Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проведения практики. Актуальность проведения практики, как одного из важнейших элементов в подготовке бакалавров направления подготовки заключается в возможности практического применения полученных умений и навыков в процессе выполнения должностных обязанностей на действующем предприятии.
Место и время прохождения практики. Место прохождения практики ГБУЗ «Южно-Сахалинская детская городская поликлиника». Период - с «23» сентября 2021 г. по «17» октября 2021 г.
Объект и предмет исследования. Объектом прохождения практики выступает ГБУЗ «Южно-Сахалинская детская городская поликлиника». Предмет исследования - деятельность ГБУЗ «Южно-Сахалинская детская городская поликлиника».
Цели и задачи исследования. Целью работы является анализ деятельности ГБУЗ «Южно-Сахалинская детская городская поликлиника».
Задачи практики:
Исследовать опыт цифровизации здравоохранения на примере ГБУЗ «Южно-Сахалинская детская городская поликлиника»;
Провести анализ теоретических аспекты опыта цифрового обслуживания;
Привести решение аналитических и исследовательских задач;
Провести обработку собранных материалов, формирование структуры и первоначального варианта ВКР по утвержденной теме;
В ходе прохождения практики планируется освоить следующие компетенции, а именно:
Сбора информации;
Составления аналитических отчетов.
Методы исследования: анализ, сравнение, классификация, описание. Данное исследование состоит из введения, основной части, заключения и списка источников.
ЧАСТЬ 1. ОПЫТ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГБУЗ «ЮЖНО – САХАЛИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА»
1.1. Практика поликлиники по переходу в цифровую сферу
В ГБУЗ «Южно-Сахалинская детская городская поликлиника» была установлена медицинская информационная система «БАРС». Основной целью интеграции данной медицинской информационной системы в работу поликлиники являлись:
1. Совершенствование процесса работы ГБУЗ «Южно-Сахалинская детская городская поликлиника»;
2. Обеспечение долгосрочного хранение информации о пациентах;
3. Обеспечение быстрого и удобного поиска информации;
4. Удобство выставления счетов в страховые компании и территориальный фонд ОМС;
5. Оптимизация управленческих решений;
6. Формы отчетности, позволяющие оценить финансовое положение ЛПУ;
7. Повышение организации целевого использования финансовых средств;
8. Увеличение пациентооборота;
9. Увеличение количества платных услуг;
10. Оптимизация взаимодействия с территориальным фондом ОМС, Министерством здравоохранения РФ (рисунок 1.)
Рисунок 1 – Информационный плакат МИС «БАРС»
Основными глобальными целями внедрения медицинских информационных систем в региональные здравоохранения являются:
- Для онлайн-мониторинга и объектового сравнения доступности медицинских ресурсов – использование оборудования, в том числе количество дорогостоящих и дефицитных медицинских услуг и качество оказываемой медицинской помощи.
- Для комитета по здравоохранению – реальная возможность контролировать доступность медицинской помощи для населения в конкретном ЛПУ на основании мониторинга онлайн наличия номерков к специалистам, наличие очередей.
- Для пациента – отслеживание очереди и времени госпитализации или приема специалиста, готовности медицинских документов и т.д.
Актуальность внедрения медицинской информационной системы в данную лечебно - профилактическую организацию была вызвана потребностью в обработке большого объема информации и документооборота, необходимостью расширения спектра платных услуг.
Это обусловлено тем, что очень много времени клиницисты тратят на заполнение медицинской документации, статистических талонов, карт больных, очень много времени тратится на документооборот, а не на общение с пациентами. Внедрение МИС в работу представленной поликлиники ускорило процесс документооборота и увеличило время, уделенное непосредственно пациенту.
Так, внедрение МИС «БАРС» не только поднимет уровень и качество помощи, оказываемой пациенту при уменьшении документооборота, но и наряду с этим увеличит поток пациентов, внедряя платные услуги с большей доступностью их для прикрепленного населения.
Информатизация деятельности учреждений здравоохранения уже давно является насущной необходимостью. Обработка постоянно растущих объемов информации стала возможной только с применением современных компьютерных технологий, автоматизированной информационной клиники.
Медицинская информационная система «БАРС» имеет два компонента на подсистему, обеспечивающую хранение информации в базе данных, а также пользовательское приложение, установленное в холле регистратуры поликлиники.
Часть хранения данных должна обеспечивать надежное хранение всей информации, необходимой для функционирования системы.
Программа «БАРС» обеспечивает пользователям удобный интерфейс для работы в системе с учетом предлагаемых функциональных требований к ней.
- Данная медицинская информационная система обеспечивает защиту от случайного или преднамеренного повреждения информации;
- Резервное копирование данных, соответственно, в системы осуществляется администратором на основании принятого в организации документа правила копирования серверов Windows и Linux и баз данных информационных систем.
- Надежность работы системы в процессе ее эксплуатации должна обеспечиваться соответствующими службами организации на основании принятых правил и положений по техническому обслуживанию программного обеспечения и компьютерной техники.
- Информация и программное обеспечение должны быть объединены по структуре, интерфейсу, алгоритмам обеспечения, средствам взаимодействия с потребителем и методу обработки информации.
Подразумевается, что после реализации всех компонентов системы для взаимодействия с пациентом, процесс записи, соответственно, приема, госпитализация и выписка будут прозрачны непосредственно как для сотрудников больницы, так и для пациента.
В отдаленной больнице области может появиться надобность отправить пациента на лечение в город, либо запросить заочную консультацию используя телемедицинские технологии. Оператор этой больницы идет на корпоративный портал, активируется под своим собственным аккаунтом и подает заявку, соответственно (рисунок 2).
Рисунок 2 – Направление пациента на дополнительное обследование.
Специалисты рассматривают заявку, как описано ранее, но меняется логика выдачи талона на прием к специалисту. Врач при рассмотрении заявки может учесть, что пациенту необходимо госпитализация. Он отображает справочную информацию о данной процедуре в расчетный лист ожидания для поступления в клинику и сетку расписания в поликлинике в компоненте "планирование больницы". Принимая во внимание, ожидание очереди, пока врач планирует госпитализацию приостанавливается.
После, соответственно, эта информация становится доступной регистратору поликлиники. Так как дата госпитализации установлена, то весь амбулаторный прием должен состояться до этой даты. Архивариус выдает входной билет, соответственно, и заявка заполняется. Оператор удаленной больницы печатает маршрут для пациента. В маршрут определяет временную последовательность работы поликлиник назначения, даты госпитализации в отделение Областной клинической больницы.
Исходя из того, что компонент планирования больницы также связан с оперативным планированием рабочего дня и непосредственной статистической информацией о нем, продолжительность лечения данного заболевания можно рассчитать приблизительно: дату операции, соответственно, время нахождения в больнице и дату выписки.
На определенный период, который непосредственно задается в настройках системы, роботизированная система вызывает пациента и уточняет его намерение прийти по записи на прием в клинику. В случае отказа оператор отменяет маршрут следования пациента и доступное время, следовательно, становится зарезервированным для другого пациента. Если роботизированная система не смогла определить решение, далее формируется определенная задача для оператора контакт-центра (рисунок 3).
Рисунок 3 – Интерфейс МИС «БАРС» запись к специалисту.
В дополнение к предварительному звонку перед очным приемом, соответственно, контакт-центр также получает задание уточнить информацию о намерении пациента госпитализироваться. В случае подтверждения госпитализации у оператора есть контрольный список с вопросами, которые нужно задать пациенту для идентификации противопоказаний к госпитализации.
Контакт-центр получает работу в том случае, если специалисты вносят время поступления/дата госпитализации были изменены или отменены. Затем больной приходит в областную клиническую больницу и дальнейшее непосредственное движение пациента по маршруту контролируется диспетчером, который помогает в работе прохождения специалистов и диагностики в случае возникновения проблем.
В определенный назначенный день человек приходит в отделение неотложной помощи за непосредственным предоставлением помощи. Плановые пациенты и их госпитализация основана на списках, соответственно, которые загружаются из компонента больницы.
Во время внедрения медицинской информационной системы «БАРС» в работу были выполнены следующие шаги:
1. Подключение электронного реестра;
2. Подключение программы медицинской карты амбулаторного больного;
3. Подключение расширенных функция для сисадмина;
4. Подключение программы медицинской статистики и синхронизация с базой территориально фонда ОМС
5. Подключение регистратуры с функцией управления очередями (Первый шаг для приобретения статуса «бережливая поликлиника», подключение модуля платных услуг.
6. Ввод программы в эксплуатацию (рисунок 4).
Рисунок 4 – Этапы внедрения МИС «БАРС»
Основные функциональные разделы интерфейса МИС «БАРС»
Фрагмент для ознакомления
3
Официальные и нормативные материалы
1. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья". Российская Газета, Федеральный выпуск № 7338 (172), 2017. URL: https://rg.ru/2018/01/01/v-rossii-vstupaet-v-silu-zakon-o-telemedicine.html
2. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2016 год [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. № 1382. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 03.01.2021).
3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Текст. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7 M0.pdf (дата обращения: 14.02.2020).
4. Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи [Электронный ресурс]: приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. № 203н. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.07.2017).
5. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол № 16 от 24.12.2018 г. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 03.01.2021).
6. Паспорт приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологи» [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые данные. - Режим доступа: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/11/E-zdrav.pdf (дата обращения 05.03.2020).
7. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015–2030 гг. [Электронный ресурс]: проект Министерства здравоохранения – Режим доступа: WWW.URL: https://www. rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa–979/strategiya–razvitiya–zdravoohraneniya–rossiyskoy–federatsii–na–dolgosrochnyy–period. (Дата обращения 19.10.2020).
8. Методические рекомендации по развитию сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения [Электронный ресурс]: утв. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.06.2016 г. № 358. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 31.11.2020).
Специальная литература
9. Александрова, О.А. Реформа здравоохранения: руководители медучреждений на острие проблем (часть первая) / О.А. Александрова, О.А. Коломова // Народонаселение. - 2018. - Т. 21 - № 4. - С. 99 - 108.
10. Александрова, О.А. Реформа здравоохранения: руководители медучреждений на острие проблем (часть вторая) / О.А. Александрова, О.А. Коломова // Народонаселение. - 2019. - Т. 22 - № 1. - С. 79 - 91.
11. Беляков, В.К. Обоснование и развитие концепции телемедицины как новой основы оказания медицинской помощи / В.К. Беляков, О.Ю. Голованова, Р.И. Пташинский // Экономика здравоохранения. - 2017. - № 1. - С. 12-17.
12. Берлин, С.И. Конкурентный потенциал Российской Федерации как драйве её социально-экономического развития / С.И. Берлин // Вестник академии знаний. -2018. - № 2 (25). - С. 47 - 54.
13. Берлин, С.И. Актуальные вопросы формирования конкурентного потенциала в системе социально-экономического развития России / С.И. Берлин, Н.П. Кравченко, С.Х. Берлина // Современная научная мысль. - 2018. - № 1. -С. 130-138.
14. Бойко, И.П. Экономика предприятия в цифровую эпоху / И.П. Бойко, М.А. Евневич, А.В. Колышкин // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 7. - С. 1127 - 1136.
15. Брыкин, А.В. Информационная среда и качество жизни современного человека / А.В. Брыкин // Информационные ресурсы России. - 2018. - № 5 (141). - С. 16 - 20.
16. Брынцев, А.Н. Минимизация рисков в условиях цифровой экономики / А.Н. Брыцев, М.В. Перекрёстов // Российский экономический интернет-журнал. -2017. - 1. С. 6.
17. Брынцев, А.Н. Развитие логистических провайдеров в эпоху цифровой экономики / А.Н. Брыцев, Д.Т. Новиков, С.И. Никишов // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2018. - № 3. - С. 6 - 11.
18. Венедиктов, Д.Д. Современная концепция построения единой информационной системы здравоохранения / Д.Д. Венедиктов, В.К. Гасников, П.П. Кузнецов // Врач и информационные технологии. - 2018. - № 2. - С. 17-23.
19. Габуева, Л.А. Международный опыт для использования в российской практике обеспечения пациент ориентированности медицинских учреждений / Л.А. Габуева, Н.Ф. Павлова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2016. - № 2. - С. 177 - 184.
20. Герасименко, И.Н. Технологии телемедицинских консультаций и некоторые подходы к экономической оценке эффективности использования сети / И.Н. Герасименко // Экономика здравоохранения. - 2018. - № 2. - С. 28-31.
21. Герасименко, И.Н. Использование новых технологий с формированием телемедицинской сети в целях достижения экономической эффективности / И.Н. Герасименко // Экономика здравоохранения. - 2018 . - № 6. - С. 7-9.
22. Гумерова, Г.И. Организационно-управленческие положения электронного здравоохранения на основе индустрии 4.0: разработка бизнес-модели для российской практики с учётом услуг телемедицины / Г.И. Гумерова, Э.Ш. Шаймиева // Государственное управление. Электронный вестник. - 2019 . -№ 72. - С. 115 - 142.
23. Гумерова, Г.И. Менеджмент цифровой экономики. Менеджмент 4.0 (монография)/ Г. Гумерова, Г. Шеве, С. Хюзиг, Э. Шаймиева. - Москва. - 2019 . -232 с.
24. Гумерова, Г.И. Виртуальная организация как объект исследования и учёта в российском экономическом пространстве цифровой экономики / Г.И. Гумерова, Э.Ш. Шаймиева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018 . -Т. 14 № 4 (361). - С. 616 - 639.
25. Гумерова, Г.И. Информационный портал как сложный объект авторского права в виртуальном пространстве. Часть 1. / Г.И. Гумерова, Э.Ш. Шаймиева // Научное обозрение. - 2016 . - № 17. - С. 215 - 224.
26. Гумерова, Г.И. Информационный портал как сложный объект авторского права в виртуальном пространстве. Часть 2. / Г.И. Гумерова, Э.Ш. Шаймиева // Научное обозрение. - 2017 . - № 10. - С. 101 - 111.
27. Гусев, А.В. Обзор рынка комплексных медицинских систем / А.В. Гусев // Врач и информационные технологии. - 2019. - № 6. - С. 4-17.
28. Добрынин, А.П «Цифровая экономика - различные пути к эффективному применению технологий» // А.П. Добрынин, К.Ю. Черних, В.П. Куприяновский // International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - №1 (4). С. 4 - 10.
29. Ермакова, С.Э. Влияние аутсорсинга на качество и доступность медицинских услуг / Е.Г. Евдокимова, С.Э. Ермакова, Д.В. Чернышев // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 1 (78). - С. 935 - 937.
30. Киселев, С.В. Инновационная деятельность в экономической системе здравоохранения / С.В. Киселев, Р.Ш. Сунгатов. - М.: Экономздрав. - 2007. -378 с.
31. Клиническая телемедицина / А.И. Григорьев, О.И. Орлов, В.А. Логинов [и др.]. - М.: Слово, 2017. - 144 с.
32. Князева, Н.В. Проблемы организации управления качеством медицинских косметологических услуг со стороны стейкхолдеров / Н.В. Князева // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2017. - № 4. - С. 204 - 210.