Офисы по всей России и в г. Санкт-Петербурге

Ваш город - Санкт-Петербург

Авторам

Методы исследования в дипломной работе

8 февраля 2021 г.

Время чтения 9 минут

Содержание

Содержание:

При написании любой дипломной работы обязательно используют методы исследования – теоретические и практические приемы, с помощью которых достигают поставленные цели и задачи в ходе изучения выбранной проблемы. Без них невозможно провести научную работу, обработать информацию, сделать выводы и разработать собственные рекомендации.

Такие инструменты обязательно описывают в одном из разделов введения выпускного проекта. Выбор методов зависит от дисциплины, темы работы, особенностей исследования.

В каждой науке есть собственные научные инструменты, с помощью которых можно решить поставленные задачи и добиться цели, определенной темой дипломной работы. Эта статья представляет собой обзор существующих на сегодня методов, позволяющих получить новые знания в рамках исследования. Изучив их сущность и значение, вы сможете подобрать именно те из них, которые будут уместны в вашей работе.

Значение методов исследования

Методы исследования в дипломной работе выступают приемами, с помощью которых студент изучает выбранную проблему. Они подразумевают определенную последовательность действий и операций, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

В основе любого научного метода, вне зависимости от дисциплины, должны лежать такие принципы:

  1. Объективность. Исследователь не позволяет субъективным представлениям оказывать влияния на процесс научного познания.
  2. Систематичность. Речь идет об упорядоченности и логичности процесса научного познания.
  3. Воспроизводимость. Этот принцип подразумевает, что все этапы научного познания можно повторить и тем самым проверить достоверность полученных результатов.

Чтобы определить, какие инструменты будут уместны именно в вашей работе, нужно вначале правильно поставить ее цель и задачи. Понимание действий, которые вам предстоит выполнить, – ключ к выбору правильных методов.

Обратите внимание! Метод и методика – два разных понятия. Первое представляет собой конкретный способ, путь изучения проблемы. Что касается методики, то это – комплекс, совокупность способов и приемов познания.

Подходы к классификации методов

Существуют разные критерии для классификации методов научного исследования:

  • содержание изучаемых объектов (естествознание, социально-гуманитарные науки);
  • уровень познания (эмпирические, теоретические);
  • сфера применения и степень общности (всеобщие, общенаучные, частные, специальные).

В более широком смысле все существующие методы исследования подразделяют на теоретические и практические. Желательно, чтобы в дипломной работе присутствовали инструменты из обоих названных групп.



Пример системы методов исследования

Теоретические способы познания

Теоретические методы исследования в выпускном проекте используются для систематизации информации, определения природы различных явлений, выявления взаимосвязей между процессами. В эту группу входят несколько инструментов.

Анализ

Суть этого метода исследования заключается в разложении объекта на составные части (признаки, свойства, стороны), каждая из которых изучается отдельно. Еще одна важная процедура, которая выполняется в рамках данного метода, – улучшение функционирования каждой из выделенных частей. Анализ позволяет всесторонне, детально изучить объект.

Этот метод наиболее часто используют при написании дипломных и курсовых работ. Он подходит для применения во всех отраслях знаний.

В качестве примера: в экономических дисциплинах можно использовать данный научный способ познания, чтобы проанализировать себестоимость продукции, исходя из основных компонентов затрат (закупка сырья, использование энергоресурсов, выплата заработной платы сотрудникам).

Синтез

Это прием мышления, который подразумевает соединение отдельных частей или сторон объекта в единое целое после согласования характеристик, выделенных методом анализа частей.

Анализ и синтез – неразрывно связанные методы, которые только в единстве позволяют получить необходимые знания. Элементы, полученные в процессе анализа, подвергаются синтезу, что позволяет углубить исследование системы. Таким образом, синтез переводит знания на другой, более высокий, уровень, а также позволяет создать причинно-следственную связь между данными, полученными в разное время.

В качестве примера: по результатам анализа работы разных структур промышленного предприятия (производственный цех, технический состав, бухгалтерия и т.д.) был выполнен синтез, на основе которого выявлены общая ситуация, сложившаяся на предприятии, его рентабельность и эффективность.

Абстрагирование

Суть этого способа познания заключается в том, что при изучении определенного явления или процесса во внимание не принимаются его несущественные стороны или признаки. Это позволяет автору сконцентрироваться на свойствах изучаемого предмета, отсекая для этого его вторичные признаки.

Результат абстрагирования – образование отдельно взятых понятий и категорий, а также их систем.

В качестве примера: при изучении определенного жанра литературы можно не принимать во внимание такие характеристики, как язык или стиль.

Конкретизация

Конкретизация –метод, который прямо противоположен абстрагированию. С его помощью в процессе исследования выделяют существенные свойства, связи и отношения явлений или предметов. Конкретизация требует учитывать абсолютно все, даже второстепенные, условия, в которых находится исследуемый объект. Основная цель данного способа познания – нахождение целостного, взаимосвязанного, сложного и многостороннего.

Конкретизация и абстрагирование – методы исследования в дипломной, которые взаимно дополняют друг друга.

Сравнение

Такой метод исследования в дипломной работе основывается на сопоставлении объектов для определения сходных черт и различий между ними. Благодаря этому исследователь получает о них более глубокое представление.

Выбирая этот инструмент, автор работы должен определить основу сравнения, то есть критерий, по которому объекты будут сравниваться.

Метод сравнения дает возможность выполнить в дальнейшем обобщение в рамках научного исследования.

В качестве примера: этот метод позволяет сравнивать автомобили моделей разных марок, а также разные модели от одного производителя, и на основе этого выделять общие и частные черты.

Обобщение

Этот инструмент предусматривает логический процесс и результат мысленного перехода от единичного к общему. Метод заключается не просто в мысленном выделении и синтезировании общих признаков, а в выявлении единого в многообразном, общего – в единичном, закономерного – в случайном.

Метод обобщения применяют, если нужно объединить несколько объектов или предметов в более крупную группу по сходным признакам и таким образом выявить общие особенности.

В качестве примера: если мы имеет понятие «лимон», то с помощью метода обобщения можем отнести его сначала к более крупной группе цитрусовых, а затем – к растениям в целом.

Индукция

Это способ рассуждения и метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Другими словами, при его использовании автор научной работы двигается от частных положений к общему выводу.

Пример индукции по аналогии: «Земля и Марс имеют схожие признаки. На Земле есть жизнь. Так как на Земле есть жизнь, на Марсе она тоже есть».

Дедукция

Это разновидность умозаключений от общего к частному: вывод делают на основе знаний обо всех признаках определенной совокупности.

Наибольшее познавательное значение этот способ исследования в дипломной работе проявляет, если в качестве общей посылки выступает гипотетическое предположение, новая научная идея. В этом случае дедукция выступает отправной точкой в зарождении новой теоретической системы.

В качестве примера: «Все металлы пластичны. Серебро – металл. Следовательно, серебро – пластичный металл».

Классификация

Данный научный метод позволяет распределить предметы, явления и прочее в соответствии с определенным, важным для исследователя признаком. Этот способ особенно востребован в исследованиях, в которых требуется приведение статистических данных.

В качестве примера (классификация полезных ископаемых по критерию назначения):

По назначению выделяют такие виды полезных ископаемых:

  • горючие полезные ископаемых;
  • руды;
  • гидроминеральные ископаемые;
  • нерудные полезные ископаемые;
  • камнесамоцветное сырье;
  • горнохимическое сырье.

При выборе конкретных методов исследования в дипломной работе автор в первую очередь ориентируется на дисциплину и специфику темы. В любом случае, вне зависимости от этих критериев, в каждом труде обязательно применяют два основных способа научного познания – анализ и синтез.

Практические методы в дипломной работе

Практические, или эмпирические, методы исследования применяют в дипломной работе для того, чтобы получить данные опытно-прикладным путем. Они позволяют доказать или опровергнуть выдвинутые гипотезы.

В эту группу методов входят:

  1. Наблюдение. Это один из самых простых, и вместе с тем – ключевых способов познания в любом научном исследовании. Суть метода состоит в наблюдении за объектом и фиксации его важных показателей. Наблюдение может быть прямым, то есть без применения специальной техники, и косвенным, с использованием фиксирующих приборов и аппаратуры. Таким методом часто пользуются орнитологи – специалисты, занимающиеся изучением птиц. Они, наблюдая, устанавливают их место проживания, поведение, особенности питания.
  2. Эксперимент. Такой способ познания рассматривают как разновидность наблюдения. В этом случае объект изучения помещают в свою среду, чтобы рассматривать его в чистом виде, без отвлекающих факторов, которые препятствуют проведению исследования. Эксперимент должен не просто наглядно продемонстрировать конкретное свойство, но и повторяться по мере необходимости. Метод эксперимента часто используют при написании дипломных работ по психологии: например, студентов, которые изучают реакции человека в разных ситуациях, могут интересовать действия, если на их плече в метро заснул незнакомый человек, и т.д.
  3. Моделирование. Такой практический метод можно назвать подвидом эксперимента. Его суть состоит в замене материального или мысленно представленного предмета исследования аналогом, который обладает характеристиками оригинала. Способ моделирования актуален в случаях, когда заполучить рассматриваемый объект в реальности затруднительно или невозможно. Моделирование бывает математическим, геометрическим, графическим и т.д. Кроме того, с помощью этого метода можно воссоздать ситуацию или процесс. Примеры – чертежи, схемы, 3D-модели.
  4. Анкетирование. Это социальный метод опроса путем самостоятельного заполнения анкеты опрашиваемыми в соответствии с указанными в ней правилами. В анкете могут содержаться открытые и закрытые вопросы. Чаще всего такой метод используют при написании дипломных проектов по гуманитарным наукам.

Практические методы исследования в выпускной квалификационной работе позволяют всесторонне изучить объект и максимально полно охарактеризовать его. Это помогает успешно добиться поставленных во вводной части диплом целей и задач.

Частные (специальные) методы

Выбор инструментов исследования при написании дипломной работы зависит и от направления обучения студента, а также дисциплины, по которой он защищает проект. Для определенных наук существуют собственные, присущие только им, методы исследования.

В социально-гуманитарных науках можно выделить такие частные методы исследования:

  • метод экспертных оценок (изучение мнений 10-20 крупных специалистов в определенной сфере по конкретному вопросу);
  • игровые методы (применяются для выработки управленческих решений, особенно при анализе сложных, нестандартных ситуаций);
  • метод социометрии (применение математических средств к изучению социальных явлений: например, изучение определенных групп и межличностных отношений в них).

В юриспруденции также есть методы исследования, которые присущи этой сфере:

  • историко-правовой (рассмотрение правовых норм и юридической практики на разных этапах исторического развития);
  • социологически-правовой (определение правовой ситуации и ее оценка путем опроса и анкетирования);
  • сравнительно-правовой (установление общего и частного в правовой ситуации между правовыми институтами в разных странах мира).

Математические методы представлены разными типами моделирования. Оно может быть:

  • инвариантным (запись соотношения модели при помощи традиционного математического языка без ссылки на метод решения уравнений модели);
  • аналитическая (результат аналитического решения исходных уравнений модели);
  • алгоритмическая (запись соотношений модели и выбранного численного метода решения в виде алгоритма);
  • графическая (представление модели на определенном графическом языке).

Если вы сомневаетесь в целесообразности применения того или иного частного метода исследования, проконсультируйтесь с научным руководителем или изучите методическое пособие, разработанное кафедрой.

Материал настоящей статьи представлен в короткой презентации, которую мы рекомендуем вам к просмотру.

Заключение

Дипломная работа – важнейшее исследование, которое строится на определенных методах научного познания. Без них невозможно достичь целей и задач, поставленных во вводной части к проекту. Важно уметь выбирать и применять научные инструменты правильно.

Если вас пугает многообразие методов, и вы не располагаете достаточным временем для проведения фундаментального исследования, обращайтесь в учебный центр Студсервис. Мы занимаемся выполнением научных работ по разным дисциплинам и темам. Компания имеет широкий штат сотрудников, каждый из которых является экспертом в определенной области знаний. Вы можете быть уверены в качестве работы – как в смысловом плане, так и в плане оформления.

Самые популярные статьи