- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Банкротство. Вопросы к экзамену
- Готовые работы
- Ответы на билеты
- Банкротство
Ответы на билеты
Хотите заказать работу на тему "Банкротство. Вопросы к экзамену "?132 страницы
0 источников
Добавлена 01.08.2022 Опубликовано: studservis
2798 ₽
5597 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Фрагмент для ознакомления 2
1. Цели банкротного права
Понятие банкротства приведено в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» ФЗ №127 от 26.10.2002.
Одна из целей банкротства – защита кредиторов. Другая цель – реабилитация должника в случаях, когда это возможно, либо ликвидация организации, как неэффективного участника рынка. А если процедура банкротства вводится в отношении физического лица, то целью ее является освобождение гражданина от долговой зависимости и обязательств перед кредиторами, которые он уже не сможет исполнить.
Банкротное право традиционно касается как процессуальных, так и материальных вопросов, содержит порядок удовлетворения и прекращения как частных, так и публичных обязательств, касается правового положения как равных должнику субъектов, так и его работников.
2. Модели законодательства о банкротстве
Механизм осуществления банкротства в различных странах имеет свои особенности: разные основания для возбуждения дела о банкротстве, способ балансирования интересов должника и кредиторов (и соответствующая общая направленность процедур), степень участия регулирующих органов в делах о банкротстве и др. В целом можно выделить три основные модели банкротства.
1. Англо-саксонская (прокредиторская) модель, направленная на достижение быстрого и максимально полного удовлетворения требований кредиторов (особенно имеющих обеспечение в виде залога) за счет принятия норм, которые способствуют началу процедуры банкротства при минимальной сумме задолженности и в короткие сроки. Недостатком этой модели является то, что в ее рамках явное предпочтение отдается ликвидации предприятия, а не его оздоровлению, поскольку кредиторы заинтересованы в первую очередь в продаже активов попавшей в трудное положение компании, а не в ее спасении. Даже реабилитационные процедуры в рамках этой модели в основном направлены на максимизацию стоимости активов должника для последующего распределения среди кредиторов.
2. Континентальная (продолжниковская) модель, где наибольшее внимание уделяется процедурам по восстановлению бизнеса должника, защите прав его работников, сохранению рабочих мест и профиля компании. Основным мотивом для доминирования реорганизационных процедур служит предположение о том, что будущие доходы могут превысить текущую ликвидационную стоимость предприятия. Распределение прав в пользу должника – во многом стратегический выбор, поскольку приоритетным в этом случае признается сохранение компаний, против которых возбуждено дело о банкротстве, в качестве функционирующих предприятий, а не прекращение их деятельности путем ликвидации. Существенный недостаток данной модели – возможность злоупотребления должником своими правами.
3. Американская (сбалансированная) модель, основанная на балансе между степенью ущемления интересов кредиторов и сохранением действующих предприятий. Кодекс о банкротстве США содержит специализированные разделы, в соответствии с которыми должник или кредитор вправе обратиться в суд для реорганизации или ликвидации компании-должника. Процедура банкротства может быть инициирована должником добровольно или тремя и более кредиторами при общей задолженности перед ними в сумме не менее 12,3 тыс. долл. (около 435 тыс. руб.), что значительно превышает аналогичные суммы в Англии и России.
Тем не менее, несмотря на общепризнанную эффективность и высокий уровень разработанности мер по реорганизации бизнеса, ликвидация как необходимая мера завершения процедуры банкротства также реализуется в США с наибольшей выгодой для кредиторов. Одной из обязанностей управляющего при проведении процедуры ликвидации является "максимально быстрый сбор и перевод в денежные средства имущества должника и его ликвидация", что позволяет ему выбирать способ продажи активов: проводить торги на аукционе, либо в частном порядке – на основе прямых договоров купли-продажи (тогда как в большинстве стран можно проводить лишь публичные торги, что ограничивает возможности для быстрой продажи активов и получения выручки).
В целом опыт развитых зарубежных стран не позволяет однозначно утверждать, должно ли регулирование банкротства строиться на основе исключительно приоритета кредиторов либо же оно в первую очередь должно быть направлено на защиту интересов должника. Поэтому характерная черта большинства современных развитых систем банкротства – формирование реабилитационных процедур по сохранению бизнеса в дополнение к такому классическому механизму банкротства как распродажа активов в ходе конкурсного производства.
3. Принципы банкротного права
Принципами права являются руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие общеобязательное значение. Принципы права отличаются от норм права большей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени.
Принципы права делятся на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Выделяют также принципы правового регулирования определенных групп общественных отношений и принципы отдельных институтов.
Несостоятельность (банкротство) является комплексным институтом права, включающим в себя не только нормы гражданского права, регулирующие гражданско-правовой режим имущества несостоятельного должника и требований кредитором по гражданско-правовым обязательствам, но и нормы процессуального права, регулирующие порядок рассмотрения судами дел о банкротстве, а также нормы материального (трудового, финансового, бюджетного, налогового, таможенного) права, регулирующие в рамках дел о банкротстве правовой режим требований, не относящихся к числу гражданско-правовых обязательств (об уплате заработной платы, обязательных платежей и т.д.).
Соответственно, правовое регулирование несостоятельности (банкротства) должно отвечать как общеправовым принципам, так и межотраслевым и отраслевым принципам права:
принципу законности,
принципу справедливости,
принципу правовой определенности (предсказуемости) и стабильности,
принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности,
принципу добросовестности, принципу разумности,
принципу недопустимости злоупотребления субъективными правами, обхода закона и осуществления субъективных прав в противоречии с их назначением,
принципу равенства перед законом и судом,
принципу общедозволительности,
принципу свободы экономической деятельности,
принципу единства экономического пространства и свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств,
принципу признания и защиты равным образом разных форм собственности,
принципу неприкосновенности собственности, принципу свободы договора,
принципу защиты слабой стороны договора,
принципу полного возмещения убытков,
принципу поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности,
принципу неприкосновенности частной жизни, принципу эффективности,
принципу обязательности судебных актов,
принципу диспозитивности, принципу состязательности,
принципу доступности судебной защиты прав и законных интересов,
принципу юридической истины,
принципу судейского руководства,
принципу равноправия сторон,
принципу сочетания устности и письменности судебного разбирательства,
принципу непосредственности судебного разбирательства,
принципу осуществления правосудия только судом,
принципу независимости судей,
принципу гласности судебного разбирательства,
принципу сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел,
принципу концентрации.
Институту несостоятельности (банкротства) свойственны собственные принципы, выражающие специфику правового регулирования соответствующих общественных отношений.
Принципами института несостоятельности (банкротства) являются:
принципы неоплатности и неплатежеспособности;
принцип соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
принцип применения процедур банкротства в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и восстановления платежеспособности должников;
принцип применения процедур банкротства в рамках дискреционных полномочий суда;
принцип планирования;
принцип разумной, эффективной и сбалансированной активности и инициативы суда в защите субъективных прав и законных интересов при проведении процедур банкротства, во взаимосвязи с которым должны применяться принципы диспозитивности и судебного контроля.
Указанные принципы, в отличие от названных нами ранее общеправовых, межотраслевых и отраслевых принципов, носят специальный характер применительно к несостоятельности (банкротству), выражают его сущность и особенности как правового института.
4. Признаки и критерии несостоятельности. Неплатежеспособность и недостаточность имущества.
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) для юридических лиц и граждан, включая индивидуальных предпринимателей, приведены в Законе N 127-ФЗ. В соответствии с ним несостоятельность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и/или об оплате труда лиц по трудовым договорам, а также уплатить обязательные платежи (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ).
Исходя из указанного определения можно выделить два основных признака несостоятельности – банкротства. Первый – это невозможность исполнить требования кредиторов, работников, уполномоченных органов, второй – удостоверение данного факта судом.
Вместе с тем неспособность должника исполнить требования кредиторов и иных лиц вытекает из его неплатежеспособности и недостаточности имущества.
Именно понятия неплатежеспособность (или платежная неспособность), а также недостаточность имущества (или неоплатность) нередко рассматриваются в научной литературе как критерии банкротства. В соответствии с Законом N 127-ФЗ неплатежеспособность является признаком несостоятельности как для юридических, так и для физических лиц. Она определяется по сумме долга и длительности неисполнения должником своих обязательств (п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 213.3 Закона N 127-ФЗ).
Вообще, под неплатежеспособностью понимается прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. То есть при прочих равных условиях предполагается, что причиной неуплаты является недостаточность денег (ст. 2 Закона N 127-ФЗ).
При этом неплатежеспособность не означает обязательную несостоятельность должника. Проведение санационных мероприятий может помочь должнику справиться со сложившейся ситуацией и расплатиться по долгам. В противном случае должник, действительно, будет признан несостоятельным. Тогда в отношении организации-должника вводится процедура конкурсного производства, а в отношении индивидуального предпринимателя – процедура реализации имущества.
Что касается других признаков несостоятельности (банкротства) предприятия, упоминаемых в академической литературе, то среди них авторы также выделяют внутренние и внешние признаки. Внутренний признак – это та же неплатежеспособность лица. А внешние признаки несостоятельности организации – это наличие самой суммы задолженности и приостановление должником внесения платежей.
5. Общая характеристика субъектов банкротного права (лица, участвующие в деле о банкротстве и лица, участвующие в процессе по банкротству, заинтересованные лица)
Банкротство юридического либо физического лица — сложный и многогранный процесс, подразделяющийся на большое количество этапов и действий. Весь этот процесс имеет подробную регламентацию, с правовой точки зрения, с помощью Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»
На основании сложившейся практики применения указанного выше закона можно выделить следующие виды субъектов банкротного процесса:
- собственно компания-должник;
- конкурсные кредиторы должника;
- залоговые кредиторы;
- арбитражный управляющий;
- государственные органы, уполномоченные на участие в процессе признания должника несостоятельным, с финансовой точки зрения, а также контролирующие лица.
К числу субъектов банкротного процесса относить третьих лиц было бы неправомерно, так как это широкий круг лиц нередко разнопланового типа, однако, ввиду их права на участие в процессе, они также могут иметь определенный статус (например, если речь идёт о поручителях должника, которые взяли на себя обязательства перед кредиторами о непосредственном участии в погашении задолженности перед таковыми).
Отдельно в качестве субъекта банкротного процесса выделять третьих лиц не имеет смысла, так как они могут получать права всех участников процесса за исключением арбитражного управляющего, а все обязанности их сводятся к тому, чтобы не мешать осуществлению процедуры признания должника финансово несостоятельным.
Еще одним субъектом банкротного процесса является кредитор. Данным термином обозначаются конкурсные и залоговые кредиторы, принимающие участие в процедуре признания финансово несостоятельным юридического лица. Все они имеют схожие обязанности, но права, зафиксированные в указанном выше Федеральном законе, у них будут различаться из-за правового отношения к имеющемуся у должника имуществу.
Арбитражный управляющий является еще одним участником банкротного процесса, то есть его субъектом. Перечень прав и обязанностей этого лица зафиксирован в положениях соответствующих статей Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и может меняться в зависимости от того, на каком из этапов банкротной процедуры он осуществляет свою деятельность.
При участии в процедуре признания юридического лица-должника банкротом уполномоченные государственные органы наделяются различными специфическими правами и обязанностями, чье основное содержание сводится к следующему: контроль за соблюдением норм действующего законодательства, в том числе в сфере осуществления банкротства.
В каждом конкретном случае перечень тех прав и обязанностей, которыми наделяются субъекты банкротного процесса, могут существенным образом разниться, но всегда они опираются только на действующее законодательство и принятые в его исполнение решения суда.
6. Реабилитационные и ликвидационные процедуры
Использование процедур банкротства для восстановления платежеспособности организаций. Реабилитационные (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение) и ликвидационная (конкурсное производство) процедуры, применяемые в деле о банкротстве. Экономический и правовой смысл конкурсного производства. Сохранение работоспособного бизнеса в ликвидационных процедурах банкротства — банкротство как инструмент защиты бизнеса от разрушения.
В российском законодательстве о банкротстве выделяют три основных типа судебных процедур, применяемых в деле о банкротстве юридических лиц (организаций):
- процедура наблюдение, в которой происходит разбирательство по делу о банкротстве;
- реабилитационные процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение), в которых осуществляется восстановление платежеспособности должника и (или) прекращение дела о банкротстве;
- конкурсное производство—ликвидационная процедура, в которой осуществляется проведение мероприятий по ликвидации должника.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, кредитор и уполномоченные органы.
Большое значение в восстановлении платежеспособности должника играют реабилитационные процедуры: финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение.
Арбитражный суд признает, что должник способен восстановить платежеспособность и расплатиться с кредиторами только на основе ходатайства и решения первого собрания кредиторов (срок проведения процедур также предлагается первым собранием кредиторов), и он может ввести следующие реабилитационные процедуры.
Процедура финансового оздоровления вводится только на основании ходатайства органов управления должника к первому собранию кредиторов о введении процедуры финансового оздоровления, предоставлении графика погашения задолженности (далее— ГПЗ) и плана финансового оздоровления (далее — ПФО).
Процедура финансового оздоровления вводится на срок до двух лет. Основная цель процедуры финансового оздоровления — предоставить возможность должнику выплачивать долги в соответствии с утвержденным собственниками должника и первым собранием кредиторов графиком погашения задолженности и получать средства для этого из источников, предусмотренных планом финансового оздоровления, разработанным собственниками должника.
Переход от процедуры наблюдения к финансовому оздоровлению позволяет должнику реализовать расширенный (по сравнению с наблюдением) набор прав, направленных на осуществление эффективных мер по восстановлению платежеспособности. Вместе с тем расширение прав должника на стадии финансового оздоровления сопровождается обязанностью неуклонно соблюдать график погашения задолженности.
Как и процедура наблюдения, данная процедура является пассивной, т.е. органы управления должника не отстраняются и продолжают осуществлять управления делами должника с ограничениями, установленными Законом о банкротстве. При ее реализации органы управления должника продолжают управление его хозяйственной и финансовой деятельностью и реализовывают ПФО.
Органы управления должника, в том числе руководитель должника, осуществляют свои полномочия с существенными ограничениями, направленными на сохранение имущества должника, в том числе:
1) не вправе без согласия собрания кредиторов совершать сделки, в совершении которых у должника имеется заинтересованность и которые:
- связаны с приобретением, отчуждением имущества, балансовая стоимость которого более 5% балансовой стоимости активов,
- влекут за собой выдачу займов (кредитов), поручительств и гарантий,
- принимают решение о своей реорганизации;
2) не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки:
- влекущие за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% от суммы требований кредиторов,
- связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества,
-влекут за собой уступку прав требований, перевод долга и получение займов (кредитов).
План финансового оздоровления и график погашения задолженности являются основными юридическими документами, которыми руководствуются лица, участвующие в деле о банкротстве, в период проведения финансового оздоровления.
При проведении процедуры финансового оздоровления можно выделить следующие особенности:
- погашение долгов может осуществляться не только должником, но и лицами, предоставившими обеспечение, принявшими на себя обязательство по гарантии (поручительству). Учредители (участник) должника или третьи лица должны представить не позднее чем за 15 дней до даты проведения первого собрания кредиторов ходатайство о введении финансового оздоровления временному управляющему, в арбитражный суд и собранию кредиторов. Учредители (участники) должника, голосовавшие за принятие решения о введении финансового оздоровления, вправе предоставить (организовать представление) обеспечение исполнения должником обязательств (третьи лица обязаны указать обеспечение). Лица, предоставившие обеспечение, несут ответственность за неисполнение должником указанных обязательств в пределах стоимости имущества, представленных в качестве обеспечения исполнения должником обязательств;
-ГПЗ подписывается уполномоченными на это учредителями должника или лицами, предоставившими обеспечение, временным управляющим от имени кредиторов и утверждается арбитражным судом;
- ГПЗ должен предусматривать погашение всех требований кредиторов не позднее, чем за месяц до даты окончания финансового оздоровления и требований кредиторов первой и второй очереди не позднее, чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления. Кроме того, если в ГПЗ предусмотрено погашение задолженности по обязательным платежам, то в этом случаи ГПЗ должен соответствовать налоговому законодательству;
- ПФО разрабатывается собственниками (учредителями) должника и утверждается собранием кредиторов. В ПФО должны быть предусмотрены способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности;
- в случае предоставления третьими лицами обеспечения по долгам должника план финансового оздоровления не представляется. В случае неисполнения должником графика погашения задолженности в течение не менее пяти дней административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником, с требованием об исполнении должником обязательств в соответствии с ГПЗ.
Денежные средства, полученные в результате исполнения обязательств обеспечителем, перечисляются им на счет должника для расчетов с кредиторами. Неисполнение лицами, предоставившими обеспечение своих обязательств, вытекающих из предоставленного обеспечения, в указанный срок влечет за собой ответственность указанных лиц в соответствии с гражданским законодательством, т.е. взыскание обеспечения в порядке искового производства с последующим включением полученных средств в конкурсную массу и направления для расчетов с кредиторами.
7. Принятие решения по делу о банкротстве.
Решение арбитражного суда о признании должника - юридического лица банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника - юридического лица, предусмотренных статьей 3 настоящего Федерального закона, при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника - юридического лица банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.
В решении арбитражного суда о признании банкротом должника - юридического лица и об открытии конкурсного производства должны содержаться указания на:
- признание должника банкротом;
- открытие конкурсного производства.
Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства может быть обжаловано.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, по ходатайству собрания кредиторов или конкурсного управляющего арбитражный суд вправе вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.
Определение арбитражного суда о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению может быть обжаловано. Обжалование указанного определения не приостанавливает его исполнение.
8. Общая схема развития банкротного процесса
9. Отличие института банкротства от исполнительного производства. Общие положения о конкурсном и внеконкурсном оспаривании сделок должника и ответственности контролирующих должника лиц как важнейших правовых инструментов банкротного права
С одной стороны, в отличие от банкротства при исполнительном ипроизводстве происходит полное удовлетворение требований 1 кредитора. Однако, необходимо отметить наличие законодательно закрепленных правил удовлетворения требований и порядок их осуществления, включающих защиту всех кредиторов. Следующим негативным аспектом является невозможность оспорить сделки.
Главное отличие правового регулирования банкротства от регулирования других видов отношений должника с кредиторами — совершенно разные цели. Если цель закона об исполнительном производстве — полное удовлетворение кредитора, то цель законодательства о несостоятельности — пропорциональное удовлетворение кредиторов.
Такое регулирование нужно прежде всего для разрешения конфликта между требованиями кредиторов.
Закон о несостоятельности действует сегодня только в отношении предпринимателей и юридических лиц. В результате проигрывают не только граждане-должники, проигрывают и кредиторы, поскольку удовлетворение имеет только самый шустрый, сумевший получить имущество должника раньше других. Причем происходит так далеко не всегда благодаря инициативности и сноровке кредитора. Зачастую это следствие сговора с должником или коррупции в органах госвласти.
С началом процедуры банкротства исполнительное производство прекращается, с этого момента реализацией имущества должника занимается конкурсный управляющий. Понятную для банков процедуру исполнительного производства собираются заменить на малоизученную, сложную и долгую процедуру банкротства. Это увеличивает неопределенность и ведет к росту процентных ставок по кредитам — так говорят банкиры. Справедливо, что в стоимость кредита должна быть заложена цена риска неплатежей.
Исполнительное производство, применяемое сегодня для принудительного взыскания долга, порой затягивается на годы. Перед обращением к приставам нужно получить решение суда, оно должно вступить в силу, и только после этого выдают исполнительный лист. И после всех этих мытарств зачастую долги так и остаются не погашенными из-за отсутствия имущества. Стоимость обслуживания проблемного долга выливается банку в сумму, которая зачастую больше всей стоимости проведения процедуры банкротства гражданина-должника.
Есть еще одна существенная причина, по которой банкротство должника для кредитора выгоднее, чем исполнительное производство. Исполнительное производство состоит в продаже имеющегося у должника имущества и удержания из доходов должника части средств на выплату кредитору. Других инструментов у пристава-исполнителя нет.
Экстраординарный характер банкротства как института обращения взыскания на имущество должника предполагает гораздо более широкое поле деятельности. Конкурсный управляющий, например, вправе заявлять отказ от исполнения невыгодных для должника сделок, которые могут привести к уменьшению конкурсной массы. Пользуясь этим правом, он может снять обременения с имущества, уменьшающие его стоимость при продаже.
Конкурсный управляющий сможет оспорить сделки и вернуть в конкурсную массу имущество должника, отчужденного по неэквивалентным сделкам, а также оспорить сделки, совершенные во вред кредиторам или в качестве преимущественного удовлетворения отдельных кредиторов. Даже сам конкурсный кредитор получает возможность оспорить ничтожные сделки должника, если это позволит увеличить размер погашения его долгов.
Для начала процедуры банкротства гражданина исполнительный лист будет не нужен. Кредитор, долг которого просрочен более чем на полгода, получит право обратиться в суд о банкротстве гражданина, указав кандидатуру арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих, что позволит ему предотвратить вывод активов, так часто встречающийся сегодня.
Внеконкурсное оспаривание — это признание сделки недействительной, которая была совершена во вред кредитору, по иску данного кредитора вне рамок конкурсного производства.
Соответственно, конкурсное оспаривание — это оспаривание сделок должника в рамках конкурсного производства, т. е. по основаниям, предусмотренным главой III. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Причинение вреда интересам имущественной и конкурсной массе является достаточно схожими и состоит в том, что из-за действий должника уменьшается имущество для удовлетворения требований кредиторов. Различия начинают проявляться, когда начинается банкротство и начинает действовать принцип равенства кредиторов, и именно поэтому в рамках внеконкурсного оспаривания невозможно оспаривание преференциальных сделок.
Выбор теории, на которой строится внеконкурсное оспаривание, в первую очередь зависит от правовых последствий, которые она за собой несет, однако на данном этапе можно сделать вывод о том, что необходимо признание сделки недействительной либо в части, гарантирующей интересы истца, либо полностью. Что касается соотношения конкурсного и внеконкурсного оспаривания, можно сделать вывод о том, что в случае если кредитор проиграет иск, то иные кредиторы либо арбитражный управляющий имеют право заново подать данный иск в случае открытия банкротной процедуры.
10 Лица, имеющие право на подачу заявления о банкротстве
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве») правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, должника, работника, бывшего работника должника в порядке, при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
11. Размер и состав денежных обязательств и обязательных платежей, необходимых для инициирования дела о банкротстве.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника - юридического лица, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств.
Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.
Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случаях, когда должник оспаривает требования кредиторов, размер денежных обязательств и (или) обязательных платежей определяется арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 63 настоящего Федерального закона.
12. Порядок и условия инициирования банкротства кредитором. Подтверждение требований кредитора судебным актом. Минимальный размер требования кредитора
Банкротство – это процедура признания через суд финансовой несостоятельности и неплатёжеспособности гражданина, имеющего крупные долговые обязательства перед кредиторами, в роли которых выступают не только финансовые учреждения, но и различные компании, коммунальные службы или физические лица. Выдвинуть требования касательно принудительного погашения задолженности вправе любой кредитор, который столкнулся с возникшими по вине заемщика систематическими просроченными платежами и значительными долгами.
Стандартная процедура признания физического лица банкротом занимает в среднем три года. Для физических лиц этот механизм избавления от долгов во многих случаях недоступен по причине высокой стоимости. Сейчас цена банкротства измеряется суммой в 75-80 тысяч рублей. Выплаты берет на себя инициатор процедуры. Иными словами, признание финансовой несостоятельности гражданина имеет смысл, если размер долга существенно превышает несколько сотен тысяч рублей. В противном случае кредиторы откажутся от подобной идеи в пользу взыскания задолженности путем исполнительного производства с привлечением сотрудников ФССП.
Основания для объявления лица банкротом:
1. Отсутствие стабильного источника доходов для погашения долговых обязательств
2. Наличие не менее трех просроченных платежей на крупную денежную сумму.
3. Отказ заемщика выплачивать задолженность согласно действующего графика.
4. Превышение суммой основного долга перед кредитором отметки в полмиллиона рублей.
5. Увеличение срока просрочки по платежу до 90 дней или трех регулярных выплат.
Следует отметить, что должник может подать заявление на банкротство самостоятельно в любой момент, даже если текущая сумма долга не превышает пятьсот тысяч рублей. Однако кредитор вправе инициировать процедуру только после преодоления задолженностью отметки в 500 тысяч с учетом процентных начислений и за вычетом штрафных санкций.
Кредиторы должны помнить, что инициировать процедуру разругается только от своего имени. Если несколько организаций или физических лиц кооперируются с целью вернуть предоставленные взаймы средства, они обязаны выбрать официального представителя интересов. В этом случае размер долгов и процентов по просроченных кредитах суммируется. Штрафы и пени не учитываются при расчете долга, независимо от количества кредиторов.
Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Внешний управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора с указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для физического лица) кредитора, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (при их наличии), суммы заявленных требований, основания их возникновения и обязан предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.
Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора. Лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов.
При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность соответствующих требований кредиторов. По результатам рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения указанных требований.
В случае, если в деле о банкротстве должника интересы кредиторов - владельцев облигаций представляет определенный в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах представитель владельцев облигаций или депозитарий, осуществляющий централизованный учет прав на облигации, в определении арбитражного суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются общий размер требований таких кредиторов и очередность удовлетворения указанных требований в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также очередность удовлетворения указанных требований в соответствии с решением о выпуске соответствующих облигаций.
13. Возбуждение дела о банкротстве. Конкуренция заявлений о признании должника банкротом (несколько заявителей по делу о банкротстве).
Основанием для возбуждения дела о банкротстве становится заявление, поданное в арбитражный суд. Рассмотрение дел о банкротстве физических лиц, предпринимателей и юридических лиц находится в исключительной компетенции арбитражного суда, и другие инстанции их не рассматривают (в частности, третейский суд). Заявление передается только в суд по месту нахождения должника, подача заявления по местонахождению кредиторов не предполагается.
14. Проверка обоснованности заявления о признании должника банкротом
В соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 03.02.2022) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) все данные о признании должника банкротом закреплены в Статье 48. Рассмотрение обоснованности заявления о признании должника банкротом.
Там говорится, что по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений:
- о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;
- об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения;
- об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.
Рассмотрение судом обоснованности заявления о признании должника банкротом — это вторая стадия судебного этапа банкротства.
Она является обязательной независимо от того, кем было подано заявление. Ее цели: предотвращение неосновательного введения процедуры в деле о банкротстве, рассмотрение и утверждение кандидатуры временного управляющего. Необходимость данной стадии обусловлена тем, что на протяжении многих лет были весьма распространены попытки недобросовестных лиц инициировать конкурсный процесс по отсутствующим или недействительным основаниям.
Например, если задолженность перед заявителем уже погашена. А введение процедур в деле о банкротстве существенно ограничивает дееспособность должника, влечет убытки и наносит ущерб его деловой репутации.
Рассмотрение обоснованности заявления осуществляется судьей в судебном заседании, которое проводится не менее чем через 15 и не более чем через 30 дней с даты принятия заявления о признании должника банкротом. До его проведения должник обязан представить отзыв на заявление в течение 10 дней с даты получения определения о принятии заявления. Отзыв направляется не только в суд, но и заявителю и представителям всех участников либо собственников имущества (ст. 47 Закона о банкротстве). Содержание отзыва составляют возражения относительно требований заявителя и доказательства их необоснованности; сведения о задолженности, всех банковских счетах, возбужденных исполнительных производствах, сведения, предусмотренные ст. 131 АПК РФ.
Однако согласно закону и судебной практике даже предоставление суду информации о хорошем финансовом состоянии не может спасти должника от продолжения процесса банкротства. Если присутствуют формальные признаки несостоятельности, то ни стоимость активов, ни сведения о выручке, ни возможность восстановления платежеспособности не имеют значения для решения вопроса о введении наблюдения1. Поэтому практически единственная возможность должника избежать введения наблюдения — это удовлетворение требования заявителя до даты судебного заседания (п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве). Если заявление подано ФНС, но ее требование подтверждено решением не суда, а налогового (таможенного) органа, должнику достаточно исполнить его лишь частично. Если в результате сумма требований ФНС стала меньше 100 тыс. руб., суд оставляет заявление без рассмотрения или прекращает производство по делу.
Если процесс банкротства инициировал должник, для признания его заявления обоснованным суду необходимо установить обстоятельства, при наличии которых у должника возникает право или обязанность обращения с заявлением о признании его банкротом (ст. 8, 9 Закона о банкротстве).
Если заявителем является конкурсный кредитор, то его требование уже подтверждено судебным актом (кроме требования кредитной организации). Арбитражный суд признает его заявление обоснованным, если оно подтверждает наличие признаков банкротства, судебный акт не отменен и не обжалован, его исполнение не приостановлено или не отсрочено, требование к должнику не исполнено.
При поступлении до судебного заседания заявлений о признании должника банкротом от других лиц, такие заявления рассматриваются арбитражным судом в качестве заявлений о вступлении в дело о банкротстве.
Если в заявлении о признании должника банкротом указана кандидатура конкретного арбитражного управляющего, то СРО, членом которой он является (заявленная СРО), сообщает суду о соответствии этой кандидатуры требованиям закона. Если в заявлении была указана лишь СРО, то она самостоятельно выбирает кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов и направляет в арбитражный суд, заявителю и должнику информацию о ее соответствии предъявляемым требованиям. Если кандидатура арбитражного управляющего или информация о ней не представлена, то лица, участвующие в деле, могут предложить другую СРО. Если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение трех месяцев, производство но делу прекращается.
Фрагмент для ознакомления 3
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней