организация представляет собой особый вид юридического лица, правовой статус которого характеризуется рядом особенностей. Среди них выделяется специфика создания и регистрации кредитных организаций, порядок их ликвидации и реорганизации, а также разрешенные виды деятельности. В настоящей работе проведен анализ данных особенностей в контексте особой публичной роли кредитных организаций в финансовой системе страны .
Правовое регулирование деятельности кредитных организаций главный образом осуществляется на основе Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках). Данное обстоятельство свидетельствует о специфическом юридическом характере кредитных организаций – их деятельность главным образом регулируется публичным правом.
Специфика правового статуса кредитных организаций проявляется уже на стадии их создания и регистрации. Нормативным основанием (помимо Закона о банках) выступают Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - ФЗ № 129-ФЗ), Инструкция Банка России от 2 апреля 2010 г. № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (далее – Инструкция № 135-И), а также Указание Банка России от 3 апреля 2017 г. № 4336-У «Об оценке экономического положения банков» .
На основании Закона о банках, кредитная организация должна пройти процедуру государственной регистрации.
Относительно учредителей кредитной организации существует череда требований относительно их материального положения. На основании отечественных нормативно-правовых актов определен минимальный объем уставного капитала, который является гарантией прав кредиторов.
Для регистрируемой кредитной организации с универсальным типом лицензии данный объем будет на уровне не меньше одного миллиарда рублей, в то время как для кредитных организаций с базовым типом лицензии – триста миллионов рублей, а вот для небанковских кредитных организаций данная сумма определена на уровне девяноста миллионов рублей.
Для осуществления проверки материального положения учредителей во время предоставления заявления о проведении процедуры регистрации нужно представить документацию, которая позволит осуществить данную проверку и кроме этого документацию, которая даст информацию об источниках происхождения денег, направленных на цели уставного капитала кредитной организации.
Среди регистрационной документации помимо всего прочего можно выделить данные относительно кандидатов на управляющие должности в создаваемой кредитной организации, исходя из которых возможно определить имеющуюся у них компетентность, а также уровень квалификационных знаний и само собой соответствие правилам деловой репутации.
Порой бывает так, что в регистрации будет отказано если у кандидата нет соответствующего образования, недостаточный опыт в области управленческой деятельности либо нет опыта деятельности в бухгалтерской отрасли, есть непогашенная судимость за определенные умышленные преступные деяния и так далее.
Решение относительно государственной регистрации как правило будет принято не позднее шести месяцев со времени подачи всех необходимых документов и только после этого Банк России предоставляет лицензию на ведение банковской деятельности. В данной лицензии определяют соответствующий список операций, разрешенных к выполнению и кроме этого виды валют, в которых их можно осуществлять. Например, право осуществления различных операций в иностранных валютах нужно отдельно обозначить в лицензии. Данная лицензия является бессрочной.
Банком России осуществляется ведение реестра всех выданных лицензий, а также осуществляется учет государственной регистрации всех кредитных организаций для производства необходимых контрольных, а также надзорных функций.
Кредитную организацию возможно зарегистрировать только в качестве хозяйствующего общества на основании соответствующего правила, представленного в отечественном законодательстве, несмотря на форму собственности.
Закон о банках определяет специфику ликвидации, а также реорганизации банков. Данная процедура происходит исходя из решения, принимаемого Банком России сходя из необходимой документации, а также информации, предоставляемой кредитной организацией.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492.
2. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431.
3. Приказ Банка России от 23.04.1997 N 02-195 "О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов" // "Вестник Банка России", N 25, 30.04.1997.
4. Инструкция Банка России от 02.04.2010 N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2010 N 16965) // "Вестник Банка России", N 23, 30.04.2010.
5. Положение Банка России от 28.12.2017 N 626-П (ред. от 10.01.2023) "Об оценке финансового положения, о требованиях к финансовому положению и об основаниях для признания финансового положения неудовлетворительным учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2018 N 50436) // "Вестник Банка России", N 30-31, 13.04.2018.
6. Указание Банка России от 03.04.2017 N 4336-У "Об оценке экономического положения банков" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2017 N 46771) // "Вестник Банка России", N 48, 01.06.2017.
7. Указание Банка России от 31.03.2000 N 766-У «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций» // Вестник Банка России, N 19, 12.04.2000.
8. Белых В. С. Субъекты банковской системы России. Москва: Издательство Проспект, 2024. 160 с.
9. Гартина Ю.А. Проблемы правового регулирования института банковского кредитования // Право и государство: теория и практика. 2020. № 2 (182). С. 59-63.
10. Исаева Е.А., Каирбеков А.А. Риски банковской деятельности в условиях цифровых трансформаций // Проблемы теории и практики управления. 2020. № 12. С. 207-212.
11. Никитина Н.А. Оценка динамики объемов потребительского кредитования // Банковская система. 2023. № 6. С. 301-306.
12. Омелехина Н.В. Цифровая модель финансовой деятельности публично-правовых образований: некоторые правовые аспекты // Финансовое право. 2021. № 7. С. 18–22.
13. Рыбакова С.В. Финансовая правосубъектность кредитных организаций // Журнал российского права. 2019. № 9 (249). С. 47–54.
14. Чиркин В. Е. Юридические лица частного и публичного права в бизнесе и некоторых иных хозяйственных отношениях / В. Е. Чиркин // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 4(41). С. 256-265.
15. Шохин С.О. Реформа банковской системы: обустраиваем цокольный этаж // Банковское право. 2019. № 3. С. 25–30.