Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Преддипломная практика проходила в Управлении Пенсионного фонда России по Корсаковскому району Сахалинской области.
Актуальность темы, изучаемой в ходе прохождения практики, связана с тем, что каждое региональное управления Пенсионного фонда России имеет свою специфику, связанную с географическим положением и социально-экономическим развитием конкретного региона. Поэтому, несмотря на распространенность сведений об общей структуре и функциях Пенсионного фонда России в научных источниках, определить специфику деятельности конкретного управления, выделить ее основные достоинства и недостатки.
1. Характеристика Управления Пенсионного фонда России по Корсаковскому району
1.1. Общая характеристика и структура организации
Управления Пенсионного фонда России Корсаковского района Сахалинской области является территориальным органом Пенсионного фонда РФ в конкретном регионе и выполняет функции, соответствующие этому статусу.
В сфере управления и контроля данной организации лежит вся система пенсионного обеспечения граждан, проживающих в городе Корсаков и в прилегающего к нему района, которые расположены в Сахалинской области.
Деятельность организации регламентируется рядом нормативно-правовых актов, которые описаны в п. 1.4 данного отчета по прохождению практики.
В Управление Пенсионного фонда России Корсаковского района Сахалинской области обращаются жители города Корсакова и Корсаковского района по вопросам начисления и перерасчета пенсий, страхования и многих других аспектов, которые, так или иначе, связаны с деятельностью Пенсионного фонда России на территориальном уровне.
Управление Пенсионного фонда России Корсаковского района Сахалинской области состоит из ряда отделов, которые подробно представлены в п. 1.3.
1.2. Краткая история создания и составления организации. Задачи и функции учреждения. Режим работы учреждения. Правила внутреннего распорядка, техники безопасности и противопожарной безопасности
Управление Пенсионного фонда России по Корсаковскому району Сахалинской области является юридическим лицом с маленьким уставным капиталом. Организация была образована 22 января 2002 года. Адрес регистрации Управления Пенсионного фонда России по Корсаковскому району Сахалинской области: 694020, Россия, Сахалинская обл., г. Корсаков, ул. Корсаковская, 20.
Режим работы Управления Пенсионного фонда России по Корсаковскому району Сахалинской области:: прием граждан и страхователей осуществляется в понедельник – четверг с 09:00 до 17:15, с перерыв с 13:00 до 14:00, в пятницу – с 09:00 до 17:00, с перерывом с 13:00 до 14:00.
Управление Пенсионного фонда России по Корсаковскому району Сахалинской области осуществляет ряд социально значимых функций, к которым относятся:
– установление и выплата страховых пенсий для жителей
1.3. Отделы, их назначение и взаимосвязь. Кадровый состав организации
Управление Пенсионного фонда России Корсаковского района Сахалинской области имеет типовую структуру территориального органа
Кадровый состав Управления Пенсионного фонда России Корсаковского района Сахалинской области определяется его структурой.
Основные требования к специалистам, осуществляющим деятельность в данной организации:
– наличие специального образования (юридического, экономического и др. в зависимости от должности);
– успешное прохождение психологического и специального тестирования, которое осуществляется на этапе приема кандидата на работу в Управление Пенсионного фонда России Корсаковского района Сахалинской области.
1.4. Организационная структура и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения
Из п. 1.3 видно, что в Управлении Пенсионного фонда России Корсаковского района Сахалинской области принята линейно-функциональная организационная структура, которая является наиболее эффективной для организации такого типа.
Каждый отдел выполняет свои функции, реализация которых организуется и контролируется руководством Управления Пенсионного фонда России Корсаковского района Сахалинской области.
В каждом отделе есть свой руководитель и группа сотрудников, которые взаимозаменяемы и выполняют одни и те же функции. Необходимость кадрового наполнения каждого отдела такими сотрудниками связана с большим объемом работы организации в связи с широким кругом клиентов.
Деятельность Управления Пенсионного фонда России Корсаковского района Сахалинской области осуществляется согласно следующим нормативно-правовым актам:
1. Конституция Российской Федерации, которая определяется основы работы с клиентами, соблюдение их прав и свобод как граждан Российской Федерации .
2. Трудовой кодекс Российской Федерации .
3. Постановление Правления ПФР «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка Пенсионного фонда Российской Федерации» от 10 июля 2008 года .
4. Постановление Правления Пенсионного фонда России «О структуре территориальных органов ПФР» .
5. Федеральный закон РФ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» .
2.3. Участие в рассмотрении заявлений, обращений, жалоб граждан, подготовка обоснованных ответов на запросы граждан
В ходе прохождения преддипломной практики мною были осуществлены попытки принять участие в рассмотрении заявлений, обращений, жалоб граждан, подготовка обоснованных ответов на запросы граждан.
Руководитель практики доверил мне принимать обращения граждан города Корсакова и Корсаковского района относительно первичного начисления пенсий по возрасту. Гражданин, неработающий последние 5 лет перед выходом на пенсию по возрасту, обратился в территориальный орган для начисления пенсии. Ему была начислена минимальная пенсия, которая гражданина не устроила. Тогда он решил обратиться к юристу Управлении Пенсионным фондом России по Корсаковскому району Сахалинской области для сбора документов для обращения в суд. Для оказания помощи данному гражданину мне было необходимо осуществить следующие действия:
2.5. Проведение консультаций по социальным или правовым вопросам
В ходе прохождения преддипломной практики руководитель предложил мне провести консультацию с гражданином города Корсакова, который попал в ситуацию частичного ареста пенсионных начислений судебными приставами в счет неоплаченного банковского кредита.
Гражданин заявил, что, начиная с 01 марта 2021 года, с его пенсии стали вычитать 50% регулярной суммы выплаты с связи с судебным решением по признанию его должником по кредиту ЗАО «Альфа-банк» на сумму 100000 рублей.
Таким образом, каждый месяц пенсионер вместо 13500, получает всего 6500 рублей.
В рамках правовой консультации пенсионеру была разъяснена законность данных мер.
3. Выполнение работ, связанных с выполнением выпускной квалификационной работы
3.1. Анализ места и роли Пенсионного фонда в социальной системе РФ
Пенсионные системы в большинстве развитых стран сложны и включают большое количество участников. Россия не является исключением из этого правила.
Пенсионный фонд России – самая крупная и эффективная система оказания социальных услуг в Российской Федерации. Он обеспечивает своевременную выплату пенсий каждому гражданину России при полном соблюдении его пенсионных прав .
Данный орган был сформирован для государственного управления пенсионным финансированием, которое необходимо было выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Фонды финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
Пенсионный фонд России является одним из основных «игроков» в пенсионной системе Российской Федерации, несмотря на весьма неопределенный правовой статус. Действительно, Пенсионный фонд России не является органом государственной власти и управления, не входит в структуру правительства, при этом его глава (председатель правления) назначается и освобождается от должности непосредственно Президентом России. Пенсионный фонд России также не является полноценным финансовым институтом, поскольку не имеет лицензий .
Пенсионный фонд России, наряду с министерствами и аппаратом правительства, активно участвует в нормотворчестве в сфере пенсионной реформы, поэтому для нормального развития пенсионной системы было бы полезно преодолеть существующую правовую неопределенность и установить четкий правовой статус на уровне давно принятого специального закона.
3.2. Общая характеристика правоотношений в сфере пенсионного обеспечения
Пенсионные правоотношения – это отношения гражданина (семьи) с органом социальной защиты, регулируемые нормами закона о социальном обеспечении, возникающие на основании решения комиссии по назначению пенсий, согласно которому гражданин (семья) имеет право получать назначенную пенсию в установленном размере на регулярной основе в течение определенного периода, и орган, соответственно, обязан ее выплачивать .
В сфере социального обеспечения пенсионные правоотношения делятся на несколько типов :
1) начисление пособий и выплат;
2) медицинская помощь;
3) социальные услуги.
Денежные выплаты по социальному обеспечению выражаются в выплате пенсий.
Пенсия – это регулярное (ежемесячное) денежное пособие, выплачиваемое лицам, достигшим пенсионного возраста, имеющим инвалидность или в связи с потерей кормильца.
3.3. Характеристика структуры Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд России как один из крупнейших социальных институтов государства имеет разветвленную и сложную структуру.
Большой объем задач, возложенных на эту организацию, и внушительный штат сотрудников приводят к необходимости существования такой сложной организационной структуры .
Проще всего структуру Пенсионного фонда России представить в виде схематического изображения, которое представлено на рисунке 3.1.
3.4. Права и обязанности ПФР в материальных правоотношениях
Пенсионный фонд России выступает в качестве субъекта двух групп материальных правоотношений :
– обеспечение обязательной страховой защиты (т.е. трудовых пенсий) в рамках обязательного пенсионного страхования;
– предоставление отдельных видов надбавок к государственной пенсии (участники Великой Отечественной войны; граждане, пострадавшие от радиационных или техногенных катастроф; инвалиды и др.).
Содержание материальных правоотношений по выплате и доставке пенсий заключается в правах и обязанностях их субъектов. Изменение объема прав и обязанностей Пенсионного фонда России происходит при увеличении размера пенсий в связи с их перерасчетом или индексацией, изменением состава семьи, помещением в стационар социального обслуживания и в других случаях .
3.5. Права и обязанности ПФР в процедурных правоотношениях
Полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации включают в себя :
– установление порядка утверждения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения;
– утверждение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и отчета о его исполнении;
– определение порядка и условий формирования и инвестирования пенсионных накоплений;
Заключение
В ходе преддипломной практики мне удалось освоить такие умения, которые соответствуют получению опыта работы юристом в территориальном органе Пенсионного фонда России. В частности:
1. Изучать и анализировать нормативно-правовые акты, направленные на регулирование пенсионной сферы в Российской Федерации в целом, и в Сахалинской области – в частности.
2. Проводить анализ структуры, кадрового состава, внутреннего распорядка и правил работы территориального органа Пенсионного фонда России.
3. Проводить работу по разъяснению нормативно-правовых актов, обработке обращений граждан и консультированию по вопросам пенсионного обеспечения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в действ. ред. от 01 июля 2020 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 10.04.2021)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года (в действ. ред. от 09 марта 2021 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (Дата обращения: 08.04.2021)
3. Федеральный закон Российской Федерации № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01 апреля 1996 года (в действ. ред. от 24 февраля 2021 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9839/ (Дата обращения: 08.04.2021)
4. Федеральный закон Российской Федерации № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года (в действ. ред. от 22 декабря 2020 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/#dst0 (Дата обращения: 08.04.2021)
5. Федеральный закон Российской Федерации № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года (в действ. ред. от 24 февраля 2021 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/ (Дата обращения: 07.04.2021)
6. Федеральный закон Российской Федерации № 400-ФЗ «О трудовых пенсиях» от 28 декабря 2013 года (в действ. ред.) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (Дата обращения: 09.04.2021)
7. Федеральный закон Российской Федерации № 388-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 08 декабря 2020 года (в действ. ред.) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370108/#dst0 (Дата обращения: 09.04.2021)
8. Закон Сахалинской области № 55-ЗО «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Сахалинской области, и государственных гражданских служащих Сахалинской области»
9. Постановление Правительства Сахалинской области № 57 «Об установлении величины прожиточного минимума в Сахалинской области на 2021 год» от 26 февраля 2021 года (в действ. ред.) // Российская газета от 01 марта 2021 года. – [Электронный ресурс] https://rg.ru/2021/03/01/sahalin-post57-reg-dok.html (Дата обращения: 08.04.2021)
10. Постановление Госстандарта Российской Федерации № 221-ст «О принятии «Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.006-2002. Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации»» от 29 мая 2002 года (в действ. ред. от 01 января 2004 года) // Гарант. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/3923364/# (Дата обращения: 10.04.2021)
11. Постановление Правления Пенсионного фонда России № 195п «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка Пенсионного фонда Российской Федерации» от 10 июля 2008 года (в действ. ред.) // Гарант. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/93704/ (Дата обращения: 08.04.2021)
12. Постановление Правления Пенсионного фонда России № 900п «О структуре территориальных органов ПФР» от 05 октября 2016 года (в действ. ред. от 17 мая 2018 года) // Кодекс. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – [Электронный ресурс] https://docs.cntd.ru/document/456056055 (Дата обращения: 09.04.2021)
13. Абакумова, С.А., Стрельникова И.М. Принципы функционирования пенсионных организаций на территории Российской Федерации: социально-правовой аспект / С.А. Абакумова, И.М. Стрельникова // Вопросы социальной работы. – 2021. – № 3. – С. 99–113.
14. Демиденко, С.М. Пенсионный фонд России / С.М. Демиденко. – Воронеж: Спектр, 2020. – 412 с.
15. Коровина, А.М. Деятельность Пенсионного фонда России. Основные характеристики / А.М. Коровина. – М.: Форум, 2020. – 236 с.
16. Короленко, А.А. Принципы пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации / А.А. Короленко // Сборник Томского государственного университета. Вып. 2. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. – С. 66–80.