- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Взаимосвязь детско-родительских отношений с особенностями реального самоопределения у студентов
- Готовые работы
- Выпускная квалификационная работа
- Психология
ВКР (Выпускная квалификационная работа)
Хотите заказать работу на тему "Взаимосвязь детско-родительских отношений с особенностями реального самоопределения у студентов"?71 страница
83 источника
Добавлена 08.07.2020 Опубликовано: studservis
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Теоретические аспекты изучения детско-родительских отношений и особенностей реального самоопределения у студентов 11
1.1 Понятие семьи и ее роли в развитии ребенка 11
1.2 Понятие «детско-родительские отношения» в различных теоретических подходах и их влияние на развитие ребенка 19
1.3 Психологические особенности развития в юношеском возрасте 26
1.4 Понятие реального самоопределения и факторы, влияющие на него 32
1.5 Взаимосвязь детско-родительских отношений и особенностей реального самоопределения 37
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений с особенностями реального самоопределения у студентов 42
2.1 Программа эмпирического исследования 42
2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ 45
Выводы 59
Заключение 62
Библиография 64
Приложение 72
Фрагмент для ознакомления 2
А.Я. Варга [15] структурировала родительские отношения на четыре основных составляющих, в которых выделила такие элементы как:
- интегральное принятие – межличностная дистанция (близость или отдаленность эмоционального контакта в системе «родитель-ребенок»);
- отвержение (отказ от эмоционального контакта, абстрагирование от переживаний ребенка);
- формы и направления контроля (характер контролирующей деятельности, реализуемой родителями);
- социальная желательность поведения (стремление показать себя в наилучшем свете и желание постоянного социального одобрения) [15].
Основные причины нарушений семейного воспитания, как считает О.Г. Прохорова [48], это:
- инверсия (замена) семейных ролей;
- неконструктивный стиль воспитания;
- неправильное поведение родителей, других взрослых, окружающих ребенка;
- ошибки, которые систематически допускаются родителями при воспитании ребёнка;
- занятость родителей [48].
В отечественной психологии исследование особенностей детско-родительского взаимодействия более обширно проводилось в рамках клинического подхода. При этом центром внимания исследователей выступала проблематичная форма отношения родителей к детям. Так, Э. Эйдемиллер и В. Юстицкис [77], изучая причины формирования у подростков акцентуаций характера, анализировали такие стили родительского отношения:
- потворствующую гиперпротекцию (всё внимание сосредоточено на ребёнке, семья старается максимально удовлетворять его потребности);
- доминирующую гиперпротекцию (ребенок в центре внимания родителей, отдающие ему много сил и времени, в то же время лишая его возможности проявлять самостоятельность, ставя многочисленные ограничения и запреты);
- повышенную моральную ответственность (высокие требования к ребенку наряду с низким вниманием к нему родителей);
- эмоциональное отвержение (пониженная протекция и игнорирование потребностей ребенка; в крайнем варианте такое воспитание по типу «золушки»);
- жестокое обращение (состоит из большого списка требований, предъявляемых к ребенку, запретов на действия и жестких наказаний за невыполнение требований);
- гипопротекцию (ребенок предоставлен сам себе, родители не проявляют интереса к нему и не контролируют его) [77].
Итак, обобщив выводы приводимых исследований, можно сказать, что, в целом, детско-родительские отношения рассматриваются как стабильные, не зависящие от возраста ребенка и общей социальной ситуации возрастного периода. Значительное количество авторов выделяет ключевую роль родительского отношения в становлении личности ребенка.
1.3 Психологические особенности развития в юношеском возрасте
Возрастной период «юность» принято считать жизненным периодом, который начинается отрочеством и заканчивается взрослостью, т.е. с 15 до 18 (в отдельных концепциях до 21 года) лет. В данном возрасте главной проблемой становится вопрос выбора жизненных ценностей. В юношеском возрасте ведущей деятельностью является учебно-профессиональная деятельность.
Согласно мнению Х. Ремшмидта [55], в таком возрасте основные задачи развития следующие:
- обретение наибольшей свободы воли и независимости при принятии решений и организации своего времени; проработка ценностных представлений, основывающихся на их собственной значимости, вне зависимости от точки зрения референтной группы или родителей, членов семьи; рост доверия к воздействию из-за границ семьи и к внесемейным группам; глубокая реалистичность в постановке целей и стремлении к разным ролям; рост устойчивости к различного рода фрустрациям; усиление потребности в воздействии на окружающих;
- трансформация целей, которая базируется на ценностных представлениях: желание самостоятельно достичь идентичности; повышение требований к себе самому; рост самооценки;
- смена гуманистических мотивов на более глобальные цели, ориентированные на приобретение определенного статуса;
- рост способности действовать;
- принятие моральной ответственности, взяв во внимание ценности социума [55].
В ранней юности центральное место занимает такое новообразование как самоопределение у старших школьников. Исследователи в области психологической науки отмечают многофакторность данного новообразования, которое включает в себя цель принять позицию взрослого человека, осознать самого себя членом общества, понять свою сущность.
В зарубежной психологической науке для понятия «самоопределение» тождественна категория «психосоциальная идентичность». Данную категорию предложил американский психолог Э. Эриксон. По его мнению, взросление – это поворотная точка личностного формирования, нормативный кризис идентичности.
Исходя из мнения Д. Марша, И.В. Дубровина [54] обращает внимание на то, что существует целый ряд типовых вариантов формирования идентичности:
- «диффузная» идентичность, т.е. неопределенная, еще не развитая идентичность, присуща индивиду, не вступившему в пору кризиса, не прошедшему испытания, позволяющие ему определить самого себя;
- «предрешенный» вариант развития, т.е. индивид раньше предполагаемого срока подвергается вовлечению в систему отношений «взрослого», делая это не самостоятельно, а из-за стороннего воздействия на него (неблагополучный фактор для развития зрелой личности);
- «проба ролей» в ходе попыток развития самоидентичности, выражающаяся в активных поисках самого себя;
- «зрелая идентичность», т.е. прохождение кризисного периода, обретение чувства собственной определенности, начало самореализации [54].
В возрасте ранней юности в равной степени обостряется, как уязвимость личности, так и появляется возможность для нового этапа личностного роста. Перед человеком встает выбор из двух противоположных возможностей: или двигаться по пути позитивного развития, или по негативному. Если развитие проходит нормально, симптомы этого кризиса полностью пропадают, однако, если превалируют отрицательные явления, происходит их закрепление, они превратятся в образующие характер личностные особенности. По мнению Э. Эриксона [78], возраст 15/16-17/18 лет, т.е. кризис ранней юности, культурологически и психологически обуславливается наличием у субъекта социально «заземленных» переживаний интимности-изоляции. Данному кризису свойственен отход от «мира детства» и подростковых субкультур к миру разнообразных социальных отношений (культурных, экономических, политических и др.). Личность определяет свое положение в окружающем мире, формируется и развивается социальная зрелость, определяется профессиональная направленность, т.е. вырабатывается сложная для индивидуума социальная и психологическая ситуация. При позитивном и положительном разрешении этого возрастного кризиса личности, человек интегрируется в институты общества, он включается в социальные и профессиональные группы, т.е. наступает стратификация, индивид осознано и личностно понимает нормы общества, морали, культурного и нравственного поведения. В тех же случаях, если данный кризис будет разрешаться отрицательно и негативно, на этой ступени развития личности у человека не произойдет выработки личностных приоритетов своего собственного развития, не произойдет социального и профессионального самоопределения, а в пространстве общества индивид не сможет образование, знания в области политики, профессиональные навыки и умения, не будет возможности обеспечить резкий рост эстетических и познавательных потребностей человека [78].
По мнению И.С. Кона [31] для периода ранней юности одной из психологических характеристик является кризис личностного и социального самоопределения, определяемый качественной нехваткой опыта взрослой жизни в общественном пространстве, который проявляется в деятельности, поведении и общении человека в возрасте ранней юности. Кризис идентичности является необходимым компонентом правильного взросления, он выражается в активном росте самосознания. Желание выделяться на общем фоне среди ровесников, быть неповторимым ведут к стремлению самоутверждаться во внешних формах поведения, с помощью нетипичных мнений, а также, совершая неординарные поступки. К осознанию своей особенности добавляется стремление познавать самого себя, что в свою очередь ведет к быстрому развитию рефлексии, а также способности себя анализировать.
Отличие юношеского возраста от подросткового заключается в высокой ориентации на будущее (у подростков она направлена на настоящее) [31, c. 45-55].
Проблема жизненного смысла в юношестве относится к числу самой субъективно и объективно значимой проблеме. Размышления о самом себе, своем жизненном пути в юношеском возрасте в оформившемся виде встречаются довольно редко. Так, согласно точке зрения Т.В. Снегиревой [68], в юношеской компании даже может быть распространенной идея о том, что если индивид рассуждает на такие темы, то ему уже пора умирать. Тем не менее, необходимость понимания жизненного смысла представляется характеристикой взрослого поведения, и, взрослея, вокруг нее создаётся именно тот «узел», который предоставляет человеку возможность строить свою жизнь не как цепочку несвязанных между собой случайных событий, а как непрерывный процесс, который имеет преемственность и цели. Вместе с этим смысл жизни стимулирует индивида интегрировать весь спектр своих возможностей, максимально используя их, следуя сложившейся жизненной концепции [68].
Юношескому возрасту присуще открытие своего собственного внутреннего мира, с которым пересекается переживание его необычайной значимости и формируется условие для того, чтобы осознать смысл своего существования. При этом проблема поиска жизненного смысла имеет как мировоззренческий, так и практический характер. Ее решение лежит не во внутреннем мире, а за его пределами – в реальном мире, в рамках которого раскрываются способности юноши через его деятельность и чувство социальной ответственности. Именно это отсутствует в начале жизненного пути у индивида юношеского возраста. Отсюда следует что, замыкаясь на самом себе, поиски жизненного смысла остаются лишь тренировкой мышления юноши.
В юношеском возрасте следует осознавать, что поиск жизненного смысла нужно проводить в окружающем мире, а не только внутри себя. Результатом этого процесса станет выработка главного новообразования юношеского возраста – мировоззрения.
Для юношеского возраста присуще становление более уравновешенного общего эмоционального состояния. Принято считать, что в этом возрасте отсутствуют, свойственные подросткам, с их повышенной возбудимостью, экспансивные вспышки. Наблюдается ощутимый рост в способности проявлять эмпатию. Для девушек характерна сильно выраженная потребность в безопасности, и слабая ориентация на группу [50].
В юношестве важное место отводится чувствам, связанным с интимной сферой взаимоотношений между людьми. Юноши проявляют большую склонность к накапливанию сексуального опыта, при этом сексуальность может в этом возрасте проявляться как способ выделиться на фоне ровесников.
Для юношества характерна потребность в самовоспитании, которое направлено на развитие цельной личности.
Еще одним из главных психологических новообразований в юношеском возрасте является психологическая готовность к профессиональному самоопределению. Это новообразование основывается на сформировавшемся ранее самосознании школьного возраста, сложившейся совокупности потребностей и мотивов, временных перспектив и ценностных ориентиров, осознании своих собственных интересов и способностей. Возможность перехода во взрослую жизнь, обретения в ней достойного места, предполагает не закончившийся процесс складывания у старшеклассника психологической готовности к школьному самоопределению, а только появление подобных личностных механизмов и личностных основ, гарантирующих им возможность для непрерывного профессионального и разностороннего роста, как на текущем этапе, так и в последующей жизни.
Следовательно, продуктивно найдя выход из подростковых и юношеских проблем, человек приобретает личностную идентичность и автономию, а также способность брать на себя ответственность за свою собственную жизнь, как в профессиональном, так и в личностном пространстве.
1.4 Понятие реального самоопределения и факторы, влияющие на него
С.Л. Рубинштейн [57] первый из отечественных психологов, кем было введено в научную терминологию понятие самоопределения, подразумевая, прежде всего, такие качества личности, которые определяют ее самостоятельность в постановке жизненных целей и планов. На протяжении последующих десятилетий интерес отечественных исследователей беспрестанно обращался к проблемам самоопределения.
В то же время, по замечаниям некоторых авторов, на сегодняшний день в психологической науке нет единогласного подхода к выделению составляющих в структуре самоопределения, не разработаны и стандартизированные методики исследования данного феномена. Это относится практически ко всем видам самоопределения: личностному, жизненному, духовному, социальному, экономическому, политическому, этническому и даже профессиональному, которому посвящено значительное количество работ.
Сейчас исследователи пытаются решить проблематику самоопределения, основываясь на своих теоретических позициях. Изучение программ эмпирических исследований за последние несколько лет показывает, что нехватка стандартизированных инструментов может быть восполнена за счет использования различных, в том числе качественных методов исследования и авторских наработок. Популярностью пользуются наблюдение (в том числе включенное в реальную жизнедеятельность, в ход тренинга или деловой игры), экспертная оценка, анализ служебной документации и автобиографий, индивидуальная беседа, экспресс- и традиционное интервью, анкетные опросы, проективные методики, констатирующий и формирующий эксперименты, лонгитюдные исследования и т.д. С учетом того, как много задействуется способов изучения самоопределения, текущая разработанность методических инструментов не удовлетворяет исследователей, и данная проблема остается сложной и актуальной.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 2011. – 299 с.
2. Авдеева, Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 4. – С. 35–46.
3. Агапов Е.П. Семьеведение / Е.П. Агапов, О.А. Нор-Аревян. – М. : Дашков и Ко, 2012. – 399 с.
4. Андреева Т.В. Психология семьи / Т.В. Андреева. – СПб. : Речь, 2017. – 382 с.
5. Антонов, А.И. Микросоциология семьи / А.И. Антонов. – 2-е изд. – М. : Инфра-М, 2015. – 368 с.
6. Барашева, Д.Е. Аспекты изучения семьи в направлениях западной и отечественной психологии / Д.Е. Барашева, Я.О. Новикова // Педагогические и социально-психологические основы научного развития общества : сборник статей по итогам международной научно-практической конференции. – Казань, 2018. – С. 17–21.
7. Бекетова, О.С. Сравнительная характеристика концепций социального обмена / О.С. Бекетова // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 12. – С. 21–29.
8. Бёрджесс, Э. Рост города : введение в исследовательский проект / Э. Бёрджесс // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. – 2010. – № 4. – С. 168–181.
9. Битянова, М. Кризис самоопределения / М. Битянова // Школьный психолог. – 2012. – № 34. – С. 12–13.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте : монография, цикл статей / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2019. – 400 с.
11. Боулби, Д. Привязанность / Д. Боулби. – М. : Гардарики, 2013. – 477 с.
12. Будич, Н.Ю. Взаимосвязь самосознания и самоопределения личности / Н.Ю. Будич // Сибирский психологический журнал. – 2017. – № 25. – С. 14–19.
13. Буякас, Т. Проблема и психотехника самоопределения личности / Т. Буякас // Вопросы психологии. – 2011. – № 2. – С. 28–39.
14. Бякова, Н.Б. Психология юношеского возраста / Н.Б. Бякова // Бякова, Н.Б. Конспекты лекций по возрастной психологии для студентов-психологов / Н.Б. Бякова, Н.Г. Капустина ; Федер. агентство по образованию, Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : Исеть, 2015. – С.145–158.
15. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. – 2-е изд., стереотип. – М. : Когито-Центр, 2012. – 182 с.
16. Веретенников, Н.Я. Личностное самоопределение в русском духовном опыте / Н.Я. Веретенников // Вестник Московского гос. ун-та культуры и иск-в. – 2015. – № 4. – С. 30–35.
17. Весна, М.А. Педагогика высшей школы / М.А. Весна. – Курган : Курганский государственный университет, 2014. – 99 с.
18. Гинзбург, М.Р. Путь к себе / М.Р. Гинзбург. – М. : Педагогика, 2011. – 160 с.
19. Грановская, Р.М. Подростковая и юношеская психология / Р.М. Грановская // Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. – СПб. : Речь, 2010. – С. 433–469.
20. Гуггенбюль-Крейг, А. Брак умер – да здравствует брак! / А. Гуггенбюль-Крейг. – М. : Когито-Центр, 2017. – 112 с.
21. Дарвин, Ч. Наблюдения над жизнью ребенка / Ч. Дарвин // История зарубежной психологии конца XIX – начала XX века : хрестоматия / ред. Е.С. Минькова. – М. : Флинта : МПСИ, 2019. – С. 14–23.
22. Демидова, Е.В. Исследование семьи : исторические и юридические аспекты / Демидова Е.В. // Научный Татарстан. – 2013. – № 3. – С. 156–161.
23. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение / Н.Ф. Дивицына. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 327 с.
24. Дюркгейм, Э. Социология образования / Э. Дюркгейм. – М. : Директ-Медиа, 2017. – 115 с.
25. Жильцов, В.А. Опыт применения методики самоопределения студентов в семантическом пространстве конкурирующих ценностей / В.А. Жильцов // Инновации в образовании. – 2013. – № 5. – С. 96–100.
26. Журавлев, А.Л. Социально-психологическое пространство самоопределяющегося субъекта : понимание, характеристики, виды / А.Л. Журавлев // Вестник практической психологии образования. – 2017. – № 2. – С. 7–14.
27. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А Карабанова. – М. : Гардарика, 2014. – 320 с.
28. Карни, Б.Р. Лонгитюдные изменения качества и стабильности брака : обзор теорий, методов и исследований / Б.Р. Карни, Т.Н. Бредбури // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2016. – № 1 (131). – С. 21–99.
29. Климов, Е.А. Профессиональное самоопределение: предметная область, средства, ожидаемые результаты активности / Е.А. Климов // Активные методы профконсультирования : хрестоматия / сост. Н.С. Пряжников. – М. : АНО ПЭБ, 2018. – С. 9–23.
30. Козельчук, Б. Программа развития – право на выбор : генезис становления личности, способной в будущем к самоопределению / Б. Козельчук // Учитель. – 2012. – № 2. – С. 20–23.
31. Кон, И.С. Юность ищет себя / И.С. Кон // Психология зрелых возрастов : хрестоматия / сост. И.В. Шаповаленко. – М. : АНО ПЭБ, 2018. – С. 45–55.
32. Красило, Д.А. Ориентирующий образ наставника в период вхождения во взрослость / Д.А. Красило // Психологическая наука и образование / ред. В.В. Рубцов, А.А. Марголис. – 2006. – № 1. – С. 50-62.
33. Красило, Д.А. Ориентирующий образ наставника в процессе реального самоопределения (период вхождения во взрослость) : автореф. дис. … к. псих. н : 19.00.13 / Д.А. Красило ; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2005. – 27 с.
34. Кузьмина, О.В. Связь жизненных ориентаций и профессиональных стратегий с личностными качествами студентов различных специальностей / О.В. Кузьмин // Система взаимодействия специалистов в образовательном пространстве как фактор психолого-педагогического обеспечения становления личности : материалы междунар. науч.-практ. конф., 28 нояб. 2018 г. – Шадринск : ШГПИ, 2018. – С. 76–84.
35. Лебедева, Н. Психолого-педагогическое содействие ценностному самоопределению студентов / Н. Лебедева // Alma mater. – 2016. – № 8.– С. 17–21.
36. Ле-Пле, Ф. Основная конституция человеческого рода : идеи, нравы и учреждения благоденствующих народов / Ф. Ле Пле. – 2-е изд., репр. – М. : URSS : Либроком, cop. 2011. – 235 с.
37. Лернер, П. Самоопределение растущей личности – составная часть трудового воспитания / П. Лернер // Народное образование. – 2017. – № 5. – С.43–48 ; – № 6. – С. 230–234.
38. Лисина, М.И. Роль общения в психическом развитии ребенка / М.И. Лисина // Вестник практической психологии образования / ред. В.В. Рубцов. – 2012. – №4 (33). – С. 92–96.
39. Мартынова, Т.Н. Типы жизненного самоопределения студентов в период профессиональной подготовки в вузе / Т.Н. Мартынова // Сибирский психологический журнал. – 2017. – № 25. – С. 114–119.
40. Методы психолого-педагогической поддержки жизненного и профессионального самоопределения / Е. А. Залученова. – М., 2015. – 48 с.
41. Минюрова, С.А. Особенности перспективной идентичности при жизненном самоопределении выпускников вуза / С.А. Минюрова // Вопросы психологии. – 2017. – № 3. – С. 52–59.
42. Мясищев, В.Н. Психология отношений : избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2014. – 400 с.
43. Носкова, О.Г. Психология труда / О.Г. Носкова. – 5-е издание, стереотипное. – М. : Академия, 2019. – 384 с.
44. Парамузов, А.В. Создание и анализ психометрических свойств опросника «Статус управленческой идентичности» / А.В. Парамузов, Р.К. Несмеянова // Организационная психология. – 2019. – Т. 9. – № 3. – С. 120–152.
45. Пивоварова И.В. Концептуальные принципы процесса социализации личности в системе семейных отношений : среда, методы, направленность / И.В. Пивоварова, К.Г. Барбакова // Вестник ТюмГУ. – 2010. – № 4. – С. 20–25.
46. Пойзнер, Б. Готовность к самоопределению / Б. Пойзнер // Высшее образование в России. – 2018. – № 2. – С. 80–83.
47. Поскребышева, Н.Н. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития / Н.Н. Поскребышева, О.А. Карабанова // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 34–41.
48. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / О.Г. Прохорова. – М. : Сфера, 2015. – 223 с.
49. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение : теория и практика / Н.С. Пряжников. – М. : Академия, 2018. – 320 с.
50. Психологические теории юношеского возраста. Психологические особенности юности // Социология молодежи / ред. Ю.Г. Волков. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2011. – С. 33–53.
51. Психология семейных отношений / А.Д. Кошелева и др. ; под ред. : О.А. Шаграевой, А.М. Сергеева. – М. : Академия, 2018. – 359 с.
52. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова и др. ; под ред. Е.Г. Силяевой ; Моск. гос. социальный ун-т. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2014. – 190 с.
53. Психология семьи : сб. статей / сост., предисл. Т.П. Гавриловой. – М. : Вопросы психологии, 2012. – 160 с.
54. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова. – М. : Просвещение, 2011. – 303 с.
55. Ремшмидт, Х. Психосоциальные аспекты взросления / Х. Ремшмидт // Психология зрелых возрастов : хрестоматия / сост. И.В. Шаповаленко. – М. : АНО ПЭБ, 2018. – С. 29–44.
56. Репецкий, Ю.А. Рефлексия смысла жизни и личностного самоопределения в контексте рефлексивно-инновационного тренинга / Ю.А. Репецкий, И.Н. Семенов, А.Ю. Сидорова // Мир психологии. – 2011. – № 2. – С. 177–186.
57. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2012. – 713 с.
58. Самоопределение как условие самоосуществления // Мир психологии. – 2017. – № 2. – С. 192–233.
59. Самосознание и самоопределение на пути самореализации субъекта, личности // Мир психологии. – 2016. – № 2. – С. 205–234.
60. Самылова, О.А. Категории личности юношеского периода / О.А. Самылова // Психолого-педагогические инновационные технологии в развитии личности на разных возрастных этапах. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2015. – Ч. 2. – С. 59–64.
61. Сапожникова, Т. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения / Т. Сапожникова // Воспитательная работа в школе. – 2012. – № 5. – С. 84–89.
62. Сафин, В.Ф. Психологический аспект самоопределения личности / В.Ф. Сафин, Г.П. Ников // Психологический журнал. – 2014. – Т. 5. – № 4. – С. 65–74.
63. Сафин, В.Ф. Структура и содержание ценностно-смысловой сферы при разных типах самоопределения личности / В.Ф. Сафин // Сибирский психологический журнал. – 2018. – № 27. – С. 18–24.
64. Семьеведение / ред.: Е.И. Холостова, О.Г. Прохорова, Е.М. Черняк. – М. : Юрайт, 2012. – 403 с.
65. Синельников, А.Б. Семья и брак : кризис или модернизация? / А.Б. Синельников // Социологический журнал. – 2018. – Т. 24. – № 1. – С. 95–113.
66. Скутнева, С.В. Стратегии жизненного самоопределения молодёжи в трудовой сфере / С.В. Скутнева // СОЦИС. – 2016. – № 10. – С. 88–94.
67. Смирнова, Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник / Е.О. Смирнова. – М. : МГППУ, 2013. – 140 с.
68. Снегирева, Т.В. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте / Т.В. Снегирева, К.Н. Платон ; НИИ педагогики. – Кишинев : Штиинца, 2018. – 61 с.
69. Степанова, Л.Г. Позитивная и негативная роль гендерных стереотипов в формировании самоопределения личности / Л.Г. Степанова // Журнал практического психолога. – 2016. – № 6. – С. 39–45.
70. Тумбасова, Е.Р. Ценностно-смысловая природа самоопределения ранней юности / Е.Р. Тумбасова // Социально-психологические аспекты формирования личности. – Шадринск : ШГПИ, 2014. – Ч. 2. – С. 137–140.
71. Феномены самоопределения и личностных жизненных стратегий // Мир психологии. – 2010. – № 1. – С. 197–228.
72. Филонова, Л.Н. Проблема самоопределения будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки / Л.Н. Филонова // Высшее образование сегодня. – 2018. – № 4. – С. 64–65.
73. Фрейд, З. Большая книга психоанализа : введение в психоанализ / З. Фрейд. – М. : АСТ, 2015. – 528 с.
74. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М. : Владос, 2014. – 286 с.
75. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер ; гл. ред. Д.И. Фельдштейн ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – 2-е изд., стер. – М. : МПСИ, 2015. – 927 с.
76. Щавелева, М.Б. Брак и семья : история и современность / М.Б. Щавелева // Вопросы культурологии. – 2011. – № 12. – С. 22–27.
77. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи : монография / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2010. – 672 с.
78. Эриксон, Э. Восемь возрастов человека / Э. Эриксон // Психология личности : хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В.В. Архангельская. – М. : АСТ : Астрель, 2019. – С. 388–403.
79. Юношеский возраст // Возрастная психология / А.К. Белоусова и др. ; под ред. А.К. Белоусовой. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2012. – С. 296–321.
80. Юсупова, Х.Г. Семья как важнейший социальный институт / Х.Г. Юсупова // Начальная школа. – 2019. – № 7. – С. 17–19.
81. Roman, N.V. Self-determination theory : a family perspective / N.V. Roman, E.L. Davids. – New York : Nova Publishers, 2016. – 241 p.
82. Ryan, M. Self-determination theory : basic psychological needs in motivation, development, and wellness / M. Ryan, E.L. Deci. – New York : Guilford Press, 2018. – 756 p.
83. Wade, S.L. Self-determination theory (SDT) : perspective, applications and impact / S.L. Wade. – New York : Nova Publishers, 2017. – 180 p.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней