Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЩЕСИСТЕМНАЯ ЧАСТЬ 8
1.1 Обоснование разработки информационной системы 8
1.2 Анализ систем - аналогов 9
1.3 Требования к проектируемой информационной системе 11
1.4 Выбор и обоснование инструментальных средств 12
2 ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 18
2.1 Проектирование структуры базы данных 18
2.2 Технико–экономическая характеристика предприятия 7
2.3 Анализ предметной области 23
2.4 Формирование логической модели базы данных 25
2.5. Построение диаграмм ER-типа 27
2.6. Ограничения целостности 30
2.7. Физическая модель БД 31
2.8. Функционирование ИС 35
2.9. Клиентская часть приложения 36
3 РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА БАЗЕ MS ACCESS……………………………………………………………...…………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….………………………………………56
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Целью работы является разработка информационной системы «Поликлиника» в части автоматизации записи пациентов на прием.
Объектом автоматизации в рамках данного проекта является информационная система поликлиники.
Предмет исследования: база данных «Поликлиника».
Под электронной историей болезни пациента понимается ведение информации обо всех медицинских данных пациента, связанных с обращениями в учреждения здравоохранения (профилактические осмотры, госпитализация, запись на прием с информацией о теме приема, проведенных вмешательствах и т. д.).
Таким образом, основными задачами автоматизации в рамках создания информационной системы поликлиники являются:
- ведение картотеки пациентов;
- учет врачей-специалистов;
- учет медицинских процедур;
- автоматизация записи на прием;
- формирование печатных форм.
Основной функцией, автоматизируемой в рамках проекта, является запись на примем пациента.
1 Обоснование разработки информационной системы
На сегодня в системе медицинских учреждений отсутствует единая система учета пациентов, ведение электронных историй болезни граждан. Вся медицинская документация, связанная с технологией учета пациентов, записью на прием, учету выполненных работ выполняется в ручном режиме, либо в локальных информационных базах каждого из медицинских учреждений в отдельности. Медицинские работники регистратуры тратят время на запросы информации об истории болезни пациентов.
Автоматизация данного сегмента в технологии работы учреждения здравоохранения позволит оптимизировать деятельность по ведению единой картотеки историй болезни пациентов, вести информацию о проведенных приемах пациентов врачами-специалистами, производить формирование аналитической отчетности, сократить временные затраты на выполнение основных технологических операций, снизить вероятность ошибок вследствие влияния человеческого фактора, сократить время поиска информации, связанной с историей болезни пациента, что в конечном итоге позволит более рационально организовать деятельность медицинских учреждений в целом [21, 23].
Использование современных технологий в учреждениях здравоохранения позволит ускорить процесс формирования печатных документов, сводной отчетной информации с использованием единой информационной базы, что сделает возможность обеспечение мгновенного доступа к требуемой информации, хранящейся в информационной системе, анализ которых позволит принимать управленческие решения для оптимизации деятельности поликлиники.
2 ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Постановка задач проектирования информационной системы
Рассмотрим подробнее основные этапы и цели проектирования реляционной базы данных [5]:
• Определение объектов (источников данных), которые должны быть включены в базу данных;
• Выявление связей между объектами;
• Определение основных свойств объектов;
• Выявление связей между свойствами объектов;
• Определение отношений между таблицами базы данных, на основе связей между объектами данных, содержащимися в них;
• Выявление индексов, необходимых для ускорения выполнения запросов;
• Учет вопросов безопасности - какие полномочия и каким пользователям предоставлять.
Цели проектирования базы данных [4]:
• Возможность хранения в базе данных всех необходимых данных;
• Исключение избыточности данных:
• Сведение к минимуму числа хранимых в базе данных таблиц;
• Нормализация таблиц для упрощения решения проблем, связанных с обновлением и удалением данных;
2.2 Технико-экономическая характеристика предприятия
Функционирование разрабатываемой информационной системы планируется в структуре поликлиники ГБУЗ «Карасукская ЦРБ» Департамента по здравоохранению Новосибирской области.
Департамент по здравоохранению Новосибирской области является исполнительным органом государственной власти.
Департамент подчинен Правительству Новосибирской области.
Департамент по здравоохранению Новосибирской области проводит государственную политику в сфере охраны здоровья граждан, разрабатывает и реализует программы по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения региона, пропаганде здорового образа жизни и по другим вопросам в области здравоохранения [16].
Подведомственными учреждениями Департамента являются:
- Станции скорой помощи;
- Поликлиники;
- Стационары;
- Медицинские образовательные учреждения.
Контекстная диаграмма работы поликлиники в методологии IDEF0 приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Контекстная диаграмма поликлиники в методологии IDEF0
Как показано на рисунке 1, в рамках технологии работы поликлиники болезни входными информационными потоками являются обращения пациентов, в рамках которых проводится заполнение картотеки пациентов согласно представленным документам, содержание обращения, запись на прием. Результатами технологии работы с пациентами являются:
- оформленные документы на прием пациентов;
- заполненные поля истории болезни;
- учет выданных процедур.
Контекстная диаграмма нулевого уровня представлена на рис.2.
Рисунок 2 - Диаграмма декомпозиции нулевого уровня
Как показано на рисунке 2, основными технологическими этапами в рамках технологии ведения электронного истории болезни являются:
- ведение картотеки пациентов;
- запись на прием пациентов;
- учет процедур;
- ведение истории болезни.
Указанные задачи связаны с задачами автоматизации в рамках данного проекта. На рисунках 3 и 4 приведены диаграммы декомпозиции первого уровня.
Рисунок 3 - Диаграмма декомпозиции первого уровня
Как показано на рисунке 3, ведение картотеки пациентов в рамках технологии ведения электронного истории болезни предполагает учет анкетных данных граждан, выборки по анкетным данным для возможности формирования списков граждан, подлежащих профилактическим осмотрам и далее возможность формирования отчетности по картотеке пациентов.
Технологический этап «Запись на приём» в рамках ведения электронного истории болезни предполагает учет всех обращений к врачу конкретного пациента.
Рисунок 4 - Диаграмма декомпозиции процесса записи на прием
На рисунке 5 приведена диаграмма потоков данных в рамках технологии ведения электронного истории болезни.
Рисунок 5 - Диаграмма потоков данных
2.3 Анализ предметной области
Предметная область в рамках исследуемой задачи учета пациентов в поликлинике представляется множеством фрагментов, например: пациенты – сведения о пациентах, сведения о медицинских услугах, врачах-специалистах, времени приема, классификаторе диагнозов.
В то же время каждый фрагмент предметной области характеризуется множеством объектов и процессов, использующих объекты, а также множеством пользователей, характеризуемых единым взглядом на предметную область. В частности, для специалистов поликлиники объекты –это всевозможные документы: талон на прием к врачу, история болезни клиента, спецификация медицинских процедур [18].
Бизнес-процессы поликлиники – это учет пациентов, учет приема пациентов, ведение истории болезни.
Сложившийся в прошлом подход к проектированию информационных систем состоял в автоматизации отдельных процессов в рамках фрагментов предметной области или, как говорят, в создании множества локальных приложений. В силу значительной независимости приложений одни и те же данные многократно представлялись в памяти ЭВМ, а их соответствие действительным значениям обеспечивалось периодическим применением процедур обновления [20].
Модели информационной базы на
Фрагмент для ознакомления
3
1. ArhiMed+. Профессиональные медицинские системы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archimed-soft.ru/
2. Божко В.П., Власов Д.В., Гаспариан М.С. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2010. – 120 с.
3. В.В. Цыганов, С.Н. Бухарин. Информационные войны в бизнесе и политике. Теория и методология. – М.: Академический Проект, 2007. – 336 с.
4. Вендров В.Я. Информационные системы в экономике. – М.: Инфра-М, 2012. – 240 с.
5. Гвоздева Т.В., Баллод Б.А. Проектирование информационных систем. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 512 с.
6. Гинзбург В.М. Проектирование информационных систем в строительстве. Информационное обеспечение. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2010. – 368 с.
7. Грекул В.И., Коровкина Н.Л., Богословцев Д.А., Синайская Н.Н. Автоматизация деятельности предприятия розничной торговли с использованием информационной системы Microsoft Dynamics NAV. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 184 с.
8. Дорохова В.Р. Курс лекций по дисциплине «Проектирование информационных систем» / В.Р. Дорохова; Алт.гос.техн.ун-т им.И.И. Ползунова. – Барнаул: кафедра ИСЭ, АлтГТУ, 2010. – 161 с.
9. Емельянова Н.З., Партыка Т.Л., Попов И.И. Проектирование информационных систем. – М.: Форум, 2010. – 432 с.
10. Малыхина, М.П. Базы данных: основы, проектирование, использование. – СПб: БХВ Петербург.2009.
11. Мезенцев К.Н. Автоматизированные информационные системы. – М.: Академия, 2012. – 174 с.
12. Мезенцев К.Н. Автоматизированные информационные системы. – М.: Академия, 2010. – 176 с.
13. Мезенцев К.Н. Автоматизированные информационные системы. – М.: Академия, 2011. – 176 с.
14. Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. — М.: Финансы и статистика, 2010. 240 с
15. Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных. Организация и проектирование. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 528 с.
16. Поликлиника ГБУЗ «Карасукская ЦРБ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.karcrb.ru/
17. Пятковский О.И. Информационная система управления предприятием: учебное пособие / О.И. Пятковский, Алт.гос.техн.ун-т им.И.И. Ползунова. – Барнаул: кафедра ИСЭ, АлтГТУ, 2010. – 172 с.
18. Пятковский О.И. Практикум по дисциплине «Проектирование информационных систем» Часть 1. Предпроектная стадия процесса проектирования экономических информационных систем: учебное пособие / О.И. Пятковский, М.В. Гунер; Алт.гос.техн.ун-т им.И.И. Ползунова. – Барнаул: кафедра ИСЭ, АлтГТУ, 2010. – 103 с.
19. Пятковский О.И. Практикум по дисциплине «Проектирование информационных систем» Часть 2. Техно-рабочее проектирование: учебное пособие / О.И. Пятковский, М.В. Гунер; Алт.гос.техн.ун-т им.И.И. Ползунова. – Барнаул: кафедра ИСЭ, АлтГТУ, 2010. – 113 с.
20. Советов Б.Я., Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Представление знаний в информационных системах. – М.: Академия, 2011. – 144 с.
21. Советов Б.Я., Водяхо А.И., Дубенецкий В.А., Цехановский В.В. Архитектура информационных систем. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
22. Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии. – М.: Юрайт, 2012. – 272 с.
23. Советов Б.Я., Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Представление знаний в информационных системах. – М.: Академия, 2012. – 144 с.
24. Советов, Б.Я. Базы данных: теория и практика: Учебник для бакалавров / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский, В.Д. Чертовской. - М.: Юрайт, 2013. - 463 c.
25. Соловьев И.В., Майоров А.А. Проектирование информационных систем. – М.: Академический Проект, 2010. – 400 с.
26. Степанов А.Н. Информатика: учебное пособие. – СПб: Питер Пресс, 2012. – 764 с.
27. Стражева Н. С., Стражев А. В. Бухгалтерский учет. - М.: Диалог, 2008. – 252с.
28. Фуфаев, Э.В. Базы данных: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Э.В. Фуфаев, Д.Э. Фуфаев. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 320 c.
29. Хлебников, А.А. Информационные технологии: Учебник / А.А. Хлебников. - М.: КноРус, 2014. - 472 c.
30. Черников, Б.В. Информационные технологии управления: Учебник / Б.В. Черников. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 368 c.