Фрагмент для ознакомления
2
1. Профориентационное мероприятие для обучающихся ПОО
Тренинг «Я в группе»
Цель занятия: выявление особенностей группы: степени сплоченности, особенностей взаимодействия и процесса принятия решений, уровня доверия, ролевой структуры – для улучшения удовлетворенности от взаимодействия.
Задачи:
1. Провести диагностику и проанализировать показатели степени сплоченности, особенностей взаимодействия и процесса принятия решений, уровня доверия, ролевой структуры в группе.
2. Сформировать условия, при которых члены группы осознают необходимость сплочения и получат удовлетворение от достижения групповой цели.
3. Помочь участникам осознать свою роль в группе.
4. Развивать у участников навыки работы в команде.
Возраст: студенты группы.
Состав участников: 20 человек.
Актуальность: невозможно сделать всю работу одному человеку, время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.
Ход тренингового занятия:
1. «Наш круг» (5 минут)
2. «Тест на уровень сплоченности» (10 минут)
3. «Какой я глазами группы?» (15 минут)
4. «Город нашей группы» (15–20 минут)
5. «Живая социометрия» (20 минут)
6. «Рецепт хорошей группы» (15 минут)
7. «Подарки» (5 минут)
Рефлексия (Приложение № 1)
2. Методики
№ Методика Характеристика
1. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф.Фидлеру).
Приложение № 2. Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее
надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).
2. Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора».
Приложение № 3. Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная - 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
3. Описание результатов исследования
Получив результаты первичной обработки по методике А.Ф. Фидлера, мы построили профили психологической атмосферы в каждой студенческой группе.
Анализ результатов объединенного профиля группы А (первый курс) показал, что присутствует в группе неудовлетворительная психологическая атмосфера. Студенты-первокурсники демонстрирует неудовлетворенность по следующим параметрам: степень сотрудничества, удовлетворенность, взаимоподдержка. Респонденты определяют себя и членов своей группы вполне успешными. Показатели шкал «Степень согласия в группе» и «Продуктивность» находятся на третьей позиции, студенты не ощущают свою группу сплоченной, но оценивают своих одногруппников как дружелюбных и теплых людей. Это скорее всего потому, что сформированный коллектив новый, всего один семестр прожит вместе, при этом каждый успешный студент в обучении, чувствует свою самостоятельность, а каждый на данной стадии развития коллектива желает занимать более высокие позиции, показывая свои навыки перед другими людьми. Предполагается, что в группе существует высокая внутренняя конкуренция, что мешает создать комфортную атмосферу, необходимую для выполнения проблемных задач.
Из профиля группы Б 4 курса мы можем отметить, что группу удовлетворяют отношения по критериям дружбы, сотрудничества, взаимопонимания. Вместе с первого курса учатся 70% студентов, поэтому они ощущают комфорт, отсутствует напряжение. Также, респонденты группы отметили, что они достаточно удовлетворены теплотой атмосферы группы, могут высказывать свои мнения, потому что они не боятся критиковать, увлекаются совместными мероприятиями по взаимодействию.
Средние значения по всем представленным параметрам методики А.Ф. Фидлера были получены следующие: группа «А» - 5,57, группа «Б» - 3,43.
Статистические отличия в степени психоэмоциональной атмосферы двух групп были проанализированы с помощью критерия t-Стьюдента. Статистические достоверные отличия р = 0.002 свидетельствуют о более комфортной атмосфере коллектива у студентов группы Б, чем у студентов группы A.
Также мы выяснили коэффициенты группового сплочения в обследованных группах с помощью методики Сишора. Среднее значение коэффициента получилось следующим:
- Группа А - 9 (среднее значение);
- Группа Б - 12 (значение выше среднего показателя).
Таким образом, первичные результаты исследования на констатирующем этапе позволили нам предположить о более сплоченном коллективе студентов-психологов 4 курса, чем коллектив студентов-первокурсников. Полученные различия были проверены при помощи статистического критерия t-Стьюдента. Были выявлены различия на уровне тенденции (р=0,038). Скорее всего, это связано с тем, что группа А как коллектив находится на стадии становления, поэтому еще нет слаженной работы, члены группы в большей степени заботятся о собственных результатах. Возможно, еще нет доверия из-за неуверенности быть принятым группой, наличие страха потерять свое лицо перед сверстниками.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бисерова Г.К. Субъектная регуляция деятельности в профессиональном самоопределении старшеклассников / Г.К. Бисерова // Humanization of education and upbringing in the education system: theory and practice: materials of the VII international scientific conference on March 20-21, 2018 - Prague/ - p. 63-68
2. Галеева Л.В. Факторы, определяющие социально-психологический климат // Вестник СМУС74. 2016. №2 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-opredelyayuschie-sotsialno-psihologicheskiy-klimat (дата обращения: 25.12.2021).
3.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2014. – 392 с.
4.Райгородский Д.Я. Хрестоматия по психологии / Д.Я. Райгородский // — М.: Наука, 2002. — с. 416
5.Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 2009. - 416 с.
6.Соболева Е.В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации / Е.В. Соболева // Психология обучения. – 2014. – № 06. – с. 74–80.
7.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и ср. пед. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов [и др.]. 4-е изд. М.: Академия, 2001