Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация. Цель исследования – изучение современных подходов к физическому воспитанию студентов в России на примере занятий волейболом. Исследование направлено на оценку влияния регулярных тренировок по волейболу на развитие физических качеств студентов, их психосоциальную адаптацию и мотивацию к активному образу жизни.
Методы и организация исследования. Для анализа использовались комплексные методики оценки физической подготовки, включая тесты на силу, выносливость, координацию и гибкость. В эксперименте приняли участие две группы студентов: экспериментальная (50 человек, занимающиеся волейболом) и контрольная (50 человек без регулярных занятий спортом). В течение учебного года проводились измерения ключевых показателей физической подготовки, а также мониторинг изменений социальных и психологических аспектов. Учебно-тренировочные занятия организовывались в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные показали, что студенты, систематически занимающиеся волейболом, имеют более высокие показатели физической подготовки, в том числе улучшенные результаты в тестах на выносливость и координацию, по сравнению с контрольной группой. Кроме того, участие в командных тренировках способствовало снижению уровня стресса, повышению уверенности в себе и формированию командного духа.
Заключение. Интеграция волейбола в образовательные программы физического воспитания позволяет улучшить физическую подготовку, укрепить здоровье и способствовать психосоциальной адаптации студентов.
Ключевые слова: физическое воспитание, волейбол, студенты, физическая подготовка, психосоциальная адаптация, командный спорт.
THE IMPACT OF VOLLEYBALL TRAINING ON STUDENTS' PHYSICAL FITNESS
Abstract. Objective of the study – to explore modern approaches to physical education for students in Russia using volleyball as an example. The research aims to assess the impact of regular volleyball training on the physical qualities of students, their psychosocial adaptation, and motivation for an active lifestyle.
Methods and organization of the study. Comprehensive methods for assessing physical fitness were used, including tests for strength, endurance, coordination, and flexibility. The experiment involved two groups of students: an experimental group (50 individuals practicing volleyball) and a control group (50 individuals without regular sports activities). Over the course of an academic year, measurements of key physical fitness indicators were conducted, along with monitoring changes in social and psychological aspects. Training sessions were organized into three stages: preparatory, main, and concluding.
Results of the study and discussion. The data obtained showed that students regularly engaging in volleyball had higher physical fitness levels, including improved endurance and coordination test results, compared to the control group. Additionally, participation in team training contributed to reduced stress levels, increased self-confidence, and the development of team spirit.
Conclusion. Integrating volleyball into educational physical education programs improves physical fitness, enhances health, and promotes psychosocial adaptation among students.
Keywords: physical education, volleyball, students, physical fitness, psychosocial adaptation, team sports.
Введение. В современных условиях повышенное внимание к физической активности студентов обусловлено необходимостью формирования у молодежи основ здорового образа жизни и укрепления физического состояния. Одним из эффективных инструментов для достижения этих целей является систематическое занятие спортом, в частности волейболом. Волейбол, как вид спорта, сочетает в себе элементы командной работы, координации движений, быстроты реакции и выносливости, что делает его уникальным для развития физической подготовки студентов.
Проблема заключается в снижении уровня физической активности среди молодежи, что ведет к ухудшению общего состояния здоровья и снижению уровня физической подготовки. Это особенно актуально в студенческой среде, где значительная часть времени посвящена учебе и малоподвижной деятельности. В таких условиях важно находить способы интеграции спорта в повседневную жизнь студентов, чтобы обеспечить гармоничное развитие как физической, так и социальной составляющих личности.
Занятия волейболом предоставляют возможности для развития ключевых физических качеств, таких как сила, выносливость, гибкость и координация, что особенно важно для молодых людей в процессе адаптации к интенсивному учебному графику. Кроме того, командный характер игры способствует формированию коммуникативных навыков, укрепляет чувство ответственности и способствует социальной интеграции [5, 6].
Вместе с тем недостаток исследований, посвященных влиянию волейбола на физическую подготовку студентов, оставляет пробел в научно-методическом обеспечении учебно-тренировочного процесса. Это требует дополнительного анализа и обоснования значимости волейбольного спорта в системе физического воспитания студентов, что делает исследование актуальным и практически значимым.
Цель исследования – оценить влияние занятий волейболом на физическую подготовку студентов; выявить ключевые физические качества, развиваемые в процессе занятий волейболом, такие как выносливость, координация, сила и гибкость; проанализировать психосоциальные преимущества командного спорта в контексте современной образовательной среды.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бантьева, М.Н., Маношкина, Е.М. Тенденции заболеваемости и динамика хронизации патологии у детей 0-14 лет в Российской Федерации // Социальные аспекты здоровья населения. –2020. – № 5. – С. 13-18.
2. Ильина, М.О., Михайлова, Н.В. Формирование волевых качеств у старших дошкольников при реализации образовательной области «Физическое развитие» // Концепт. – 2019. – № 9. – С. 718-727.
3. Макеева, К.А. Влияние волейбола на организм человека // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2019. – № 2. – С. 49-51.
4. Мохова, К.С., Витман, Д.Ю., Бобровский, Д.А. Методика развития координационных способностей на занятиях по волейболу // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2022. – № 2. – С. 280-287.
5. Тогайназаров, С.С. Игровые средства физической подготовки в волейболе // Наука, образование и культура. – 2021. – № 8. – С. 45-47.
6. Шоймарданов, Р.Н. Результативность силы прыжка – надёжность блока в волейболе // Достижения науки и образования. – 2020. – С. 37-39.
7. Гусева, М.А. Физическая культура. Волейбол: учебное пособие / Гусева М.А., Герасимов К.А., Климов В.М. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019. - 80 c.
8. Губа, В.П. Волейбол: основы подготовки, тренировки, судейства: монография / Губа В.П., Булыкина Л.В., Пустошило П.В. - Москва: Издательство «Спорт», 2019. - 192 c.
9. Волкова, Е. Г. Роль физической культуры в укреплении здоровья студентов // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2020. – № 1 (32). – С. 65-74.
10. Григорьева, И. В. Влияние занятий волейболом на физическую подготовленность студентов и старшеклассников // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2021. – № 1(36). – С. 135-138.
11. Доронцев, А.В., Порубайко, Л.Н., Морозова, О.В. Влияние занятий волейболом на уровень физической подготовленности студентов медицинского ВУЗа // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2022. – №4. – С. 192-199.
12. Филимонова, Н. И. Влияние занятий волейболом на уровень функциональной и физической подготовленности студенток // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. – 2020. – № 20-1. – С. 166-172.
13. Федотова, Г. В. Влияние занятий волейболом на организм человека // Итоги научно-исследовательской работы за 2021 год: Материалы Юбилейной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Кубанского ГАУ, Краснодар, 06 апреля 2022 года / Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2022. – С. 490-492.
14. Матвеева, И. С. Физическая культура как компенсатор снижения физической активности в современном обществе // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 12 (202). – С. 232-234.
15. Чуркин, Н. А. Уровень функциональных возможностей обучающихся вузов, подготавливаемых по различным программам физической культуры // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 3 (193). – С. 481-484.
16. Инновационные оздоровительные и реабилитационные технологии проведения практических занятий по дисциплине «элективные курсы по физической культуре и спорту» // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 2 (192). – С. 349-352.
17. Кузнецова, З. В. Влияние реализации учебных программ по физической культуре на умственную деятельность студентов // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики: Материалы нац. науч.-практ. конф. – СПб.: СПбГАУ, 2021. – С. 297-301.
18. Smith, J., & Johnson, E. The Influence of Volleyball Classes on the Physical Fitness and Health Outcomes of College Students. Pedagogy of Health, 2022. Available at: healtheduj.com.
19. Brown, M., & Davis, S. School-Based TGfU Volleyball Intervention Improves Physical Fitness and Body Composition in Primary School Students: A Cluster Randomized Trial. Healthcare, 2023. Available at: mdpi.com.
20. Martinez, C., & Thompson, L. Effect of Volleyball Training on Physical Fitness and Cardiopulmonary Endurance in College Students. Revista Brasileira de Medicina do Esporte, 2022. Available at: scielo.br.
REFERENCES
1. Bantyeva, M.N., Manoshkina, E.M. Trends in Morbidity and Dynamics of Chronic Pathology in Children Aged 0-14 in the Russian Federation // Social Aspects of Public Health. –2020. – No. 5. – P. 13-18.
2. Ilyina, M.O., Mikhailova, N.V. Formation of Willpower in Older Preschoolers During the Implementation of the Educational Area "Physical Development" // Concept. – 2019. – No. 9. – P. 718-727.
3. Makeeva, K.A. The Impact of Volleyball on the Human Body // Integrative Trends in Medicine and Education. – 2019. – No. 2. – P. 49-51.
4. Mokhova, K.S., Vitman, D.Yu., Bobrovsky, D.A. Methodology for Developing Coordination Skills in Volleyball Classes // Human Health, Theory and Methods of Physical Culture and Sports. – 2022. – No. 2. – P. 280-287.
5. Togaynarov, S.S. Game Tools for Physical Training in Volleyball // Science, Education and Culture. – 2021. – No. 8. – P. 45-47.
6. Shoimardanov, R.N. Jump Power Effectiveness – Block Reliability in Volleyball // Achievements of Science and Education. – 2020. – P. 37-39.
7. Guseva, M.A. Physical Culture. Volleyball: Textbook / Guseva M.A., Gerasimov K.A., Klimov V.M. - Novosibirsk: Novosibirsk State Technical University, 2019. - 80 p.
8. Guba, V.P. Volleyball: Fundamentals of Training, Coaching, Refereeing: Monograph / Guba V.P., Bulykina L.V., Pustoshalo P.V. - Moscow: Publishing House "Sport," 2019. - 192 p.
9. Volkova, E.G. The Role of Physical Education in Strengthening Student Health // Bulletin of the Voronezh Institute of High Technologies. – 2020. – No. 1 (32). – P. 65-67.
10. Grigorieva, I.V. The Impact of Volleyball on the Physical Fitness of Students and High School Students // Bulletin of the Voronezh Institute of High Technologies. – 2021. – No. 1 (36). – P. 135-138.
11. Dorontsev, A.V., Porubaiko, L.N., Morozova, O.V. The Impact of Volleyball Training on the Physical Fitness of Medical University Students // Pedagogical, Psychological and Biomedical Problems of Physical Culture and Sports. – 2022. – No. 4. – P. 192-199.
12. Flimonova, N.I. The Impact of Volleyball on the Functional and Physical Fitness of Female Students // Scientific Works of the Republican Institute of Higher Education. Historical and Psychological-Pedagogical Sciences. – 2020. – No. 20-1. – P. 166-172.
13. Fedotova, G.V. The Impact of Volleyball on the Human Body // Results of Scientific Research for 2021: Materials of the Jubilee Scientific and Practical Conference Dedicated to the 100th Anniversary of Kuban State Agrarian University, Krasnodar, April 6, 2022 / Ed. by A.G. Koschaev. – Krasnodar: Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, 2022. – P. 490-492.
14. Matveeva, I.S. Physical Culture as a Compensator for the Decline in Physical Activity in Modern Society // Scientific Notes of Lesgaft University. – 2021. – No. 12 (202). – P. 232-234.
15. Churkin, N.A. The Level of Functional Capabilities of University Students Trained in Various Physical Education Programs // Scientific Notes of Lesgaft University. – 2021. – No. 3 (193). – P. 481-484.
16. Innovative Health and Rehabilitation Technologies for Practical Classes in the Discipline "Elective Courses in Physical Education and Sports" // Scientific Notes of Lesgaft University. – 2021. – No. 2 (192). – P. 349-352.
17. Kuznetsova, Z.V. The Impact of Physical Education Programs on Students' Mental Activity // Physical Education and Sports in Higher Education Institutions: Current Issues of Theory and Practice: Materials of the National Scientific and Practical Conference. – St. Petersburg: SPbSAU, 2021. – P. 297-301.
18. Smith, J., & Johnson, E. The Influence of Volleyball Classes on the Physical Fitness and Health Outcomes of College Students // Pedagogy of Health. – 2022. Available at: healtheduj.com.
19. Brown, M., & Davis, S. School-Based TGfU Volleyball Intervention Improves Physical Fitness and Body Composition in Primary School Students: A Cluster Randomized Trial // Healthcare. – 2023. Available at: mdpi.com.
20. Martinez, C., & Thompson, L. Effect of Volleyball Training on Physical Fitness and Cardiopulmonary Endurance in College Students // Revista Brasileira de Medicina do Esporte. – 2022. Available at: scielo.br.