Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ 5
2 ЗНАКОМСТВО С РЕЖИМОМ ДНЯ. ЗНАКОМСТВО С ДОКУМЕНТАЦИЕ ГРУППЫ. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ КАРТЫ РАЗВИТИЯ 2
3 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЗАНЯТИЯМИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА ДВУХ ЗАНЯТИЙ 4
4 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЗАНЯТИЕМ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ. СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТНОГО ЗАНЯТИЯ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ. ПРОВЕДЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 9
5 ЗНАКОМСТВО С СОДЕРЖАНИЕМ РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ: ИЗУЧЕНИЕ ПЛАНОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, МАТЕРИАЛОВ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА, ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ 11
6 ПРОВЕДЕНИЕ ДВУХ ЗАНЯТИЙ ИЛИ МЕРОПРИЯТИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, ИХ САМОАНАЛИЗ 14
7 УЧАСТИЕ ИЛИ АНАЛИЗ ДВУХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГОЙ РАБОТЕ С ВОСПИТАННИКАМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 18
ВЫВОД 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день, в каждом дошкольном учреждении есть личный педагог-психолог. Основная задача педагога-психолога заключается в благоприятном обеспечении психологического и эмоционального состояния воспитанников. Вся деятельность психолога направлена на развитие возрастных и индивидуальных возможностей детей. Если вовремя не оказать ребенку психологическую поддержку, то данный фактор может нарушить психику и само поведение воспитанника [4].
Обеспечение удобного и комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении выступает главной целью психолога-педагога. Психолог дошкольного учреждения должен работать не только с ребенком, но и с воспитателями и даже с родителями, для того, чтобы наиболее точно выявить причины возникающих детских неудач, отрицательных поступков и плохого поведения. Психолог контролирует нестандартное поведение детей, в целях оказания помощи в преодолении возникающей проблемы, еще до поступления в общеобразовательное учреждение [4].
К основным проблемам организации психологического сопровождения в дошкольном общеобразовательном учреждении относятся:
Оптимизация психологического сопровождения;
Увеличение количества воспитанников;
Профессиональное выгорание и эмоциональные перегрузки.
Актуальность данной работы заключается в минимизации проблем в ходе работы педагога-психолога и в поиске наиболее рациональных способов решения задач, которые выступают перед психологом дошкольного учреждения.
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей работы психолога в рамках дошкольного общеобразовательного учреждения.
В ходе практической работы был выдвинут следующий ряд задач:
1. Исследовать основные направления деятельности педагога-психолога в дошкольном общеобразовательном учреждении;
2. Изучить процесс психологического просвещения сотрудников детского сада, а так же детей и их родителей;
3. Дать определение сущности и выявить социальную значимость будущей профессии педагога-психолога.
Благодаря прохождению практики в детском саду №8 появилось общее представление о работе дошкольного общеобразовательного учреждения в целом.
Прохождение практики в детском саду №8 позволило составить общее преставление о процессе функционирования дошкольного общеобразовательного учреждения в целом. Осуществляя деятельность совместно с психологом ДОУ появилась возможность более подробно познакомиться с социально-психологическом климатом в организации, который оказывает существенное воздействие на социальное развитие всей организации [4].
Затруднений и проблем в процессе прохождения практики не возникло.
Практика проходила на базе МБДОУ Детский сад №8 г.Гатчина Ленинградской области.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ
Ясли-сад № 8 на 280 мест по ул. Слепнева был принят в эксплуатацию 30 сентября 1983 года на основании Решения Исполнительного комитета Гатчинского городского Совета народных депутатов от 30.09.1983 г. № 220\2 и принят на баланс ЦНИИ «Прометей».
В соответствии с постановлением № 556 от 08.12.1997 г. главы муниципального образования «Город Гатчина» ясли-сад № 8 изменил название на муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 8 города Гатчины.
Учредителем Учреждения является муниципальное образование "Гатчинский муниципальный район"
Функции Учредителя осуществляет Администрация Гатчинского муниципального района.
Глава администрации Гатчинского муниципального района
Нещадим Людмила Николаевна.
Вышестоящим органом Учреждения, осуществляющим управление в сфере образования является Комитет образования Гатчинского муниципального района
Местонахождение, контактная информация учреждения
Наш адрес: РФ, 188309, Ленинградская область, город Гатчина, улица Слепнева, дом 15а
Режим и график работы учреждения
пятидневная рабочая неделя с 07.00 до 19.00
выходные дни – суббота, воскресенье,
праздничные дни, установленные законодательством РФ.
Основная работа педагога-психолога заключается в поддержании психологического, соматического, а также социального благополучия воспитанников.
Контингент воспитанников социально благополучный. Преобладают дети из русскоязычных и полных семей, дети из семей интеллигенции и рабочих профессий, а именно:
Полные семьи 84%
Неполные семьи: родители разведены 9%
Неполные семьи: матери-одиночки 6%
Многодетные семьи 7%
Опекаемые семьи 1% .
Основная задача педагога-психолога заключается в обеспечении психологического, личного и индивидуального развития детей дошкольного возраста. Психолог формирует условия дальнейшей готовности к образовательному процессу.
Основная деятельность психолога состоит из следующего ряда задач:
Устранение проблем развития ребенка на его начальных стадиях;
Оказание помощи в решении задач воспитания и социализации;
Обеспечение психологического сопровождения в образовательных программах.
В ходе практики было установлено, что дошкольное учреждение обладает всеми необходимыми условиями, которые способствуют положительному развитию личности ребенка и его деятельности.
В детском саду имеются: полностью оборудованные помещения для тринадцати возрастных групп, специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми группами (спортивный зал, музыкальный зал), сопутствующие помещения (медицинский кабинет, пищеблок, прачечная), служебные помещения (кабинеты заведующей, заместителя заведующей по УВР, делопроизводителя, педагога-психолога, учителя – логопеда, заместителя заведующей по АХЧ). Данные компоненты обеспечивают возможность организации разнообразных видов деятельности по интересам в сочетании с возможностью уединения.
Все предметно-развиваюшее пространство в группах сформировано с учетом основных особенностей развития каждого дошкольника.
В уголке творчества дети могут ознакомиться с различными видами и жанрами изобразительного искусства.
Театральный уголок оборудован всем необходимым для обеспечения театрализованной деятельности и игр (пальчиковый, настольный, театр рукавиц и др.).
Большое внимание уделяется самостоятельной детской деятельности. В распорядке дня предусмотрено личное времяпровождение ребенка. Дети могут свободно использовать различные предметы, материалы и оборудование, обеспечены их выбор и доступность. В групповых комнатах дети могут по желанию лепить, рисовать, рассматривать иллюстрации в книгах, разыгрывать сценки.
Содержание воспитательной работы в детском саду №8 включает в себя:
1) Строгое распределение в течении суток пребывания ребенком в детском саду последовательности сна, кормления, бодрствования и смены различных видов деятельности;
2) Организация и проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;
3) Создание условий для осуществления активной и разнообразной самостоятельной деятельности дошкольников.
В ходе практики было выяснено, что в обязанности педагога психолога входят следующие виды работ:
Просвещение педагогического коллектива и родителей детей с основами психологических знаний;
Предупреждение о различных видах отклонений, которые могут возникнуть в период личностного развития дошкольников;
Консультирование педагогического состава и родителей воспитанников при возникновении соответствующих проблем;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия / авт.-сост. М.В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 103 с.
2. Зажигина М.А. чего не надо делать родителям, но что они все равно делают. – М.: Генезис, 2006. – 240 с. – (Родительская библиотека).
3. Здоровье сберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.: ил.
4. Психологическая компетентность педагога: тренинговые занятия для повышения успешности педагогического общения: Учебно-методическое пособие / авт.-сост. И.С. Арон. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2012. – 132 с.
5. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 127 с.
6. Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями / авт.-сост. Т.И. Кандала, О.А. Семкова, О.В. Уварова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 143 с.
7. Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии / сост. С.В. Лесина, Г.П Попова, Т.Л. Снисаренко. – Волгоград: Учитель, 2011. – 164 с.
8. Диагностика Эмоционально-личностного развития дошкольников 3- 7 лет / сост. Н.Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 202 с.
9. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы / сост. Ю.Е. Веприцкая. – Волгоград: Учитель, 2011. – 123с.
10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с., ил.
11. Захаров А.И. как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателей дет. Сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
12. Программа «Комплексная диагностика уровня развития детей раннего возраста». – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2005. – 60 с.
13. Как подготовить ребенка к детскому саду? 49 простых правил. – М.: Эксмо, 2007. – 128 с.
14. Роль педагога-психолога в организации воспитательного пространства современной школы: Сборник методических материалов / сост. Е.В. Кодочигова / под ред. М.Я. Никитенко. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2013. – 80 с.
15. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
16. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / под ред. Л.И. Каплан. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с., ил.
17. Диагностический комплекс психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста / под научн. Ред. Н.А. Толстовой. Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2006. – 108 с.
18. Островская Л.Ф. Почему ребенок не слушается: Пособие для воспитателей дет. Сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1982. – 112 с., ил.
19. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
20. Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции 25-27 декабря 2013 года: в 2 ч. / под общ. ред. проф. Л.М. Попова, проф. Н.М Швецова. – Йошкар-Ола: МОСИ – ООО «СТРИНГ», 2014. – Ч. 1. – 448 с.