Офисы по всей России и в г. Санкт-Петербурге

Ваш город - Санкт-Петербург

Авторам

Как написать курсовую: 9 основных этапов на пути к успеху

28 апреля 2021 г.

Время чтения 10 минут

Содержание

Содержание:

Написание качественной и действительно полезной курсовой работы требует усилий и полного погружения в рассматриваемую тему. При подготовке проекта нужно подойти ко всему максимально ответственно: от выбора научного руководителя до подготовки материала, на основе которого будет создаваться проект.

Многие студенты, которым предстоит эта объемная работа, испытывают растерянность. В этой статье рассказано, как написать курсовую работу. Все шаги подробно описаны, поэтому вам не придется искать дополнительную информацию в других источниках.

Первый этап: подготовка к написанию курсового проекта

Курсовая работа – это самостоятельно проведенное научное исследование, охватывающее определенную проблему, которая представляет интерес для научной отрасли. Прежде, чем приступить к ее подготовке, нужно предпринять следующие шаги:

  1. Выбрать научного руководителя. Это преподаватель, который будет контролировать процесс создания проекта, поэтому важно, чтобы в сферу его научных интересов входила выбранная вами проблематика. Обратите внимание! Интересующий вас преподаватель может брать ограниченное количество студентов, поэтому подойдите к нему как можно раньше для обсуждения всех деталей.
  2. Определиться с направлением работы и сформулировать тему. Полезный совет: составляйте название проекта таким образом, чтобы в дальнейшем «выйти» на тему дипломной работы. Благодаря этому половина опорного материала у вас будет готова: ее составят курсовые.
  3. Составить план курсовой работы. Чтобы сделать это, нужно иметь хотя бы общее представление о выбранной проблеме. Изучите несколько достоверных источников или материалов с похожей тематикой. На основе полученной информации составьте тезисный и развернутый план. Первый обсуждается с научным руководителем: как правило, он вносит в него коррективы. Получив его рекомендации и замечания, можно подготовить полноценный план, который, впрочем, может корректироваться в процессе написания проекта.
  4. Подготовить список материалов и источников, которые будут использованы для раскрытия сути проблемы. Обратиться за помощью можно к куратору: он обязательно подскажет авторитетные полезные источники. Но и о самостоятельной работе не стоит забывать: сходите в библиотеку, изучите имеющиеся материалы и обязательно подберите что-то для будущего «курсовика».

Перед тем, как начать написание смысловых частей работы (введение, основные разделы, выводы), обязательно попросите у научного руководителя методическое пособие кафедры. В нем перечислены все требования к проекту, касающиеся составления и оформления. Вы сможете обращаться к пособию каждый раз, когда возникнут вопросы, не беспокоя преподавателя.

Второй этап: сбор источников и полезной информации

Научные труды должны основываться на хорошей базе источников. В их качестве, в зависимости от направления подготовки студента, могут выступать:

  • учебники;
  • учебные пособия;
  • нормативно-правовые акты;
  • периодические издания (журналы, газеты) – специализированные и научные;
  • монографии;
  • диссертации;
  • авторефераты.

Источники можно брать и из интернета: в сети есть отсканированные экземпляры трудов, которые сложно найти в свободном доступе.

Совет. При поиске литературы можно воспользоваться такими сервисами, как Google Scholar и КиберЛенинка. С помощью первого можно искать научные публикации и книги, вне зависимости от года и страны их издания. Здесь находят даже те материалы, которых нет в открытом доступе. В базе КиберЛенинки содержатся миллионы статей, посвященным различным наукам. С помощью этих сервисов можно довольно быстро подготовить список литературы для создания курсовой работы.

Третий этап: написание основных смысловых частей курсовой работы

Введение – это первый «основательный», смысловой элемент научного исследования. Хотя оно располагается перед основной частью, поделенной на разделы и подразделы, писать его рекомендуется после завершения курсовой, когда будет легко формулировать мысли относительно проделанной работы.

Вводная часть должна объяснять, почему исследование было посвящено именно этой теме, какой интерес оно представляет для современной науки.

Во введении необходимо осветить такие моменты курсовой работы:

  • актуальность, значимость темы в конкретный период времени, ее влияние на определенную сферу жизни;
  • цель и задачи исследования;
  • объект и предмет (область исследования и ее отдельно взятый элемент, свойство);
  • методы изучения проблемы (анализ, синтез, классификация, научный эксперимент и т.д.);
  • практическая значимость исследования (возможность применения результатов, полученных в ходе исследования, в реальной жизни для решения существующих научных проблем).

Стандартно размер вводной части курсового проекта составляет не более 10% от общего объема, то есть 2-3 страницы.

Четвертый этап: подготовка основной части

Для того, чтобы успешно написать курсовую, нужно максимально полно раскрыть суть выбранной проблемы в основной части. Это центральный элемент научной работы студента. Он занимает около 70-80% общего объема проекта. Обычно основная часть состоит из трех глав:

  • теоретической;
  • практической (выделяется не в каждой дисциплине);
  • рекомендательной.

В первой главе основного раздела курсовой работы предоставляют обзор теоретических основ по исследуемой проблеме.  Здесь нужно описать ее текущее состояние, краткий обзор мнений.

В теоретической главе можно и нужно цитировать специалистов и исследователей (разумеется, со ссылкой на соответствующий научный труд – монографию, статью).

Практическая, или аналитическая, часть курсового проекта – это своеобразное доказательство того, что студент действительно проводил научно-исследовательскую работу. Содержание этого раздела зависит от того, какие цели и задачи были поставлены во введении.

Например, студенты инженерных специальностей в практической части демонстрируют чертежи, выполненные вручную или с помощью компьютерных программ, математики приводят расчеты.

Для иллюстрации полученных в ходе исследования выводов можно использовать таблицы и графики. Важно, чтобы их формат соответствовал листу А4. Более сложные графические элементы необходимо помещать в последний раздел курсового проекта – «Приложения».

Последняя, рекомендательная, часть проекта представляет наибольший интерес. В ней автор предлагает разработанные рекомендации относительно использования полученных результатов на практике. Это может быть рациональное предложение, внедрение которого в систему отдельной организации может повысить прибыль или облегчить учет определенных параметров.

Все предложения и рекомендации обязательно должны быть четко обоснованными, подкрепленными аргументами или конкретными примерами.

Пятый этап: составление выводов

Заключение – не менее важная часть, чем введение. Эти структурные элементы исследования пересекаются между собой: в первом указаны цели и задачи работы, во втором описано, удалось ли их достичь и выполнить. А как правильно написать заключение, вы можете узнать в статье по ссылке.

В заключительной части автор курсовой работы формулирует краткие, но емкие выводы по результатам проделанного исследования. Здесь необходимо указать итоги решения поставленных на начальном этапе задач, описать проанализированные и решенные вопросы. Обязательно нужно отметить, какой вклад внесло в науку представленное исследование.

Шестой этап: составление и оформление списка литературы

В разделе под названием «Источники» студенту не нужно использовать различные формулировки и строить красивые фразы, чтобы описать свою работу. Здесь достаточно перечислить названия всех источников, которые использовались при написании курсового проекта. Тем не менее, эта задача часто вызывает сложности. Это связано с тем, что каждый тип литературного источника оформляется по определенным, действующим только для него, правилам.

Основные рекомендации:

  1. При описании книги нужно указать ФИО автора, название труда, год выпуска, количество страниц.
  2. Для статьи из сборника или периодического издания необходимо указать автора, название работы, название журнала или газеты, в котором она размещена, год и номер выпуска, а также номера страниц, на которых напечатана информация.
  3. При упоминании сайтов, с которых брали информацию, необходимо указать автора, название статьи или работы, адрес страницы и дату обращения к ней.

Стоит помнить и о пунктуации при оформлении названий источников. Главные правила, о которых нужно помнить:

  • после фамилии и перед инициалами автора ставят запятую;
  • при написании названия источника (книга, статья и т.д.) кавычки не используют;
  • после наименования труда печатают косую наклонную линию (слэш), после указывают данные об авторстве (например, «под редакцией…» и т.д.);
  • если у издания несколько авторов, то в начале строки нужно упомянуть первого из них, а ФИО остальных указывать после косой черты, в алфавитной очередности;
  • после этих данных ставят двойную косую наклонную черту и указывают название издательства, место и год выпуска.

Список литературы делится на несколько частей, в каждой из которых расположены издания по определенной тематике. Первыми идут нормативно-правовые акты, затем – стандарты и ГОСТы. Далее размещают:

  • авторефераты, монографии, диссертации;
  • книги;
  • статьи из периодических журналов или сборников;
  • патенты;
  • источники, взятые из интернет-ресурсов.

В каждом разделе вначале располагают русскоязычные источники и только потом – иностранные.

Для получения более подробной информации о том, как правильно оформить список литературы, советуем ознакомиться с нашей статьей.

Седьмой этап: оформление приложений

Приложения – не обязательный, но желательный раздел в курсовой работе. К ним относятся большие и сложные таблицы, графики, чертежи, рисунки, копии инструкций и т.д. Этот раздел не всегда оформляется вместе с курсовой: если он содержит нестандартные графические элементы, которые не помещаются на листах А4, то их оформляют отдельным документом, на страницах подходящего формата.

Основные рекомендации по оформлению приложений в курсовике:

  • каждый элемент располагается на отдельном листе;
  • заголовок печатают заглавными буквами, точку в конце не ставят;
  • приложения отмечают не цифрами, а буквами (А, Б, В), если иное не установлено представителями кафедры;
  • если в разделе есть только один вспомогательный элемент, его отмечают как «ПРИЛОЖЕНИЕ А».

Приложения не входт в общий объем курсовой работы, то есть не влияют на количество ее страниц. Число вспомогательных материалов не ограничено, но все-таки не стоит включать более 10 приложений. Для курсовой достаточно даже 3-5 материалов.

Восьмой этап: правильное оформление работы в соответствии с ГОСТ

Смысловое содержание исследования имеет важное значение, но многое зависит и от правильности оформления курсового проекта. Основные требования установлены ГОСТом, но в отдельных учебных заведениях могут предъявляться дополнительные нормы. Обычно они перечислены в методическом пособии.

Итак, основные общепринятые рекомендации:

  1. Шрифт – Times New Roman.
  2. Кегль – 12 или 14.
  3. Межстрочный интервал – 1,5.
  4. Отступ строки – 1,25 см.
  5. Выравнивание основного текста – по ширине.
  6. Отступы полей – слева 3 см, справа – 1 см, сверху и снизу – по 2 см.
  7. Нумерация станиц – сквозная, начинается с титульного листа, но ради эстетичности не проставляется на нем.

На титульном листе курсовой работы должна содержаться такая информация:

  • полное наименование вышестоящего государственного органа (обычно это Минобрнауки РФ);
  • полное название ВУЗа, без сокращений и аббревиатур;
  • наименование научной дисциплины, которой посвящено исследование;
  • виды работы и ее тема;
  • информация об авторе с указанием курса и группы;
  • данные о научном руководителе, включая должность и научное звание;
  • город написания курсовой;
  • год написания.

В тексте исследования не должно быть грамматических или пунктуационных ошибок.

Девятый этап: подготовка к защите

Мало написать курсовую работу – ее нужно еще и успешно защитить. Для этого нужно еще раз внимательно перечитать всю курсовую, выписать основные моменты, составить по ним тезисы и написать речь для выступления.

Защита проходит таким образом:

  • автор исследования выступает перед аудиторией с презентацией проекта в течение 7-10 минут;
  • студенту задают вопросы, касающиеся его работы, члены комиссии;
  • представители аттестационной комиссии совещаются и оглашают результат защиты.

Речь для защиты должна иметь определенную структуру. В ней необходимо указать следующее:

  • тема проекта;
  • актуальность исследования, характеристика вклада, который работа вносит в современную науку;
  • уровень проработки (насколько изучена выбранная проблема, кто занимался ею ранее, на какой стадии находится ее изучение в данный момент);
  • объект и предмет исследования;
  • цель и задачи работы;
  • методы научного познания, которые использовались автором для получения результатов в ходе исследования;
  • результаты, которых удалось достичь автору при выполнении работы;
  • общий вывод по проделанной работе (чего удалось достичь, а что не получилось, какие моменты вызвали наибольшие затруднения и т.д.).

Речь рекомендуется сопроводить мультимедийной презентацией. Ее необходимо подготовить заранее. На слайдах не должно повторяться то, о чем говорит выступающий. Задача презентации – дать больше визуального материала, который может быстро проиллюстрировать то, что пришлось бы долго объяснять словами.

Не стоит забывать, что регламент ограничен: на выступление дается не более 7-10 минут. За это время нужно успеть рассказать все самое главное о своей работе.

Выводы

Курсовая работа требует времени и усилий. Сбор качественного материала, подготовка методологической базы, формулировка доказательств – все это достаточно сложно. Если у вас по определенным причинам не хватает времени и ресурсов для создания курсового проекта, рекомендуем обратиться в компанию, специализирующуюся на написании студенческих работ.

В штате – аспиранты, преподаватели ВУЗов, научные сотрудники. Они ответственно подходят к подготовке каждого проекта. Вам останется лишь изучить материал и подготовиться к его защите.

Самые популярные статьи