Фрагмент для ознакомления
2
В многоэтажных магазинах на первых этажах размещаются крупногабаритные товары и товары частого спроса. На последующих -- товары, требующие длительного времени для выбора.
При размещении товаров безусловно должна быть учтена психология покупателя, который более склонен к импульсивным покупками, если куплено главное.
Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используются тележки или тара-оборудование.
Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина. Кроме того, уменьшаются затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале магазина.
5. Организация размещения и выкладки товаров
Важнейшими условиями высокого качества торгового обслуживания покупателей и эффективного труда работников магазина является правильное размещение и умелая выкладка товаров в торговом зале.
Товары должны быть размещены и выложены так, чтобы покупатели имели к ним свободный доступ, могли быстро ориентироваться в предлагаемом ассортименте, могли получить наиболее полное представление о каждом из выставленных товаров и самостоятельно выбрать необходимое.
Размещение товаров -- это система размещения их на рабочем месте или в зоне обслуживания по наиболее существенным признакам -- группам, артикулам, размерам, фасонам, цене.
Выкладка товаров - это создание композиции путем использования и сочетания наиболее рациональных и эффективных способов показа и кладки отельных видов товаров с учетом их свойств, цвета, формы и т.п. В магазинах товар размещается по товарно-отраслевому и комплексному принципам.
Товарно-отраслевой принцип заключается в размещении в пределах отделов, секций, рабочих мест изделий, принадлежащих к одной товарной группе, например, обуви всех видов, одежды и т.д.
Комплексный принцип размещения товаров состоят в подборе на одном этаже в отделах магазина товаров различных групп, взаимосвязанных в спросе или удовлетворяющих потребности определенной группы покупателей: товары для детей, для мужчин, для женщин, для дома, для отдыха и др. Комплексный принцип размещения товаров применяется в крупных магазинах, чтобы сократить время покупателей на поиск в приобретение товаров,
Обследования показали, что в магазинах, где ассортимент сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на один квадратный метр в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на выбор товаров на 17% меньше, чем в магазинах с секционным делением.
Внутри больших комплексов могут быть сформированы мелкие микрокомплексы. Так, в комплекс "Товары для отдыха» могут войти следующие микрокомплексы: "Спорт и туризм», «Для фотолюбителей», «Музыка», «Для любителей радио и кино», «Для охотников и рыболовов».
Группировать товары в комплексах можно по трем направлениям:
комплексная специализация повторного ассортимента всего магазина, в результате чего образуются магазины типа: «Товары для детей», «Турист», «Фото-кинолюбители». Внутри такого магазина образуются секции по товароотраслевому принципу;
выделение постоянных или временных комплексных секций в магазинах, в которых большинство товаров сгруппировано в обычные товарные секции. Например: «Товары для школьников», «Товары для туристов», «Елочные игрушки», «Подарки»;
расчленение всего магазина на комплексные отделы типа: «Все для дома», «Все для быта», «Все для женщин».
В этих отделах секции выделяют по товарно-отраслевому принципу.
При размещении и выкладке товаров на рабочих местах необходимо соблюдать следующие правила:
создать для покупателей наиболее благоприятные условия для осмотра и выбора товара;
закреплять за каждым видом товаров постоянное место на полке горки с учетом допустимости товарного соседства, взаимосвязанности отдельных товаров в спросе и т. д., что позволяет покупателю лучше ориентироваться в выборе товара, а продавцу - быстро найти и отпустить товар;
создать именно на рабочем месте запас товаров в пределах установленных нормативов, обеспечивающих бесперебойную их продажу в течение рабочего дня;
располагать товары более частого спроса ближе к продавцу. Если имеется несколько рабочих мест по одной товарной группе, то товары частого спроса следует иметь на всех рабочих местах;
размещать новые, малоизвестные товары следует на самом видном для покупателей месте.
При размещении на рабочем месте товары в зависимости от назначения подразделяются на рабочий, выставочный и резервный запасы.
К рабочему запасу относятся товары, предназначенные для непосредственного отпуска покупателям. В магазинах с традиционным методом продажи товары рабочего запаса выкладываются на рабочем месте продавца: выдвижных ящиках прилавка, рабочего столика, на полках пристенных горок и шкафах. При торговле по образцам рабочий запас находится в кладовых магазина, где их готовят к отпуску.
Выставочный запас служит средством информирования покупателей об имеющихся в продаже товарах. При традиционном методе продажи выставочный запас размещают на прилавочных витринах, на верхних полках пристенных горок и шкафов. Часто выставочный запас одновременно является и рабочим. При торговле по образцам весь зал магазина представляет собой выставку товаров. При торговле с открытой выкладкой и по методу самообслуживания выставочный запас является и рабочим.
Резервный запас товаров используется для пополнения рабочего запаса. При традиционном методе продажи резервный запас хранят на рабочих местах продавцов в нижних рядах выдвижных ящиков прилавков и пристенного оборудования, а при торговле по образцам и по методу самообслуживания - в кладовых, примыкающих к торговому залу.
Размещать товары в магазинах самообслуживания можно по принципу треугольника, вершина которого - вход в торговый зал. В этом случае в основании треугольника, то есть небольшом от входа расстоянии, следует размещать товары частого спроса. С правой стороны от входа, учитывая привычку покупателей к правостороннему движению, размещают товары, объем продаж которых хотят увеличить, слева, то есть по направлению к выходу, -- товары повышенного спроса.
В середине треугольника размещаются товары «обычного» спроса.
При размещении товаров необходимо иметь в виду, что по характеру спроса их подразделяют на три группы:
· основные товары, за которыми покупатели приходят в магазин; отсутствующие товары, которые приобретают попутно с другими;
· товары, которые покупатели не собирались покупать, а желание купить их возникает у них при посещении магазина.
Основные товары размещают таким образом, чтобы покупатели, приобретем их, имели мощность по пути ознакомиться с другими. Сопутствующие товары - рядом с основными. Товары третьей группы располагаются недалеко от входа, в местах наиболее интенсивных потоков покупателей, у кассовых кабин, на торговом оборудовании на уровне глав покупателя.
В универмагах и специализированных многоэтажных магазинах на первом этажа, наиболее посещаемом покупателями, располагают товары с высокой частотой спроса, выбор которых не требует больших затрат времени, а также крупногабаритные и тяжелые. В соответствии с этим на первом этаже универсама рекомендуется размещать потребительские комплексы «Товары для дома», «Организация досуга», а по последующим этажам - «Товары для детей», «Товары для женщине", «Товары для мужчин», «Товары для шитья и вязания».
В одноэтажных магазинах, а также на отдельных этажах многоэтажных магазинов товары с высокой частотой спроса размещаются по возможности ближе к подсобным помещениям, что позволяет уменьшить запасы в торговом зале.
Товары повышенного спроса не рекомендуется размещать вблизи входа-выхода, чтобы не допустить излишней концентрации покупателей.
Товары сопутствующего ассортимента размещаются вблизи от основных товаров. При этом важно учесть комплексность спроса. Микрокомплексы в группы товаров с высокой взаимной комплексностью потребления располагаются по возможности рядом.
Хлеб и хлебобулочные изделия выкладывают рядами на полках пристенных или островных горок, в шкафах из модульных элементов, в таре -- оборудовании в достаточном количестве. Хлеб размещают так, чтобы покупатели имели возможность отобрать его, не касаясь руками соседних изделий. Отбор хлеба должен производиться специальными вилками. Ярлыки цен размещаются на оборудовании, на котором размещены хлебобулочные изделия.
Кондитерские изделия, продаваемые на вес через прилавок обслуживания, размещают по видам и сортам на рабочем месте продавца. С этой целью используют внутренние полки прилавков (на них размещают печенье, вафли, пряники и другие изделия в таре поставщика), а также ящики и кассеты прилавков и пристенных шкафов, куда высыпают карамель и конфеты в завертке. Образцы всех кондитерских изделий, имеющихся в продаже, выставляются в витринах. Для этого применяют корзины, вазы, блюда и другой инвентарь. Расфасованные кондитерские изделия выкладываются на прилавках, горках и др. Торты и пирожные с кремовой и фруктовой отделкой размещают в охлажденных витринах и шкафах. Пирожные, рулеты, кексы выставляют в фабричных лотках, снабжая их специальными щипцами или лопатками.
Расфасованные бакалейные товары и нескоропортящиеся кондитерские изделия выкладывают на полках пристенных и островных горок по наименованиям. В зависимости от вида фасовки их укладывают рядами или стопками.
Скоропортящиеся гастрономические товары выкладывают в охлаждаемых прилавках и витринах по видам продуктов различными способами. Так, колбасу и копчености - в несколько рядов. При этом верхний батон колбасы или другое изделие разрезают и кладут срезом в сторону покупателя. Фасованные колбасные изделия и мясокопчености, упакованные в целлофановую пленку или пергаментную бумагу, раскладывают по видам и сортам. Фасованные сыры, масло животное, маргарин и жиры выкладывают стопками или в несколько рядов по массе, фасовке, видам, цене. Бутылки и пакеты с молоком и другими молочными продуктами, расфасованную сметану выставляют на открытых холодильных прилавках рядами. Фасованное мясо и мясопродукты выкладывают в охлаждаемых прилавках -- витринах по видам и сортовым отрубам на эмалированных поддонах, а нефасованное мясо и мясопродукты - кусками на поддоны по видам и сортам. Мороженую рыбу выкладывают в низкотемпературных прилавках и витринах, охлажденную - в охлаждаемых прилавках-витринах. Соленые тузлучные рыбные товары выкладывают в окорятах с тузлуком; соленую рыбу без тузлука - на противнях и в окорятах спинками вверх Картофель и плодоовощные товары выставляют на горках и прилавках в лотках, кассетах, корзинах, тележках и другом оборудовании и инвентаре. В магазинах самообслуживания эти товары продают фасованными и упакованными в бумажные и полимерные пакеты, хлопчатобумажные и полимерные сетки, а также связанными в пучке (редис, салат, лук зеленый и другая зелень).
При продаже товаров через прилавок обслуживания на Прилавках, горках и витринах должны быть выставлены образцы всех имеющихся в продаже товаров, снабженные ярлыками, с указанием наименования и цены за 1 кг или за штуку (пучок).
6. Обслуживание покупателей, консультация покупателей
Организация рабочего места продавца
Под рабочим местом продавца понимается часть площади торгового зала, предназначенная для работы одного или нескольких продавцов и оснащенная специальным оборудованием для размещения, а также выкладки и продажи товаров.
В магазинах самообслуживания и торгующих по образцам у продавца нет четко обозначенных границ рабочего места, как в магазинах, применяющих индивидуальную форму обслуживания.
На рабочем месте осуществляются показ, выбор, консультация, расчет и упаковка (при продаже товаров с открытой выкладкой), а также оказание различных услуг покупателям.
Организация рабочего места продавца должна обеспечивать наиболее полное использование площади торгового зала, правильный выбор типа оборудования и возможность его рациональной расстановки.
Важнейшими элементами организации рабочего места продавца являются размещение и выкладка товаров, от которых зависят уровень обслуживания покупателей, эффективность труда продавцов.
Товары размещают по товарно-отраслевому принципу, когда в пределах одного рабочего места (секции) находятся изделия одной товарной группы, и комплексному, когда на одном этаже, в одной секции, отделе магазина находятся товары различных групп, взаимосвязанных в спросе или удовлетворяющих потребности определенных контингентов покупателей.
За каждым товаром следует закреплять постоянное место, покупатели привыкают к этому и легко ориентируются в торговом зале, а работникам магазина это помогает контролировать сохранность товаров, следить за полнотой ассортимента товаров и своевременно пополнять их запасы.
Товары, размещаемые в торговом зале, в зависимости от назначения делят на рабочий, выставочный и резервный запасы.
В магазине самообслуживания рабочий запас одновременно является и выставочным. При торговле по образцам выставочным запасом являются выставленные в торговом зале образцы товаров.
Резервный запас служит для пополнения рабочего запаса в течение дня
Решение ситуаций по применению «Правил продажи отдельных видов товаров»:
а) К Вам обратился покупатель с просьбой продать ему половина батона. В каком случае Вы выполните просьбу покупателя. Каким нормативным документом необходимо руководствоваться.
В соответствии с п. 37 Правил продажи отдельных видов товаров. По просьбе покупателя лицо, осуществляющее продажу, обязано передать ему гастрономические товары в нарезанном виде.