Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время в России все больший интерес проявляется к системе образования, претерпевают изменения образовательные программы, в образовательный процесс внедряются инновационные технологии, направленные на повышение мотивации обучающихся к образовательному процессу. Однако несмотря на все современные методы обучения, предусматривающие внедрение новейших технологий, направленных на всестороннее развитие личности, а также усилия педагогов, данный процесс не будет иметь положительного эффекта в случае, если будущий школьник не будет психологически готов к школьному обучению. Именно от психологической готовности к школе зависит дальнейшее обучение ребенка и его успехи в учебной деятельности.
В психологии «готовность» к школе рассматривается как оптимальный уровень психологического и физического развития ребенка старшего дошкольного возраста, при котором будущие учебные нагрузки, как новое явление в жизни ребенка, не нанесут урон его физическому и психологическому здоровью.
Так, Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар и Л.В. Темнова, в своих исследованиях подчеркивают, что психологическая готовность ребенка к школе проявляется в его готовности к учебно-воспитательному процессу в условиях школы. Иными словами, ребенок способен адекватно воспринимать новые условия окружающей среды, знаком с дисциплиной, в некоторых случаях уже имеет представление об образовательном процессе, владеет первичными навыками счета, чтения и письма. Также психологи отмечают, что у ребенка в старшем дошкольном возрасте должна быть сформирована определенная мотивация к продолжению обучения и оптимального усвоения школьной программы [8, c. 56]
С данной точкой зрения соглашаются Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков, дополняя термин «психологическая готовность к школьному обучению» социализацию и коммуникативность старших дошкольников, которая выступает показателем благополучного освоения школьной программы в условиях коллектива, так как ребенок, не испытывающий трудностей в коммуникациях, легко сможет адаптироваться в новом для него коллективе и наладить общение со сверстниками [30, c. 126]
Анализируя многочисленную литературу по возрастной психологии (Н.И. Гуткина, Л.Е. Журова, Е.Е. Кравцова, С.В. Кривых), можно отметить, что единого трактования определения «психологическая готовность к школьному обучению» не существует, в зависимости от научных взглядов и теорий, каждый автор вкладывает в данное понятие свой смысл, однако в научной среде существует единое мнение о том, что ребенок психологически готов к школьному обучению в том случае, если он освоил определенную часть культуры, которая свойственна для школьного обучения. Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению выступает сложным многоаспектным понятием, охватывающим все стороны детской психики.
С.В. Кривых, рассматривая теоретические основы психологической готовности детей к школе рассматривает данный психологический феномен через личностно-мотивационную и волевую сферы, а также отмечает, что ребенок должен обладать элементарным набором навыков и умений, которые необходимы для освоения начальных этапов школьного образования [20, c. 75]
М.Н. Терещенко помимо личностно-мотивационной и волевой сфер ребенка к психологической готовности к школе относит интеллектуальный, социальный и эмоциональные компоненты личностной готовности старшего дошкольника [46, c. 59]
В свою очередь, Н.И. Гуткина, также к компонентам психологической готовности к школе относит интеллектуальный компонент личностного развития, но акцентирует внимание на том, что должны присутствовать и концентрация, выносливость и мотивация к учебной деятельности [12, c. 108]
Таким образом, данные исследования подтверждают многокомпонентность структуры психологической готовности к школьному обучению.
Рассмотрим основные компоненты психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, влияющие на успешное овладение учебной деятельностью по Л.И. Божовичу:
– мотивация
Данный компонент является особенно важным, так как в случае несформированности у ребенка мотивации к получению знаний, процесс овладения школьным обучением будет затруднен.
– полноценное развитие интеллектуальной и психологической сферы.
Данный компонент указывает на сформированность умственных способностей, и полноценное развитие поведенческих реакций [4, c. 156]
Сторонником данной теории является А.В. Запорожец. Ученый отмечает, что ребенок готов к школе только в том случае, если у него сформирована мотивация к обучению, развита познавательная активность, сформирована аналитико-синтетическая деятельность и волевая саморегуляция, что в целом является взаимосвязанным комплексом факторов психологической готовности старшего дошкольника к школьному обучению.
В свою очередь Е.Е. Кравцова выделяет проблемы, с которыми может столкнуться будущий школьник. В первую очередь, ученая подчеркивает смену ведущего типа деятельности – игровой на учебную. Данный аспект в частых случаях является основной причиной сложностей, возникающих на начальном этапе школьного обучения, ребенок не может перестроиться и адаптироваться к условиям школьной дисциплины, в связи с этим становится рассеянным и не может должным образом включиться в процесс обучения [19, c. 84]
Известный психолог Л.С. Выготский определял готовность к школьному обучению по уровню развития познавательных процессов и подчеркивал, что количественного запаса представлений о школьной программе недостаточно. Психолог подчеркивал, что уровень готовности к школьному обучению определяется согласно исследованиям, инструментарий которого подбирается в зависимости от личностных и психологических особенностей ребенка. показателями готовности к школе, согласно проведенному исследованию, будут выступать комплекс полученных количественных и качественных данных, затрагивающих особенности психологических и личностных характеристик, свидетельствующих о достижении необходимого уровня развития ребенка [7, c. 53]
Л.С. Выготский отмечал, что согласно полученным результатам исследования можно:
– конкретно определить направленность обучения;
– получить данные для осуществления индивидуального подхода к ребенку в учебно-воспитательном процессе;
– скомплектовать специализированные и дифференцированные классы.
Также ученый подчеркивал, что основным этапом психологического развития личности является осознание собственного «Я», иными словами, формируется самосознание, рассматривающее отношение ребенка к себе как к личности, в котором соединены духовная, физическая и социальная стороны [7, c. 94]
Самооценка и самосознание в психологии рассматривается как «Я-концепция», включающая физические, психологические и социальные компоненты личности. Изучению «Я-концепции» уделяли внимание Р. Бернс, В.С. Мухина, Р. Лэнг, И.С. Кон, Е.Т. Соловьева. Ученые отмечали, что в процессе взросления ребенок способен не только оценить себя, но и понимает каким его хотели бы видеть и видят окружающие (образ «Я-реального» и образ «Я-идеального»). В случае если «Я-реальное» совпадает с «Я-идеальным», у ребенок благополучен в эмоциональном и психологическом плане [29, c. 168]
Е.И. Изотова и Г. Крайг в своих исследованиях определили, что в случае осознания ребенком своих индивидуальных особенностей, сильных и слабых сторон личности, а также умение корректировать собственное поведение, процесс школьного обучения не будет вызывать сложностей, так как ребенок способен проявлять гибкость в общении [17, c. 145]
Таким образом, согласно обобщению материалов исследования, можно представить структуру компонентов психологической готовности ребенка к школьному обучению в виде схемы, представленной на рисунке 1.
Рисунок 1. – Компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению
Согласно данным рисунка, компоненты психологической готовности ребенка к школьному обучению включают:
– морфогенетический компонент.
Подразумевает сформированность у ребенка физиологических и анатомо-морфологических функций и структур организма. Иными словами, при поступлении в начальную школу у ребенка должна быть развита моторика как мелкая, так и общая, физическое развитие должно соответствовать норме, сформированы соматические компоненты психологического здоровья. Сформированный морфогенетический компонент позволяет ребенку выдержать нагрузки школьной программы и развивать мотивацию к дальнейшему обучению [44, c. 116]
– психологический компонент.
Включает сформированность интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы. Сформированность психологического компонента способствует дальнейшему образованию высших психических функций и функциональных психологических систем.
– социальный компонент.
Подразумевает развитый навык коммуникаций, при которых ребенок способен проявлять вербальную активность, находить общий язык в новом коллективе, уметь отстаивать свою точку зрения, проявлять толерантность [44, c. 125]
Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста у ребенка с нормальным развитием должны быть сформированы все психологические компоненты готовности к школьному обучению, включающие базовые составляющие физической, психической и социальной сущности личности. В случае недостаточной сформированности одного из компонентов, ребенок столкнется с трудностями при переходе к школьному обучению и не сможет в полной мере адаптироваться к новым условиям окружающей среды.
1.2. Характеристика психологических и личностных новообразований ребенка старшего дошкольного возраста
Личностная готовность ребенка к школьному образованию обусловлена рядом психологических особенностей, которые возникают на определенном возрастном этапе и обусловлены новообразованиями, соответствующими младшему школьному возрасту.
Согласно исследованиям, проводимым в детской психологии, психическое развитие ребенка имеет ряд характерных показателей, которые формируются на каждом возрастном промежутке, начиная с младенчества. Ребенок на каждом возрастном периоде приобретает новые личностные качества, которые соответствуют возрастным нормам развития.
К старшему дошкольному возрасту относится период от 5-ти до 7-ми лет, во время которого у ребенка развиваются новые психофизиологические особенности, обусловленные кризисными периодами, кризисными ситуациями, в которые попадает ребенок, а также личностными новообразованиями, характерными для данного этапа развития (рисунок 2).
Согласно рисунку, в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех личностных и психических сфер жизнедеятельности, посредством которых формируются психофизические новообразования, необходимые для перехода к последующему возрастному периоду.
Личностные особенности, формируемые у детей в старшем дошкольном возрасте, являются показателем к благополучному овладению обучением в начальной школе и представляют собой совокупность развития не только познавательных процессов, но и умение представления собственной социально обусловленной позиции, которое в последующем будет способствовать регуляции поведения и деятельности ребенка во время обучающего процесса. Будущий школьник должен обладать установленными качествами личности, которые свидетельствуют о его готовности к школьному обучению, к ним относятся:
– школьная мотивация (ребенок стремится к новому социальному положению).
– уровень развития аналитико-синтетической деятельности (ребенок умеет определять взаимосвязи между объектами мышления).
– степень сформированности механизмов волевой регуляции действий (ребенок адекватно относится к своим способностям, результатам работы и поведению).
Рисунок 2. – Возрастные особенности старшего дошкольного возраста
Так Л.И. Божович, исследуя старший дошкольный возраст отмечал, что у ребенка происходит так называемый переход от предметных образов к сенсорному восприятию и к концу 6-ти летнего возраста ребенок способен к избирательности, он четко определяет и воспринимает социальные объекты и собственное отношение к ним. Также к концу дошкольного возраста у ребенка формируется произвольное внимание и память, что свидетельствует о том, что в данном возрасте дети могут самостоятельно поставить себе цель и вспомнить о необходимости ее выполнения. Таким образом, память развивается в двух направлениях: произвольности и осмысления [4, c. 179].
Следует отметить, что появление произвольной памяти в дальнейшем способствует развитию опосредованной памяти, которая выступает эффективной формой запоминания. Многие ученые рассматривают данный возраст как переломный момент в развитии внимания, которое к концу дошкольного возраста приобретает более опосредованную форму, ребенок старается им управлять и удерживает внимание на интересующих его предметах, явлениях и действиях [4, c. 181].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие
отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – М.: КНОРУС, 2016. – 416 с.
2. Бардышевская М.К. Диагностика психического развития ребенка / М.К. Бардышевская. – М.: Юрайт, 2020. – 147 с.
3. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. – М.: Юрайт, 2020. – 168 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2014. – 400 с.
5. Веракса Н.Е. Детская психология / Н.Е. Веракса. – М.: Юрайт, 2020. – 446 с.
6. Виноходова Н.Ю. Содержание работы по взаимодействию педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей для обеспечения мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе / Н.Ю. Виноходова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 33-2. – С. 81-86.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2020. – 153 с.
8. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова. – М.: Академический проект, 2016. – 256 с.
9. Гинзбург М.Р. Изучение учебной мотивации. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cdk-detstvo.centerstart.ru/sites/cdk- detstvo.centerstart.ru/files/motivaciya_ginsburg.pdf (дата обращения: 12.01. 2021)
10. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста / О.О. Гонина. – М.: Юрайт, 2020. – 421 с.
11. Гринева М.С. Структура личностной готовности к школе детей пяти, шести и семи лет / М.С. Гринева // Педагогическое образование и наука. – 2019. – № 11. – С. 37-40
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2017. – 208 с.
13. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению готовности детей 6-7 лет к школьному обучению: Методическое руководство / Н.И. Гуткина. – М.: Литера, 2015. – 12 с.
14. Диянова З. В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности / З.В. Диянова. – М.: Юрайт, 2020. – 286 с.
15. Журова Л.Е. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе / Л.Е. Журова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова // Справочник руководителей и учителей начальной школы., Тула: Родничок, 2015. – 832 с.
16. Зеньковский В.В. Психология детства: Учеб. Пособие для вузов / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 2015. – 347 с.
17. Изотова Е.И. Психология дошкольного возраста / Е.И. Изотова. – М.: Гриф УМО ВО, 2020 – 345 с.
18. Кондакова Я.А. Психологические особенности готовности детей к школе / Я.А. Кондакова // Образование и наука в России и за рубежом. – 2016. – № 5. – С. 12-15.
19. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов. – М.: Знание, 2017. – 118 с.
20. Кривых С.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия / С.В. Кривых, М.В. Урбанская // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. – 2017. – № 2. – С. 75-86.
21. Лебедева Н.В. Психологические основы подготовки младших школьников к обучению в основной школе / Н.В. Лебедева. – Псков: ПГПИ, 2018. – 136 с.
22. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев. – М.: Юрайт, 2020. – 392 с.
23. Макаркова Я.С. Характеристика компонентов психологической готовности к школьному обучению / Я.С. Макаркова // Наука и образование: новое время. –2016. – № 2 (13). – С. 904–908.
24. Мамедова Л.В. Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению (из опытно-экспериментальной работы) / Л.В. Мамедова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 38. – С.113-117.
25. Маралов В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (дошкольник –мл. школьник) / В.Г. Маралов. – М.: Атриум, 2019. – 220 с.
26. Малютина С. В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению / С.В. Малютина // Молодой ученый. – 2018. – № 35. – С. 234-237.
27. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности
дошкольника / Н.В. Мельникова. – СПб.: Амалтея, 2015. – 336 с.
28. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2014. – 511 с.
29. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика / Н.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2020. – 408 с.
30. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 256 с.
31. Обухова Л.Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2020. – 273 с.
32. Огольцова Е.Г., Пануровская А.А. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста / Е.Г. Огольцова, А.А. Пагуровская // Молодой ученый. – 2020. – № 11 (301). – С. 259-261.
33. Подготовка ребенка к школе: содержание, требования, диагностика: методическое пособие / под ред. С.Ф. Багаутдиновой, Н.А. Степановой. –Магнитогорск: МаГУ, 2012. – 236 с.
34. Поддъяков Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / Н.Н. Поддъяков // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 4. – С. 56-58.
35. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2015. – 184 с.
36. Пономарева Е.В. Готовность к обучению в школе в научных исследованиях Е.В. Пономарева // Молодой ученый. – 2019. – № 35. – С. 145-149.
37. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2016. – 479 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Атриум, 2016. – 704 с.
39. Рябышева Е.В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе / Рябышева Е.В. – М.: КНОРУС, 2015. – 116 с.
40. Савенков А.И. Педагогическая психология / А.И. Савенков. – М.: Юрайт, 2017. – 325 с.
41. Сазонова А. Диагностика психологической готовности ребенка к школе / А. Сазонова // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 1. – С. 10-15.
42. Симановский А.Э. Педагогическая психология / А.Э. Симановский. – М.: Юрайт, 2020. – 202 с.
43. Сердюкова Е.Ф. Психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе как необходимый этап организации образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ / Е.Ф. Сердюкова // Вестник Академии наук Чеченской Республики. – 2017. – № 1. – С. 173-178
44. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – СПб.: ПИТЕР, 2019. –300 с.
45. Тарунтаева Т.В. Подготовка детей к школе в детском саду / Т.В. Тарунтаева. – М.: Юрайт, 2018. – 249 с.
46. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема / М.Н. Терещенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2019. – № 9. – С. 58-61.
47. Тихомирова О.Б. Проблема готовности детей дошкольного возраста к школе в психолого-педагогической литературе / О.Б. Тихомирова // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. Т.1. – № 1. – С. 80-83.
48. Урутина Т.М. К вопросу о психологической готовности ребенка к школьному обучению / Т.М. Урутина //Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 7. – С. 2-5.
49. Чиркова Ю.В. Проективные методы в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте / Ю.В. Чиркова. – М.: Юрайт, 2020. – 218 с.
50. Чуганова К.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе / К.Е. Чуганова. – М.: Изд-во Московской открытой социальной академии, 2015. – 60 с.