Фрагмент для ознакомления
2
«Учитель-ученик»
Взаимодействие с учениками - основа профессиональной деятельности учителя. Однако эффективно взаимодействовать с современными детьми удается далеко не каждому педагогу. Очень часто ученики начинают оказывать сопротивление, избегать педагогического воздействия. При таких условиях саморазвитие как учителя, так и ученика невозможно. Я считаю, что будущее педагогики - в диалогичности, партнерстве и взаимопонимании между всеми участниками педагогического процесса. Итак, рассмотрим аспект взаимодействия в системе «Педагог - ученик» как составляющую, обеспечивающую реализацию учителя как успешного педагога. Позитивное взаимодействие в этой системе возможно при условии целенаправленного и постоянного желания учителя развиваться и меняться, менять свою «Я-концепцию», что, по определению «Педагогического словаря», является «относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида про самого себя, которая переживается им как неповторимая, на основе которой, он строит свое взаимодействие с другими людьми и отношение к себе». Основным мотивационным фактором, побуждающим педагога к изменениям в восприятии себя и изменений в отношениях с другими людьми, должно быть стремление испытывать удовольствие от процесса взаимодействия, в данном случае учителя с учениками и учеников с учителем.
Остановимся на основных позициях во взаимодействии учителя и учащихся.
1. Позиция превосходства: «я - над другими» Учитель, который строит взаимодействие с такой позиции, использует обычно авторитарный стиль, осознанно или неосознанно прибегает к принуждению, приказам, давления, запугиванию и унижению достоинства учеников для того, чтобы оставаться в позиции «я - над другими». Такое взаимодействие вызывает противостояние у одних учеников и выражается в спорах, нежелании выполнять задание учителя, а у других учеников приводит к равнодушию, безынициативности, незаинтересованности по отношение к предмету и к учителю, который его преподает. Учитель также часто чувствует внутреннюю неудовлетворенность в результате такого взаимодействия.
2. Позиция подчиненности: «я - под (снизу)» данная позиция характерна для учителя, который чувствует себя неуверенно, не верит в себя, свои силы, имеет заниженную самооценку и чувство собственного достоинства. Она выражается в неуверенном голосе, отсутствии его эмоциональной окраски, возможно, также в обращениях к ученикам с частыми извинениями и неуверенными просьбами. Это чувствуют ученики, и взаимодействие в таких условиях не является продуктивной: дети не слышат и не хотят слышать учителя, выполнять то, что он предлагает. Причина такого непродуктивного общения - в отношении учителя к самому себе: он не уважает себя, свое достоинство, не любит себя, и поэтому сознательно становится в позицию «я - под (снизу)». При таком взаимодействии, прежде всего, страдает учитель от своей нереализованности как педагог, а опосредованно - ученики, поскольку неполноценное взаимодействие приводит к неэффективно организованному педагогическому процессу и приводит к некачественным результатам педагогического труда.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература:
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.Р.Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с. (Практическая психология в образовании).
Сухомлинский В.О. Разговор с молодым директором школы /В.О.Сухомлинский// Сухомлинский В.О. Избранные произведения в 5-ти т. – Т.4.– К.: Советская школа, 1976.– С. 393 – 626