Офисы по всей России и в г. Санкт-Петербурге
Авторам

Как написать введение к дипломной работе

22 марта 2021 г.

Время чтения 8 минут

Содержание:

Введение – обязательный структурный элемент в любом научном проекте. При подготовке дипломного проекта этой части нужно уделить особое внимание, так как именно здесь обосновывается актуальность проведенного исследования. От того, насколько правильно составлена вводная часть, зависит возможность донести до проверяющего научную значимость работы, возможность применения ее результатов на практике. В этой статье расскажем, как написать введение для дипломной работы.

Роль введения. Структура раздела

Введение дипломной работы следует сразу за содержанием. Этот раздел состоит примерно из 3-5 страниц. Несмотря на сравнительно небольшой объем, он имеет важное значение. Здесь автор исследования объясняет, какова роль этой работы и какую цель она преследует.

Текст этого раздела рекомендуется писать в последнюю очередь, после завершения основной части. Когда проект практически готов, гораздо легче объяснить выбор представленной темы и рассказать о том, какие задачи были выполнены для ее полного раскрытия.

Это не значит, что до окончания проекта студент не имеет представления о том, почему он выбрал конкретную тему, каковы ее объект и предмет, какую цель нужно достичь. Общий план и наброски введения обязательно должны быть подготовлены до написания основной части, но окончательный текст этого раздела лучше оставить на потом.

Введение имеет четкую структуру. Сюда входят:

  • актуальность проблемы, которой посвящено исследование;
  • объект и предмет;
  • цель и задачи работы;
  • гипотеза;
  • методы, использованные при проведении научного исследования;
  • определение научной новизны дипломной работы;
  • описание практической значимости (возможность применения полученных результатов на практике для решения имеющейся научной проблемы.

Стоит обратить внимание: вводная и заключительная части дипломного проекта тесно связаны между собой. В первой автор рассказывает о том, что нужно сделать для достижения поставленной цели, во второй – описывает, удалось ли ему добиться ее и что он для этого сделал. Поэтому обязательно прочтите статью о том, как написать заключение в дипломной работе.

Подробная характеристика каждого структурного элемента введения

Введение к дипломному проекту предоставляет краткую характеристику проведенного исследования, формирует у читателя четкое понимает о том, о чем пойдет речь в тексте.

Объем этого структурного элемента не должен превышать 10% от общего.

Актуальность темы

В этой части студент должен четко объяснить, почему он выбрал конкретную тему. Здесь раскрываются следующие моменты:

  • важность и значимость проблемы в современной науке;
  • ее влияние на отрасль, в рамках которой происходит изучение вопроса (экономика, право, психология и т.д.);
  • новизна проделанного научного исследования.

С точки зрения науки, актуальной является проблема, которая на данный момент изучена недостаточно. Актуальность темы также может быть обусловлена необходимостью применить на практике накопленные теоретические знания, результаты проведенных экспериментов, сделанных открытий.

Чтобы правильно обозначить актуальность, следуйте такой схеме:

  • выявите пробел, так называемое «слабое звено», в объекте или предмете исследования;
  • обозначьте проблему;
  • свяжите ее реалиями современности;
  • укажите на положительный эффект, который окажет использование результатов дипломной работы при решении данной проблемы.

При подготовке этой части можно пользоваться такими фразами-клише:

  1. «Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время…».
  2. «Сегодня проблема… является одной из самых актуальных, потому что…».
  3. «Проблема… привлекает к себе внимание ученых, так как…».
  4. «На сегодняшний день не существует единого мнения по поводу…».

Описание актуальности в среднем занимает не более 2-3 абзацев. В этой части важно правильно сформулировать ответ на вопрос, который в первую очередь зададут члены комиссии: «Почему именно эта тема была выбрана для разработки?».

Объект и предмет исследования

Обосновав актуальность выбранной темы, автор дипломной работы переходит к описанию объекта и предмета своего научного исследования. Часто даже выпускники-магистры путают эти два понятия и в результате неправильно формулируют свои мысли в этом подразделе. Разберемся, что это такое и чем они отличаются друг от друга.

Если говорить просто, то объект – это событие или явление, которое будет рассматриваться автором в выпускной дипломной работе. Предмет – это то, что ограничивает выбранную область исследования, устанавливает рамки, за которые автор не должен выходить при описании проблематики. Предмет выступает одним из аспектов объекта, который будет рассматриваться и изучаться в работе.

Объект и предмет соотносятся как общее и частное: первый представляет собой обширную область, которую исследуют, а второй отражает ее важные свойства или отношения, тем самым определяя границы исследования.

Объектом изучения в выпускном проекте могут выступать:

  • учение;
  • теория;
  • сфера знаний;
  • социальные и правовые институты;
  • экономические законы;
  • процессы интеллектуальной жизни общества.

Это далеко не полный перечень возможных объектов изучения: все зависит от дисциплины, по которой студент подготавливает работу. Например, если в качестве объекта выступает гражданское право, то предметом может быть конкретное правоотношение по поводу дарения, вступления в наследство, авторских прав и т.д. В биологии предметом изучения может являться определенный процесс, протекающий в живом организме, в психологии – взаимоотношения внутри конкретной группы людей.

Цель и задачи работы

Цель связана непосредственно с темой дипломной работы. Это конкретно-практическая операция, выполнению которой посвящен выпускной проект. Важно правильно сформулировать ее: цель должна максимально точно отображать содержание научной работы.

Это не вызовет сложностей: достаточно добавить слова «выявить», «определить» или «проанализировать» перед названием темы. После нее можно добавить фразу «и разработать рекомендации/предложения по совершенствованию…».

В качестве примера: если тема дипломной работы определена как «Особенности сборки крыла пассажирского самолета АН-148», то цель указывают так: «Определить этапы сборки крыла пассажирского самолета АН-148 и разработать рекомендации по их оптимизации».

При формулировке цели научного исследования важно не допустить распространенных ошибок. Они проявляются в следующем:

  • цель не имеет прямой связи с темой проекта;
  • отсутствует указание результата, которого автор планирует добиться в ходе выполнения работы;
  • цель подменяется средствами ее достижения (задачами).

Задачи дипломной работы – это несколько последовательных действий, направленных на достижение цели. Во введении их нужно описывать с помощью таких глаголов:

  • установить;
  • проанализировать;
  • выявить;
  • разработать;
  • описать;
  • обосновать.

В качестве примера. Пусть тема дипломной работы звучит как «Автоматизация и эксплуатация рабочего места секретаря на примере ООО «Купец». В данном случае целью является определение экономического эффекта от автоматизации рабочего места секретаря на указанном предприятии. Исходя из этого, определяются такие задачи:

  1. Изучить основные способы автоматизации рабочего места, доступные на предприятии.
  2. Рассчитать затраты на их внедрение.
  3. Разработать экономическое заключение о целесообразности автоматизации рабочего места.

Каждая задача, упомянутая в перечне, должна обеспечивать достижение цели. Нельзя дублировать в задачах цель научного исследования. Важно не перепутать их с методами научного исследования, о которых речь пойдет ниже.

Гипотеза

Гипотеза научного исследования обычно занимает не более одного абзаца. Она представляет собой предположение, прогнозируемый результат, достоверность которого должна быть доказана опытным путем в ходе работы. Для ее подтверждения или опровержения студент и проводит исследование.

Гипотеза обязательно должна быть связана с объектом или предметом исследования. Чтобы подчеркнуть субъективность выдвигаемой идеи, нужно пользоваться фразами «Предполагается, что…», «Можно допустить, что…».

В качестве примера рассмотрим тему по направлению «Производственный менеджмент», которая звучит как «Документооборот в организации». Гипотеза в данном случае может быть представлена таким образом: «Можно допустить, что более глубокое внедрение современных компьютерных технологий на предприятии поднимет уровень его документооборота и снизит случаи потери важной документации до нуля».

Методы исследования

Методы исследования – это приемы и способы, с помощью которых происходит познание объекта дипломной работы. Во введении нужно обязательно указать, какие из них использовались в процессе изучения выбранной проблематики. Кроме этого, их нужно обосновать, то есть объяснить, почему тот или иной метод исследования подходит в данном случае. А также советуем ознакомиться с нашей статьей о методах исследования в дипломной работе.

Базовые общенаучные методы, которые подходят для любой науки:

  1. Анализ – изучение предмета путем его мысленного или практического разделения на составные элементы.
  2. Синтез – изучение объекта в его целостности, с точки зрения взаимосвязи его составных элементов.
  3. Дедукция – выведение из общих достоверных положений конкретных следствий.
  4. Индукция – выведение общего вывода на основе частных признаков элементов, принадлежащих к конкретной группе.
  5. Аналогия – познание явлений и предметов на основе изучения их сходства с другими явлениями и предметами.
  6. Абстрагирование – выделение конкретного предмета, изучение которого производится при его отвлечении от связей с другими предметами.
  7. Конкретизация – процесс нахождения целостного, многостороннего, сложного и взаимосвязанного.

Также существуют частные методы познания, сфера использования которых ограничивается отдельными науками. Например, в юридической науке используются правовое моделирование, метод правовой статистики, метод правовой психологии.

Во введении описание использованных методов нужно выделить такой фразой: «При написании работы применены следующие методы исследования: …».

Научная новизна и практическая значимость

Научная новизна – очень важный элемент введения в дипломной работе, несмотря на то, что занимает всего 1-2 абзаца. Здесь необходимо рассказать о том, что принципиально нового исследование привнесло в науку. Автор должен подчеркнуть собственный нестандартный подход к изучению определенной проблемы, рассказать о том, что он нашел что-то новое, не описанное ранее.

Для того, чтобы выделить новизну, нужно воспользоваться такой фразой: «Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые рассмотрено/изучено/применено/получено/сформулировано…».

В качестве примера: «Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые изучен гендерный аспект в революционных движениях».

При описании практической значимости исследования нужно ответить на вопрос: «Какую пользу получит мир от проделанной работы?». Здесь нужно описать способ применения полученных в ходе исследования результатов или разработок на практике.

В качестве примера: если студент раскрывает тему «Приобщение к искусству как один из аспектов нравственного воспитания подростков из неблагополучных семей», то практическая значимость такого исследования может заключаться в применении результатов работы педагогами школьных образовательных учреждений, а также использовании при подготовке специалистов по направлению «Педагогика».

Заключение

Правильно написанное введение на 50% гарантирует успех защиты исследования. Члены комиссии обращают особое внимание на вводную и заключительную части, поэтому нужно подойти к их оформлению с максимальной ответственностью.

Подготовка введения имеет много нюансов: здесь нужно правильно расписать каждый структурный элемент и привести его в соответствие с темой работы. Если по определенным причинам вы не можете заниматься подготовкой и оформлением дипломного проекта, рекомендуем обращаться в специализированную компанию по написанию студенческих научных работ.

Самые популярные статьи